Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
Шен-Чжао обратился в буддизм после прочтения Вималакирти Сутры, оказавшей значительное влияние на Дзэн. В этой Сутре описывается история не монаха, а мирянина Вималакирти, который постиг учение Будды глубже, чем все остальные ученики. Он превзошел всех учеников и бодхисаттв, когда на вопрос о природе недуалистической реальности ответил "громовым молчанием" – пример, впоследствии часто используемый учителями Дзэн. Вималакирти, отвечающий "громовым молчанием", является также любимой темой художников – дзэн-буддистов. Но основное значение этой сутры для Китая и для Дзэн в том, что совершенное просветление не противоречит занятиям каждодневной жизни, что высшее достижение человека – "вступить в просветление, не истребив омраченности (клеша)".
А.Уотс. Путь дзэн (http://psylib.org.ua/books/uotts01/txt04.htm)
"Не истребив омраченности...". Я перевел это для себя так: все видимое - лишь конструкции нашего ума, но почему бы не относиться к ним с теплотой?
Просветление - видеть относительность всех вещей и не ставить это им в упрек.
(Перенос отсюда (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=8257.msg70726#msg70726))
-
“In the experience of fana’ the sufi participates in the real life, as his sense of independent existence vanishes and he realizes the truth that he exists entirely by God . . . The experience does not destroy the personal identity (rasm) of the Sufi; on the contrary, it strengthens it by making him realize his rootedness in God.” (M. A. H. Ansari, “The Doctrine of One Actor: Junayd’s View of Tawhid,”).
-
Шен-Чжао, как и Вималакирти, в момент просветления осознали природу клеша, а это эквивалентно полному их искоренению, уничтожению их корней. Поэтому это выражение "не истребив омрачений" довольно странно.
Подобный "великий прыжок" доступен лишь людям высших способностей, т.е. людям, сознание которых оказалось подготовлено и требовался лишь небольшой толчок. Людям с "тупым умом", как их называют в буддийских писаниях, приходится долго и кропотливо работать над собственным сознанием и вести более или менее аскетическую жизнь, которая даёт меньше поводов для отклонения.
Особенностью же людей, подобных Шен-Чжао или Вималакирти оказывается то, что они не нуждаются в монашеской жизни и внешне зачастую продолжают вести довольно свободную жизнь.
-
Другим примером такой личности является знаменитый Хуэйнэн, шестой патриарх Чань:
Хуэй-нэн родился в семье Лу в 638 году в Синьчжоу (совр. Синьсиндун, провинция Гуандун). Отец Хуэй-нэна умер, когда тот был ещё ребёнком. Из-за бедности семьи у него не было шансов получить образование, поэтому через некоторое время он выбрал профессию дровосека. Однажды Хуэй-нэн случайно услышал человека, читающего Алмазную сутру, и сразу же обрёл пробуждение. После этого он решил отправиться в монастырь пятого патриарха Хунжэня, учившего этой сутре, чтобы стать его последователем[1].
Некоторое время спустя Хунжэнь стал выбирать себе преемника, предлагая общине написать гатху (короткое стихотворение), отражающую учение. Хуэй-нэн не умел писать, но с помощью юного монаха он записал свою гатху. Увидев эту гатху, Хунжэнь решил выбрать преемником Хуэй-нэна. После этого пятый патриарх в тайне от остальных вручил Хуэй-нэну чашу и рясу, тем самым назначив его шестым патриархом[1].
А примером противоположным является "соперник" Хуэйнэна - Шэньсю.
-
"Не истребив омраченности...". Я перевел это для себя так: все видимое - лишь конструкции нашего ума, но почему бы не относиться к ним с теплотой?
Просветление - видеть относительность всех вещей и не ставить это им в упрек.
(Перенос отсюда (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=8257.msg70726#msg70726))
С этим нельзя не согласиться. ) Подобный "упрёк", направленный на собственные или чужие помрачения, оказывается соответственно фрустрацией либо неприязнью, а то и другое само по себе является помрачением. Иными словами, подобный упрёк с просветлением в буддийском смысле не совместим и определённо является препятствием.
-
Каким образом ,интересно этот человек вступил в просветление, не истребив омрачения.
Омрачения есть бессознательность. Как может бессознательный человек стать просветленным.
-
Абсолютная ложь.
-
Немного неправильно выразился,как может бессознательный человек БЫТЬ просветленным.
Стать то он как раз может, искоренив бессознательность.
-
“ The experience does not destroy the personal identity (rasm) of the Sufi; on the contrary, it strengthens it by making him realize his rootedness in God.”
(M. A. H. Ansari, “The Doctrine of One Actor: Junayd’s View of Tawhid,”).
Лучше, наверное, перевести, чтобы можно было размышлять...
Этот опыт не разрушает личную идентичность суфия (расм), напротив, он [опыт] усиливает ее [идентичность], давая суфию реализовать его укорененность в Боге.
(Жаль, что слова Ансари приведены по-английски (хотя в оригинале мне лично их было бы не прочесть, черт возьми) Есть подозрения, что тут немного напутаны местоимения. Тем более, что основное значение слова расм - это след...)
Если Ансари прав (а имя его таково, что он наверняка прав), то стало быть, тутошний загончик АВГ суть место неправильное... Разрушать-то расм, даже если это всего лишь след, - не надо. Вот оно как, оказывается.
-
Шен-Чжао, как и Вималакирти, в момент просветления осознали природу клеша, а это эквивалентно полному их искоренению, уничтожению их корней. Поэтому это выражение "не истребив омрачений" довольно странно.
В годы моей юности "клеша" были в большой моде.Одни,консерваторы,их пытались исстребить,другие,напротив доводили свои панталоны до невообразимой ширины.
Часть же народонаселения просто носила расклешённые брюки,такой ширины,чтобы это не мешало передвигаться.
Из этого следует,нмв,вывод - омрачённость,прозрачная для человека,контролируемая им,уже и не является "помрачённостью",хотя и не исстреблена напрочь,так,внешняя деталь.
Исстребив клеши мы рискуем остаться вовсе без штанов! :)
-
Это похоже на то, как Иисус ел и пил с мытарями и грешниками и для иных фарисеев имел вид человека, полного омрачений. Этот подход больше похож на суфийский, когда акцент не на внешней праведности, а на понимании.
-
Тут ещё дело возможно в том, что буддизм изначально был путём монахов, путём джняни, и хотя и провозглашал срединность, но постоянно граничил с аскетизмом, просто не уклоняясь в его крайние формы.
Возможно А.Уотс имел в виду (может быть и не осознавая этого) эту разницу - между путём монаха и путём любви.
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской