Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
Материал, положенный в основу предпринятого мною исследования, почерпнут непосредственно из православного Предания, как оно запечатлено в соответствующей церковной и монашеской литературе, в частности, в книге под наименованием "Добротолюбие" - собрании творений отцов Восточной Церкви, в которой ее учение и многовековой опыт излагается признанными авторитетами. На первый взгляд, между моей книгой и "Фрагментами" Успенского немало общего - что и неудивительно, поскольку в каком-то смысле оба мы пользовались одним и тем же источником. Однако сколько-нибудь беспристрастный сравнительный анализ, надеюсь, покажет читателю, что работа Успенского именно фрагментарна и во многом сводится к его собственным домыслам.
Чтобы не быть голословным, приведу пример. Общеизвестно, какое особое внимание уделяется в эзотерической Традиции схемам, которые не в последнюю очередь составлялись с целью донести сконцентрированное в них знание потомкам, через века и тысячелетия, несмотря даже на гибель целых цивилизаций. В упомянутой статье для журнала я уже говорил о серьезной ошибке, допущенной Успенским при передаче одной особенно важной схемы1. Речь идет о том месте, которое, в подаче Успенского, отведено человеку на "диаграмме всего живого". После теоретических выкладок на предмет "нулевого уровня" эзотерически неразвитого человека, - его почти ничтожности во Вселенной, - читателю дается схема, в которой человек поставлен на один уровень с Ангелами и Архангелами, т. е. тем самым он оказывается уже в Царстве Божьем (которому на схеме соответствуют три рядоположные секции верхней горизонтали) - хотя Сам Христос категорически утверждал, что вход в Царство Божье закрыт для тех, "кто не родится свыше" (Ин 3: 3-8. "Родиться свыше", т. е. удостоиться второго Рождения, - цель и венец эзотерической работы. В контексте сказанного Христом это значит, что внешнему человеку -тому, кто, образно выражаясь, еще "не принес плод", т. е. еще не развил свои скрытые способности, - место на этой диаграмме как раз посредине - там, где он выступает в качестве связующего звена между миром природы и миром Божества.
Во "Фрагментах" есть и еще более серьезные промахи и упущения: сама концепция человека как всего лишь "машины" автоматически снимает с него всякую ответственность, - что прямо противоречит тому понятию греха, искупления и Спасения, которое составляет стержень учения Христа.
1 См. Приложение II. - Прим. ред.
Во всем, что соприкасается с областью Откровения, но не исходит из нее непосредственно, несовершенный человеческий ум особенно подвержен слабости смешивать с нею собственные домыслы, от чего не спасут даже самые благие намерения, пламенная вера или мощный интеллект. Ошибки и искажения, допущенные в книге Успенского, свидетельствуют о том. что ее написание не было санкционировано и не контролировалось Великим Эзотерическим Братством, а используемый при ее написании материал был доступен автору лишь в весьма урезанном виде, что и послужило причиной его недопонимания и вульгаризации. Однако в области эзотерики любое неполное знание особенно опасно - что, в частности, подтверждается трудами св. Павла, Климента Александрийского и Евсевия Кесарийского, еще в начале нашей эры разоблачавших современные им ложные учения. Известно, например, что в представлении гностиков-ересиархов видимое несовершенство тварной Вселенной объяснялось, по лености доискаться до его подлинной причины, несовершенством Творца, Его некомпетентностью или даже злонамеренностью. Совершенно сходным образом этой же неполнотой и ущербностью познания были затем рождены все прочие ереси. И только то, что в Предании именуется словом Плерома - т. е. именно Поллота, в которой содержится все целое Гнозиса, может служить в познании опорой и защитой от любого заблуждения.
СВ, простите моего друга, он просто вчера встал не с той ноги. Что касается Муравьева, то при всех его притязаниях на законченность учения, где люди, пораженные его присутствием? А именно так вычисляется Учитель. Это объективный закон: нельзя знать учение в ео полноте и при этом не поражать своим присутствием (как поражал Георгий Иванович), причем поражать всех и вся, всречавших его в тех или иных обстоятельствах, даже людей весьма далеких от эзотерики, религии или философии.
(17)(http://www.fourthway.narod.ru/lib/Gnozis/r57.jpg)
Путь в своей совокупности разделен на семь отрезков между тремя Порогами и пролегает, как об этом сказано в Евангелии, от Смерти к Жизни.
Путь построен по Закону Семи и ведет от внешней жизни к третьему Порогу - пределу развития земного человека - через десять этапов. Каждый из этих этапов человек проходит усилием, сосредоточенным на созидательной работе, имеющей условием и целью согласование с Законом Трех.
Пользуясь раннехристианской терминологией, мы можем выделить в этих десяти этапах три состояния сообразно отношению к Церкви, или (в нашем толковании) к Пути:
Новообращенные1 (те, кто на тропинке) - начавшие распознавать влияния-"В"; те, в ком уже образовался эмбрион магнитного центра;
Верующие2 (те, кто на тропе Доступа) - преодолевшие первый Порог и движущиеся ко второму Порогу;
Христиане (те, кто вышел на Путь) - преодолевшие второй Порог и приближающиеся к третьему Порогу.
1 Или (в более устоявшейся терминологии) "оглашенные"
2 "Faithful": "верные". -Прим. ред.
Следовать Пути - значит применять эзотеризм на практике. Напомним (см. главу VI, § 7 и рис. 18), что такой эзотеризм распространяется лишь на новообращенных, верных и христиан (в том смысле, какой вкладывала в эти слова ранняя Церковь) сообразно индивидуальной эволюции каждого. На следующей схеме мы различаем несколько степеней, представленных тремя концентрическими кругами, которые окружены зоной, символизирующей пустыню, т. е. внешнюю жизнь1.
Рис. 56
0 -все то, что вовне, пустыня, зона внешнего человека;
I -эзотеризм, зона новообращенных.
II -мезотеризм, зона верных.
- . III - собственно эзотеризм, зона христиан, - внутренних.
Третья зона разделена, в свою очередь, еще на три концентрических круга, отведенных, соответственно, "человеку №№ 5 и 6", с "человеком № 7" в центре.
В поперечном разрезе Путь на той же схеме принимает следующий вид
Приведенную здесь умозрительную структуру не следует путать с традиционной внутри-церковной семиступенчатой иерархией: 1} Апостолы; 2) Пророки; 3} Отцы Церкви; 4) Епископы; 5) Пресвитеры (священники); 6) Диаконы; 7) Верующие (паства).
На этой схеме Путь представлен гаммой от ДО до ДО, образующей октаву. Промежутки между ДО и СИ, ФА и МИ и между ДО и СИ следующей октавы представляют собой три Порога.
Теперь прокомментируем все десять изображенных на схеме ступеней.
Здраствуйте Анатолий!
Надеюсь,что за прошедшее время вы прочли таки "Гнозис".
Повторяю вопрос:
Почему восходящая октава у Муравьёва имеет вид: до-си-ля-соль...
,как нисходящая?
чтож,и на том спасибо...
пойду тогда спрошу у Муравьёва :-)...
Почему у Муравьёва восходящая октава имеет этот вид (до-си,ля соль..)?
вопрос:
кто-нибудь знает,что осталось после смерти человека,который :
запрещал ПДУ издавать "в пч"говоря,что человек,который "так пьёт" не м.б. учителем,а о ГИГовской трилогии,говорил,что там ценность имеют только 95 страниц,
имеется ввиду организация или школа и где(швейцария,штаты)?
Бытие до-Адамова человека предполагалось чисто эфемерным, но даже оно не было бы возможно без треугольника 3-6-9. Из Эннеаграммы-«А» видно, что две его стороны, 3-9 и 6-9, естественным образом вытекают уже из анализа Основного Числа XIII, недоставало лишь стороны 3-6 — основания неполного треугольника. Это основание было добавлено искусственно, то есть извне — в точности так, как Адаму был добавлен весь треугольник. Однако на сей раз это сделало не дыхание Бога, принесенное совместными усилиями Абсолютов I и II (Яи Отец — одно, — сказал Христос; Ин 10: 30), но Абсолют III, или Сатана-ил, — прародитель Похоти и силы земной Любви, ее порождающей.
(2)
Это различие между треугольниками, вписанными в данные Эннеаграммы, исполнено эзотерического значения. До Грехопадения человек-Адам был Индивидуальностью благодаря дыханию, полученному непосредственно от
Бога. Он был помещен на уровень человека-7 и обладал бессмертием. После Грехопадения, будучи отождествлен со своей Личностью и ограничен начавшим огрубевать телом, он стал смертен1. Вместе с тем человек-Адам сохранил в скрытой форме способность «исправиться» в этом отношении, особенно после того, как Иисус Христос принес ему Благую Весть и открыл возможность вновь стать Индивидуальностью в результате овладения своей Личностью, затем телом и, наконец, обретения Второго Рождения и возвращения к своему первоначальному бессмертию в лоне Господа.
Итак, несмотря на то, что испорченный человек-Адам — пребывающий в том состоянии, которое, как правило, ошибочно почитается «нормальным», — стал, подобно до-Адамовому, Личностью, он, благодаря некогда снизошедшему на него Дыханию, все же остается Индивидуальностью. Однако Индивидуальностью он является лишь потенциально, и действительная цель его жизни, на достижение которой направлена эзотерическая работа, состоит в том, чтобы этот потенциал реализовать.
(3)
До-Адамов человек Индивидуальностью никогда не был. Будучи создан на VI день как Личность, он напрочь лишен возможности к непосредственной, если можно так выразиться, «индивидуальной» индивидуализации, ибо его бытие было подчинено закону коллективной Индивидуализации, приводимому в действие Абсолютом III через посредство всей иерархии подвластных ему духов. Эта иерархия образует октаву и, как мы увидим ниже, включает в себя дух привязанности и дома (отношения к брачному партнеру и своим детям), семейственности (отношения к родственникам вплоть до двоюродных братьев и сестер), народа, племени, нации, касты, расы, а также (в виде боковых октав) корпоративный, клановый дух, дух кастовости и тому подобное.
Сразу после грехопадения продолжительность жизни человека-Адама составляла несколько веков. Согласно Библии, она постепенно уменьшалась, пока не достигла приблизительно 80 лет. Любопытно, что в период, последовавший за Грехопадением, деторождение у патриархов имело место незадолго до смерти. Это позволяет предположить, что такая зависимость от деторождения, ставшая неизбежной для адамического человека после грехопадения, и была непосредственной причиной его смертности.
V
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской