Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
Видеть мир в противоположностях - базовое свойство ума. Но высший ум видит целое, не теряя из виду противоположности.
В данной теме речь идет о шкалах, или осях координат, на которые ум проецирует единое. В зависимости от положения "ползунка" на шкале мы получаем различные концепции, явления культуры или формы общественного устройства.
Введение
Множественное и единое
Множественное иллюзорно, а единое реально. Множественное открывается прежде всего органам чувств, а единое - преимущественно уму и сверхчувственному восприятияю.
Множественное явлено, а единое скрыто. Между ними существует тонкая и динамичная связь. Единое несравнимо ни с чем в мире множественности. В то же время единое требует множественности, чтобы проявиться.
Если мы чрезмерно подчеркиваем несравнимость чего-либо в этом мире с Единым, возникает опасность увидеть мир как нечто абсолютно раздробленное и безбожное. Другой экстрим - видеть актуальное единcтво повсюду, в каждом объекте; Единое теряет при этом свою уникальность. Понятия ташбих и танзих исламской теологии описывают эту проблему*.
Примеры
Хронология
Если откровение, проявленность высшей истины, отнесено строго в прошлое, возникает попытка сделать прошлое основным ориентиром, вернуться к базовым ценностям, которые время якобы разрушает - появляется фундаментализм и политизированные формы традиционализма. Настоящее время вызывает презрение, а будущее - ужас.
Если высшая ценность в будущем, то возникает тенденция к прогрессизму. "Время - вперед!" Любой ценой надо прорываться в "светлое будущее", ради которого дозволительно пойти на самые страшные жертвы.
Срединный путь требует уважения и внимания к настоящему, прошлому и будущему, поскольку они по сути едины. Цель неотделима от средств ее достижения, как прошлое неотделимо от настоящего и будущего.
Эстетика
Диалектика идола и иконы. Икона может быть символом, окном в иной мир - и только тогда это подлинная икона. Или икона может быть идолом, которому поклоняются, как будто она и есть Бог. Иконоборцы довели страх перед идолопоклонством до предела, не увидев, что в иконе отражено высшее начало. Те, кто полагает, что высшее начало проявляется в иконе непосредственно, а не символически, возвращаются к языческим формама поклонения.
"По удачной формуле Аверинцева символ - это равновесие формы и содержания. Тайна этого паритета - может быть самая сложная в искусстве. Если преобладает смысл, художник остается с аллегорией, если побеждает форма - c абстракцией. Только баланс, трудный, как фуэте на гимнастическом бревне, создает единство видимого и невидимого, красоты и глубины, естественного и сверхъестественного, реальности и лежащей за ней истины"**.
Духовные практики
Духовные практики направлены, прямо или косвенно, на укрепление или восстановление связи (religare - отсюда слово религия) между частным и всеобщим. Что значит быть осознанным или "помнить себя"? Это значит позволить высшему в себе проявиться на уровне мира множественности, "быть в мире, но не от мира". Такой человек "cмотрит в одном направлении и видит Одно".
Помнящий себя - то есть Себя, высшее и единое начало, становится каналом, по котому Единое являет себя в мире множественности.
Духовность, вообще говоря, - это уравновешенность двух неразрывно связанных миров, слитых "неслиянно и нераздельно", подобно божественной и человеческой природе в Христе.
Политика
В политической жизни акцент на одном облеченном властью человеке ведет к чрезмерной сакрализации этого человека и его властных полномочий. Результат - теократия, абсолютизм и деспотические формы правления. Другая крайность - охлократия (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%85%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F), власть толпы, а точнее - черни, где каждый элемент мира множества претендует на полноту знания и право принимать решения. Здесь политическим идолом (по аналогии с иконой, превращающейся в идола) становится отдельный человек, манипулируемый политиками.
--------------------------
* Если Бог проявлен в мире, то мир наполнен духом и потому бессмысленно отрицать тварный мир и его ценности. С другой стороны, попадание духа в мирское может вести к упрощению и вульгаризации идеи Бога. Ташбих * - танзих** исламской теологии: Бог ни с чем несравнимый полностью чужд миру, поэтому такой мир безбожен. Но если Бог погружается в мир, он как бы перестает быть Абсолютом (Отсюда (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=8257.0))
* * А.Генис. Сладкая жизнь.Вагриус.2004.С.187.
-
Эволюция религиозных представлений может быть понята как переход от обожествления отдельных проявлений природы (язычество) к обожествлению универсального принципа (монотеизм).
Первоначально поклоняются различным силам природы и стихиям - Зевсу-громовержцу или Посейдону. Потом приходит понимание, что множественные явления Природы сводимы к единому принципу (не теряя при этом своей уникальности). Этот универсальный принцип невидим, в отличие от антропоморфных богов языческого пантеона, c которыми можно встречаться лицом к лицу. "Абсолют настолько открыто являет себя взгляду человека, что становится невидимым" (Махмуд Шабистари).
Невидимость связана с тем, что способность узреть единство это качество ума, которое не принадлежит миру феноменов. Понимание, что только уму открывается единство, готовит культуру к откровению: Бог находится внутри человека, а не только во внешней природе - и именно внутри Он являет себя наиболее полно. Это новое понимание прокладывает дорогу мистицизму - попытке личностного, внутреннего контакта с божеством.
Также, парадоксальным образом, это новое понимание постепенно готовит почву для атеизма, который акцентирует субъективность божества - его придуманность человеком. "Не Бог сотворил человека, а человек - Бога". Невозможно язычнику отрицать гром или существование океана, а вот Бог внутри невидим, а потому уязвим для критики.
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской