Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Богослов.ру: "Бедная религия". М. Эпштейн о постатеистической религиозности  (Прочитано 3759 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог

Социологические опросы в один голос подтверждают, что для большинства тех, кто именуют себя православными и мусульманами, это всего лишь способ национальной или культурной идентификации, который не предполагает особого религиозного рвения, а главное, не слишком привязывает к церкви или мечети.
<...>
Рост числа внеконфессиональных верующих растет по всему миру [[интересная конструкция :)]]. Одна из причин — потеря доверия к организованной религии. И то, что у нас этот тренд проявляется так заметно, говорит само за себя.

Б.Фаликов

Отсюда
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Черепаха Торчилла

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 249
  • Reputation Power: 6
  • Черепаха Торчилла has no influence.
    • Просмотр профиля
Интересно,как изменится "кривая",если ввести в систему координат ИСКРЕННОСТЬ ВЕРЫ))

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
 До недавнего времени динамика численности верующих шла в противоположном направлении в России и на Западе: в России число увеличивалось, на Западе уменьшалось. Поэтому если "советская история в большей степени вписывается в европейский поток секуляризации", то не совсем обычным образом. На Западе идет постепенное уменьшение числа верующих, а в России c конца 80-х до середины 2000-х шло увеличение.



Источник
« Последнее редактирование: 20 ФХЪРСап 2012, 21:10:26 от wayter »
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
[size=78%]Может быть, сокращение числа православных и огромное количество «верующих без религии» — продукт скандалов, которые сотрясали РПЦ последний год, и заставили отвернуться от церкви часть россиян? ... Координатор исследования Алина Багрина считает, что сокращение числа православных объясняется мировой модой на «секулярность» — веру без принадлежности.[/size]

Источник


Это не только российский, но, можно сказать, мировой тренд - believing but not belonging. C другой стороны, есть такое явление, как belonging but not believing, т.е. среди этого 41% православных наверняка есть люди, которые посещают церковь формально.
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
То, что в начале  1980-х  выразилось в эссе "Бедная религия"  как ожидание и  надежда,  в 1990-е гг. стало подтверждаться массовыми явлениями. Из  атеизма уходило гораздо  больше людей, чем приходило в храмы.   Они уходили - и не доходили, остаются где-то на распутье.

Исследование независимой службы «Среда»


Сенсация в том, что принадлежность к русской православной церкви указали лишь 41% опрошенных. Вторая по численности группа — 25% — это те, кто просто верят в Бога, но не исповедуют какую-то конкретную религию. На третьем месте — атеисты — 13%. Мусульман у нас 6,5%...

Может быть, сокращение числа православных и огромное количество «верующих без религии» — продукт скандалов, которые сотрясали РПЦ последний год, и заставили отвернуться от церкви часть россиян? ... Координатор исследования Алина Багрина считает, что сокращение числа православных объясняется мировой модой на «секулярность» — веру без принадлежности.

Источник
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
То, что в начале  1980-х  выразилось в эссе "Бедная религия"  как ожидание и  надежда,  в 1990-е гг. стало подтверждаться массовыми явлениями. Из  атеизма уходило гораздо  больше людей, чем приходило в храмы.   Они уходили - и не доходили, остаются где-то на распутье. Но это распутье, в  сущности, и есть главная точка, где сходятся все пути, - точка единоверия, равного приятия всех вер  как ведущих к единству веры.  Таких верующих в  1990-е гг. оказалось едва ли не больше, чем  исповедующих какую-либо определенную веру. <...>

Чаще всего бедный верующий присоединяется рано или поздно к какой-нибудь исторической традиции, становится православным или иудеем, но гулкое пространство пустыни, раз пережитое, остается в нем навсегда.  Ведь именно  там, посреди мира, безо всяких приготовлений и оглашений, Бог схватил его  за сердце. Почти во всем мире люди  приходят к Богу через храм, куда   вступают еще детьми. В нынешней России люди приходят в храм через Бога. Отсюда  и ощущение тесноты этих каменных стен, стремление их раздвинуть.

М.Эпштейн

Источник
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Не является ли советский атеизм одной из разновидностей процесса секуляризации, просто более радикальной?


В общем-то, похоже на правду. Не является ли гильотина одним из средств борьбы с перхотью, просто более радикальным, чем шампунь?
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Вот отрывок из обзора материалов конференции по религиозной жизни в СССР:



"Конференция предоставила огромный материал о более или менее организованной, более или менее рассеянной lived religion.
В православии церковный «фасад» можно противопоставить и «катакомбной» субкультуре (М. Шкаровский) и множеству более рассеянных форм, таких как сети отношений вокруг исповедников и тайных монахов (Н. Киценко); «бродячие священники» (О. Морозов); старцы и старицы (О. Сибирева); секретные домашние крещения и браки (Н. Шлихта на украинском материале); паломничества к «так называемым святым местам» (как они официально именовались на бюрократическом языке) (С. Такахаси, У. Хун). В исламе мы можем найти очень сходные неформальные практики (А. Ярлыкапов, Р. Мусина, И. Бабич, М. Сафаров). Сходные явления можно зафиксировать и для других религий".


"притом что «форсированная секуляризация» радикально подорвала традиционные устои религий, она же стимулировала религиозное творчество, высвободила активную спонтанную религиозность: так, уже в 1920-е гг. антицерковная политика большевиков привела к обратному эффекту — резкому росту приходской самоорганизации (Г.  Фриз)".

И далее: "Если это так, то советская история в большей степени вписывается в европейский поток секуляризации" (это к вопросу о новизне и уникальности).

Там же упоминается перепись 1937 г., когда 56,7 % назвали себя верующими.

То есть реальная картина была намного сложнее, многообразнее и интереснее, чем представляет Эпштейн. Поэтому его статья мне показалась поверхностной и умозрительной.
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru

Я обнаружил в цитируемом выше отрывке следующие тезисы, приписываемые М.Эпштейну:

1.70-летний атеизм как новое явление мировой истории
2. Атеизм затронул не только интеллектуалов, но и массы.
3. Сформировалось несколько поколений неверующих людей.

Вы пишете: "Это очень поверхностная и умозрительная точка зрения". Какая именно точка зрения и в чем ее поверхностность?


Эти тезисы не вызывают у меня принципиальных возражений, но вызывают вопросы.


1. 70-летний период атеизма очевидно не был однородным. В 20-30-е гг. были много верующих людей, выросших еще при старой власти, и, видимо, поэтому велась яростная борьба с религией. Но в послевоенное время атеистическая пропаганда была направлена уже не столько против религии, сколько стремилась распространять научное мировоззрение среди населения, задевая религию косвенно.


2. и 3. Атеизм затронул массы. Антирелигиозные идеи овладевали массами и во время Великой французской революции, но, допустим, не в течение такого продолжительного периода времени. Но насколько корректно такое обобщение про поколения сознательно неверующих людей? Атеизм как сознательная позиция вообще не слишком распространенное явление. Обычно у людей равнодушное отношение к религии или верят во что-то, но не считают себя последователями какой-то религии и т.п.  Опять же в 70-80-е возникает увлечение экстрасенсорикой, биоэнергетикой, интерес к восточным учениям и пр. Хотя они не носили массовый характер, тем не менее.


Цитировать
"Наш семидесятилетний атеизм, как его ни называй: массовый, научный, государственный,- был, безусловно, новым явлением в мировой истории.


Да. Но как быть с процессом секуляризации в западных странах и упадком интереса к религии (или изменения религиозных предпочтений) в западных обществах в середине 20 века? Для него также характерно равнодушие или формальное отношение к религии. Не является ли советский атеизм одной из разновидностей процесса секуляризации, просто более радикальной?


Для меня в этой статье слишком много обобщений и суждений, не основанных на фактах (по крайней мере он их не приводит), но, наверное, для публицистической статьи 1996 года это нормально.
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
В своей статье Михаил Эпштейн отмечает, что семидесятилетний атеизм в Советском Союзе был, безусловно, новым явлением мировой истории потому, что он затронул не только интеллектуальные верхи общества, но и разлился в массы, сформировав несколько поколений сознательно неверующих людей.


Это очень поверхностная и умозрительная точка зрения, имхо. Несмотря на масштабность разрушений, религия каким-то образом выжила и в СССР, о чем свидетельствует и наличие верующих людей в советское время, и резкое их увеличение после распада Союза. Атеистическая пропаганда в позднем СССР носила скорее формальный характер. Но интересно другое. Соня Лурман, исследовательница атеизма и постсоветской религиозности в республике Мари-Эл, пишет, что одним из результатов советской атеистической пропаганды стало распространение "дидактических навыков" (создание различных визуальных материалов, обучение навыкам публичных выступлений, подбор фактов и иллюстраций и пр.) среди значительной части населения по всей стране (поскольку эта пропаганда была устроена так, что требовалась инициатива и работа на местах, а из центра рассылались только общие указания). И когда Союз развалился и началось распространение религий, то одними из наиболее активных неофитов оказались как раз активисты, занимавшиеся прежде атеистической пропагандой, которые успешно использовали свои навыки и опыт для социальной мобилизации верующих. То есть атеизм, получается, не столько пустыня, а скорее благодатная почва-)

Я обнаружил в цитируемом выше отрывке следующие тезисы, приписываемые М.Эпштейну:

1.70-летний атеизм как новое явление мировой истории
2. Атеизм затронул не только интеллектуалов, но и массы.
3. Сформировалось несколько поколений неверующих людей.

Вы пишете: "Это очень поверхностная и умозрительная точка зрения". Какая именно точка зрения и в чем ее поверхностность?

М.Эпштейн не утверждает, что религию удалось полностью искоренить и в стране не осталось верующих.  Очевидно, что в стране оставались храмы и при советской власти, а некоторые люди имели смелость ходить в церковь. Речь идет о том, что выросло поколение людей, которые были преимущественно неверующими.

В обсуждаемой статье М.Эпштейн пишет:

"Наш семидесятилетний атеизм, как его ни называй: массовый, научный, государственный,- был, безусловно, новым явлением в мировой истории. И раньше случались массовые ереси, но они не меняли религиозного ядра мировоззрения, не отменяли веры в Бога, в Священное Писание, в бессмертие души (например, немецкие анабаптисты). И раньше случались периоды вольнодумства, но они затрагивали только интеллектуальные верхи общества, не меняли общего религиозного настроения масс (например, французские просветители).

И только в Советском Союзе воинствующий атеизм разлился в массы, сформировав несколько поколений неверующих людей если и не враждебных религии, то глубоко к ней равнодушных. Если они сами не сносили храмов и не сжигали икон, то никогда и не молились, не призывали имени Бога, забыли о самом его существовании".

* * *

Вы пишете: "То есть атеизм, получается, не столько пустыня, а скорее благодатная почва-)". О чем-то сходном говорит и Эпштейн:

"В 1921 году Мандельштам написал, что в советское время все становятся христианами: скудость материальной жизни такова, что остается жить духом святым, и простая домашняя трапеза превращается во вкушение святых даров. "Культура стала церковью... Светская жизнь нас больше не касается, у нас не еда, а трапеза, не комната, а келья, не одежда, а одеяние... ". Далее М.Э. пишет: "Просто жить - уже означает "верить. Такую веру нельзя искоренить, ибо ее храм в каждом доме...".

Сама статья М.Эпштейна, котороя обсуждается в Богослов.ру, здесь
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Мустафа

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1089
  • Reputation Power: 17
  • Мустафа has no influence.
    • Просмотр профиля
А "предтечами "почвы" были Кашпировский и Чумак)))

 :D
эх, наверное, это был "золотой век" народного оккультизма.. , когда все во все верили изо всей дури..  )

Кашпировский напоминал реинкарнацию Иоанна Крестителя, но кто вселился в Чумака - для меня была загадка! Возможно, это выяснится с приходом нового мессии. В "гефсиманском саду".. . )
Чумак запомнился тем, что молча и как-то пугающе сопел в экране телевизора и делал руками пассы из тай цзю. Меня это сопение всегда раздражало, но почему-то убеждало в большей искренности Чумака в сравнении с Кашпировским. Чумак выглядел поэтому, какбэ, скромнее, поэтому я не любил его меньше, чем Кашпировского.   
А не любил их обоих за то, что у меня самого не было ни малейшей возможности залезть в экран телевизора и с наслаждением впечатлять по утрам и вечерам всю огромную страну. )

хотя в воркутинскую пургу я взглядом высекал искры из воздушных электрических проводов освещения.. !


rimlyanin

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 872
  • Reputation Power: 22
  • rimlyanin barely matters.rimlyanin barely matters.
    • Просмотр профиля
А "предтечами "почвы" были Кашпировский и Чумак)))

kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
В своей статье Михаил Эпштейн отмечает, что семидесятилетний атеизм в Советском Союзе был, безусловно, новым явлением мировой истории потому, что он затронул не только интеллектуальные верхи общества, но и разлился в массы, сформировав несколько поколений сознательно неверующих людей.


Это очень поверхностная и умозрительная точка зрения, имхо. Несмотря на масштабность разрушений, религия каким-то образом выжила и в СССР, о чем свидетельствует и наличие верующих людей в советское время, и резкое их увеличение после распада Союза. Атеистическая пропаганда в позднем СССР носила скорее формальный характер. Но интересно другое. Соня Лурман, исследовательница атеизма и постсоветской религиозности в республике Мари-Эл, пишет, что одним из результатов советской атеистической пропаганды стало распространение "дидактических навыков" (создание различных визуальных материалов, обучение навыкам публичных выступлений, подбор фактов и иллюстраций и пр.) среди значительной части населения по всей стране (поскольку эта пропаганда была устроена так, что требовалась инициатива и работа на местах, а из центра рассылались только общие указания). И когда Союз развалился и началось распространение религий, то одними из наиболее активных неофитов оказались как раз активисты, занимавшиеся прежде атеистической пропагандой, которые успешно использовали свои навыки и опыт для социальной мобилизации верующих. То есть атеизм, получается, не столько пустыня, а скорее благодатная почва-)
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
В своей статье Михаил Эпштейн отмечает, что семидесятилетний атеизм в Советском Союзе был, безусловно, новым явлением мировой истории потому, что он затронул не только интеллектуальные верхи общества, но и разлился в массы, сформировав несколько поколений сознательно неверующих людей.

Действительно, именно в СССР атеизм «воплотился» и обрел свой пространственно-временной контекст. По аналогии с библейским народом Божьим карикатурно появился «народ-безбожник» – советский народ, имеющий свою «святую землю» – страну победившего социализма и просуществовавший три-четыре поколения. Именно в СССР атеизм явил некую полноту и завершенность.

Атеизм, как новая пустыня, оставил пустое место в религиозной жизни советского общества. Что вырастет на этом месте в постсоветский период?
<...>
Нулевой градус – безбожие – пройден, и начинается то возрастание веры, которое не возвращается к доатеистической стадии, а вбирает её, представляет собой теистическое осмысление и преодоление самого атеизма.

«Бедная религия» начинает с нуля и как бы не имеет традиций. Её «Бог» - грядущий, второго и последнего пришествий. А последнее откровение может быть только одним и общим для всего мира, иначе оно бы не было последним.

Полностью здесь
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100