Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Основной => Тема начата: wayter от 31 ЬРп 2013, 01:40:00

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Гегель и герметическая традиция
Отправлено: wayter от 31 ЬРп 2013, 01:40:00
Книга  (http://www.scribd.com/doc/40670465/Glenn-Magee-Hegel-and-the-Hermetic-Tradition) (англ.) посвящена влиянию герметической традиции на великого немецкого философа Гегеля. Герметическая традиция была связана с алхимией, каббалой, розенкрейцерами, теософией.

Книга обсуждает влияние на Гегеля таких герметических мыслителей, как Беме, Парацельс и др. Автор утверждает, что Гегель интересовался оккультными и паранормальными явлениями.

(Из аннотации)


Издательство Cornell University. Корнелльский университет - вполне серьезное учебное заведение.

* * *

На форуме обсуждался вопрос о влиянии Гегеля на Гюрджиева. См. Истоки учения Гюрджиева - итоговое сообщение (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=10789.0)

Название: Re: Гегель и герметическая традиция
Отправлено: wayter от 05 ШоЭп 2013, 09:42:36
Пересказ из книги:

Важнейшая особенность герметизма.

Герметизм занимает срединное положение между классическим монотеизмом и пантезимом. В иудео-христианской традиции Бог трансцендентен миру, самодостаточен, и у Него нет никакой необходимости создавать мир. Если бы мир не был создан, Бог ничего бы не потерял. Такой подход делает творение случайным и необязательным.

Пантеизм видит Бога во всем, даже в отдельных предметах. Это лишает божественное возвышенности и утонченности.

Герметическая традиция занимает срединную позицию, утверждая и транцендентность Бога, и его вовлеченность в мир.
Бог метафизически отличается от тварного мира, но мир необходим, чтобы Бог обрел завершенность. Таким образом, акт творения становится не случайным, а необходимым и разумным.



* * *

В этом аспекте суфизм можно отнести к герметической традиции.

См. тему
Спрятанное сокровище. (Ключевые темы 1.1) (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=755.msg4288#msg4288)
Название: Re: Гегель и герметическая традиция
Отправлено: Искандер от 06 ШоЭп 2013, 01:18:16
В этом аспекте суфизм можно отнести к герметической традиции.


Если суфий убедится что творения из ничего (ex nihilo) не было (не могло быть), значит рухнет его вера?
Название: Re: Гегель и герметическая традиция
Отправлено: wayter от 06 ШоЭп 2013, 01:39:13

Если суфий убедится что творения из ничего (ex nihilo) не было (не могло быть), значит рухнет его вера?

Интересно, как в этом можно убедиться? Выяснится, посредством науки, что мир всегда существовал? Но Вы-то говорите о вере, для которой научные открытия не обязательно важны. Не думаю, что это будет религиозной катастрофой для большинства суфиев, их такие вопросы вряд ли сильно волнуют.

В любом случае, наш - человеческий - мир был сотворен какими-то природными процессами, пуcть не ex nihilo. В этом мире возник человек, обладающий разумом и другими "божественными" атрибутами. И этого достаточно.
Название: Re: Гегель и герметическая традиция
Отправлено: Искандер от 06 ШоЭп 2013, 14:27:23
Да, вопрос был, завязана ли основа веры на вере в ex nihilo. По Вашему ответу понял, что и при предположении что не было творения из ничего, вера остаётся той же.


Для сравнения, Маймонид доказывает существование Единого исходя из предположения о вечности мира. При этом не отрицая веры в творение из ничего. При этом, ещё от Аристотеля говорится, что без творения нет времени, и нельзя сказать о "до творения".

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100