В своей статье Михаил Эпштейн отмечает, что семидесятилетний атеизм в Советском Союзе был, безусловно, новым явлением мировой истории потому, что он затронул не только интеллектуальные верхи общества, но и разлился в массы, сформировав несколько поколений сознательно неверующих людей.
Это очень поверхностная и умозрительная точка зрения, имхо. Несмотря на масштабность разрушений, религия каким-то образом выжила и в СССР, о чем свидетельствует и наличие верующих людей в советское время, и резкое их увеличение после распада Союза. Атеистическая пропаганда в позднем СССР носила скорее формальный характер. Но интересно другое. Соня Лурман, исследовательница атеизма и постсоветской религиозности в республике Мари-Эл, пишет, что одним из результатов советской атеистической пропаганды стало распространение "дидактических навыков" (создание различных визуальных материалов, обучение навыкам публичных выступлений, подбор фактов и иллюстраций и пр.) среди значительной части населения по всей стране (поскольку эта пропаганда была устроена так, что требовалась инициатива и работа на местах, а из центра рассылались только общие указания). И когда Союз развалился и началось распространение религий, то одними из наиболее активных неофитов оказались как раз активисты, занимавшиеся прежде атеистической пропагандой, которые успешно использовали свои навыки и опыт для социальной мобилизации верующих. То есть атеизм, получается, не столько пустыня, а скорее благодатная почва-)
Я обнаружил в цитируемом выше отрывке следующие тезисы, приписываемые М.Эпштейну:
1.70-летний атеизм как новое явление мировой истории
2. Атеизм затронул не только интеллектуалов, но и массы.
3. Сформировалось несколько поколений неверующих людей.
Вы пишете: "Это очень поверхностная и умозрительная точка зрения". Какая именно точка зрения и в чем ее поверхностность?
М.Эпштейн не утверждает, что религию удалось полностью искоренить и в стране не осталось верующих. Очевидно, что в стране оставались храмы и при советской власти, а некоторые люди имели смелость ходить в церковь. Речь идет о том, что выросло поколение людей, которые были
преимущественно неверующими.
В обсуждаемой статье М.Эпштейн пишет:
"Наш семидесятилетний атеизм, как его ни называй: массовый, научный, государственный,- был, безусловно, новым явлением в мировой истории. И раньше случались массовые ереси, но они не меняли религиозного ядра мировоззрения, не отменяли веры в Бога, в Священное Писание, в бессмертие души (например, немецкие анабаптисты). И раньше случались периоды вольнодумства, но они затрагивали только интеллектуальные верхи общества, не меняли общего религиозного настроения масс (например, французские просветители).
И только в Советском Союзе воинствующий атеизм разлился в массы, сформировав несколько поколений неверующих людей если и не враждебных религии, то глубоко к ней равнодушных. Если они сами не сносили храмов и не сжигали икон, то никогда и не молились, не призывали имени Бога, забыли о самом его существовании".
* * *
Вы пишете: "То есть атеизм, получается, не столько пустыня, а скорее благодатная почва-)". О чем-то сходном говорит и Эпштейн:
"В 1921 году Мандельштам написал, что в советское время все становятся христианами: скудость материальной жизни такова, что остается жить духом святым, и простая домашняя трапеза превращается во вкушение святых даров. "Культура стала церковью... Светская жизнь нас больше не касается, у нас не еда, а трапеза, не комната, а келья, не одежда, а одеяние... ". Далее М.Э. пишет: "Просто жить - уже означает "верить. Такую веру нельзя искоренить, ибо ее храм в каждом доме...".
Сама статья М.Эпштейна, котороя обсуждается в Богослов.ру,
здесь