Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
Если вы будете медитировать без знания философии*, то это будет практика без знания правильного направления. Это похоже на то, как ветер носит мусор туда-сюда. Имеется в виду ветер эмоций. В один день у вас будут какие-то высокие переживания, и вы будете думать что достигли чего-то, а на следующий день маятник качнётся в другую сторону. Это говорит о том, что у вас нет философии. На моём опыте могу сказать, что философия очень важна для медитации. Если ваша медитация будет основана на философии, вы станете профессиональными практиками. Иначе вы будете оставаться любителем. Это как в шахматах - разница между профессиональным шахматистом и любителем. Любитель не может тягаться с профессионалом. Это потому, что профессионал знает теорию, философию этой игры. Это экономит много времени в его пути. Профессионал тем самым развиваются намного быстрее любителя. Так же и в буддизме. Чтобы самостоятельно дойти хотя бы до одной стадии, вам понадобится лет двадцать. И это будет пустой тратой времени. Потому что если руководствоваться теорией, можно дойти до этого за час.Это - цитата из устных комментариев геше Тинлея к трактату Джамьяна Шепы "Драгоценное ожерелье".
<...>
Кроме того, зная философию, вы будете знать, что делаете. Ваша практика станет осознанной и тогда вы сможете быть наставниками самим себе. И в этом случае, если я уеду, ваша практика не пострадает. Она не будет зависеть от эмоций, и в конце концов будет возможен ритрит в горах, например. Горное уединение это, конечно, лучшее место для медитации. Меня постоянно тянет вернуться туда. И в горном уединении наиболее полезной вещью для меня оказалась именно философия. Она является самой важной основой для нашей практики. Она является той опорой, которая позволяет нам не отчаиваться и не сворачивать с пути.
...
*Имеется в виду в данном случае буддийская философия, но, как мне кажется это понятие можно понимать и расширительно - философия данной мистической традиции. (прим. plot'a)
Чтобы самостоятельно дойти хотя бы до одной стадии, вам понадобится лет двадцать. И это будет пустой тратой времени. Потому что если руководствоваться теорией, можно дойти до этого за час.
Не следует думать, что спонтанное переживание ведет ум в одном направлении, а интеллектуальное понимание — в совершенно другом, что это отдельные и не связанные между собой этапы. Это неправильное представление. На самом деле в процессе интеллектуального размышления мы приходим к пониманию или переживанию, которые отличаются стабильностью и выдерживают проверку временем. В сравнении с ними спонтанные переживания, которых нам иногда удается достичь, казалось бы, обладают большей силой и на мгновение захватывают все наше существо. Но при отсутствии фундамента, каковым является понимание на уровне интеллекта, они оказываются нестабильными. Несколько дней спустя, когда спонтанное переживание остается позади, вы возвращаетесь в свое обычное, нормальное состояние, и это переживание уже не оказывает на вас особого влияния. Так что это вещь ненадежная.
Далай-лама
Источник (http://www.facebook.com/DalaiLamaRu?ref=ts&fref=ts) (ФБ)
Цитата взята в отрыве от контекста, а контекст предполагал целенаправленное развитие, движение к цели, сочетающее спонтанное переживание и интеллектуальное понимание.
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской