Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
Сущность не меняется. Например, у меня смуглая кожа, и я останусь
таким, каким родился. Это принадлежность моего типа.
Сущность - это "я", наша наследственность, наш тип, характер, природа.
"Следует понять, что человек состоит из двух частей: сущности и
личности. Сущность - это то, что является для человека собственным. Личность
- то, что является для него "чужим". "Чужое" означает то, что пришло извне,
чему он научился, что в нем отражается, т.е. следы внешних влияний,
оставшихся в памяти и в ощущениях, выученные слова и движения, чувства,
созданные подражанием, - все это "чужое", все это - личность.
"Сточки зрения обычной психологии деление человека на личность и
сущность едва ли понятно. Правильнее будет сказать, что такого деления в
психологии вообще не существует.
"Маленький ребенок еще не имеет личности. Он представляет собой то, что
он есть в действительности. Он и есть сущность. Его желания, вкусы, то, что
он любит, и то, чего не любит, выражают его подлинное существо.
"Но как только начинается так называемое "воспитание", личность
начинает расти. Личность создается отчасти намеренным влиянием других людей,
т.е. "воспитанием", а отчасти невольным подражанием взрослым со стороны
самого ребенка.
В создании личности большую роль играет также
"противодействие" окружающим и попытки скрыть от них нечто "свое",
"подлинное".
"Сущность - это истинное в человеке; личность - нечто ложное. Но
пропорционально росту личности сущность проявляется все реже, все слабее; и
очень часто случается, что сущность останавливается в своем развитии в очень
раннем возрасте и более не растет.
Нередко бывает, что сущность взрослого
человека, даже весьма интеллигентного и "образованного" в обычном смысле
слова, останавливается на уровне ребенка пяти или шести лет. Это значит, что
все, видимое нам в этом человеке, на самом деле является для него "чужим". А
собственное в человеке, т. е, его сущность, обычно проявляется в инстинктах
и простейших эмоциях.
Однако бывают случаи, когда сущность человека растет
параллельно его личности. Такие случаи являют собой редкие исключения,
особенно в условиях культурной жизни. Сущность имеет больше шансов для
развития у тех людей, которые живут в окружении природы, в трудных условиях
непрерывной борьбы и опасностей.
"Но, как правило, личность у таких людей развита очень слабо. Они имеют
много своего собственного, но мало "чужого", т.е. им не хватает воспитания и
образования, не хватает культуры. Культура создается личностью; но в то же
время личность представляет собой продукт и плод культуры. Мы не понимаем,
что вся наша жизнь, все, что мы называем цивилизацией, наукой, философией,
искусством и политикой, создано личностью людей, т.е. "чужим" элементом в
них.
"Есть возможность экспериментально проверить отношение личности к
сущности. В восточных школах известны способы и средства, при помощи которых
удается отделить личность человека от его сущности. Иногда для этой цели
применяют гипноз, иногда особые наркотические вещества, иногда специальные
упражнения. Если при помощи одного из таких средств - личность и сущность
человека на протяжении некоторого времени будут разделены, в нем появятся
как бы два существа, которые говорят разными голосами, имеют совершенно
разные вкусы, цели и интересы, причем одно из этих существ часто остается на
уровне маленького ребенка. Продолжая эксперимент далее, можно погрузить одно
из этих существ в сон; или же можно начать эксперимент с погружения в сон
личности или сущности. Некоторые наркотические вещества обладают свойством
усыпления личности, не оказывая никакого влияния на сущность. После приема
такого наркотика личность как бы исчезает, остается одна сущность. И
случается так, что человек, полный всевозможных возвышенных идей, симпатий и
антипатий, любви, ненависти, привязанностей, патриотизма, привычек, вкусов,
желаний и убеждений, оказывается совершенно пустым, лишенным каких бы то ни
было мыслей, чувств, убеждений и взглядов. Все, что раньше волновало его,
теперь оставляет совершенно безразличным. Иногда он видит искусственный и
мнимый характер обычных своих настроений и громких слов, а иногда просто
забывает о них, как будто их и не было. Вещи, ради которых он готов был
пожертвовать своей жизнью, теперь представляются ему бессмысленными,
смешными, недостойными внимания. Все, что ему удается найти в себе, - это
несколько инстинктов, наклонностей и вкусовых предпочтений. Он любит
сладкое, любит тепло и не любит холода, ему неприятна мысль о работе; или
же, наоборот, ему нравится идея физического движения. Это все!
"Иногда, хотя и очень редко, когда этого меньше всего ожидают, сущность
человека оказывается вполне взрослой и развитой, даже в случае неразвитой
личности; в данных обстоятельствах сущность объединяет все, что в человеке
есть серьезного и подлинного
"Если мы рассмотрим среднего культурного человека, то увидим, что в
большинстве случаев его личность представляет в нем активный элемент, а
сущность - пассивный. Внутренний рост человека не может начаться, пока этот
порядок вещей остается неизменным. Личность должна стать пассивной, а
сущность - активной. Это может произойти только в том случае, когда
устранены или ослаблены "буфера", ибо они главное орудие, посредством
которого личность удерживает сущность в подчинении.
"Как было сказано раньше, у менее культурных людей сущность более
развита, чем у культурного человека. Может показаться, что такие люди ближе
стоят к возможности развития; но на деле это не так, ибо их личность
недостаточно развита.
Для внутреннего роста, для работы над собой необходима
как известная сила сущности, так и определенное развитие личности.
Личность
состоит из "списков" и "буферов", связанных с определенной работой центров.
Слабое развитие личности означает недостаток "списков", т.е. недостаток
знания, информации, материала, на котором должна основываться работа над
собой.
Без некоторого запаса знания, без определенного количества "чужого"
материала человек не в состоянии начать работать над собой, не может изучать
себя, не может бороться со своими механическими привычками - просто потому,
что у него не будет причины, не будет понимания мотива такой работы.
Культурный человек живет в
отдалении от природы и естественных условий существования, среди
искусственной жизни; он развивает свою личность за счет сущности.
Успешное
начало работы над собой требует счастливого совпадения: равного развития
личности и сущности. Такое совпадение гарантирует ему успех.
Если сущность
развита очень мало, потребуется долгий подготовительный период работы; а
если сущность разрушена изнутри или в ней развиваются какие-то неисправимые
недостатки, эта работа вообще будет бесплодной.
Подобного рода условия
встречаются довольно часто. Ненормальное развитие личности очень часто
задерживает развитие сущности на столь ранней стадии, что сущность остается
крохотной и бесформенной вещью; а какой прок от крохотной и бесформенной
вещи?
Кроме того, нередко случается, что сущность человека умирает, когда
его личность и тело продолжают жить. Значительный процент людей, которых мы
встречаем на улицах большого города, - это люди, пустые изнутри, т.е. на
самом деле они уже мертвы.
"К счастью для нас, мы этого не видим и не знаем. Если бы мы знали,
сколько вокруг нас мертвых людей, какое число мертвецов управляет нашей
жизнью, мы сошли бы от ужаса с ума.
И частенько люди и в самом деле теряют
рассудок, узнав нечто подобное без соответствующей подготовки, увидев то,
чего они не предполагали увидеть. Чтобы видеть истину, не подвергаясь
опасности, надо быть на пути.
Если же человек, который не в состоянии ничего
делать, увидит истину, он наверняка потеряет рассудок. Но это случается
редко. Все устроено таким образом, что обычно человек ничего не может
увидеть преждевременно.
Личность видит только то, что ей нравится, только
то, что не вмешивается в ее жизнь. Она никогда не видит того, что ей не
нравится. Это одновременно и хорошо и плохо. Хорошо, если человек хочет
спать; плохо, если он желает пробудиться."
Если человек желает создать свою
индивидуальность, он прежде всего должен освободиться от общих законов. Эти
общие законы никоим образом не обязательны для человека; он может
освободиться от многих из них, если освободится от "буферов" и от
воображения.
Все это связано с освобождением от личности. Личность питается
воображением и ложью.
Если уменьшается ложь, в которой живет человек, если
уменьшается роль воображения, личность очень скоро слабеет, и человек
становится подвластным или судьбе, или линии работы, которая в свою очередь
находится под управлением воли другого человека: эта воля будет вести его до
тех пор, пока не сформируется его собственная воля, способная противостоять
как случаю, так - при необходимости и судьбе."
- Личность скрывается за сущностью, - сказал он, - а сущность за
личностью; и они взаимно прикрывают друг друга.
- Как же отделить сущность от личности? - спросил кто-то из
присутствующих.
- Как бы вы отделили свое собственное от того, что не является вашим? -
ответил Гурджиев. - Необходимо думать, необходимо выяснить, откуда появилась
та или иная ваша характерная черта.
Необходимо понять, что большинство
людей, особенно вашего круга, имеет очень мало своего собственного. Все, что
у них есть, оказывается чужим, большей частью, украденным; все, что они
называют идеями, убеждениями, взглядами, мировыми константами, - все это
украдено из разных источников. В целом, это и составляет личность; и все это
надо отбросить.
- Однако вы сами говорили, что работа начинается с личности, - сказал
кто-то.
- Совершенно верно, - возразил Гурджиев, -- потому что прежде всего мы
должны точно установить, о чем мы говорим, о каком моменте в развитии
человека, о каком уровне бытия.
Сейчас я говорил о человеке в жизни,
безотносительно к работе. Такой человек, особенно если он принадлежит к
"интеллигентному классу", почти целиком состоит из личности.
В большинстве
случаев его сущность перестает развиваться в очень раннем возрасте. Я знаю
уважаемых отцов семейств, профессоров с идеями, известных писателей, важных
чиновников, кандидатов в министры, сущность которых остановилась в развитии
примерно на уровне двенадцатилетнего возраста.
И это еще не так плохо.
Случается, что некоторые аспекты сущности останавливаются на возрасте
пяти-шести лет, а дальше все кончается; остальное оказывается чужим; это или
репертуар, или взято из книг, или создано благодаря подражанию готовым
образцам.
Евгений, теперь Вам понятно, что сущность это не только характер и оттенок кожи?
да простит меня админ за столь обширные куски цитат, но я прошу не удалять,
так как в этих постах как раз и наиболее видно , что именно подразумевал Гурджиев под сущностью...
Сущности одинаково свойственно как мучить животных, так и любить и жалеть, потому что природа хомо сапиенса проиворечива. Что возобладает? Зависит то ли от особенностей конкретного сочетания генов, то ли от внешних влияний. Но сознательные идеи не вложены в сущность.
За то, что Вы упрощаете идеи ГИГа, придумываете для себя комфортные компромиссы.
... Сущности одинаково свойственно как мучить животных, так и любить и жалеть, потому что природа хомо сапиенса проиворечива. ...
... Сущности одинаково свойственно как мучить животных, так и любить и жалеть, потому что природа хомо сапиенса проиворечива. ...
Оч интересно и на основании чего Вы взяли на себя смелость так уверенно утверждать, что Сущности одинаково свойственно как мучить так и любить животных???
На основании собственного опыта поди?
А что Вы подразумеваете под "природой хомо сапиенса" тем более "противоречивой"?
Анна, замечательная подборка. Сам давно мечтал такую сделать. Спасибо.
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской