Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Буддизм => Тема начата: wayter от 21 бХЭвпСап 2013, 12:39:39

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Буддолог Турман: быть хорошим буддистом — значит быть реалистом
Отправлено: wayter от 21 бХЭвпСап 2013, 12:39:39
"...быть хорошим буддистом — значит быть реалистом, стараться как можно тщательнее изучать устройство мира. Ведь чем больше мы знаем о мире, внешнем и внутреннем, тем счастливее и дружелюбнее мы становимся".

 Интервью (http://ria.ru/interview/20130724/951726294.html) c Р.Турманом


Как с точки реализма объяснить следующий пассаж:

 "Немецкий социолог Макс Вебер писал, что система кармы — это наиболее рациональное объяснение причины страдания во вселенной. Ребенок в этой жизни невинен, но в прошлой жизни он мог стать причиной преждевременной смерти другого ребенка — и теперь должен отдать свою жизнь. Это печально, но таким образом он избавляется от негативных отпечатков прошлого. А потом он перерождается, и в самом процессе перерождения многому учится.
У буддистов тоже есть ад. Каждый человек создает собственный ад. Нет какой-то внешней силы, которая вас помещает в ад. Боги, наоборот, стараются вас оттуда вытащить".

* * *

Если ребенок как бы в наказание за прошлые грехи отдает свою жизнь, то в чем здесь урок - ребенок ведь вряд сумеет извлечь какой-то урок из своей преждевременной смерти. И это явно не тот случай, когда "человек создает собственный ад".
Название: Re: Буддолог Турман: быть хорошим буддистом — значит быть реалистом
Отправлено: plot от 21 бХЭвпСап 2013, 12:55:15
"...быть хорошим буддистом — значит быть реалистом, стараться как можно тщательнее изучать устройство мира. Ведь чем больше мы знаем о мире, внешнем и внутреннем, тем счастливее и дружелюбнее мы становимся".

 Интервью (http://ria.ru/interview/20130724/951726294.html) c Р.Турманом


Как с точки реализма объяснить следующий пассаж:

 "Немецкий социолог Макс Вебер писал, что система кармы — это наиболее рациональное объяснение причины страдания во вселенной. Ребенок в этой жизни невинен, но в прошлой жизни он мог стать причиной преждевременной смерти другого ребенка — и теперь должен отдать свою жизнь. Это печально, но таким образом он избавляется от негативных отпечатков прошлого. А потом он перерождается, и в самом процессе перерождения многому учится.
У буддистов тоже есть ад. Каждый человек создает собственный ад. Нет какой-то внешней силы, которая вас помещает в ад. Боги, наоборот, стараются вас оттуда вытащить".
* * *

Если ребенок как бы в наказание за прошлые грехи отдает свою жизнь, то в чем здесь урок - ребенок ведь вряд сумеет извлечь какой-то урок из своей преждевременной смерти. И это явно не тот случай, когда "человек создает собственный ад".[/l]
Дело в том, что здесь и нет никакого урока. Это, согласно буддизму, просто причина и следствие, изживание кармы, закон природы наподобие гравитации. Урок может извлечь человек если начнёт интерпретировать события своей жизни в таком вот, буддийском, ключе: все негативные поступки, которые он совершает, так или иначе повлекут за собой негативные последствия. Хотя бы в чём-то. То, что с ним случается сейчас - не важно, поскольку это невозможно изменить. Важно то, что, действуя сейчас он может повлиять на то, что будет происходить с ним в будущем.  Создаст ли он себе ад или что-то другое - зависит в подавляющей степени именно от его мыслей и поступков сейчас.
Название: Re: Буддолог Турман: быть хорошим буддистом — значит быть реалистом
Отправлено: plot от 21 бХЭвпСап 2013, 13:02:40
На мой взгляд западные исследователи зачастую остаются подсознательно заложниками теоцентрического мировосприятия: они ищут замену теодицеи, пытаются найти объяснения того, почему данный человек находится в беде, что он такого сотворил, что на него сейчас свалилось наказание.

В буддизме такими вопросами не задаются, они смотрят как бы не назад, а вперёд: каковы могут быть последствия моих нынешних поступков и мыслей. Я например ни разу не встречал в буддийских текстах рассуждений о том, что каждый имеет ту судьбу, которую заработал раньше или в прошлых жизнях. Но много видел рассуждений о том, какими последствиями может быть чреват тот или иной поступок. Причём заранее это предугадать нельзя, можно только с определённостью сказать о, так сказать, знаке этих последствий.
Название: Re: Буддолог Турман: быть хорошим буддистом — значит быть реалистом
Отправлено: wayter от 21 бХЭвпСап 2013, 14:01:13
На мой взгляд западные исследователи зачастую остаются подсознательно заложниками теоцентрического мировосприятия: они ищут замену теодицеи, пытаются найти объяснения того, почему данный человек находится в беде, что он такого сотворил, что на него сейчас свалилось наказание.

В буддизме такими вопросами не задаются, они смотрят как бы не назад, а вперёд: каковы могут быть последствия моих нынешних поступков и мыслей. Я например ни разу не встречал в буддийских текстах рассуждений о том, что каждый имеет ту судьбу, которую заработал раньше или в прошлых жизнях.

То есть это рассуждение Турмана : "...но в прошлой жизни он мог стать причиной преждевременной смерти другого ребенка — и теперь должен отдать свою жизнь" не является характерно буддийским?

* * *

Может быть, Вебер недооценил рациональность христианского подхода к этому вопросу:

Апостолы  спросили Иисуса: кто  согрешил, он или родители его, что родился  слепым? (Ин. 9, 2). Иисус отвечал им: Не  согрешил ни он, ни родители его, но это  для того, чтобы на нем явились дела  Божии.
Название: Re: Буддолог Турман: быть хорошим буддистом — значит быть реалистом
Отправлено: plot от 21 бХЭвпСап 2013, 14:11:04
На мой взгляд западные исследователи зачастую остаются подсознательно заложниками теоцентрического мировосприятия: они ищут замену теодицеи, пытаются найти объяснения того, почему данный человек находится в беде, что он такого сотворил, что на него сейчас свалилось наказание.

В буддизме такими вопросами не задаются, они смотрят как бы не назад, а вперёд: каковы могут быть последствия моих нынешних поступков и мыслей. Я например ни разу не встречал в буддийских текстах рассуждений о том, что каждый имеет ту судьбу, которую заработал раньше или в прошлых жизнях.

То есть это рассуждение Турмана : "...но в прошлой жизни он мог стать причиной преждевременной смерти другого ребенка — и теперь должен отдать свою жизнь" не является характерно буддийским?

* * *

Может быть, Вебер недооценил рациональность христианского подхода к этому вопросу:

Апостолы  спросили Иисуса: кто  согрешил, он или родители его, что родился  слепым? (Ин. 9, 2). Иисус отвечал им: Не  согрешил ни он, ни родители его, но это  для того, чтобы на нем явились дела  Божии.
Во всяком случае в текстах буддийских учителей я подобных рассуждений не встречал. Тут просто надо понять, что в не-теистической системе подобные рассуждения просто ничего не дают. Не имеет смысла в них упражняться. Кроме того, карма в буддизме это не железный механизм, слишком много в ней неизвестных. Поэтому точно определить, следствием* чего является нынешняя ситуация в нашей жизни, невозможно и, повторюсь, бессмысленно. Это просто есть и с этим уже ничего не поделаешь. Единственное, что мы можем сделать - не порождать новых помрачений, в том числе и в связи с этой ситуацией.
---------------------------------------
*Говорить о "следствии" не совсем верно. Речь идёт скорее о "создании условий".
Название: Re: Буддолог Турман: быть хорошим буддистом — значит быть реалистом
Отправлено: plot от 21 бХЭвпСап 2013, 14:22:00
Вот такую сутру я встречал (http://spiritual.ru/lib/su_karma.html).
Цитировать
Почитаемый В Мирах затем ответил: "Слушай внимательно, я буду объяснять Закон  Кармы. Из-за Кармических результатов наследуемых из предыдущих жизней,  некоторые люди слабы, некоторые богаты, некоторый счастливы и некоторый нищи.  Есть - четыре правила, неизменные в получении счастья и процветания для вашей следующей жизни. Это: быть внимательным к родителям; быть почтительным к Будде,  Дхарме и Сангхе; воздержаться от убийства и освобождать живых существ;  воздержаться от поедания мяса и быть щедрым.
И далее:
Цитировать
"Судьба - составные кармические результаты прошлого. Вера и практика этой  Сутры принесет вам вечное процветание и счастье.

Знайте, что Закон Кармы объясняется следующим образом:

"To, что вы способны занимать пост в правительстве - следсвие создания статуи Будды в предыдущих жизнях. Отливая (совершенную) статую Будды - создаешь свое (совершенное тело), и защищаешь Татхагату защищаешь себя.

Общественный чиновник не достигнет больших успехов, если не будет следовать  Учению Будды.

Помощь в строительстве мостов и дорог в вашей прошлой жизни, является причиной возниковения и существования различных транспортных средств, благодаря которым вы будете способны быстро преодолевать большие расстояния без усталости в ногах.

Подношение одежды монахам -  станет причиной обладания множеством хорошей  одежды в будущем или в вашей следующей жизни.
И так далее. Но даже в ней довольно очевидна скорее направленность в будущее и дидактичность. Подобные сутры рассчитаны на мирян и начинающих буддистов. Сутры философского плана уже о таких вещах не говорят. А учителя Мадхъямики начиная с Нагарджуны так и вообще напрямую опровергают их.
Название: Re: Буддолог Турман: быть хорошим буддистом — значит быть реалистом
Отправлено: kopernick от 21 бХЭвпСап 2013, 17:23:56

То есть это рассуждение Турмана : "...но в прошлой жизни он мог стать причиной преждевременной смерти другого ребенка — и теперь должен отдать свою жизнь" не является характерно буддийским?



Это явное упрощение. Это рассуждение буддийское, но, скорее, народно-буддийское, популярное. С точки зрения текстов, насколько могу судить, карма носит более неопределенный характер и то, что получается, зависит от множества факторов.

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100