Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Совесть. Диктатор из Супер Эго.  (Прочитано 15014 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

sense

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 344
  • Reputation Power: 1
  • sense has no influence.
    • Просмотр профиля
Совесть. Диктатор из Супер Эго.
« Ответ #95 : 05 РЯаХЫп 2008, 02:35:38 »
Цитата: "123"
как сделать так, чтобы эмоциональный центр работал?

Тот же Успенский писал, что для правильной работы эмоциональному центру не хватает энергии на которой он должен работать естественным образом; что эта энергия может быть выработана посредством некоторого сознательного усилия (самовоспоминания), при котором человек "потребляет" более тонкие виды впечатлений.

vah

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 638
  • Reputation Power: 0
  • vah has no influence.
    • Просмотр профиля
Совесть. Диктатор из Супер Эго.
« Ответ #94 : 04 РЯаХЫп 2008, 13:23:54 »
Цитата: "Водород"
Сэм!

да, точно, я тоже встречал выражение "Совесть спит"

а есть ещё:
- нечистая Совесть.
- Совесть умерла.
- безсовестный.
ВАХ

Водород

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 731
  • Reputation Power: 5
  • Водород has no influence.
    • Просмотр профиля
Совесть. Диктатор из Супер Эго.
« Ответ #93 : 04 РЯаХЫп 2008, 13:17:00 »
Сэм!

да, точно, я тоже встречал выражение "Совесть спит"

Sem

  • Вопрошающий
  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 358
  • Reputation Power: 2
  • Sem has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sky-art.com/
Совесть. Диктатор из Супер Эго.
« Ответ #92 : 04 РЯаХЫп 2008, 10:44:56 »
Интересно, что в обыденной речи, по отношению к совести часто упоминается термины сон, засыпание и пробуждение. Совесть заснула, совесть проснулась, усыпить совесть, убаюкать совесть, совесть не спит, пробудившаяся совесть,

Водород

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 731
  • Reputation Power: 5
  • Водород has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: ЧП о совести
« Ответ #91 : 04 РЯаХЫп 2008, 10:37:06 »
Цитата: "Ева"
Цит. по:
Успенский П. Д.
Четвертый путь: Запись бесед, основанных на учении Г. И. Гурджиева

Глава VI

Цитировать
Цель настоящей системы -- привести человека к совести. Совесть -- это определенная способность, которая существует в каждом нормальном человеке. Она является, в действительности, иным выражением сознания, ....Та же энергия, та же сила может проявляться через эмоции, и это может происходить с совершенно обычными людьми в обычных условиях. Иногда люди могут иметь эмоциональное ощущение истины -- некоторые больше, другие меньше. Это -- совесть.


Благодарю Вас  Ева, наиболее правильная цитата о взаимодействии  сознания и совести.
Со-знания и Со-вести.  

С любовью

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
ЧП о совести
« Ответ #90 : 04 РЯаХЫп 2008, 02:12:08 »
Цит. по:
Успенский П. Д.
Четвертый путь: Запись бесед, основанных на учении Г. И. Гурджиева

Глава VI

Цитировать
Цель настоящей системы -- привести человека к совести. Совесть -- это определенная способность, которая существует в каждом нормальном человеке. Она является, в действительности, иным выражением сознания, только сознание работает больше на интеллектуальной стороне, а совесть -- больше на моральной стороне: она помогает осознать, что является хорошим и что является плохим в чьем-либо поведении. Совесть -- это состояние, в котором человек не может скрыть что-то от самого себя, и она должна быть развита в человеке. Это развитие происходит одновременно с развитием сознания. Мы не можем сказать, что у нас нет совести, поэтому не имеется в виду специальное развитие чего-то, что не существует в нас. Просто в нашей жизни она находится за кулисами, спрятанной очень глубоко в нас и спящей<...>Совесть может быть определена как эмоциональное ощущение истины по данному предмету. Как я сказал, совесть такая же вещь, как сознание, только она выглядит иной для нас. Мы субъективны, так что мы принимаем вещи с субъективной точки зрения. Когда мы думаем о сознании, мы думаем о некоторой силе, некоторой энергии или состоянии в связи с интеллектуальным пониманием. Та же энергия, та же сила может проявляться через эмоции, и это может происходить с совершенно обычными людьми в обычных условиях. Иногда люди могут иметь эмоциональное ощущение истины -- некоторые больше, другие меньше. Это -- совесть.
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

123

  • Радостный
  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 313
  • Reputation Power: 3
  • 123 has no influence.
  • Be here, now!
    • Просмотр профиля
Совесть. Диктатор из Супер Эго.
« Ответ #89 : 04 РЯаХЫп 2008, 01:09:18 »
Цитата: "sense"
Цитата: "Sem"
Я не придумал пока примера действий, побудительным толчком к которому могла бы совесть, а не только моральные нормы и правила, ..
Возможно, все проще, и нет необходимости придумывать примеры. Сам ГИГ  (посредством Успенского) "объяснял" совесть как понимание  эмоциональным центром. Т.о., когда у человека работает эмоциональный центр, и человек способен реализовать побудительные толчки исходящие из него, то это и будут действия по совести. Но как сделать так, чтобы эмоциональный центр работал? И как достичь способности реализовывать побудительные толчки?

Спасибо, вы выразили мысль, которую я пытался, но так и не смог сформулировать и поэтому оставил ее.
Если я не ошибаюсь, Гурджиев говорил о совести, как о проявлении сознании в эмоциональном центре. Это мне кажется более точным определением, так как понимание - это собственно результат одновременной работы 3 или 4 центров, оно не может быть только в одном центре и, собственно, принадлежит машине, а не сознанию. Вот вспомнил, сознание можно рассматривать как одновременное переживание многих "я" в интеллектуальном центре, а совесть - как одновременное переживание многих "я" об одном предмете в эмоциональном центре, примерно так.
И вы задаете совершенно справедливый вопрос о том как сделать так, чтобы эмоциональный центр работал? И как достичь способности реализовывать побудительные толчки? Что ж, теоретически ответы мы знаем, а практически ....... пытаться быть теми словами о сознании, о самовспоминании, когда мы их произносим, наладить правильную работу машины, избавиться от воображения, от ненужных стимулов, очистить место...... и свет придет, ну и помощь со стороны и сверху, конечно, тоже нужна.
1+1=?

sense

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 344
  • Reputation Power: 1
  • sense has no influence.
    • Просмотр профиля
Совесть. Диктатор из Супер Эго.
« Ответ #88 : 03 РЯаХЫп 2008, 23:57:34 »
Цитата: "Sem"
Я не придумал пока примера действий, побудительным толчком к которому могла бы совесть, а не только моральные нормы и правила, ..


Возможно, все проще, и нет необходимости придумывать примеры. Сам ГИГ  (посредством Успенского) "объяснял" совесть как понимание  эмоциональным центром. Т.о., когда у человека работает эмоциональный центр, и человек способен реализовать побудительные толчки исходящие из него, то это и будут действия по совести. Но как сделать так, чтобы эмоциональный центр работал? И как достичь способности реализовывать побудительные толчки?

nao

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 118
  • Reputation Power: 0
  • nao has no influence.
    • Просмотр профиля
Совесть. Диктатор из Супер Эго.
« Ответ #87 : 03 РЯаХЫп 2008, 21:37:49 »
Хотелось бы добавить некоторые свои измышления по поводу темы "Совесть":
1. Абсолютна согласна, что мы с ней появляемся в этой жизни. Совесть - это нечто внутри, что, если что-то делается не в соответствии с этим нечто, а не с принципами социума, или группы,.т.д., то, это вызывает дискомфорт в этом человеке. Тут и есть, как раз, внутренне понимание того, что есть правильно и не-правильно.
2. Вопрос, куда она потом у некоторых девается, и почему некоторые в ладах с ней только время от времени, и почему некоторые идут дальше в своем развитии, на мой взгляд, связан, не только с уровнем развития сознания и уровнем развития души (с которыми мы, опять-таки, приходим в этот мир), но и со структурой семьи, в которой человек рос, и структурой социума, где живет/обитает.
3. Вот с тем, что Совесть - есть "нравственный закон во мне", согласна абсолютна, а вот с тем что есть "стратегия выживания", согласится трудно, ибо, несмотря на то, что человек и животное, можно сказать, "кузены" и даже "братья", хотелось бы слово "выживать" заменить на "жить и познать жизнь". (* хотя не отрицаю, что есть моменты выживания, но учитывая, что мы человеки (люди;-), учитывая, что мы мыслим, то позитивное мышление, все-таки, смыслит: "живу и познаю через негативный опыт, ибо оно приводит к росту и познанию" ;-)
4. По поводу "уступить место в автобусе", "помочь другому": кажется, этот вопрос/такая акция, вообще, не тема  для совестливого, это - естественный поступок...
Вопрос в том, как сделать, чтобы "быть совестливым" было естественным для всех, или для большинства...

Sem

  • Вопрошающий
  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 358
  • Reputation Power: 2
  • Sem has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sky-art.com/
Совесть. Диктатор из Супер Эго.
« Ответ #86 : 03 РЯаХЫп 2008, 19:29:09 »
Цитата: "Ева"
Цитата: "Sem"
Когда мы будем способны в одно мгновение видеть весь небоскреб собственной психологии, все скрытые причины и пружины нашего поведения, все скрытые эмоции, страхи, отношения и т.д. и т.п. весь СВОЙ СОН - тогда мы будем свободны от него и сможем услышать голос совести и поступать соответственно.
Вы имеете в виду, что человек, видящий свои проявления, тут же становится свободен от них? Не вполне ясна причинно-следственная связь: разве не может человек видеть свои качества, и при этом не стать независимым от них?
Нет, я не имел ввиду, что человек тут же становится свободным, но это первый, необходимый шаг для этого. Без этого дальнейшее невозможно, так как нельзя быть свободным от того в себе, что невидимо, что управляет человеком помимо его воли. Но покуда человек - это марионетка, покуда он не видит нити, на которых он висит, ничто в нем не может кардинально измениться.

Цитата: "Ева"
Кроме того, возникает вопрос - если бы природные механизмы работали так, что совесть пробуждалась бы только у людей, достигших весьма высокой стадии развития, то человечество самоуничтожилось бы еще на самой заре своего существования. Видимо, есть какие-то работающие на инстинктивном уровне и достаточно примитивные механизмы, позволяющие живым существам эффективно взаимодействовать и выживать в сообществе (стае). Эти механизмы могут служить базой для формирования внешних, социальных норм.
Вы затронули весьма важные вопросы и я согласен с вами в том, что вы написали. Различия между нашими т.з. (если они есть), будут в таком случае лежать в области философии, недоказуемого, первоначально принятых постулатах, на которых строится логический вывод, или, как очень часто бывает, мы используем одинаковые слова, подразумевая под ними разные вещи, т.е. проблема в определениях.

если бы природные механизмы работали так, что совесть пробуждалась бы только у людей, достигших весьма высокой стадии развития, то человечество самоуничтожилось бы еще на самой заре своего существования. - если вы используя слово совесть в данном контексте, имеете ввиду социально-этические нормы поведения, общепринятую мораль, то ваш вывод совершенно верен - действительно, если бы мы убивали и поедали слабейших даже в своей стае, то очень скоро цивилизация человека закончилась бы. Но вот совесть ли это?
Давайте рассмотрим ситуацию с большей шкалы: Природа ставит эксперимент - человека. Естественно, что предусмотрены некоторые правила, которым человек должен следовать, чтобы этот эксперимент не провалился. Не обижать слабых, не задирать сильных, не совершать инцеста, не поедать тела соплеменников, не совершать самоубийства - все эти законы способствуют продлению рода человеческого, хотя даже эти базовые законы не всегда соблюдаются. Все они направлены на сохранение популяции, ее генетическое многообразие.
Другой закон - это желание жить и выживать, желание продлевать свой род, иметь детей - отражаются в физиологической тяге к совокуплению, которое, если совершенно отделиться от обычного взляда на него, весьма странное занятие, которое почему-то приносит удовольствие, хотя рождение и воспитание ребенка, которое затем следует - очень большой труд для мужщины и женщины. Однако есть могучий, непобедимый стимул для человека продолжать свой род, стимул, проникающей во все что делает, говорит и думает человек.
По моему, моральные принципы в этом случае - это замаскированные законы, понуждающие человека, человечество продлевать свой род, и они настолько же сильны и всепроникающи как и закон тяготения и другие законы физики. Я бы не стал оценивать хорошо это или плохо  :) , но просто констатировать, что эти законы есть и они действуют.
Цитата: "Ева"
Мораль, нравственность, этика - все это может быть как проявлением некоего высшего, божественного начала в человеке, так и сводом неких вырабатываемых в процессе борьбы за существование (и за улучшение условий существования) правил поведения, которые через поколения закрепляются на инстинктивном - буквально физиологическом - уровне. Значительная часть религиозных традиций посвящена выработке, сохранению и передаче этих норм, то есть в конечном счете тоже сосредоточена непосредственно на задаче выживания человека как вида.
Что тогда может быть совестью, что не является частью этих морально этических норм? Как вариант: такой же интенсивности стремление к эволюции человека, не как животного, не как машины стимула-реакции, но как потенциально духовному подобию Творца. То, что заставляет людей искать духовного развития во всем его многообразии форм, религий, традиций.
Однако, если например 50% населения Земли станут монахами, давшими обет безбрачия, то что станет с популяцией человека через несколько поколений? Это утрированный пример, я просто пытаюсь обьяснить мысль Гурджиева о том, что если человек создан Природой с определенной целью, то Природа будет стремиться удержать его в положении, необходимом для этой цели. И в этом смысле религия является "опиумом для народа" - для огромного количества миллионов человек давая чувство сопричастности к чему-то более высокому, она (религия) тем не менее удерживает его в следованнии форме, а не достижению кардинального изменения уровня бытия - пробуждению. Все мы знаем 10 заповедей христианства (я не знаком с исламом и не знаю о заповедях в нем), но сколько раз в день, в час мы нарушаем их? Сейчас весна и часто ли мы вспоминаем о "не возжелай жены ближнего своего" глядя на мужчин и женщин вокруг нас?  :shock: И даже религиозные люди, как часто они "грешат"?
Мне кажется, что вы правы, говоря что значительная часть религиозных традиций посвящена выработке, сохранению и передаче этих норм, то есть в конечном счете тоже сосредоточена непосредственно на задаче выживания человека как вида. Но это также значит, что все эти нормы направлены на удержание человека во сне, в том состоянии, когда он существует согласно плану Природы, служит ее целям, а не своим.
Я не придумал пока примера действий, побудительным толчком к которому могла бы совесть, а не только моральные нормы и правила, за исключением одного. Те просветленные, пробужденные люди, которых мы знаем (а скорее мы их и знаем только благодаря этому) не останавливались достигнув просветления или пробуждения, не хранили это только для себя, но учили этому людей вокруг себя. Это можно сказать об основателях всех известных мировых религий, и даже если такой человек был не основателем новой религии, то он оказывал подобное влияние на людей входивших с ним в контакт. Было бы так широко распространено христианство, если бы Иисус не погиб на кресте? Об этом можно только гадать, но скорее всего его смерть повлияла на такое широкое распространение этой религии. Знал ли он это? Об этом тоже можно только гадать, но если предположить что знал, то он выбрал смерть в молодом возрасте ради той интенсивности проповедничества своих апостолов, которые понесли его огонь дальше.
33 Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.
Еванглие от Луки 11:33

vah

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 638
  • Reputation Power: 0
  • vah has no influence.
    • Просмотр профиля
Совесть. Диктатор из Супер Эго.
« Ответ #85 : 03 РЯаХЫп 2008, 19:27:37 »
Ева
Цитировать
Вы имеете в виду, что человек, видящий свои проявления, тут же становится свободен от них? Не вполне ясна причинно-следственная связь: разве не может человек видеть свои качества, и при этом не стать независимым от них?

"узнайте тайное имя врага и вы обретёте власть над ним..."
" и придёт Он ... и победит лукавого Словом Истины, сделав всё тайное явным"..
выявить - первый шаг, без этого невозможно ни какого движения...
ВАХ

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Совесть. Диктатор из Супер Эго.
« Ответ #84 : 03 РЯаХЫп 2008, 17:00:42 »
Цитата: "Sem"

Когда мы будем способны в одно мгновение видеть весь небоскреб собственной психологии, все скрытые причины и пружины нашего поведения, все скрытые эмоции, страхи, отношения и т.д. и т.п. весь СВОЙ СОН - тогда мы будем свободны от него и сможем услышать голос совести и поступать соответственно.


Вы имеете в виду, что человек, видящий свои проявления, тут же становится свободен от них? Не вполне ясна причинно-следственная связь: разве не может человек видеть свои качества, и при этом не стать независимым от них?

Кроме того, возникает вопрос - если бы природные механизмы работали так, что совесть пробуждалась бы только у людей, достигших весьма высокой стадии развития, то человечество самоуничтожилось бы еще на самой заре своего существования. Видимо, есть какие-то работающие на инстинктивном уровне и достаточно примитивные механизмы, позволяющие живым существам эффективно взаимодействовать и выживать в сообществе (стае). Эти механизмы могут служить базой для формирования внешних, социальных норм.
Мораль, нравственность, этика - все это может быть как проявлением некоего высшего, божественного начала в человеке, так и сводом неких вырабатываемых в процессе борьбы за существование (и за улучшение условий существования) правил поведения, которые через поколения закрепляются на инстинктивном - буквально физиологическом - уровне. Значительная часть религиозных традиций посвящена выработке, сохранению и передаче этих норм, то есть в конечном счете тоже сосредоточена непосредственно на задаче выживания человека как вида.
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

nothing

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 255
  • Reputation Power: 0
  • nothing has no influence.
    • Просмотр профиля
Совесть. Диктатор из Супер Эго.
« Ответ #83 : 03 РЯаХЫп 2008, 13:47:51 »
[quote="ВодородЭто именно нравственный закон, заложенный изначально,  данный как светильник, как помощник, чтобы не заблудиться в темноте этого мира. [/quote]

есть мнение, что светильник этот как поставлен туда, так и забирается в любой момент, светится время от времени разным цветом и с разной интенсивностью. Таким образом происходит операционное, как говорится, управление человеком.

Водород

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 731
  • Reputation Power: 5
  • Водород has no influence.
    • Просмотр профиля
Совесть. Диктатор из Супер Эго.
« Ответ #82 : 03 РЯаХЫп 2008, 13:24:32 »
Цитата: "wayter"
Совесть, "нравственный закон во мне", это, возможно, не только набор социальных условностей, но и голос Природы, подсказывающий нам лучшую стратегию выживания.

Совершенно согласен с Вами, уважаемый Wayter.
Это именно нравственный закон, заложенный изначально,  данный как светильник, как помощник, чтобы не заблудиться в темноте этого мира. Но люди привыкли пренебрегать им, поэтому блуждают в темноте и гибнут. Гибнут в лабиринте своих умозаключений и ограниченных возможностей инстинктивного рассудка, вместо того чтобы прислушиваться к зову сердца и руковотьствоваться Разумом и пониманием единства всего существования и жизни в целом.
с любовью :wink:

Sem

  • Вопрошающий
  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 358
  • Reputation Power: 2
  • Sem has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sky-art.com/
Совесть. Диктатор из Супер Эго.
« Ответ #81 : 02 РЯаХЫп 2008, 21:15:20 »
Цитата: "Ева"
Цитата: "123"
если даже поступки или действия будут похожими, на совершенные по голосу совести, то причины, их вызвавшие - мораль или совесть, будт различны, а следовательно, и различным будет результат
Не могли бы Вы объяснить поподробнее, почему и для кого результат будет различным? Мне кажется, нет большой разницы - если пожилому человеку уступили место в автобусе или больному ребенку дали денег на лечение, результат одинаков вне зависимости от причин, вызвавших эти действия. Был ли это голос совести или требования социальных норм - какая разница, да и можно ли целиком и полностью дифференцировать их, отделить одно от другого? Но, может быть, Вы имели в виду что-то иное?
Скажем так: это пример правильных действий, совершенных по неправильной причине, и, как таковые, они имеют относительную, не высокую, ценность для человека, совершающего эти действия. Если человек не способен НЕ совершить эти действия, если он полностью покорен, подчинен системе моральных ценностей, заставляющей его совершать их, если он находится в рабском подчинении по отношению к ним, то для него нет выбора следовать им или нет. Точно в таком же положении находится человек, который не способен им следовать, по тем же самым причинам.
Гораздо большую ценность имеют теже самые действия, совершенные в состоянии, когда у человека ЕСТЬ выбор следовать им или нет. Тогда, у него есть совершенно другие стимулы для совершения тех же самых действий, как вы написали например: пожилому человеку уступили место в автобусе или больному ребенку дали денег на лечение. И в этом случае он вкладывает гораздо больше понимания, ответственности, любви в свои действия, что может и не повлияет на внешнее действие, но совершенно изменит как и его собственный внутренний мир, так и повлияет на внутренний мир того человека, с которым он вступил в контакт.
Каждый из нас совершенно четко может определить настроение и отношение к нам человека, который просто говорит нам "Здравствуйте", и мы конечно ценим когда нам говорят это сердечно, и не любим когда с нами здороваются сквозь зубы.

Вот еще текст, который, может быть, поможет лучше понять мою мысль:
41   И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.  
 42    Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.    
 43    Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
 44    ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.
(Еванглие от Марка 12:41)

Ведь если смотреть с внешней т.з. на это действие, то вдова, положишая всего 2 лепты, совершила недостаточное подношение. Но мы знаем и внутреннее содержание этого подношения.

Возвращаясь к вашему вопросу, можно сказать, что необходимо научиться не менять внешнее поведение, а менять наше отношение к нему, причины, побуждающие нас совершать те или иные действия, иначе говоря, становится сознательнее.

Цитата: "Ева"
Цитата: "123"
Тогда можно отнести к проявлениям совести все желания и услилия, связанные с получением такого состояния в себе и в других, или отказ от таких действий, которые приведут себя или другого человека в бОльший в сон.

Если я знаю, что уступив старику или женщине место в транспорте, испытаю ощущение удовлетворения собой, повод ли это для того, чтобы ничего не делать?
Нет, не повод. Я уже ответил чуть выше по тексту. Но нужно получить свободу, свободу даже от сил, рабски заставляющих нас быть хорошими людьми. И только, когда мы получим такую свободу, и будем и дальше быть хорошими людьми, наши поступки будут действительно хорошими.

Цитата: "Ева"
Цитата: "123"
Еще одно личное замечание, как мне каэжется, что то, что считается  совестью, практически всегда проявлятся в виде ее "угрызений", нравственных стараданий от вида несовместимости требований обстоятельств и действий человека в этих остоятельствах. При этом почти никогда совесть не проявляется в виде поощрений, мыслей типа: кАк хорошо ты поступил в этой ситуации, кАк правильно! это уже не голос совести и голос нафса, низшей сути.
"Угрызения совести" могут оказаться чувством вины из-за несоотвествия своего поведения требованиям социума или нормам, декларированным в определенном кругу. Они могут также оказаться недовольством, которое будет иметь своей причиной несовпадение образов "себя желаемого" и "себя действительного". Они также могут быть скрытой боязнью быть отвергнутым социумом, где имеются слишком завышенные требования к индивидууму. Как отличить одно от другого?
Вы написали все правильно, все это может иметь место. Как отличить? Постоянно, ни на секунду не отвлекаясь исследовать себя: почему я совершаю те или иные действия, что я, в действительности, чувствую по отношению к себе, по отношению к тем или иным ситуациям, по отношению к людям? Когда мы будем способны в одно мгновение видеть весь небоскреб собственной психологии, все скрытые причины и пружины нашего поведения, все скрытые эмоции, страхи, отношения и т.д. и т.п. весь СВОЙ СОН - тогда мы будем свободны от него и сможем услышать голос совести и поступать соответственно. Я попробую сказать крамольную мысль, но все-таки - может чтобы увидеть это все, можно попробовать ОДИН РАЗ не уступить место пожилому человеку, а остаться сидеть. Что мы почувствуем, кроме жгучего стыда, что мы делаем что-то неправильно? Жалость к себе? жалость к этому человеку? сопереживание с ним? сострадание к нему? равнодушие? может мы увидим, что он и не хочет сидеть, а может, что он валится с ног? Где-то, среди всех эти голосов будет и голос совести. Нужно научиться слышать его. Нужно научиться любить этого пожилого человека, нужно научиться любить себя, а не свою низшую суть, нужно научиться помнить Себя, а не свою машину.

Цитата: "Ева"
[Эмпатия может заставить человека сделать что-либо значительное для другого - вполне искренне, вполне самоотверженно; тщеславие вполне может потом потребовать своей доли - но можно ли сказать, что все с самого начала было продиктовано исключительно тщеславием?
Вопрос в том, чего мы хотим добиться, чего мы хотим достичь? Избавиться от тщеславия?, жить и действовать только в соотвествии с импульсами эмпатии? любить всех? - все это достижимо и довольно легко достижимо. Но если мы хотим стать свободными от рабского подчинения собственным желаниям, не оставляющих нам выбора кроме как следовать им, даже если эти желания самые лучшие на свете, если мы хотим освободиться от рабского подчинения низшей сути, червя, волка и прочих животных внутри нас, то это не так просто сделать. Мы можем пробудиться, и тогда такого рода вопросы даже не будут возникать для нас.

Tags: Совесть 
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100