Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Основной => Тема начата: wayter от 24 ЬРавР 2013, 23:40:14

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"
Отправлено: wayter от 24 ЬРавР 2013, 23:40:14
На вопрос «По мере того, как необходимость диалога на глобальном уровне становится всё более очевидной, возможно ли создание всемирной философской системы?» СЕЙИД ХОССЕЙН НАСР отвечает следующее:
 
 Уверен, что необходимость глобального диалога действительно есть, но это не должно основываться на разрушении богатого разнообразия человеческих культур во имя экономической глобализации на материалистических и количественных принципах. Если мы должны избежать крайне опасных псевдорелигиозных и философских тенденций, которые сегодня заявляют о своих притязаниях в мировом масштабе, надо суметь сформулировать глобальное и универсальное выражение Вечной Философии, которая только и является единственной в мире подлинной философией.  Естественно, что я целиком поддерживаю понимание всемирной философии так, как оно выражено в трудах Генона, Кумарасвами, Шуона с одной стороны, и на другом уровне – у Элемире Дзолла, Анри Корбена, Изуцу и некоторых других важнейших мыслителей. Понимание это основано не на отвержении традиционных форм знания, но на выявлении в их глубинных основах истины, общей для них всех; однако, выявление её отнюдь не означает уничтожение драгоценных форм традиционной мудрости, которые существуют в отдельных культурах и обществах. Я всегда был сторонником Универсальной Философии (Philosophia Perennis) именно в указанном смысле, но полностью против тех так называемых «всемирных философий», в которых традиционные знания считаются лишь реликтом прошлого; характер будущего, которое они рисуют, больше напоминает правление Антихриста, чем пришествие небесного спасителя – Махди, Христа (во Втором Пришествии), воплощения Калки и т.д.

(via Нателла Сперанская)
Название: Re: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"
Отправлено: plot от 25 ЬРавР 2013, 07:38:43
В этом смысле интересную интерпретацию представляет теория Спиральной Динамики (http://en.wikipedia.org/wiki/Spiral_Dynamics).
Согласно ей, традиционные мировоззрения являются плодом определённой стадии развития сознания, мифологической (синий мем). Рациональное мировоззрение, отрицающее традиционализм (как реликт), это следующая стадия, модернистская (оранжевый мем). Далее идёт постмодернизм, зелёный мем. Однако проблема постмодернизма не в отрицании традиционных мировоззрений, а в эклектичности. То есть, он принимает традиционный образ мышления "as it is", без переосмысления и без определения его конструктивной роли в социуме (а также и слабых мест), а так же и все остальные образы мышления тоже как равно имеющие право на существование. В результате допускается существование и развитие в обществе экстремизма и проч. Как следствие, общество теряет стабильность.
В результате, ни одна из стадий развития сознания "первого яруса" (first tier) не способна предоставить Универсальную Философию, поскольку не выходит за пределы дихотомичности.
Название: Русский традиционализм
Отправлено: wayter от 04 дХТаРЫп 2014, 15:16:49
 «Кружок Головина» изобрел русский традиционализм в 1970-е годы

Подробнее http://rusplt.ru/sub/books/traditsionalizm-7799.html (http://rusplt.ru/sub/books/traditsionalizm-7799.html?fb_action_ids=10202422328431539&fb_action_types=og.recommends&fb_source=other_multiline&action_object_map=%5B213257578877687%5D&action_type_map=%5B%22og.recommends%22%5D&action_ref_map=%5B%5D)


"Владимир Степанов (не путать с Юрием Стефановым), выпускник московского Института философии, принадлежавший к кружку Головина, сумел войти в контакт с (нетрадиционалистским) британским неосуфием, известным прозаиком и поэтом Робертом Грейвзом".

 Это имеет отношение к Идрису Шаху (и этот контакт повлиял на мой интерес к суфизму).


(via Рус.Саб.)
Название: Re: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"
Отправлено: Тихон от 05 дХТаРЫп 2014, 10:14:21
Нельзя ли вместо (или хотя бы кроме) отстраненно-описательного цитирования разных мнений заняться действенным пониманием того, что подразумевается под Вечной Философией? И заняться этим тут вот, на форуме, - то есть каким-то волшебным образом СООБЩА?

Вот предположим, что среди участников форума найдутся некоторые, которым ВАЖНО подобраться к

  Вечной Философии, которая только и является единственной в мире подлинной философией. 

То есть не просто интересно, а действительно (жизненно) ВАЖНО.

Что бы этакое можно было сделать, чтобы эти, которым ВАЖНО, могли не просто в одиночку читать Генона, Кумарасвами, Шуона, Вальсана, (а также других носителей подлинной философии), а продвигаться в подобном чтении-размышлении методом ОБЩЕНИЯ?
Пока создается такое впечатление, что продвигаться в направлении к подлинной философии можно только методом ОТТАЛКИВАНИЯ.

Или все дело в том, что среди участников форума просто НЕТ тех, которым было бы ВАЖНО продвижение к подлинной философии? Вроде бы так не скажешь... Или все-таки НЕТ?
Название: Re: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"
Отправлено: wayter от 05 дХТаРЫп 2014, 11:50:41
Нельзя ли вместо (или хотя бы кроме) отстраненно-описательного цитирования разных мнений заняться действенным пониманием того, что подразумевается под Вечной Философией? И заняться этим тут вот, на форуме, - то есть каким-то волшебным образом СООБЩА?


Лучший способ начать плодотворное обсуждение - это самому сказать что-либо по существу вопроса.
Название: Re: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"
Отправлено: Тихон от 05 дХТаРЫп 2014, 12:30:23
Не факт.
Потому что проблема - в отношении к "подлинной философии". Одно дело цитировать разные высказывания, другое дело - заниматься "подлинной философией" напрямую.
Первый аспект проблемы - это то, чем понимается упомянутая философия. То есть интеллект.

Р.Генон:
"..те институты являются традиционными, которые оправдание своего существования находят в более или менее непосредственной, но всегда осознаваемой зависимости от доктрины, которая всегда является доктриной интеллектуального порядка."

"Метафизика основывается на глубинном тождестве знания и бытия, которое могут поставить под сомнение только те, кому неведомы самые элементарные принципы знания. Поскольку же это тождество в высшей степени присуще интеллектуальной интуиции, она его не просто утверждает, но РЕАЛИЗУЕТ в самой своей работе"

Каково же отношение к интеллекту на форуме? А черт его знает какое. С одной стороны

Когда душа понимается как иерархия уровней, самым высоким уровнем является интеллект, а интеллект, в исламских терминах, есть «свет».

С другой стороны

Интеллект, схоластический подход и изучение философии могут, конечно, вам многое дать в понимании Бога. Но они не дадут вам знание Бога.

Очень может быть, что в этих цитатах слово "интеллект" употребляется в разных отношениях. Но чтобы можно было с подобными цитатами иметь дело, нужно прояснить эти самые разные употребления "интеллекта". Я как раз уже и попробовал - и неоднократно - завести разговор об интеллекте как таковом. В ответ получил только "фр-р-р! крайне невразумительно"

Может, не всех еще спросил?
Название: Re: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"
Отправлено: Искандер от 17 дХТаРЫп 2014, 01:56:41
возможно ли создание всемирной философской системы?

Вот физика, к примеру, более-менее всемирная.
По поводу мировоззрения, видимо, тоже можно приходить к консенсусу.


Определить следует что есть исходный руководящий принцип и есть ли он.
 
В буддизме это видимо – освобождение от страдания,
в христианстве – любовь,
в исламе, видимо, - "прямой путь",
в России, вот сформулировали национальную идею, - жить по совести.


Вот камень не страдает, видимо, это не самый интересный источник радости.
Любовь без совести, - се кумирня.   
"Прямой путь" – се, видимо, установление власти исламских правителей, не факт что это повод для истиной радости.

Название: Re: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"
Отправлено: картина от 17 дХТаРЫп 2014, 09:49:13
в России, вот сформулировали национальную идею, - жить по совести.
Ничего себе!у :o (удивлена)
Где этот манифест, если не секрет?
Название: Re: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"
Отправлено: картина от 17 дХТаРЫп 2014, 11:22:45
Где этот манифест, если не секрет?
Совсем не хочу политику обсуждать, да и по правилам (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=106.msg60737#msg60737) не положено.. Просто любопытно взглянуть, может с Георгия Ивановича списали?))
Название: Re: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"
Отправлено: Искандер от 17 дХТаРЫп 2014, 13:33:11

Где этот манифест, если не секрет?
Вот первоисточник,
http://izvestia.ru/news/556744


можно и погуглить,
http://maek-center.ru/?p=735
Название: Re: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"
Отправлено: Искандер от 17 дХТаРЫп 2014, 13:36:11
Просто любопытно взглянуть, может с Георгия Ивановича списали?))
О совести, неплохо у Толстого,
"Люди говорят о предании нравственного учения, или религии, и о совести как о двух раздельных руководителях человека. В действительности же есть только один руководитель — совесть, потому что только совесть признает или не признает предания нравственного учения, или религии" (Л. Н. Толстой "Круг чтения")  http://www.biografia.ru/cgi-bin/names.pl?oaction=print&letter=787 (http://www.biografia.ru/cgi-bin/names.pl?oaction=print&letter=787)
Название: Традиционализм
Отправлено: wayter от 28 дХТаРЫп 2014, 15:33:37
Отрывок из книги британского историка Марка Сэджвика «Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история ХХ века»

«Автономное» изучение религий, основы которого заложил Элиаде, повлекло за собой революцию и в методологии, и в университетской структуре. Тысячи американских ученых, посещающих заседания AAR, в каком-то смысле продукт этой революции. Сами кафедры, на которых они работают, обязаны Элиаде своим существованием. Никто из них теперь и секунды бы не стал задумываться о необходимости представлять свои исследования в христианских или материалистических терминах (хотя они, конечно, отдают себе отчет в потенциальном влиянии материальных факторов на религиозные феномены).

Ссылка (http://postnauka.ru/longreads/23362)
Название: Re: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"
Отправлено: wayter от 09 ЬРавР 2014, 22:57:58
Марк Сэджвик в книге «Наперекор современному миру. Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века» обращает внимание на то, что истоки традиционализма следует искать в Италии эпохи Возрождения, то есть, той эпохи, в которую, согласно Генону, произошла инверсия традиционной мудрости. Собственно, традиционализм и стал реакцией и ответом на эту инверсию. Одним из предшественников традиционализма Сэджвик называет выдающегося итальянского мыслителя Марсилио Фичино, который осуществил перевод Corpus Hermeticum, посчитав его древнейшим выражением Вечной Философии, Philosophia Perennis. Однако, как показал Исаак Казобон (1614 г.), а позднее и Фрэнсис Йейтс (см. «Джордано Бруно и герметическая традиция»), тексты, приписываемые Гермесу Трисмегисту, были написаны не в дохристианской древности, а во II-III веках н.э. Приблизительно в 1460 году, как сообщает Йейтс, из Македонии во Флоренцию попадает греческая рукопись, содержащая список Corpus Hermeticum (за исключением последнего, пятнадцатого трактата), и хотя ранее Козимо Медичи дал указание Фичино перевести тексты великого Платона, внезапное появление трудов Гермеса Триждывеличайшего, заставляет его отложить перевод платонических текстов. Он просит Фичино в срочном порядке перевести Герметический Корпус. “От отцов церкви Козимо и Фичино знали, что Гермес Трисмегист гораздо старше Платона. – пишет Йейтс. – Им был известен и латинский “Асклепий”, разжигающий жажду испить древней египетской мудрости из того же первоисточника. Египет старше Греции; Гермес старше Платона. Все древнее и исконное чтилось Ренессансом как стоявшее ближе к божественной истине; следовательно, Герметический свод надлежало перевести прежде “Государства” или “Пира” Платона. Поэтому его перевод и стал первым переводом Фичино”. В то время никто не допускал мысли о хронологической ошибке.

 Corpus Hermeticum, пост-христианский текст, оказывается в центре возрождения магии эпохи ренессанса, а также мыслится как подлинное и древнейшее выражение  Philosophia Perennis. Истоком традиционализма в эпоху Возрождения не могли стать Веды (чья мудрость была воспринята традиционалистами XX столетия, а также такими их предшественниками, как, к примеру, Ребен Барроу, XVIII в.), по той причине, что они не могли быть известны мыслителям той эпохи.

Натэлла Сперанская
Название: Головин vs Генон
Отправлено: wayter от 30 РЯаХЫп 2014, 21:24:52
«Кружок Головина» изобрел русский традиционализм в 1970-е годы



Мне не нравится, что столь великий мыслитель, как Генон, не находит ничего лучшего, чем постоянно поливать грязью современную эпоху. Одно из его самых браных словечек «les modernes» – современники – он это сделал таким лейблом всего самого противного, что он в жизни встречал. Если ему кто-то нравится, как, например, Лейбниц, то он называет его полу-профаном. Конечно, он всегда подчёркивает, что это говорит не он, а традиция, но ведь это то же самое, что сказать, что я – аватар бога Вишну, и поэтому так говорю. А если кто-то не понимает, что я аватар, то он относится к les modernes. Из его сложных книг следует элементарный вывод: те, кто меня понимают, должны строить что-то вроде Ноева ковчега – причём, как его строить непонятно, потому что Генон справедливо отрицает всяких гуру, восточных учителей, вообще идею учителей; немного хвалит масонов, но тоже больше критикует. Прочитав сочинения Генона, мы должны понять, что наступил конец, и если всё-таки мы найдём в себе внутренние силы сами сделать себя, то мы, человек сто или пятьсот, должны объединиться в ковчеге, чтобы спастись от этого потопа профанизма и пошлости, который нас, по Генону, окружает. Эта позиция кажется мне не легитимной. Очень сомнительная идея универсальной традиции сомнительна как все универсальное, как и монотеизм, который говорит, что бог один, а кто думает, что их много, тот просто неразумный человек. В этом смысле критика современности, строго говоря, не выдерживает критики, так же точно, как Ницше однажды гениально сказал, что презрение само по себе заслуживает презрения. <...>

 Генон – сильный критик современности, сильный и обоснованный, поэтому для умных или, как писали в совке, «думающих» людей, его сочинения – очень опасный яд.

Е.Головин

Отсюда (http://www.nenovosty.ru/evgeny-golovin.html)
Название: Re: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"
Отправлено: Тихон от 07 ЬРп 2014, 22:30:31
Ну так это не ново. Все сильное - всегда яд. И особенно для "думающих" - если эти думающие думают на манер les modernes.
А вот если попробовать сменить парадигму современного мышления...

Вообще характерный способ высказывания: "эта позиция не кажется мне легитимной". Головину не кажется, а вот мне лично, Тихону, очень даже кажется. Более того, когда мне становится очень уж тошно, нет лучше средства, чем взять в руки книгу Генона. Оживаешь моментально.

Мне довольно часто приходится  видеть презрительные ухмылки по поводу геноновского "презрения" в адрес les modernes. И я начинаю думать, что такие ухмылки могут служить критерием - способен человек понимать суть традиции или нет. Традиция и современный менталитет - строго противоположные вещи, и либо ты склонен к современности, либо нет. Если современная муть тебя мучает, то Генону будешь рад, и воспользуешься его помощью и ясностью. Если же эта самая муть нравится, то конечно, вылезать из нее не захочешь, а того, кто её называет мутью, - возненавидишь.
Название: Re: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"
Отправлено: alton от 08 ЬРп 2014, 11:52:40
О, Тихон, глоток свежего воздуха на форуме.


С Нового года читаю Генона. Попал очень удачно на "Кризис современного мира" и вся перспектива его работ стала ясной. Невероятной прозрачности и ясности мысли человек.


Что же касается Головина...
Цитировать
Мне не нравится, что столь великий мыслитель, как Генон, не находит ничего лучшего, чем постоянно поливать грязью современную эпоху. Одно из его самых браных словечек «les modernes» – современники – он это сделал таким лейблом всего самого противного, что он в жизни встречал.

Это не Генон сделал, это сделали сами современники. Кроме того, современники для него - это так, к слову. Выступал он, прежде всего, против всего искажающего Традицию, в какие бы времена это не происходило.

Цитировать

Очень сомнительная идея универсальной традиции сомнительна как все универсальное, как и монотеизм, который говорит, что бог один, а кто думает, что их много, тот просто неразумный человек.


Похоже, что для Головина универсальная традиция - только идея, а для Генона - факт. Прочитал "Приближение к Снежной королеве" Головина. Написано неплохо, образно и поэтически, но в ямщицком стиле "что вижу, то пою".  Какая уж тут универсальная традиция.
Для этого надо лезть на высоты Киркегора, Ницше и Генона. А это яд для Головина. Почему - непонятно.

Название: Re: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"
Отправлено: Тихон от 12 ЬРп 2014, 12:26:35
Очень многие (не только Головин) болезненно реагируют на "слишком резко-критическое" отношение Генона к современности. Причем болезненно в обоих смыслах - и в смысле согласия с такой критикой, и в смысле её отрицания.
И это действительно очень сложный момент, причем, как мне кажется, особенно для русского человека. Русский очень склонен быстро воодушевляться, к тому же у русских никогда не было сильной и ясной доктрины. Позиция же чистого интеллекта (позиция Генона), - она должна быть спокойна и НЕпорывиста.

(Меня постоянно преследует фраза Накшбанди: "Никогда не поддавайтесь порыву учить, каким бы сильным он ни был. Указание учить не воспринимается как порыв".)

Чтобы читать Генона с пользой, надо отвлекаться от "слишком резкой критики". А для этого понять простую вещь - Генон не нападает на современность, и уж тем более на конкретных людей. Он вскрывает путаницу и заблуждения, злостно укоренившиеся в современной ментальности. Так что весь пафос, который прочитывается в его книгах, направлен именно на это въевшееся невежество. Не знаю уж, как Головину, а мне лично ну очень нравится, когда мои представления освобождаются от извращений, которые вообще-то ведь казались само собой разумеющимися.
Название: Re: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"
Отправлено: wayter от 10 ЭЮпСап 2014, 14:37:22
 [ К вопросу о десакрализации культуры ]


Еще нелепее разговоры о том, что художники или мыслители ренессансного стиля начинают обожествлять чувственное. Несомненно, что в эту эпоху появляется интерес и некоторое понимание всего чувственного: природы, человеческого тела, женщины. Однако сказать, что чувственность добирает аксиологического веса за счет божества, невозможно никоим образом. Я еще раз подчеркиваю: в эту эпоху (там, где она наступает) меняется понятие о божественности, а отнюдь не теряется интерес к ней. Те, кто не понимает этого, не понимают и дальнейшей истории Европы, и смысла нашего времени, представляющегося им временем в высшем смысле профанным, с чем я никоим образом не согласен.

Тарас Сидаш (https://ru.wikipedia.org/wiki/Сидаш,_Тарас_Геннадьевич). Сущность европейских ренессансов
Название: Re: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"
Отправлено: Тихон от 10 ЭЮпСап 2014, 15:45:17
Меняется понятие о божественности? Уж не с точностью ли до наоборот?
Название: Re: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"
Отправлено: Пророк от 10 ЭЮпСап 2014, 16:57:30
Генона особенно не читал но читал Дугина...слушал его лекции...интересно в принципе, толково...но его претензии на некое "возрождение традиционного общества" смехотворны...во всяком случаи в ближайшее время... Предполагаю такое возрождение возможно только при предельном развитии технологий и заселении иных планет...
Название: Re: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"
Отправлено: alton от 10 ЭЮпСап 2014, 18:07:54
Изменить понятие о божественности - это одно, а вот утратить связь с божественностью - это совсем другое.


Вначале в центр мироздания вместе с божественным был поставлен человек, затем под красивым соусом гуманизма божественное было задвинуто в угол и оставлено за ненадобностью. Духовные законы заменили на юридические и восславили "демократию", как эрзац Традиции. "Все смешалось в датском королевстве". А тут и материальная наука подоспела, чтобы своим поверхностными достижениями поднять самооценку у нервного хомо сапиенса, совесть которого стала все больше обличать его падение. 


Когда же с Традицией было благополучно покончено и духовные корни высохли, все само-достижения хомо сапиенса, как и следовало ожидать, обратились против него. Демократия превратилась в паскудную коррумпированую вседозволенность (среднеарифметическое суммы нулей всегда ноль), наука вышла из-под контроля и, уничтожая среду, скоро уничтожит и самого человека.


Призрак гуманизма много кого обманул и обманывает до сих пор, но только не Генона.


И пока человек не вернется под сень Традиции, деградация будет только нарастать.
Хотя, если принять тот факт, что на улице Кали-Юга, то, возможно ничего уже и не сделать. Остается встраиваться в потоки зарождающейся новой эры, оставив попытки изменить что-то масштабно. Как говорится, с зимой ничего не поделаешь до весны. Так, пересидеть в шубах в локально-отапливаемых домах.


Вообще, весь этот процесс деградации легко понять, пронаблюдав его в собственной душе. Если поставить свои интересы выше заповедей, то все что произойдет с человеком в его душе будет точной копией процессов в мире.







Название: Re: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"
Отправлено: wayter от 03 пЭТРап 2015, 10:00:43
На мой взгляд, столь же, если не более, значимым маркером традиционализма, как отношение к свободе личности, является отношение к истине, точнее - к истине и благу в историческом времени.


Традиционалистское мышление всегда мыслит истину и благо оставшимися в прошлом, вблизи Истока всего. Мир сотворен и Творец отошел в сторонку, став просто судьей.


Удаляясь от истока, мир может только ухудшаться, истина-благо утрачиваться. Хранителем истины-блага и оказывается Традиция.
Истину невозможно просто искать, - надо искать ее хранителей, тех, кто знает, - жрецов, посвященных, "старцев".


Новации и открытия в традиционалистском мире почти невозможны. Новаторы вынуждены подавать свои идеи как возвращение к традиции, восстановление ее в прежней чистоте.


Традиционалистское понимание мира созвучно личному опыту человека, - он стареет болезней становится больше, хлеб и масло - хуже и дороже, всё лучшее остается в прошлом. Логично полагать, что так устроен мир.


Первым лучиком нового понимания была мысль Августина о благой природе сотворенного мира: "Всякая природа, которая может стать лучше - хороша".


По Августину, несовершенство мира непременно преодолевается, поэтому всякое зло возможно лишь как этап.


Так тихо, незаметно в мир пришла идея развития как блага, идея прогресса.
И всюду, где она появлялась, она начинала работать.




Из ФБ. Ссылка (https://www.facebook.com/ptimal.kotov?fref=nf)
Название: Re: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"
Отправлено: Тихон от 12 пЭТРап 2015, 11:02:24

Первым лучиком нового понимания была мысль Августина о благой природе сотворенного мира: "Всякая природа, которая может стать лучше - хороша".


По Августину, несовершенство мира непременно преодолевается, поэтому всякое зло возможно лишь как этап.


Это вовсе не новое понимание. Это - ВЕЧНОЕ (и потому изначальное) понимание.
Августин даже и сформулировал это не слишком оригинально. Да и не стремился к этой оригинальности, - ибо зачем она, эта оригинальность, нужна.

Название: Re: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"
Отправлено: wayter от 02 РЯаХЫп 2016, 13:36:15
Традиционализм как движение изначально находился в оппозиции к современному миру и, по словам Марка Сэджвика, представлял собой не религиозное, а скорее философское явление, которое, тем не менее, значительно отличалось от всех прочих уже по той причине, что традиционалисты любили мудрость (философия как «любовь к мудрости») особого рода. Они знали ее под именем Philosophia Perennis (Вечная Философия), или просто Sophia Perennis. Здесь мы встречаем фигуру Софии, важнейшую и для русской мысли. Философ Владимир Соловьев был избранником Софии, явленной ему во вдохновляющих визионах как подтверждение, что он приближается к божественному, непреходящему, вечному. Отверждение современного мира (который «существует лишь в отрицании традиционной и сверхчеловеческой истины»), характерное для традиционализма, есть прямое наследие платоновской философии. Как писал Соловьев: «Мы видели, что исходная точка платонизма есть отрицание действительности как подлинного бытия, как истины. Платон признает данную действительность, противополагает ей мир истинного, должного». В 1920-е годы европейские традиционалисты любили цитировать Генона: «если бы все поняли, что представляет собой современный мир на самом деле, он немедленно прекратил бы свое существование». Другой русский мыслитель, С.Франк, признавался, что основой его мировоззрения является не что иное, как Philosophia Perennis.


Об истоках понятия (Philo)Sophia Perennis Сейид Хоссейн Наср пишет следующее: «Термин Philosophia Perennis не был, вопреки утверждению Хаксли, впервые употреблен Лейбницем, цитировавшим эти слова в широко известном письме Ремону в 1714 г. Более вероятно, что впервые термин был употреблен Агостино Стеуко (1497-1548), философом и теологом эпохи Возрождения, монахом-августинцем. Хотя термин отождествляется с множеством разных школ, в том числе школой схоластиков, особенно фомистской школой, и платонизмом в целом, это более поздние ассоциации, в то время как по Стеуко он тождественен непреходящей мудрости, охватывая как философию, так и теологию, а не просто связан с какой-то одной школой мудрости или мысли». Отсюда становится ясно, почему Марк Сэджвик ищет корни традиционализма в платонизме эпохи Ренессанса. Philosophia Perennis формирует «золотую цепь» (catena aurea) или эйдетическую цепь, представленную такими мудрецами, как Зороастр, Гермес Трисмегист, Орфей, Пифагор, Ямвлих, Платон, Прокл, Плотин, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и другими. Без Philosophia Perennis традиционалистская школа (Генон, Шуон, Кумарасвами, Эвола, Буркхардт, Лингс, Наср) непредставима и невозможна.
Все религиозные учения являются манифестациями Philosophia Perennis (соответственно, мы можем говорить о концепции религиозного плюрализма), тогда как Традиция представляет собой инициатическую «передачу» вечных и неизменных принципов, духовного наследия человечества, сохраняемого на всех этапах развертывания иероисторического процесса. Чем, в таком случае, является традиционализм? Традиционализм занимается изучением вечных принципов, обнаруживая их в религиозных учениях и философских системах древности. Кроме того, традиционализм есть активная позиция, подразумевающая бунт против современного обезбоженного мира и царящей в нем десакрализации. Фундаментальными трудами, строго необходимыми для любого традиционалиста, можно назвать «Кризис современного мира» Рене Генона, а также «Восстание против современного мира» и «Оседлать тигра» Юлиуса Эволы.


Н.Сперанская
Название: Re: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"
Отправлено: wayter от 06 ШоЫп 2016, 17:16:14

Критика универсализма Рене Генона


https://vidya613.wordpress.com/2016/05/17/критика-универсализма-рене-генона/

* * *

Сходную мысль о "мнимом единстве религий" высказывал и Шуон.
Название: Re: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"
Отправлено: Фибоначи от 06 ШоЫп 2016, 18:24:25
Интересная статья, мне вот это особенно понравилось:

"Отстаивая безосновательность утверждения о тождестве предельной точки реализации, хотелось бы отметить, что даже, казалось бы, незначительные изменения в догматике приводят к колоссальным различиям в религиозном опыте. Вспомним к примеру проблему «Filioque».[xi] В результате этого добавления в Символ Веры, Св. Дух, заведующий духовной жизнью человека, непозволительно сближается с чувственным миром и, таким образом, «чувственный элемент вносится в духовную жизнь, в молитвенную практику. В этом состоит сущность католической мистики, которая, с точки зрения строгого Православия, есть прелесть».[xii] Отрицание же католиками нетварности божественных энергий обусловливает невозможность обожения (теозиса). А что уж говорить о восточных манифестационистских религиях, которые признают единосущность Бога, который к тому же безличен, и человека? Догматика непосредственно связана с мистикой, одно неотделимо от другого – изменяя одно, мы получаем иной мистический опыт, и наоборот. На этой тесной связи настаивал выдающийся богослов XX в. Владимир Лосский."(с)
Название: Re: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"
Отправлено: Фибоначи от 06 ШоЫп 2016, 18:56:47
Я лично могу подтвердить правильность этих слов. За свою жизнь я попробовать различные традиции и все они имеют различный опыт реализации. Я занимался йогой-тантрой, православным исихазмом, шаманизмом, это из древних традиций, из современных это европейский оккультизм, четвертый путь, дискордианство. Не то что я все там постиг до конца, но кое что попробовал и у меня нет сомнений лично что опыт различный во всех случаях.

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100