Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
1. Математика - язык науки.
2. Математика способна открывать незримое. Местоположение Нептуна было вычислено "на кончике пера" и лишь позже, благодаря этим вычислениям, астрономы обнаружили на указанной траектории планету.
3. Естественный язык, хотя и лишен точности математики, в чем-то сходен с ней (подчиняется законам логики, например) и также обладает способностью обнаруживать скрытое.
4. Очевидно, что описание яблока не равно самому яблоку и можно к этому относиться как к чему-то само собой разумеющемуся.
Математический "палец", указывающий на Нептун, Нептуном не является. У математики как языка описания предметов и процессов, никогда не было претензии на объектность. То же самое касается естественных языков. Смысл наблюдения "Описание велосипеда не является самим велосипедом" или "Дзен-буддизм нельзя выразить словами" и аналогичных высказываний - тривиален (хотя и тривиальные высказывания иногда нужны).
5. Тем не менее, несмотря на свою "необъектность" и прочие неизбежные ограничения, язык справляется с задачами обнаружения незримого. Язык достаточно гибок, чтобы обходить собственные ограничения. В язык встроены "стабилизаторы", которые помогают "пальцу" указывать в верном направлении, несмотря на тряску по дороге в незнаемое.
* * *
Рассмотрим в качестве примера высказывание, приписываемое шейху Абуль-Хасану аш-Шазали:
The Sufi views his own experience as tiny bits of dust made visible by a ray of sunlight: neither real nor unreal.
"Суфий рассматривает свой [жизненный] опыт как частички пыли, видимые в луче света: ни как реальный, ни как нереальный".
Языковые описания требуют различения, двойственности - в данном случае понятий реальное и нереальное. Опыт же целостен и поэтому не всегда легко может быть описан в терминах противоположностей "или - или". Но язык позволяет выйти за рамки собственных ограничений. Шейх, указывая на целостный опыт суфия, отказывается от двоичной логики "или - или" посредством объединения противоположностей.
* * *
6. Никто еще не установил предел возможных математических описаний. То же можно сказать о пределах описаний в естественных языках.
7. Когда кто-то говорит, что есть вещи невыразимые в языке, он либо путает объект и его описание (велосипед и инструкцию по его использованию), луну и палец, на нее указывающий, карту местности и саму местность; либо говорит о том, знать чего в принципе не может, поскольку ограничения языка нам неведомы.
Перефразируя Л.Витгенштейна:
Думаешь, что о чем-то нельзя говорить? Об этом следует помалкивать.
8. Вывод.
В начале было Слово. И в конце будет Слово.
-
Язык способен описать (конечно, в пределах, свойственных языку) все, что нам дается в опыте. Более того, язык способен описать и то, что опыту принципиально недоступно. На примере математики как языке физики.
Из интервью с физиком из MIT:
"Мы должны верить научным теориям, если они делают предсказания, которые мы в состоянии проверить и, возможно, опровергнуть. Некоторые люди утверждают, что, мол, если теория предсказывает нечто о куче вещей, которые вы никогда не сможете наблюдать, это не наука. Но на самом деле это неправильная точка зрения. Чтобы теория соответствовала принципу фальсифицируемости, нам не обязательно быть в состоянии наблюдать все, что она предсказывает. Хотя бы одну вещь. И если это предсказание ошибочно, выбросьте теорию на помойку.
Гравитация является прекрасным примером. Теория гравитации Эйнштейна предсказывает именно то, что происходит внутри черной дыры. Должны ли мы отнестись к этому как к философской болтовне [поскольку проверить пока невозможно - wayter]? Нет! Потому что эта теория также точно предсказывает задержки во времени [замедление времени?] для GPS спутников. И если Эйнштейн был неправ, мы бы полностью заблудились, когда ездим в наших автомобилях. Поcкольку эта теория настолько успешна в предсказании того, что мы могли проверить, мы были вынуждены принять всерьез также и ее другие прогнозы".
http://forum.sufism.ru/index.php?topic=10701.0 (http://l.facebook.com/l.php?u=http%3A%2F%2Fforum.sufism.ru%2Findex.php%3Ftopic%3D10701.0&h=1AQHdSAva)
-
Вроде первая научная теория языка это структурализм который утвеждает что язык это некая стурктура дискретная итд На мой взгляд это ошибочно, в основе языка лежат не какие то звуки там буквы или необходимость передавать информацию членам общества. В основе языка лежит РЕЛИГИЯ. Т.е. вначале у нас появляется религия а уже потом язык как ее производное. Или если так сказать, язык это производное религии и религиозного опыта. Он не служит изначально для описание мира.
-
Ну как для примера скажем поэт испытал некие переживания чувства там любовь и он с помощью языка ВЫРАЖАЕТ их. понимаете? Он не описывает мир, он ВЫРАЖАЕТ свое состояние. Вот для это и был изначально нужен язык.
-
1. Математика - язык науки.
2. Математика способна открывать незримое. Местоположение Нептуна было вычислено "на кончике пера" и лишь позже, благодаря этим вычислениям, астрономы обнаружили на указанной траектории планету.
3. Естественный язык, хотя и лишен точности математики, в чем-то сходен с ней (подчиняется законам логики, например) и также обладает способностью обнаруживать скрытое.
...
Похоже, математика добралась уже до языка:
"Математики Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) разработали программу, которая позволяет исследовать любое произведения на любом языке.
Такая программа открывает широкий путь к применению точных наук в гуманитарной сфере. В частности, с её помощью можно исследовать «Слово о полку Игореве», определив количество возможных авторов произведения. Об этом ТАСС сообщил востоковед Александр Кныш, преподающий в СПбГУ.
«По сути это уже и не гуманитарная, и не естественнонаучная область, а результат междисциплинарного сотрудничества. Для него уже даже есть название: цифровые гуманитарные науки», — пояснил он.
https://russian.rt.com/article/314612-matematiki-spbgu-razrabotali-programmu-dlya-issledovaniya-tekstov
-
Еще хотел добавить что язык начинает описывать мир когда ну как бы замыкается на самом себе. Когда в языке возникает что ли петля обратной связи от его функции к нему самому, тогда человеческий разум начинает его использовать как инструмент описания.
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской