Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Суфизм => Тема начата: plot от 24 ЮЪвпСап 2012, 22:04:27

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Халладж
Отправлено: plot от 24 ЮЪвпСап 2012, 22:04:27
Вот тут (http://persian.sufism.ru/p_hallaj.htm) можно прочесть, как всё происходило.

Из статьи Терри Грэма о Джунайде (который был мастером Халладжа):
Цитировать
После его казни люди Багдада собрались чтобы обсудить случившееся. Один  из присутствовавших обратился к авторитетам канонического права и Пути,  призывая их объявить был ли этот человек еретиком (мулхид) или наоборот - приобщённым к Божественному Единству (муваххид). Джунайд ответил, что Халладж был муваххидом.

 “В таком случае”, - спросил тот человек, - “было ли правильным казнить его, или это было ошибкой?” “Это было правильно”, - сказал Джунайд и пояснил: “Бог забрал его сердце и его голову. Халладж - преданный, а Бог - Создатель. Сгорая от любви, этот преданный выставил тайну своего сердца напоказ, и Бог, движимый любовной ревностью, осудил его голову на плаху. Какой смысл вам сожалеть? Есть ли причина вам встревать между преданным и Создателем? О друзья, если для вас важна религия, то причина для сожалений действительно есть, но если для вас важен Бог, устремите свой взгляд на Путь. И если вы хотите сохранить свою голову на плечах, держите тайны своего сердца в секрете.”

Когда он пришёл к своему мастеру Джунайду со своим заявлением "Ана  л-Хакк!", тот его сразу спросил: "Которую плаху ты собрался обагрить  своей кровью? О таких вещах надо помалкивать." А тот ему ответил: "В  день когда я плесну на плаху немного красного, вы снимете одежду суфия и  наденете одеяние судьи".

Надо сказать, что Джунайд был по профессии правоведом, но не занимался  этим (у него был магазин торгующий шелками). Но в день, когда Халладжу  вынесли приговор, халиф потребовал чтобы под приговором стояла и подпись  Джунайда. И тогда он действительно облачился в одежду судьи и написал в  обвинении: "Извне для нас он виновен". Это значило, что по человечьему  разумению он виновен, а Бог уж пусть сам рассудит.

Мало кто знает, что после его смерти последовала ещё одна смерть: его ближайший друг Абу Ата вскоре умер от горя.

Среди суфиев бытует мнение, что Халладж  обнародовал то, что нельзя обнародовать. Такие тайны должны быть только  между Богом и преданным. И именно за это поплатился. Халладж всю дорогу  был буйным, непокорным.

Судя по всему, он хотел умереть. По той или иной причине он  не только ничего не сделал для того чтобы избежать казни, но и сам её по  сути провоцировал. Судя по поведению Халладжа, он шёл на смерть как на праздник. То есть он  не ощущал себя виноватым в предании неких тайн и прочего. Он шёл на  смерть как будто так должно быть. Не делал попыток оправдаться, а  наоборот лишь усугублял своё положение. Что называется, нарывался.

По поводу мотивов Халладжа можно лишь предполагать, но тут может быть несколько вариантов. В любом  случае, можно предположить, что для Халладжа не только тело,  но и личность уже были одним лишь названием.

Суфии, повторюсь, говорят, что казнь его постигла потому, что он по  своей неосторожности раскрыл некие тайны пути. Трудно сказать. Есть  версия, что он случайно нашёл некие записи одного из своих мастеров -  Макки. Эти  записи были для правоверных мусульман крамольными. То есть, то, что один  из учеников нашёл эти записи - это факт. Неизвестно до конца, был ли  это Халладж.
Цитировать
Суфии  предпринимали огромные усилия чтобы зашифровать своё учение в этот  период. В этом смысле весьма характерна история, случившаяся с записками  ‘Амра б. ‘Утмана Макки о предвидении. Некий ученик случайно обнаружил  эти записки и Макки немедленно озаботился тем чтобы вернуть их, опасаясь  что попав не в те руки, они приведут этого ученика к беде, став  причиной пыток и суровой кары. Некоторые утверждают, что этим молодым  человеком был никто иной как Халладж. Если это так, Макки действительно  предвидел те мучения, которые были отмеряны Халладжу.
Так вот, когда эти записи (или, скажем, фрагменты знаний из них) обнаружились у Халладжа и через Халладжа, он, возможно, попросту не стал выдавать своего мастера. Такая версия наверное имеет определённую ненулевую вероятность.

Сама по себе фраза Ана л-Хакк могла быть истолкована в благоприятном ключе и Халладж мог "отмазаться", но не сделал этого. Эта версия объясняет и тот факт, что Джунайд смирился с казнью Халладжа и тоже не стал его "отмазывать". Связав  историю Халладжа с суфизмом, они бы поставили под удар весь суфизм.  Тогда нарастали гонения на них и Джунайд силился показать, что суфизм  вполне согласуется с каноническим исламом. И тут на тебе. Тогда под  топор пошли бы сотни суфиев.

Если действительно история с разглашением верна, то для него казнь была самопожертвованием.

Возможно также, он таким образом преодолевал последнюю завесу:  привязанность к собственному телу и к собственной жизни. Судя по всему,  это могло быть определённым камнем преткновения для него: он вёл держал весьма  суровую аскезу, умерщвляя тело. В этом свете казнь была для него  настоящим праздником, преодолением всех преград на Пути.

Также возможно, что он странным образом понял последнюю стоянку - ту,  что потом Аттар назвал Долиной Смерти. Он её видимо понял в буквальном  смысле. А если ещё учесть его неистовость... То есть он думал, возможно,  что никто - ни Джунайд, ни Шибли - никто, не решились перейти этот  рубикон. И связывал этот рубикон именно с физической смертью. При определённом экстремизме натуры подобное возможно.

Если смотреть с точки зрения системы семи долин, описанных Аттаром*, то Халладж явно познал долину Объединения (об этом говорят его слова), и затем - долину Восхищения или экстаза (об этом говорит его поведение). Но последняя долина, долина Смерти, воспринималась им, возможно, чрезмерно драматически. А всё потому, что он не слушался мастера :) .
Цитировать
Убейте меня, мои верные друзья
 Потому что убить меня-значит дать мне жизнь.
 Моя жизнь-это моя смерть,
 А моя смерть-это моя жизнь.
Возможно, Джунайд, видя эту внутреннюю обречённость Халладжа, не стал ему мешать. В этом смысле его слова о разглашении любовной тайны Халладжем, можно расценить как своего рода иносказание или переложение ситуации на понятный и удовлетворительный остальным язык. То, что Халладж был по натуре экстремистом, живущим с сердцем "нараспашку", с восприятием всего в крайностях, привело к тому, что никакого другого пути вступить в долину Смерти кроме как через смерть физическую, для него, по крайней мере субъективно, не осталось.
------------------------------------------------

 *рассказывая о ступенях суфийского совершенствования Аттар называет 7 долин:     
Долину Поисков 
Любви 
Интуитивного знания 
Разделения 
Объединения 
Восхищения и 
Долину Смерти
Название: Re: Халладж
Отправлено: kopernick от 25 ЮЪвпСап 2012, 11:05:05
Согласно более прозаической версии, Халладж стал жертвой придворных интриг и нестабильной политической ситуации. "Раскачивал лодку", говоря современным языком-)
Название: Re: Халладж
Отправлено: plot от 25 ЮЪвпСап 2012, 11:12:47
Согласно более прозаической версии, Халладж стал жертвой придворных интриг и нестабильной политической ситуации. "Раскачивал лодку", говоря современным языком-)
А есть какие-то источники, где об этом можно почитать?
Название: Re: Халладж
Отправлено: kopernick от 25 ЮЪвпСап 2012, 12:20:34
Согласно более прозаической версии, Халладж стал жертвой придворных интриг и нестабильной политической ситуации. "Раскачивал лодку", говоря современным языком-)
А есть какие-то источники, где об этом можно почитать?


Кныш А. Мусульманский мистицизм, например.
Название: Re: Халладж
Отправлено: plot от 04 ЭЮпСап 2012, 21:15:07
Цитировать
Он говорил: «Все религии — стволы от единого Корня; выбрав один из стволов, ты предаешь Корень».
 
 Он рассказывал: «Мотылек стремится в огонь светильника, не довольствуясь теплом и светом. Влетев в огонь, он стал огнем — и к чему ему возвращаться?»
 
 Он напоминал: «Светоч может быть затеплен только от светоча — так свет всех пророков занялся от пророка Иисуса, духа Божьего, бывшего до всякого бытия, а его огонь — от Единого Огня Божьего и един с этим Огнем».
 
 Он учил: «Радости — это дар Божий, а страдание — это Сам Бог».
 
 Он толковал: «Бог ревнив великой ревностью, и один из ее признаков — то, что нет у человека пути к Нему, кроме как через собственную душу. Ищешь Огонь — ищи в себе. А войдя в сердце, Истина не оставит там места ни для чего прочего. Тот, кто взглянул на Солнце, а потом — на себя, должен увидеть, что нет в нем ничего, кроме Солнца. Первый шаг к Истине — перестать отличать себя от нее. Тот, кто любит, — един с предметом своей любви: возлюбите же Бога!».
 
 Он пел:
 «Я – Тот, кого я люблю,
 а Тот, кого я люблю, – это я.
 Мы – два духа, обитающие в одном теле.
 Если ты видишь меня, ты видишь Его;
 и если ты видишь Его, ты видишь нас обоих»
 
 Он рассказывал: «Бог создал Человека и велел ангелам поклониться ему; но Иблис сказал: «Никому, кроме тебя!» Бог пригрозил: «А если я низвергну тебя в ад?» Иблис повторил: «Никому, кроме тебя!»

Это производило сокрушительное впечатление: пророками себя кое-кто объявлял, но Богом — еще никто; а аль-Халладж прямо заявлял: «Я есмь Сущий!». Вернувшись из одного странствия, он велел встретившей его невестке отвесить ему поклон, как при молитве; она спросила: «Но можно ли поклоняться кому-то, кроме Господа?», он ответил: «Господь пред тобою — всмотрись и поклонись!» Ему говорили: «Ты нарушаешь Закон!», он отвечал: «Друг Всевышнего не нуждается в законах»; ему возражали: «Твое учение безнравственно», он смеялся: «А ты не стремись к нравственной жизни, а стремись к божественной — она лучше, и грош цена любой нравственности для обретших Бога!» Проходя мимо читающих Коран, он между делом заметил своим ученикам: «Эту книгу и я мог бы написать, но нам с вами это уже не нужно!» Он показывал восторженные письма почитателей на непонятных языках, приходившие к нему якобы из Туркестана и Китая. Ученики множились; он сообщал им, в ком из них живет дух Ноя, в ком — Моисея, в ком — самого Мухаммеда. Они его обожали в прямом и переносном смысле; прозвище «аль-Халладж», «чесальщик», они толковали как «вычесывающий Истинное Знание», давали и новые прозвания — Хусейн слыл и Очарованным, и Странником, и Отцом рабов Божьих… И шиитскими, и даже исмаилитскими прозвищами — Вратами, Владыкой Времен, Законодателем Законодателей (что впоследствии дорого обошлось аль-Халладжу).
Источник (http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=stories;action=print;num=1201013924)
Название: Re: Халладж
Отправлено: nisso от 05 ЭЮпСап 2012, 03:53:08
За "Источник" - большое спасибо :D Невозможно оторваться...
Название: Re: Халладж
Отправлено: Uj.in от 05 ЭЮпСап 2012, 06:41:50
*рассказывая о ступенях суфийского совершенствования Аттар называет 7 долин:     
Долину Поисков 
Любви 
Интуитивного знания 
Разделения 
Объединения 
Восхищения и 
Долину Смерти

долина любви.
долина поисков и находок.
долина знаний
долина разделения и объединения.
долина восхищения и разочарования
долина жертвы и печали.
долина смерти.

Цитировать
И тогда он действительно облачился в одежду судьи и написал в  обвинении: "Извне для нас он виновен". Это значило, что по человечьему  разумению он виновен, а Бог уж пусть сам рассудит.
есть в Коране следующие строки.
22.  (23). Вот что возвещает Аллах Своим рабам, которые уверовали и творили благое. Скажи:
"Я не прошу у вас за это награды, а только любви к ближним;

кто совершит доброе, тому Мы прибавим к этому благое".
Поистине, Аллах прощающ и благодарен!


а судьи кто? в купе с халифом?

любовь - не судит.

хадис

«Поистине, Всевышний Аллах сказал:
"Я объявлю войну враждуюшему с тем, кто близок ко Мне!
Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного, пока Я не полюблю его, когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за зашитой, Я обязательно защищу его "
. (Аль-Бухари)

если Аллах станет всем во внутренности покорного ему, то кому поклоняется поклоняющийся покорному?
Название: Re: Халладж
Отправлено: plot от 05 ЭЮпСап 2012, 10:39:23
Цитировать
Ибн аль Араби
 говорит о 4-х путешествиях:
 1 снятие покрова множествености с лица единства
 2. снятие покрова единства с лица множественности
 3. созерцание недуалистического единства
 4. созерцание единства во множественности и множества в единстве
Название: Re: Халладж
Отправлено: Uj.in от 05 ЭЮпСап 2012, 11:33:46
Ибн аль Араби  говорит о 4-х путешествиях
плиз.
говори сам.
Название: Re: Халладж
Отправлено: plot от 05 ЭЮпСап 2012, 11:38:59
Ибн аль Араби  говорит о 4-х путешествиях
плиз.
говори сам.
На предмет чего?
Название: Re: Халладж
Отправлено: Uj.in от 05 ЭЮпСап 2012, 12:42:37
Ибн аль Араби  говорит о 4-х путешествиях
плиз.
говори сам.
На предмет чего?
о путешествиях.

истинное путешествие - это свое путешествие.
Название: Re: Халладж
Отправлено: plot от 05 ЭЮпСап 2012, 13:02:06
Ибн аль Араби  говорит о 4-х путешествиях
плиз.
говори сам.
На предмет чего?
о путешествиях.

истинное путешествие - это свое путешествие.
Подозреваю, что с этой задачей Вы прекрасно справитесь и без меня. :)
Если у Вас есть вопросы конкретно ко мне - задавайте. Чем могу - помогу.
Тем не менее ветку не хотелось бы оффтопить.
Название: Re: Халладж
Отправлено: Uj.in от 05 ЭЮпСап 2012, 13:10:54
Ибн аль Араби  говорит о 4-х путешествиях
плиз.
говори сам.
На предмет чего?
о путешествиях.

истинное путешествие - это свое путешествие.
Подозреваю, ...
какой ты подозревательный..  ;)

ps
разве у суфия может быть оффтоп?
всякое его слово это слово Бога.
 ;)
 
Название: Re: Халладж
Отправлено: plot от 06 ЭЮпСап 2012, 22:36:34
Интересным также представляется вопрос - почему Халладж не послушался Джунайда, своего мастера, который его предостерегал от разглашения тех прозрений, которых тот сподобился.
В этой связи вспомним, что до Джунайда у Халладжа было два мастера, от которых он ушёл. Вот что пишет по этому поводу Тэрри Грэм:
Цитировать
Прежде чем Халладж попал к Джунайду, его наставниками были два замечательных мастера - ‘Амр б. ‘Утман Макки и Сахл б. ‘Абд Аллах Тустари (ум. в 896 г.). Халладж имел дерзость раскритиковать и отвергнуть своих мастеров.
И вот так же и в случае с Джунайдом - Халладж его не послушал.
Поскольку на той стоянке, на которой находился Халладж, трудно предполагать сколько-нибудь решающие проявления грубого нафса, можно предположить, что Халладж имел своего рода особенность или врождённое искажение личности, проявляющееся в полном отсутствии конформизма, способности просто доверяться кому-либо. Подобное встречается у людей, страдающих аутизмом или синдромом Аспергера, например (хотя не обязательно именно эти расстройства были у Халладжа). Бросается в глаза, что он хронически, с самой юности, напрочь игнорирует социальный аспект жизни. То есть, он не столько эпатирует публику, сколько просто не берёт в расчёт социальные отношения. Иными словами, если вернуться к его отношению с мастерами, нельзя сказать, что у него была некая черта, заставлявшая его бунтовать, нет - у него скорее не было черты, позволявшей подчиниться. А подчиниться иногда необходимо, просто потому что некоторые вещи трудно объяснить, если тот, кому объясняют, не имеет соответствующего жизненного опыта. Поэтому иногда нужно довериться, а понимание приходит потом. Это не было свойственно Халладжу, судя по всему.

Можно предположить, что некоторые искажения в личности остаются в ходе следования Пути. Не все искажения привнесены эгоцентризмом. Некоторые особенности психики врождённые. Путь как таковой не имеет цели подогнать личность под некий стандарт. Рискну предположить, что в случае с Халладжем мы, возможно, имеем дело с подобной ситуацией.

Здесь только мои предположения и я на них не настаиваю.
Название: Re: Халладж
Отправлено: plot от 06 ЭЮпСап 2012, 22:50:02
Истории Иисуса и Халладжа, повторюсь, очень схожи, по крайней мере внешне.

Оба, видимо, достигли одной и той же стоянки. Оба в неё "упёрлись", но по разным причинам. Судя по всему, личность Иисуса была намного более сбалансирована. Но дело в том, что сама мистическая традиция на Ближнем Востоке тогда - за 1000 лет до Халладжа - видимо находилась ещё в детском возрасте, и стоянка, на которой находился Иисус, была и так наивысшей во всём тогдашнем окружении. В этом смысле он был, так сказать, первопроходцем.

Во времена Халладжа это состояние для "мистического мейнстрима" было, возможно, уже пройденным этапом и то, что оно обернулось для Халладжа тем, чем обернулось, связано, видимо, с самой личностью Халладжа, экстремистской от природы.

После всех этих рассуждений хотелось бы всё же напомнить, что всё могло быть совсем иначе и, возможно, мы просто не знаем всей подоплёки событий. Поэтому вышесказанное является просто анализом, основывающимся на тех данных, которые у меня есть на данный момент.
Название: Re: Халладж
Отправлено: iv2259 от 06 ЭЮпСап 2012, 23:29:32
Поэтому вышесказанное является просто анализом, основывающимся на тех данных, которые у меня есть на данный момент.
То есть Вы предполагаете,что появятся какие то новые,а главное, достоверные данные для "анализа"?..Боюсь,тут дело в угле зрения,для исторического,психологического и прочего,"данные",основанные,конечно,на мнениях учёных,даже,может и мастеров,найдутся,но приведёт ли это нас к истинной сути того,что совершил Халладж,всей своей жизнью,а не только знаменитым поступком...Возможно,данные следует искать в другом месте?Не снаружи,скажем? Вы представляете в своих предположениях Халладжа,как не способного следовать за Учителем,но смог бы он достигнуть той стоянки,не следуя Учителям вообще?Во всяком случае,не опираясь на их посильную помощь,не они ли его направляли,а ведь бывает и так,что ученик не по силам учителю?Было ли где то сказано,что он нерадивый или бездарный ученик?Быть может он слышал голос Господина и НЕ МОГ подчиняться до конца,даже Его друзьям? :-\   
Название: Re: Халладж
Отправлено: alton от 06 ЭЮпСап 2012, 23:48:11
После всех этих рассуждений хотелось бы всё же напомнить, что всё могло быть совсем иначе и, возможно, мы просто не знаем всей подоплёки событий. Поэтому вышесказанное является просто анализом, основывающимся на тех данных, которые у меня есть на данный момент.
Какому "я" plota необходимо было начинать этот анализ и с какой целью?


И что изменилось бы, если бы до начала анализа plot последовал совету  Uj.ina?,
плиз.
говори сам.

Название: Re: Халладж
Отправлено: Часовщик от 07 ЭЮпСап 2012, 01:40:06

Какому "я" plota необходимо было начинать этот анализ и с какой целью?


И что изменилось бы, если бы до начала анализа plot последовал совету  Uj.ina?,



Надо понимать, alton, вы ознакомились с одним из разделов НЛП (метамодель языка) и решили попрактиковать в умении задавать бессмысленные вопросы?
Название: Re: Халладж
Отправлено: Uj.in от 07 ЭЮпСап 2012, 08:30:35
Надо понимать, alton, вы ознакомились с одним из разделов НЛП (метамодель языка)
и решили
попрактиковать в умении задавать бессмысленные вопросы?
Ы! ЗРИ В КОРЕНЬ.
модель проста.
есть ты
есть ум
и твои уста

но иногда
когда силы утеряны
ум лезет
со своими идеями.

вот оно.. дерЕво
а вот яблочки. и ..
есть или нет их
тебе решать forEver

либо сам решаешь ..
либо слушаешь болтуна несносного.
который за тебя
решает любые вопросы.

он может все
и даже более
но он не знает ответ на вопрос
кто есть ТЫ, и кто есть ОН САМ.

ps
не осуждайте друг друга, и не обсуждайте
упряжка, в которой ездовые собаки
друг с другом  грызуться
никуда не приедет.
Название: Re: Халладж
Отправлено: Часовщик от 07 ЭЮпСап 2012, 12:41:21

Ы! ЗРИ В КОРЕНЬ...

...ps
не осуждайте друг друга, и не обсуждайте
упряжка, в которой ездовые собаки
друг с другом  грызуться
никуда не приедет.


Пеши исчо.  :)
Название: Re: Халладж
Отправлено: iv2259 от 07 ЭЮпСап 2012, 16:11:42
Все мы хотим покрасоваться,преподнести себя,на фоне хоть чего...Кто казнил Халладжа,за что и почему?! - Ни за что,безо всякого рацио,чистое,бессмысленное и бездарное эго многих.Включу в список Джунайда,Вас,Плот,себя,Алтона и Уж,ина.Процесс по делу не закончен и не закончится...Но для чего это совершил Халладж?Точнее,для кого?В чём смысл? :( :)
Название: Re: Халладж
Отправлено: alton от 07 ЭЮпСап 2012, 18:51:16
не осуждайте друг друга, и не обсуждайте упряжка, в которой ездовые собаки
друг с другом  грызуться никуда не приедет.


Риторическая мудрость в книгу афоризмов.


Иной раз вынимание постромки попавшей под ногу тоже кажется мешающим быстрой езде действием. Но к сожалению это единственное, что мы можем делать здесь. Неужто ж кто-то всерьез верит, что мы в состоянии прояснить историю с Халладжем? И даже если бы кто-то привел все, что необходимо для понимания, то есть ли в нас в достаточном количестве ТО, чем это можно было бы ПОНЯТЬ так, как это нужно?


И так ли уж хуже задавать бессмысленные вопросы, нежели без конца размусоливать подобные темы по принципу качелей: "с одной стороны оно так, но с другой стороны ..."?

Название: Re: Халладж
Отправлено: Uj.in от 07 ЭЮпСап 2012, 20:43:16
Риторическая мудрость в книгу афоризмов.
ага. тогда книга быстрее войдет в рай.
Название: Re: Халладж
Отправлено: Часовщик от 11 ЭЮпСап 2012, 00:54:35
Все мы хотим покрасоваться,преподнести себя,на фоне хоть чего...Кто казнил Халладжа,за что и почему?! - Ни за что,безо всякого рацио,чистое,бессмысленное и бездарное эго многих.Включу в список Джунайда,Вас,Плот,себя,Алтона и Уж,ина.Процесс по делу не закончен и не закончится...Но для чего это совершил Халладж?Точнее,для кого?В чём смысл? :( :)


Это что-такой "Список Халладжа" будет? :)   
Название: Re: Халладж
Отправлено: damovoj от 16 ЭЮпСап 2012, 00:46:14
Примерно в 902 г. ал-Халладж совершает свое последнее паломничество в Мекку, где прилюдно молит бога, "чтобы он вверг его в состояние полной ничтожности и сделал его презираемым и отвергнутым изгоем"*.


После возвращения из хаджа ал-Халладж и произносит свое знаменитое "ан ал-Хакк" в разговоре с аш-Шибли в мечети халифа в Багдаде. Вскоре после этого "ученый-захирит Мухаммад б.Давуд решительным образом осудил высказывания ал-Халладжа... и потребовал его казни. Однако его юридическое постановление оспорил шафиитский факих Ибн Сурайдж, который придерживался мнения, что случаи, связанные с мистическими переживаниями и экстатическими высказываниями, лежат за пределами компетенции религиозных судов".


К сожалению Кныш не указывает год, в котором это случилось, но несомненно это произошло между 902-ым и 908-м гг., поскольку в 908-м году ал-Халладж был вынужден бежать в г.Сус, спасаясь от преследований вазира Ибн ал-Фурата, который "считал ал-Халладжа своим личным врагом". И только по прошествии 3-х лет ал-Халладж был арестован и доставлен обратно в Багдад. Его обвинили "в притязаниях на Божественность", в проповеди учения о "воплощении", и поместили в одну из багдадских тюрем.


Однако в 913-м году ал-Халладжа освобождают из тюрьмы, заменив ее на заключение в халифском дворце, предварительно подвергнув 4-х дневному наказанию у позорного столба. В 915-м году ал-Халладж излечивает халифа от лихорадки, а в 917-м году исцеляет любимого попугая наследника престола. В этот период ал-Халладж пишет "свою самую важную работу: Китаб ат-тавасин".


Казнь ал-Халладжа состоялась 27 марта 922-ого года.


Таким образом, между "ан ал-Хакк" и казнью прошло, по меньшей мере, 14 лет, тогда как Ибн Ата, который, отказавшись свидетельствовать против ал-Халладжа, дерзко заявил на суде, "что вазир не имеет права выдвигать обвинения против "друга Божьего", был тут же отдан на расправу слугам халифа и забит насмерть собственными сандалиями.


Так что, думайте сами, что послужило причиной казни - высказывание 14-летней давности или что-либо более актуальное на тот момент...
--------------------------------------
* - здесь и далее цитируется по А.Д.Кныш "Мусульманский мистицизм", стр.84-87.
Название: Re: Халладж
Отправлено: plot от 16 ЭЮпСап 2012, 08:08:26
Конечно, то, что Халладж был казнён именно за своё высказывание Ана л-Хакк, это скорее расхожий мем, который, видимо, не соответствует действительности. Как и миф о том, что его казнила разъярённая толпа фундаменталистов.

Что касается причин казни, то тут были две основные причины - внутренняя и внешняя. Внутренняя состояла в том, что Халладж, судя по всему, как минимум не стремился избежать смерти так, как мог бы и даже, если иметь в виду его высказывания, стремился к ней, причём вопреки мнению его мастера, Джунайда.

Внешняя же состояла в том, что он обзавёлся множеством врагов в чисто политическом плане, как среди придворных (а халиф аль-Муктадир был слаб), так и среди самих суфиев (по крайней мере, некоторых), которые считали, видимо, что то, что он говорит, нельзя разглашать (по тем или иными причинам). В конце концов, все эти причины перевесили противоположную чашу весов (симпатизирующие тоже явно были; любимый попугай наследника - это вам не это).

Сказать что-либо сверх этого вряд ли представляется возможным. Дальше начинаются сплошные предположения. Честно говоря, внешние причины не слишком интересны, потому что они довольно однообразны во все времена. Куда интереснее причины внутренние, поскольку они могут быть неплохим уроком и поскольку именно они, скорее всего, и стали побудителем образования причин внешних. В связи с этим весьма интересен вот этот эпизод:

Цитировать
Примерно в 902 г. ал-Халладж совершает свое последнее паломничество в Мекку, где прилюдно молит бога, "чтобы он вверг его в состояние полной ничтожности и сделал его презираемым и отвергнутым изгоем"*.
Название: Re: Халладж
Отправлено: plot от 16 ЭЮпСап 2012, 09:43:41
Кажутся интересными также и такие наблюдения (с моей стороны): отношение к этой истории можно разделить на две половины - первое - это громкое и горестное заламывание рук с разного рода красочными эпитетами в адрес казнителей и т.д. Второе - скорее нейтральное. Ни у кого, даже среди самых кондовых верующих, я не встречал ненависти к Халладжу и его действиям. Это о чём-то говорит.
 
 Психологически первая позиция понятна: это, видимо, проецирование собственного страха перед подобной ситуацией, ощущение собственного пассивного противостояния "большинству", включение архетипа "увещевателя", жалость в конце концов и проч.
 
 Однако, ирония состоит в том, что Халладж к этой казни, судя по всему, стремился как на праздник, а его казнители были отнюдь не озверевшими фанатиками или бесчувственными инквизиторами.
Название: Re: Халладж
Отправлено: alton от 16 ЭЮпСап 2012, 10:44:08

Что касается причин казни, то тут были две основные причины - внутренняя и внешняя. Внутренняя состояла в том, что Халладж, судя по всему, .......


Сказать что-либо сверх этого вряд ли представляется возможным. Дальше начинаются сплошные предположения.

Cплошные предположения не только дальше, но и до. Судя по всему.


Если что-то и можно извлечь реального из этой истории с Халладжем, то только поделиться впечатлением оказанным ею на себя-слушателя в той форме как она дошла до меня лично. Много ведь было событий, но вот это прошло сквозь время и достигло меня в какой-то форме.


Вот я, например, полагаю, что Халладж, будучи неординарным человеком, не послушался в какой-то момент своего Учителя и сделал отход с Пути, понятный только его учителям и, возможно не сильно афишируемый ими. Но. Скорее всего это мнение характеризует меня в моих поисках, нежели является толкованием истории Халладжа.


Противоречивости этой истории еще больше убеждают меня, что она является подобным инструментом указания болевых точек на собственном пути. И если смотреть на комментарии с такой точки зрения, то, мне кажется, мы сможем получить больше пользы, чем от гадания о причинах на кофейной гуще. Ведь определенно высказывая свое отношение и к другим историям я буду проявлять себя тем, кто я есть. И другие участники смогут, в свою очередь, указать мне на себя в этой связи. Это могло бы принести реальную пользу (нмв).
Название: Re: Халладж
Отправлено: N N от 16 ЭЮпСап 2012, 14:27:06
Примерно в 902 г. ал-Халладж совершает свое последнее паломничество в Мекку, где прилюдно молит бога, "чтобы он вверг его в состояние полной ничтожности и сделал его презираемым и отвергнутым изгоем"*.


=====>>>


Цитировать
К сожалению Кныш не указывает год, в котором это случилось, но несомненно это произошло между 902-ым и 908-м гг., поскольку в 908-м году ал-Халладж был вынужден бежать в г.Сус, спасаясь от преследований вазира Ибн ал-Фурата, который "считал ал-Халладжа своим личным врагом". И только по прошествии 3-х лет ал-Халладж был арестован и доставлен обратно в Багдад. Его обвинили "в притязаниях на Божественность", в проповеди учения о "воплощении", и поместили в одну из багдадских тюрем.

Противоречие: молил Бога об участи изгоя, а когда стал им, то вынужден был бежать, чтобы спастись.


Это желание стать презираемым и изгоем - признак невротического "синдрома мученика" (http://www.reshma.nov.ru/calendar/week_43.htm) или желание "выслужиться" перед Богом?

Цитировать
Отдать свою жизнь за дело религии — это высшее жертвоприношение. Поэтому, являясь высочайшей жертвой, мученическая смерть, естественно, обладает также и высочайшим почетом. Аллах Та'аля описывает мучеников как «живых» в следующем аяте: «Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа» (Коран, 3:169).

Мученичество не является ни чуждым, ни необычным для мусульман. Цветущий сад Ислама был орошен кровью мучеников с самых ранних лет Ислама. Среди тех великих сынов Ислама, увенчавших свои пожизненные старания на благо религии принесением в жертву своих жизней, был саййидина Хусайн (РА), благородный внук Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям). Его мученическая смерть была действительно в высшей степени душераздирающей.


(Отсюда (http://askimam.ru/news/podvig_muchenichestva/2009-12-25-70).)




P.S. При всём моём почтении к аль-Халладжу...
Название: Re: Халладж
Отправлено: iv2259 от 19 ЭЮпСап 2012, 00:44:10
Все мы хотим покрасоваться,преподнести себя,на фоне хоть чего...Кто казнил Халладжа,за что и почему?! - Ни за что,безо всякого рацио,чистое,бессмысленное и бездарное эго многих.Включу в список Джунайда,Вас,Плот,себя,Алтона и Уж,ина.Процесс по делу не закончен и не закончится...Но для чего это совершил Халладж?Точнее,для кого?В чём смысл? :( :)


Это что-такой "Список Халладжа" будет? :)
Почему - "будет"?! - Каждый,кто берётся разбирать историю,получает разобранную историю...Если же разбираешь историю беспредельной любви не с Её позиций,то хотя бы будь готов получить неудобные ответы.  "В этот критический момент какой-то дервиш попросил у Мансура дать определение любви. Мансур сказал ему, что он узнает ответ сегодня, завтра и послезавтра. Мансур был казнен в этот день. На следующий день изувеченное тело сожгли, а на третий развеяли пепел. Это был ответ Мансура на вопрос дервиша." Аттар "Рассказы о святых" По случаю смерти Мансура Хазрат Аббас Туси сказал: «В Судный день Мансура приведут в кандалах из опасения, что в своем экстазе он сможет перевернуть земной шар» :)
Название: Re: Халладж
Отправлено: Водород от 19 ЭЮпСап 2012, 09:23:51

 
 Он напоминал: «Светоч может быть затеплен только от светоча — так свет всех пророков занялся от пророка Иисуса, духа Божьего, бывшего до всякого бытия, а его огонь — от Единого Огня Божьего и един с этим Огнем».
 
 Он учил: «Радости — это дар Божий, а страдание — это Сам Бог».
 
 Он толковал: «Бог ревнив великой ревностью, и один из ее признаков — то, что нет у человека пути к Нему, кроме как через собственную душу. Ищешь Огонь — ищи в себе. А войдя в сердце, Истина не оставит там места ни для чего прочего. Тот, кто взглянул на Солнце, а потом — на себя, должен увидеть, что нет в нем ничего, кроме Солнца. Первый шаг к Истине — перестать отличать себя от нее. Тот, кто любит, — един с предметом своей любви: возлюбите же Бога!».
 


 во все времена на землю спускались герои, чтобы вести борьбу с невежеством людей в отношении себя... Во все времена это действие было наказуемо и преследовалось...
И мы - обычные люди, живы благодаря этим знаниям))


Если взять древнегреческую легенду о Прометее который видел на земле людей влачивших бессмысленное существование, "без высоких благородных мыслей и желаний".  Исполнившись  состраданием и горячим желанием помочь людям он, против воли Зевса, похищает искру "божественного огня" и дарит её людям, чтобы они могли согреться. За этот поступок он был прикован к скале, и подвержен мучениям... до тех пор пока в человечестве   не родится и  разовьется  благородство и героизм (Геракл)... способное освободить его от оков... 


Так ли бессмысленны эти жертвы.. Кто мы без этих знаний и благородных стремлений?


С любовью.
Название: Re: Халладж
Отправлено: margo от 22 ЭЮпСап 2012, 15:21:56
   Измени свою речь, избегай мира призраков. Не ограничивайся ни мерой, ни гармонией в отношениях с Богом! Пусть говорит страсть! Растворись и следуй своей любви. Стремись ввысь, вознесись над холмами и горами, над всеми холмами определенности и всеми вершинами мысли, пока, наконец, не обретешь способность узнать То, Что видишь. То будет ночь пира, которым кончается долгий пост.

Изречение приписываемое Халладжу.
 
 
Название: Re: Халладж
Отправлено: iv2259 от 22 ЭЮпСап 2012, 22:36:26
   Измени свою речь, избегай мира призраков. Не ограничивайся ни мерой, ни гармонией в отношениях с Богом! Пусть говорит страсть! Растворись и следуй своей любви. Стремись ввысь, вознесись над холмами и горами, над всеми холмами определенности и всеми вершинами мысли, пока, наконец, не обретешь способность узнать То, Что видишь. То будет ночь пира, которым кончается долгий пост.

Изречение приписываемое Халладжу.
Мёд на сердце,милый Мансур...Как бы вбить это себе в сердце,избегая собственную трусость,лживость и желание покрасоваться...даже перед самим собой... :-\ :'( :'( :'( :) P.S.Слово сказанное есть ложь.

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100