Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Источник человеческого - в животной природе  (Прочитано 10223 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Источник человеческого - в животной природе
« Ответ #1 : 16 РТУгбвР 2013, 16:22:14 »
Тайна, сокрытая в телесном

В результате миллионов лет эволюции у человека сформировались стратегии поведения, которые в большинстве своем не опираются на интеллект. "Биологические коды", управляющие поведением, описываются сложнейшими математическими формулами - например, в рамках теории игр. Все эти коды и стратегии и находятся большей частью в нашем подсознании.

Реальность более полно отражается в бессознательном и в чувственном, чем в интеллектуальных построениях. Более полно хотя бы в том смысле, что интеллект ухватывает лишь рациональный скелет бытия, а не его живую плоть, и лишь задним числом описывает этот скелет. Полнее также и в отношении глубины и сложности, которые пока не подвластны интеллекту.

Без этой незримой неосознаваемой области человек не был бы человеком: "Из этой системы взаимодействий, протекающих почти исключительно в подсознании, возникают побуждения ко всем нашим поступкам, в том числе и к тем, которые сильнее всего подчинены управлению самовопрошающего разума. Отсюда возникают любовь и дружба, вся теплота чувств, чувство прекрасного, стремление к художественному творчеству и научному познанию. Человек, избавленный от всего так называемого "животного", лишенный влечений, исходящих из тьмы, человек как чисто разумное существо был бы отнюдь не ангелом, а скорее его полной противоположностью!" (К.Лоренц)

Можно сказать, что мистическая идея о боге (Реальности) внутри нас подтверждается эволюционными теориями.  По словам Ибн Араби, "Бог поместил в человека знание всех вещей, а затем лишил его возможности узреть то, что поместил в него... Эта одна из божественных тайн, которую разум отрицает и считает чем-то абсолютно невозможным".

"Лишил возможности узреть" - то есть поместил в подсознание.

[Обсуждение здесь: Лоренц vs Кант: источник человеческого - в животной природе]


 

Также по теме:
 



Эмоции побеждают бесчеловечные правила.

К тому, кто враждует с тобой, не должно быть пощады, подсказывает разум и требует общество.
Но моральные эмоции, эмпатия, уходящие корнями в биологию человека, позволяют подняться над бесчеловечными правилами: у того, кто не потерял связь со своей природой, возникает импульс проявить сочувствие к врагу и желание поделиться хлебом с пленным.



Совесть
- дар Природы

"С того времени, как человек начал жить на Земле, со времён Адама, с помощью Бога, природы и всего нашего окружения в нас постепенно сформировался особый орган, функцией которого является совесть. Каждый человек имеет этот орган; и тот, кто руководствуется совестью, автоматически ведёт себя согласно Заповедям. Если бы наша совесть была открытой и чистой, не было бы необходимости говорить о морали. Тогда каждый человек, сознательно или бессознательно, вёл бы себя в соответствии с повелениями этого голоса".

(Г.И.Гурджиев. "Взгляды из реального мира").


Ужас порядка

Что происходит в абсолютно рациональном идеологизированном государстве:

В антиутопии Джорджа Оруэлла "1984" показано страшное в своей упорядоченности и крайне идеологизированное - "аполлоническое" - государство строгих добродетелей. Этим  государством руководит партия, которая больше всего боится естественных человеческих проявлений. Страсть считается "мыслепреступлением".

 Единственная надежда на спасение - природное начало в человеке. Главный герой думает:

"Я ненавижу чистоту, ненавижу благонравие. Хочу, чтобы добродетелей вообще не было на свете"; "...животный инстинкт, неразборчивое вожделение - вот сила, которая разорвет партию в клочья".

Страшен и разрушителен бывает не только Дионис бессознательности, но и Аполлон разумности.

* * *

 "Все хорошее есть инстинкт - и, следовательно, легко, необходимо, свободно".

(Ницше Ф. Соч. В 2 т. М., 1990. Стр. 579).


Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100