Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Мир человека > Человек и общество

История дружбы (статья на англ.)

<< < (2/2)

Остап:
Фройд рассматривает это же - с другой стороны.
В "Неудовлетворени культурой" он подробно рассматривает  эаповедь любви к ближнему и признается, что неспособен это себе представить. Призная, что количество человеческой энергии ограничено, он обращает внимание, что распределив ее даже не не 4 млрд., а хотя на всех актуально нас окружающих, получится настолько тонкий слой, что ничего не изменится.

wayter:
Сходные идеи высказывает И.Кон ("Дружба: Этико-психологический очерк"):

 Античный идеал дружбы несозвучен  христианской  морали.  Христианская
формула "любви к ближнему"  внешне  напоминает  аристотелевский  принцип
"относиться к другу, как к самому себе", видеть в нем "другого себя". Но
Аристотель имеет в виду взаимоотношения между двумя конкретными  индиви-
дами, окрашенные всем спектром человеческих эмоций,  тогда  как  теологи
говорят об абстрактном "ближнем". Христианская "любовь  к  ближнему"  не
является избирательной, распространяется на всех и вытекает из общей мо-
рально-религиозной нормы. Сильная эмоциональная  привязанность  к  како-
му-нибудь отдельному человеку, с точки  зрения  средневекового  теолога,
даже опасна и легко принимает эротический характер.

Отождествляя "истинную дружбу" с "христианской любовью" к богу, "отцы
церкви" и средневековая  теология  противопоставляют  эту  "божественную
дружбу" реальным, земным привязанностям.
   Что это значит на практике, ясно видно  из  "Исповеди"  христианского
богослова Августина Блаженного, жившего на рубеже IV-V вв.  Едва  ли  не
самые трогательные ее страницы - рассказ о юношеской дружбе автора с со-
учеником по школе, товарищем детских игр.  Дружба  эта,  покоившаяся  на
полном совпадении склонностей и чувств, была искренней и  нежной.  Но  -
"божья кара" за греховные заблуждения - друг внезапно  заболел  и  умер.
Августин тяжело переживал эту утрату.
   В "Исповеди" он так пишет об этом: "Какою печалью  омрачилось  сердце
мое! Куда бы я ни посмотрел, всюду была смерть. Родной  город  стал  для
меня камерой пыток, отцовский дом - обителью беспросветного  горя;  все,
чем мы жили с ним сообща, без пего превратилось в  лютую  муку.  Повсюду
искали его глаза мои, и его не было. Я возненавидел все, потому что ниг-
де его нет, и никто уже не мог мне сказать: "Вот он  придет",  как  гово
рили об отсутствующем, когда он был жив... Только илач был  мне  сладос-
тен, и он наследовал другу моему в усладе души моей".
   Однако боль утраты не убила собственной привязанности к жизни. Как же
могло случиться, "что я, его второе "я", живу, когда он умер"? Ведь "моя
душа и его душа были одной душой в двух телах". Но в позднейшем примеча-
нии Августин-теолог осудил этот крик души Августина-мемуариста как  фри-
вольную декламацию, ибо греховна не только мысль о слиянии душ, но и са-
ма безоглядная любовь к смертному. Только тот не теряет  близких  своему
сердцу, чья дружба покоится в боге - "в том, кого нельзя потерять"  (IV,
4,9; 6, 11; 9, 14).
   "Истинная дружба", в понимании христианского теолога, возможна только
на небе.

Источник

Остап:
Христианская мысль - это выражения на уровне "западные (буржуазные) ученые, считают..." :-/

Ведь даже в рамках одного патриархата мог наблюдаться значительный разброс в истолковании практик.

Что же прямо касается темы дружбы и христианства,
в Украине 16-17 вв. была церковная (sic!) практика произнесения клятвы в дружбе:
 в церкви, после воскресенской мессы, перед священником как представителем лика божьего.

Прекратилась в 18 в., когда царь Петр переподчинил уничтоженный киевский патриархат кейджиби.

Водород:

--- Цитата: wayter от 08 ФХЪРСап 2009, 09:33:20 ---Описание типов дружеских отношений, начиная с древности и до Facebook.

Среди прочего:

Христианская мысль была против интенсивных личных связей, ибо сердце должно быть обращено к Богу. В рамках монашеской общины особая привязанность к кому-либо   рассматривалась как угроза для групповой сплоченности.


--- Конец цитаты ---
Честно признаюсь все не читал, тем более на английском.. 8)
Но с данным высказыванием согласен.
 Поскольку, если человек способен любить из высшего центра, то он всецело может к этому стремиться, если же он позволит себе привязаться,  либо другими словами выделить из Бога только часть Его,  отвернувшись от другой,  то сия дружба  исходит  всего лишь  4х нижних центров. Этот человек еще не видит Единства и  целостности  всего Сушего.

С уважением

wayter:
Описание типов дружеских отношений, начиная с древности и до Facebook.

Среди прочего:

Христианская мысль была против интенсивных личных связей, ибо сердце должно быть обращено к Богу. В рамках монашеской общины особая привязанность к кому-либо   рассматривалась как угроза для групповой сплоченности.

Christian thought discouraged intense personal bonds, for the heart should be turned to God. Within monastic communities, particular attachments were seen as threats to group cohesion.

http://chronicle.com/article/Faux-Friendship/49308/

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Перейти к полной версии