Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Золотое правило нравственности - расширенный вариант  (Прочитано 14113 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Мне кажется, усложнять тут смысла нет. Всё на практике как правило проще.

Может ли человек, следующий Золотому правилу, позволить себе быть жестоким даже с тем, кто был жесток с ним или его близкими? Например, правило уменьшения суммы страдания диктует пресечь насилие, но не творить насилие самому в ответ. И не гневаться - ведь если нас охватывает гнев, это тоже с большой вероятностью причинит страдание другим людям или нам самим (хотя бы в виде вреда для сердечно-сосудистой системы). И так далее.

Мне кажется, что максима уменьшения суммы страданий и иисусова заповедь это почти калька друг друга. Потому что мы все изначально хотим для себя прежде всего уменьшения страдания. Даже если для этого в какой-то момент нужно перетерпеть большее страдание. Было бы странно, если бы мы хотели для себя увеличения страдания. Случай с мазохистом не предлагать, поскольку мазохист через физическое страдание устраняет более сильное страдание, другого рода. Так вот, в словах "поступай с другим так, как ты бы хотел чтобы поступили с тобой", по сути говорится - "действуй с другими так, чтобы уменьшить их страдание".

Однако некоторые ситуации требуют от нас довольно глубокого всматривания в причины и следствия, а также довольно сильных навыков в саморефлексии, чтобы решить, какое действие будет наиболее оптимальным в рамках Золотого правила.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

Виталий.

  • Подозрительный
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1849
  • Reputation Power: 32
  • Виталий. is working their way up.Виталий. is working their way up.Виталий. is working their way up.
    • Просмотр профиля
Мне кажется, надо уменьшать не только сумму страданий, но и максимальное значение, приходящееся на каждую из сторон. В идеальном случае страдания лучше поделить поровну. Все страдания, сваленные на одного, могут быть невыносимыми, а если поделить их на всех - то терпимо.
Пенсия macht frei

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Цитировать
Воровской закон имеет несколько основных и следующих из них положений, обязательных к исполнению «правильными» людьми, которые входят в данную субкультуру. Всего имеется 7 основных положений[1]:
  • Преданность и поддержка воровской идеи;
  • Недопустимость сотрудничества с правоохранительными органами;
  • Быть честными по отношению друг к другу;
  • Вовлечение в свою среду новых членов, особенно молодежи;
  • Запрет на занятия политической деятельностью;
  • Следить за порядком в ИТУ и СИЗО, устанавливать там власть воров в законе;
  • Обязательное умение играть в карты.
Из вышеперечисленных законов следуют дополнительные законы (понятия):
   
  • отказ от сотрудничества с любыми властными структурами;
  • никогда не давать показания;
  • никогда не признавать вину;
  • не иметь собственности и сбережений;
  • не иметь семьи;
  • периодически «садиться» в места лишения свободы;
  • не брать в руки оружие;
  • не работать ни при каких условиях;
  • «держать» порядок в зоне, то есть разбирать конфликты, не допускать ссор, поножовщины и т. д.;
  • наладить снабжение ШИЗО — ПКТ;
  • пополнение воровского блага, то есть дани, собираемой со всех осужденных, заключенных и других лиц;
  • чтить родителей (особенно мать);
  • не состоять ни в каких партиях, комсомоле и т. д.;
  • учить правильной жизни молодежь, разъяснять, что такое правильные понятия;
  • никогда не прописываться по месту жительства;
  • картежная игра между ворами должна быть честной;
  • запрет материться;
  • запрет мстить исподтишка;
  • не воровать (крысятничать) у своих;
  • не обижать мужиков.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Вам придётся делать с "врагом" то, что Вы нынешний пожелали бы себе самому, если бы встали на "вражеский" путь.
Именно на этом и зиждется воровской закон.
А какие у Вас основания считать так? Не уверен, что воры именно такие соображения ставят во главу угла.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Кстати, ещё один вариант: во всём поступать так чтобы уменьшить сумму страдания, насколько позволяет твоё разумение.
"Рождён человек страдать, как искры взлетая ввысь" (Иов)
 
Маэстро выстрадал своё творение.
Альпинист полез на скалы, страдал пока лез, неужто ему бросить своё занятие, чтобы уменьшить сумму.
 
Люди постятся, страдают, чтобы прозреть.
... чтобы уменьшить сумму страданий.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

Искандер

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 469
  • Reputation Power: 1
  • Искандер has no influence.
    • Просмотр профиля
Вам придётся делать с "врагом" то, что Вы нынешний пожелали бы себе самому, если бы встали на "вражеский" путь.
Именно на этом и зиждется воровской закон.
«Прямодушным – радость»  
Псалом 97:11

Искандер

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 469
  • Reputation Power: 1
  • Искандер has no influence.
    • Просмотр профиля
Кстати, ещё один вариант: во всём поступать так чтобы уменьшить сумму страдания, насколько позволяет твоё разумение.
"Рождён человек страдать, как искры взлетая ввысь" (Иов)
 
Маэстро выстрадал своё творение.
Альпинист полез на скалы, страдал пока лез, неужто ему бросить своё занятие, чтобы уменьшить сумму.
 
Люди постятся, страдают, чтобы прозреть.
«Прямодушным – радость»  
Псалом 97:11

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Правило "не делай другим, чего не желаешь себе" никак не связано с вопросом, кто ближний, а кто дальний. Оно подразумевает "никому не делай, чего не желаешь себе". Так что вор нарушает Золотое правило.
Если враг напал, придётся ему делать что и врагу не пожелаешь. Так что правило это в жизни не может работать в отрыве ближний-дальний. Смотри также приведенный пример с разведчиком-шпионом.
Можно и через иисусову заповедь: Вам придётся делать с "врагом" то, что Вы нынешний пожелали бы себе самому, если бы встали на "вражеский" путь. Вот представьте что Вы нынешний наблюдаете некую альтернативную реальность, в которой Вы пошли по "скользкой дорожке". Вы бы хотели, чтобы Вас кто-то остановил, если Вы идёте против ЗП? Я бы, например, хотел бы. :) Но чтобы не слишком жестоко и в идеале без ненависти. :) Так иди же и поступай так с врагом своим!
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Правило "не делай другим, чего не желаешь себе" никак не связано с вопросом, кто ближний, а кто дальний. Оно подразумевает "никому не делай, чего не желаешь себе". Так что вор нарушает Золотое правило.
Если враг напал, придётся ему делать что и врагу не пожелаешь. Так что правило это в жизни не может работать в отрыве ближний-дальний. Смотри также приведенный пример с разведчиком-шпионом.
Сумма страданий.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

Искандер

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 469
  • Reputation Power: 1
  • Искандер has no influence.
    • Просмотр профиля
Правило "не делай другим, чего не желаешь себе" никак не связано с вопросом, кто ближний, а кто дальний. Оно подразумевает "никому не делай, чего не желаешь себе". Так что вор нарушает Золотое правило.
Если враг напал, придётся ему делать что и врагу не пожелаешь. Так что правило это в жизни не может работать в отрыве ближний-дальний. Смотри также приведенный пример с разведчиком-шпионом.
«Прямодушным – радость»  
Псалом 97:11

chingiz_m

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 24
  • Reputation Power: 0
  • chingiz_m has no influence.
    • Просмотр профиля

 Представление о расстоянии (ближний - дальний) возникает по необходимости в случае позитивного действия, благодеяния, поскольку  ограниченность ресурсов может вынудить.

"Для истинно нравственного человека всякая жизнь священна, даже та, которая, с нашей человеческой точки зрения кажется нижестоящей. Различие он проводит только от случая к случаю и в силу необходимости, когда жизнь ставит его в ситуацию выбора, какую жизнь он должен сохранить, а какой пожертвовать. При этом он должен сознавать, что решение его субъективно и произвольно, и это обязывает его нести ответственность за пожертвованную жизнь.
[/size]
[/size]Я радуюсь новому лекарству от сонной болезни,которое дает мне возможность сохранить жизнь там, где прежде я вынужден был наблюдать долгое и мучительное угасание. Но каждый раз, когда я рассматриваю под микроскопом возбудителей сонной болезни, я не могу не думать, что обязан истребить эту жизнь, дабы сохранить другую.
[/size]
[/size]Я покупаю у туземцев птенца скопы, которого они поймали на прибрежной отмели, чтобы спасти его от жестоких рук, но теперь я должен решать, оставить ли его умирать с голоду или же убивать ежедневно множество рыбок, чтобы сохранить ему жизнь. Я решаюсь на последнее. Но каждый день я ощущаю тяжесть своей ответственности за принесение в жертву одной жизни ради другой.
[/size]
[/size]Находясь вместе со всеми живыми существами под действием закона самораздвоения воли к жизни, человек все чаще оказывается в положении, когда он может сохранить свою жизнь, как и жизнь вообще, только за счет другой жизни. Если он руководствуется этикой благоговения перед жизнью, то он наносит вред жизни и уничтожает ее лишь под давлением необходимости и никогда не делает этого бездумно. Но там, где он свободен выбирать, человек ищет положение, в котором он мог бы помочь жизни и отвести от нее угрозу страдания и уничтожения.

[/size][size=78%]" Альберт Швейцер "Я родился в период духовного упадка человечества" [/size]
 

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог

Вор и не ворует у ближнего, у вора, он ворует у того кого считает враждебным "дальним", например у государства. Так что он живёт по предлагаемому Вами "золотому" правилу.

Правило "не делай другим, чего не желаешь себе" никак не связано с вопросом, кто ближний, а кто дальний. Оно подразумевает "никому не делай, чего не желаешь себе". Так что вор нарушает Золотое правило.

 Представление о расстоянии (ближний - дальний) возникает по необходимости в случае позитивного действия, благодеяния, поскольку  ограниченность ресурсов может вынудить. Иисусу был задан вопрос о том, кто ближний, не в связи с Золотым правилом нравственности, а по поводу библейской заповеди возлюбить ближнего как самого себя.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Виталий.

  • Подозрительный
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1849
  • Reputation Power: 32
  • Виталий. is working their way up.Виталий. is working their way up.Виталий. is working their way up.
    • Просмотр профиля
Наверное, главным условием является: "Не делай себе, чего не желаешь". Иначе все остальные пункты теряют смысл. ;) Или делать себе, чего не желаешь?
Пенсия macht frei

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог

Итого:

Не делай другим того, чего не желаешь себе, и делай другим то, что желаешь себе - но только если и они этого желают. Делай то, что приносит наибольшую пользу, прежде всего то, что другие сделать не могут. Делай это прежде всего по отношению к тем, кто близок.


Правило отвечает на следующие вопросы:

1) Что не следует делать

2) Что следует делать

3) Как достичь максимальной пользы

4) Кто в первую очередь является объектом приложения усилий
(реалистический подход при ограниченности возможностей:  вводится иерархия объектов приложения усилий. Cр. ответ Иисуса на вопрос "Кто ближний" - притча о добром самарянине).

Кстати, ещё один вариант: во всём поступать так чтобы уменьшить сумму страдания, насколько позволяет твоё разумение.




Новая формулировка:

1) Во всем поступай так, чтобы уменьшить сумму страданий.

2) Не делай другим того, чего не желаешь себе.

3) Делай другим то, что желаешь себе - но только если и они этого желают. Делай то, что приносит наибольшую пользу, прежде всего то, что другие сделать не могут. Делай это прежде всего по отношению к тем, кто близок.

Пункт 1  - задает общую направленность действия или бездействия.

Пункт 2 - конкретизирует, что не следует делать.

Пункт 3 - конкретизирует, что следует делать и какие действия являются приоритетными.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Искандер

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 469
  • Reputation Power: 1
  • Искандер has no influence.
    • Просмотр профиля
Вы пишете:

1) "не хочешь чтобы тебе мешали воровать, не мешай воровать другому"

До воровства не должны были допустить фильтры, встроенные в Золотое правило: поскольку даже вор обычно не хочет, чтобы у него воровали, воровать вообще не следует.
Вор и не ворует у ближнего, у вора, он ворует у того кого считает враждебным "дальним", например у государства. Так что он живёт по предлагаемому Вами "золотому" правилу. Но товарищ милиционер по этому же правилу, упечёт "дальнего" ему вора, а Павлику Морозову памятник поставит.
 
***Но поскольку понятие ближнего у нас в расширенном варианте З.п. динамично - не все одинаково близки - то вор, не соблюдающий Золотое правило, отодвигается на периферию этой любви.***
Выше сказано, что вор да соблюдает "золотое" правило, но ближний у милиционера и вора разные при том же правиле.
Евангельская притча о добром самарянине проповедует принцип "я тебе ты мне". В отношениях честный вор-честный милиционер, например, он не совсем актуален. Совсем не все "ближние" друг к другу, врагов не меньше, а может и больше среди тех кто соблюдает "золотое" правило и "золотой" принцип "ты мне я тебе". Своровать военные секреты у врага честный разведчик почтёт за честь, конечно из любви к ближнему. А для оппонента, такого же любителя "золотых" правил, он вообще совсем дальний шпион, а не разведчик. Да и добрый самарянин, по доброте сдаст на лечение, а как поправится, сдаст в карательные органы за принадлежность к враждебному лагерю, да притча оборвана.
 
Итого: не всё золото что поблёскивает.
«Прямодушным – радость»  
Псалом 97:11

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100