Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: А. Эйнштейн и религия  (Прочитано 2084 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: А. Эйнштейн и религия
« Ответ #7 : 12 ЮЪвпСап 2013, 01:13:37 »
[Противоречие между научным подходом и концепцией личного Бога, согласно Э.]

 Никто, конечно, не будет отрицать, что идея существования всемогущего, справедливого и всеблагого личностного [personal] Бога способна дать человеку утешение, оказать ему помощь и направить его. Кроме того, в силу своей простоты она доступна даже для незрелого [underdeveloped] ума. Но, с другой стороны, в самой этой идее имеются решающие слабые стороны, которые болезненно ощущались на протяжении истории, начиная с её ранних этапов. Ведь если это существо всемогуще, тогда любое событие, включая все действия людей, все их чувства и устремления - это также Его работа. Как же тогда можно говорить об ответственности человека за свои деяния и мысли перед таким всемогущим Существом? Назначая наказания и награды, Он в известной степени судит самого себя, как же тогда это сочетается с благостью и справедливостью, которые ему приписываются?


Главный источник современных конфликтов между сферами религии и науки лежит в этой концепции личностного [personal] Бога.


Источник

Множество материалов по теме: http://scepsis.net/tags/id_106.html
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

nothing

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 255
  • Reputation Power: 0
  • nothing has no influence.
    • Просмотр профиля
А. Эйнштейн и религия
« Ответ #6 : 21 ЬРп 2008, 11:42:26 »
Он писал: «Иногда я себя спрашиваю: как же получилось, что именно я создал теорию относительности? По-моему, причина кроется в следующем. Нормальный взрослый человек едва ли станет размышлять о проблемах пространства — времени. Он полагает, что разобрался в этом еще в детстве. Я же, напротив, развивался интеллектуально так медленно, что, только став взрослым, начал раздумывать о пространстве и времени. Понятно, что я вникал в эти проблемы глубже, чем люди, нормально развивавшиеся в детстве».

В 26 лет: «Он выглядел почти мальчиком и смеялся таким громким смехом, какого мне не довелось раньше слыхивать!» (Макс фон Лауэ).

http://www.friendship.com.ru/scientist/66.shtml

nothing

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 255
  • Reputation Power: 0
  • nothing has no influence.
    • Просмотр профиля
Слова прекрасного человека
« Ответ #5 : 21 ЬРп 2008, 11:30:55 »
Цитировать
Тайны природы для нас – это источники наиболее прекрасных переживаний. Это фундаментальные эмоции, которые стоят у колыбели истинного искусства и истинной науки. Кто этого не знает, кто потерял способность удивляться и изумляться – все равно что мертвец и глаза его тусклы. Ведь переживания таинственного – даже если смешаны со страхом – породили религию. Знание того, что существует нечто непроницаемое для постижения, наше восприятие глубочайших причин и самой лучистой красоты, которые лишь в самой примитивной форме постигаются нашим разумом – именно это знание образует истинную религию. В этом и только в этом смысле я являюсь глубоко религиозным человеком. Я не могу мыслить о боге, который награждает и наказывает свои творения. Я также не могу и не хочу мыслить об индивидууме, который переживает свою физическую смерть. Пусть слабые души из страха или абсурдного эгоизма лелеют такие мысли. Мне достаточно проблесков в познании чудесной структуры мироздания, познания частицы, пусть всегда крошечной, Великой Причины, обнаруживающей себя в Природе.


Альберт Эйнштейн
МИР КАКИМ Я ЕГО ВИЖУ

http://magazines.russ.ru/slovo/2005/45/en1.html

R&Co

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1426
  • Reputation Power: 0
  • R&Co is looked down upon.
    • Просмотр профиля
А. Эйнштейн и религия
« Ответ #4 : 21 ЬРп 2008, 03:49:57 »
Цитата: "непосвященный"

Усилия и того и другого направлены на познание и поиск единства.
...
Суфий подобен ученому, пока в процессе постижения использует инструмент Ума, но там, где Ум останавливается, его работу продолжает Сердце.

По-поводу постижения единства и гармоничности хочу поддержать Н.
Любая человеческая деятельность предполагает уровень ее выполнения. Особенно это очевидно... в спорте, когда любой человек может легко отличить новичка от чемпиона мира ))).
Если вы увлекаетесь каким-либо видом спорта и следите за соревнованиями мирового уровня, то способны оценить красоту и гармоничность чемпиона. Очень редко он выигрывает только за счет одно из своих качеств: силы, скорости, техники и т.п.  Обычно, взятые по отдельности, они не превышают среднего уровня соревнований.
Но только чемпион способен использовать свои качества в максимально гармоничной для него форме.
...
Ум и Седце, пожалуй данная аллегория имеет смысл - как степень прозрачности целостности гармоничности работы всех центров человека.
Не думаю, что имелся ввиду переход гармоничной работы из одного органа в другой.))))
С развитием науки и появлением точных научных измерений "эзотерические" чудеса постепенно теряют свою актуальность, поскольку вытесняются технологиями.
Остается суть эзотерического подхода - постижение целостности и гармоничности.
По-этому, наука и эзотерика становятся необходимыми взаимодополняющими частями гармоничной жизни современного человека...
Время место люди...

непосвященный

  • Модератор
  • Энтузиаст
  • *****
  • Сообщений: 326
  • Reputation Power: 1
  • непосвященный has no influence.
    • Просмотр профиля
А. Эйнштейн и религия
« Ответ #3 : 21 ЬРп 2008, 00:05:11 »
Цитата: "Andrei_"

Так же хочу спросить у собравшихся как такое мировоззрение связано с суфийским мировоззрением, в чем сходства и в чем различия?

Вряд ли данного отрывка достаточно, чтобы судить о связи описанного мировоззрения с суфийским, но можно попробовать провести некоторые аналогии между научным мировоззрением ученого (в его наиболее глубоких проявлениях) и мировоззрением суфийского мистика..

Усилия и того и другого направлены на познание и поиск единства. Ученый ищет подобие в наблюдаемых явлениях и стремиться понять, что же связывает и объединяет их.
Суфий стремиться узреть Сущего во всем, что окружает его, и ищет то, что приблизило бы его к Единому в его многообразных проявлениях.

Суфий пытается выйти за пределы своей ограниченности и узости, отказаться от ложных предпосылок и убеждений, и, в конечном итоге, от самого себя в пользу Друга.
Ученый пытается понять границы применимости существующих теорий, выйти за их пределы и отказаться от самого себя в пользу Истины.

Ученый творит, создавая новые теории, и воплощает их в жизнь, вдохновляясь красотой мироздания, и в этом он подобен Творцу.
Суфий постигает сущность Творца глазами самого Творца, растворившись в его атрибутах.
Суфий подобен ученому, пока в процессе постижения использует инструмент Ума, но там, где Ум останавливается, его работу продолжает Сердце.

Andrei_

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 39
  • Reputation Power: 0
  • Andrei_ has no influence.
    • Просмотр профиля
А. Эйнштейн и религия
« Ответ #2 : 15 ЬРп 2008, 18:48:31 »
Не так давно прочитал про религиозные взгляды А.Энштейна и хотел с кем-нибудь этим поделиться, а тут как раз открылась такая тема.
Я здесь приведу наиболее важные, на мой взгляд, отрывки из статьи, публикованной здесь: http://www.skeptik.net/religion/science/einstein.htm .
"Все, что сделано и придумано людьми, связано с удовлетворением потребностей и утолением боли. Это следует постоянно иметь в виду, когда хотят понять религиозные движения и их развитие. Чувства и желания лежат в основе всех человеческих стремлений и достижений, какими возвышенными они бы ни казались.
...
У первобытных людей религиозные представления вызывает прежде всего страх, страх перед голодом, дикими зверями, болезнями, смертью.
...
Другим источником религиозных образов служат общественные чувства. Отец, мать, вожди большого человеческого коллектива смертны и могут ошибаться. Стремление обрести руководство, любовь и поддержку служит толчком к созданию социальной и моральной концепции бога.
...
Общим для всех этих типов является антропоморфный характер идеи бога. Как правило, этот уровень удается превзойти лишь отдельным особенно выдающимся личностям и особенно высоко развитым обществам. Но и у тех, и у других существует еще и третья ступень религиозного чувства, хотя в чистом виде она встречается редко. Я назову эту ступень космическим религиозным чувством. Тому, кто чужд этому чувству, очень трудно объяснить, в чем оно состоит, тем более, что антропоморфной концепции бога, соответствующей ему, не существует.

Индивидуум ощущает ничтожность человеческих желаний и целей, с одной стороны, и возвышенность и чудесный порядок, проявляющийся в природе и в мире идей, – с другой. Он начинает рассматривать свое существование как своего рода тюремное заключение и лишь всю Вселенную в целом воспринимает как нечто единое и осмысленное. Зачатки космического религиозного чувства можно обнаружить на более ранних ступенях развития, например, в некоторых псалмах Давида и книгах пророков Ветхого завета. Гораздо более сильный элемент космического религиозного чувства, как учат нас работы Шопенгауэра, имеется в буддизме.

Религиозные гении всех времен были отмечены этим космическим религиозным чувством, не ведающим ни догм, ни бога, сотворенного по образу и подобию человека. Поэтому не может быть церкви, чье основное учение строилось бы на космическом религиозном чувстве. Отсюда следует, что во все времена именно среди еретиков находились люди в весьма значительной степени подверженные этому чувству, которые своим современникам часто казались атеистами, а иногда и святыми. С этой точки зрения люди, подобные Демокриту, Франциску Ассизскому и Спинозе, имеют много общего.

Как же может космическое религиозное чувство передаваться от человека к человеку, если оно не приводит ни к сколько-нибудь завершенной концепции бога, ни к теологии? Мне кажется, что в пробуждении и поддержании этого чувства у тех, кто способен его переживать, и состоит важнейшая функция искусства и науки.
...
Нетрудно понять, почему церковь различных направлений всегда боролась с наукой и преследовала ее приверженцев. Но, с другой стороны, я утверждаю, что космическое религиозное чувство является сильнейшей и благороднейшей из пружин научного исследования. Только те, кто сможет по достоинству оценить чудовищные усилия и, кроме того, самоотверженность, без которых не могла бы появиться ни одна научная работа, открывающая новые пути, сумеют понять, каким сильным должно быть чувство, способное само по себе вызвать к жизни работу, столь далекую от обычной практической жизни. Какой глубокой уверенностью в рациональном устройстве мира и какой жаждой познания даже мельчайших отблесков рациональности, проявляющейся в этом мире, должны были обладать Кеплер и Ньютон, если она позволила им затратить многие годы упорного труда на распутывание основных принципов небесной механики! Тем же, кто судит о научном исследовании главным образом по его результатам, нетрудно составить совершенно неверное представление о духовном мире людей, которые, находясь в скептически относящемся к ним окружении, сумели указать путь своим единомышленникам, рассеянным по всем землям и странам. Только тот, кто сам посвятил свою жизнь аналогичным целям, сумеет понять, что вдохновляет таких людей и дает им силы сохранять верность поставленной перед собой цели, несмотря на бесчисленные неудачи. Люди такого склада черпают силу в космическом религиозном чувстве. Один из наших современников сказал, и не без основания, что в наш материалистический век серьезными учеными могут быть только глубоко религиозные люди."

Альберт Эйнштейн "Религия и наука" - Religion und Wissenschaft. Berliner Tageblatt, 11 ноября 1930. Статья напечатана также в «New York Times Magazin», 9 ноября 1930 и в сб. «Mem Weltbild», 1934.
Источник: Альберт Эйнштейн. Собрание научных трудов, М.: «Наука», 1967, т. IV, ст. 39, с. 126


На мой взгляд этот отрывок превосходно показывает мотивацию и мировоззрение многих людей, увлеченных наукой.( по собственному опыту :) )
Так же хочу спросить у собравшихся как такое мировоззрение связано с суфийским мировоззрением, в чем сходства и в чем различия?
С уважением к присутствующим.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
А. Эйнштейн и религия
« Ответ #1 : 14 ЬРп 2008, 20:07:24 »
Отношение физика к религии служит предметом споров историков и биографов. Большое количество вопросов вызывает его знаменитое высказывание "Наука без религии является хромой, а религия без науки - слепой".

[Недавно опубликованное письмо А.Эйнштейна проливает свет на его отношение к религии].

В письме к философу [Эрику Гуткинду] физик так определяет свое отношение к религии: "Слово "бог" для меня является не более чем выражением и продуктом человеческой слабости, Библия - коллекцией достойных, но тем не менее примитивных легенд, которые выглядят весьма по-детски".

http://lenta.ru/news/2008/05/13/belief

Видимо, Эйнштен был ближе к мистицизму, чем к обычной религии:

Цитировать
In his later years he referred to a "cosmic religious feeling" that permeated and sustained his scientific work. In 1954, a year before his death, he spoke of wishing to "experience the universe as a single cosmic whole". He was also fond of using religious flourishes, in 1926 declaring that "He [God] does not throw dice" when referring to randomness thrown up by quantum theory.


К концу жизни он стал указывать на "космическое религиозное чувство", которое пронизывало и поддерживало его научную работу. В 1954 г., за год до смерти, он говорил о желании "переживать Вселенную как единое космическое целое". Он также был склонен использовать религиозные образы и в 1926 г. заявил, что "Он [Бог] не играет в кости", имея в виду случайные процессы, описываемые квантовой теорией.

http://www.guardian.co.uk/science/2008/may/12/peopleinscience.religion
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100