Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Суфизм => Тема начата: plot от 18 ЭЮпСап 2013, 21:44:26

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Буддизм - крёстный отец суфизма?
Отправлено: plot от 18 ЭЮпСап 2013, 21:44:26
Шакик ал-Балхи, человек, стоящий в истоках мусульманского мистицизма, т.е. собственно суфизма (до него мусульманские подвижники были скорее аскетами, чем мистиками), был сподвигнут на этот путь... буддийским монахом:
Цитировать
...в начале своего жизненного пути он был купцом, который занимался торговлей с частично исламизированными тюрками Мавара’аннахра. Его торговая карьера закончилась после его неожиданной встречи с буддийским монахом, который призвал о уверовать в Бога как единственный источник всех благ и, оставив свое ремесло купца, полностью положиться на Его благоволение, в результате этой встречи Шакик ал-Балхи «покаялся», раздал все свое имущество и стал воином-аскетом в восточных областях Халифата.
Из книги А.Д.Кныш "Мусульманский мистицизм".
Название: Шакик ал-Балхи
Отправлено: wayter от 18 ЭЮпСап 2013, 22:45:35
Становление мистического языка и теории: Шакик ал-Балхи

         В личности хурасанского подвижника Шакйка ал-Балхй мы находим другой пример беззаветного служения Богу, которое нашло выражение, среди прочего, в ведении джихада против «неверных». Мы уже наблюдали подобный «воинствующий» аскетизм в жизнеописаниях Ибрахйма б. Адхама и Ибн ал-Мубарака. От них Шакйк ал-Балхй отличался лишь тем, что жил в другой области мусульманского мира. Как мы помним, Ибрахйм б. Адхам и Ибн ал-Мубарак исполняли свой долг перед мусульманской общиной, участвуя в боевых действиях против византийских христиан. Шакйк же жил в укрепленном рибащ. (пограничной крепости) в Вашгирде (Восточный Иран), куда стекались добровольцы, желавшие сражаться против «тюрков-язычников» Средней Азии. В 195/810 г. он погиб во время военного похода на Кулан в верховьях р. Амударьи (Джайхун)88. В богословских и правовых вопросах Шакйк был последователем Абу Ханйфы (ум. в 150/767 г.) и его ученика Абу Иусуфа (ум. в 192/808 г.). Однако после того как он принял аскезу, он совершенно потерял интерес к правовым и теологическим диспутам и без остатка посвятил себя служению Богу. Шакйк ал-Балхй сочетал в себе черты как Ибрахйма б. Адхама, так и Ибн ал-Мубарака. Подобно последнему, в начале своего жизненного пути он был купцом, который занимался торговлей с частично исламизирован-ными тюрками Мавара'аннахра. Его торговая карьера закончилась после его неожиданной встречи с буддийским монахом, который призвал его уверовать в Бога как единственный источник всех благ и, оставив свое ремесло купца, полностью положиться на Его благоволение89. В результате этой встречи Шакйк ал-Балхй «покаялся», раздал все свое имущество и стал воином-аскетом в восточных областях Халифата.
          Во многом он походил на Ибрахйма б. Адхама, приверженцем которого он был в начале своего подвижничества. Как и в случае с Ибрахймом б. Адхамом, его щепетильная осмотрительность (вара) и упование на Бога (таваккул) зачастую доходили до крайностей. В некоторых отношениях Шакйк ал-Балхй даже превзошел своего учителя. По его мнению, ввиду крайней порочности этого мира, истинно верующий должен прибегать к труду только в случае самой крайней необходимости. Чтобы избежать порочного влияния мирской суеты, Шакйк ал-Балхй проповедовал «жизненное правило, требовавшее полного отрешения от мира и неукоснительного повиновения воле Божьей». По его мнению, ремесленничество и торговля были «делом подозрительным» (шубха), и поэтому каждый, кто стремится к совершенству в служении Богу, должен был оставить эти занятия. Более того, сами попытки добыть средства к существованию ставили под сомнение милосердие Божье и Его способность обеспечивать всем необходимым Своих тварей. Не удивительно, что Шакйка ал-Балхй часто изображают в качестве самого раннего представителя или даже основоположника таваккула. — учения об абсолютном уповании на Бога- Согласно этому учению, подвижник должен либо полностью оставить занятия доходными ремеслами или торговлей, либо свести их к минимуму90. Шакйк ал-Балхй придерживался таваккула. в самом его строгом виде. Такой бескомпромиссный таваккул позднее отвергли практически все суфии, отдав предпочтение его более умеренной форме. Умеренный таваккул был впоследствии принят на вооружение большинством суфиев, а не только небольшой горсткой «духовных атлетов», подобных Ибрахйму б. Адхаму. Хурасанский ученик Шакйка ал-Балхй, Хатим ал-Асамм (ум. в 237/851 г.), которого источники называют «аскетом», «ученым» и «мудрецом» (хакйм), стал основным распространителем духовного наследия своего учителя и в особенности его аскетической этики и практики91. Ученик Хатима ал-Асамма, Абу Тураб ан-Нахшабй (ум. в 245/859 г.), вел жизнь странствующего аскета, у которого, как говорят, было около ста двадцати учеников (мурйдун, ед.ч. мурйд). Согласно некоторым суфийским авторам, из этого числа лишь двое учеников сумели вынести тяготы аскетических подвигов и стали признанными суфийскими шайхами. Такой уровень «отсева», вероятно, указывает на то, что суровые требования, которые ранние аскеты предъявляли к себе и к другим, могли быть доступны лишь небольшому количеству «духовных атлетов», способных терпеливо блюсти подвижнические обеты на протяжении всей жизни. Личность Абу Тураба ан-Нахшабй важна еще в одном отношении: благодаря своему скитальческому образу жизни, который был характерен для большинства ранних подвижников (в частности, для Ибрахйма б. Адхама и Фудайла б. 'Ийада), он смог донести учение Шакйка ал-Балхй и Хатима ал-Асамма до Ирака и Сирии, где идеи таваккула постепенно получили широкое распространение среди местных аскетов и мистиков. Таким образом, Абу Тураб ан-Нахшабй стал своего рода духовным мостом между восточной и западной традициями мусульманского подвижничества93. Деятельность Абу Тураба ан-Нахшабй и других подобных ему подвижников способствовала постепенному сближению восточного и западного направлений мусульманского аскегизма в IV/X столетии, причем к тому времени багдадская школа суфизма постепенно стала преобладающей. Но, пожалуй, еще более значительной заслугой Шакйка ал-Балхй стал его вклад в то, что впоследствии стало называться «наукой о мистическом пути» ('илм ат-тарйк). Эта наука со временем превратилась в, пожалуй, самый важный символ суфийского образа жизни и мировоззрения. Ранние аскеты иногда рассуждали о различных уровнях духовного совершенства в служении Богу, однако никто из них не пытался их классифицировать и детально объяснить. В своем трактате «Правила богопоклонения» {Адаб ам-'ибадат) Шакйк ал-Балхй впервые предпринял попытку концептуализировать различные стадии, или «привалы» (маназил, ед.ч. манзила), на «пути к Богу», а также уровни духовного опыта, характерного для подвижника, достигшего той или иной стадии. Если эта книга подлинна94, то ее, пожалуй, можно было бы считать демаркационной линией между аскетизмом и зарождающимся мистицизмом95. В любом случае учение Шакйка ал-Балхй сильно отличается от учения Фудайла б. 'Ийада, который высшими стадиями духовного развития считал отрешенность от мира (зухд) и полную удовлетворенность своей участью, какой бы тяжкой она ни была, и Божьим промыслом (рида). В учении Шакйка ал-Балхй отрешенность от мира и страх перед Богом, которые характеризовали типичного мусульманского аскета (захид), отнесены к низшим стадиям духовного развития. Хотя Шакйк не сомневался в достоинствах этих аскетических добродегелей96, он, тем не менее, поставил их гораздо ниже мистических переживаний, таких как всепоглощающее желание райского блаженства в присутствии Бога и страстная любовь к Нему. В учении Шакйка ал-Балхй мистикам отдается безоговорочное предпочтение перед аскетами: по его мнению, мистикам доступны две высшие стадии мистического пути, в то время как аскетам суждено оставаться в самом его начале97.

Отсюда (http://bukharapiter.ru/content/view/396/#ex8)
Название: Re: Буддизм - крёстный отец суфизма?
Отправлено: plot от 18 ЭЮпСап 2013, 22:50:29
А это - цитата из книги Карла Эрнста "Суфизм. Мистический ислам":

Возможно, самое раннее описание примера духовного уединения в суфизме мы находим в коротком наставлении персидского суфия Шакика аль-Балхи (ум. 810), жившего на востоке Ирана. В «Правилах богопоклонения» говорится о четырех этапах на пути к Богу (манзила): аскетизм, страх, стремление, любовь. По структуре этого трактата заметно, что понятие постепенного продвижения души к Богу рассматривалось как принцип, лежащий в основе мистицизма. Сродни эзотерическим концепциям, которым свойственно базовое деление людей на тех, кому доступно сокровенное знание, и тех, кому оно неведомо, такая духовная прогрессия подразумевает наличие низших и высших ступеней на пути продвижения. Руководства, подобные написанному Шакиком, представляют собой результат индивидуального опыта, облеченный в слова, понятные тем, кто хочет достичь той же цели.
 
 Шакик начинает с описания важности соблюдения поста на начальном этапе аскетизма: «В преддверии аскетической жизни необходимо сократить свои потребности в пище и воде до уровня, на котором едва возможно выживание: не утоляйте голод свой ни днем, ни ночью, пусть он станет на этом этапе вашим знаком отличия, а пища — излишеством». Совет постящимся — наполнять чрево пищей на одну треть, а остальное насыщать молитвой и чтением Корана. «Если человек проводит таким образом день, значит намерения его искренни, и Бог изгоняет из его сердца мирские желания и на место их поселяет свет аскезы и голод». Цель — пройти сорокадневное испытание, которое очистит сердце от темноты и наполнит его светом. После чего адепт может остановиться на достигнутом, но может и перейти на следующий уровень.
 
 Следующий этап — страх перед Богом, трепет, самым тесным образом связанный с аспектом самоотречения в аскезе. Страх происходит от напоминания о смерти, душа наполняется ужасом при мысли о грядущем Божием суде. По истечении одного дня состояние это усиливается до благоговения: «В сердце его будет расти свет, на чело ляжет печать благоговения. По истечении сорока дней Господь наставит его в благоговении настолько, что жена его и дети его будут трепетать перед ним. На этом этапе адепт все время плачет, иногда прямо за молитвой, спит мало и многого страшится». Это состояние может стать постоянным, а может смениться на более высокое.
 
 Третий этап — томление по раю, когда неустанно думают обо всех благодеяниях, которые окажет Господь жителям рая. Сорокадневная медитация наполняет сердце суфия новым стремлением и заставляет его позабыть страх, который владел им на предыдущей стадии. Человека охватывает безразличие к мирским вещам и делам: «Он честен в речах и благороден в поступках; когда бы ты ни взглянул на него, — он смеется, радуется тому, что имеет, чуждый зависти и желаниям». На этой ступени можно пребывать до смерти, а можно перейти на следующую.
 
 Четвертый и последний из этих этапов — любовь к Господу, и достигают его немногие. Это высочайшее и благороднейшее из состояний. Оно достается тем, чьи сердца крепки искренностью убеждений и чьи поступки безгрешны.
 
 Будучи наполненным светом Божественной любви, сердце забывает предшествовавшие состояния страха и тоски по раю: «Любовь к Богу начинается с того, что Бог поселяет в сердце его [суфия] любовь к тому, что ему любезно, и отвращение к тому, что Бог отвергает, и так всего приятнее становится его сердцу Бог и угодные Ему». По прошествии сорока дней сердце адепта переполняется любовью так, что он становится любим и ангелами, и поклоняющимися: «В тот день он становится возлюбленным, благородным, близким, чистым, приятным Богу Когда бы ни встретил ты его — нежная и благородная улыбка не сходит с лица его, поступки его чисты, он не хмурится, всегда любезен в обществе, несет добрые вести, избегает грехов, противоречит лжецам, слушает только то, что любезно Господу. Кто увидит или услышит его — не может не полюбить его, ведь с ним пребывает любовь Господа, Могущественного и Великого». В описании Шакиком последнего этапа мы можем узнать известную формулу бескорыстной любви, предложенную его современницей Рабией из Басры (ум. 801). Когда ее спросили о том, насколько искренней является ее вера, святая ответила: «Я поклонялась Ему не из страха перед Его огнем, не из любви к Его садам, иначе я была бы не лучше низкорожденного наемника. Но я поклонялась Ему из любви к Нему и из тоски по Нему».
Название: Re: Буддизм - крёстный отец суфизма?
Отправлено: plot от 18 ЭЮпСап 2013, 22:54:24
Если первые два этапа можно видеть у других мусульманских аскетов того времени, то третий этап живо напоминает випашьяну, направленную на сугубо мусульманские темы. Не я это заметил, но випашьяну это напоминает действительно.
Название: Re: Буддизм - крёстный отец суфизма?
Отправлено: kopernick от 19 ЭЮпСап 2013, 12:04:25
встречи с буддийским монахом, который призвал о уверовать в Бога как единственный источник всех благ


Еще неизвестно, кто на кого повлиял:)
Название: Re: Буддизм - крёстный отец суфизма?
Отправлено: alton от 19 ЭЮпСап 2013, 17:03:47
Ранжированием пальцев обычно занимаются не подозревающие о ладони.
Название: Re: Буддизм - крёстный отец суфизма?
Отправлено: plot от 19 ЭЮпСап 2013, 17:07:45
Белый фрак? )
Название: Re: Буддизм - крёстный отец суфизма?
Отправлено: alton от 19 ЭЮпСап 2013, 20:56:03
Белый фрак? )
Здравый смысл.
Нет, ну в самом деле, без обид, как вам не надоест переливать из пустого в порожнее?
Название: Re: Буддизм - крёстный отец суфизма?
Отправлено: plot от 19 ЭЮпСап 2013, 22:14:08
Белый фрак? )
Здравый смысл.
Нет, ну в самом деле, без обид, как вам не надоест переливать из пустого в порожнее?
Ну вот мне мой здравый смысл подсказывает, что с Вашей стороны имеет место проявление белого фрака. )
И как Вам не надоест, в самом деле, переливать из пустого в порожнее?
Название: Re: Буддизм - крёстный отец суфизма?
Отправлено: alton от 20 ЭЮпСап 2013, 00:29:45
Вы полагаете, что здравый смысл в том чтобы пытаться узнать что первично - курица или яйцо? Буддизм схож также с суфизмом, например, тем, что в обоих есть буква "у". Это неспроста.


А на путь суфизма человека вполне может подвигнуть и птичка, какнувшая ему на голову. Если эта птичка - инструмент в руках провидения и момент подходящий. Что же - надуть щеки и заняться орнитологией со всей научной серьезностью?
Название: Re: Буддизм - крёстный отец суфизма?
Отправлено: путник1946 от 20 ЭЮпСап 2013, 03:12:31
 Буддизм - крёстный отец суфизма?          Крестный отец суфизма  не Буддизм,вернее  Индуизм.Индуизм и ислам   достигли  высшего цветения  в суфизме.Встреча индуизма и ислама произошло  в Индии  ислам пришел в Индию  встретился с индуизмом и родился дивный ребенок. А встреча буддизма и даосизма произошло в Китае-и родился еще дивный  ребенок-дзен.Если из мира все исчезнет и  останутся только  суфизм и дзен, ничего не будет потеряно.Это высшие крещендо,но двух разных путей:суфизм -чистая молитва,зикр,памятование о Боге.Дзен-медитация.(Ошо .Дао путь без пути.)
Название: Re: Буддизм - крёстный отец суфизма?
Отправлено: plot от 20 ЭЮпСап 2013, 06:29:39
Вы полагаете, что здравый смысл в том чтобы пытаться узнать что первично - курица или яйцо? Буддизм схож также с суфизмом, например, тем, что в обоих есть буква "у". Это неспроста.


А на путь суфизма человека вполне может подвигнуть и птичка, какнувшая ему на голову. Если эта птичка - инструмент в руках провидения и момент подходящий. Что же - надуть щеки и заняться орнитологией со всей научной серьезностью?
Вы полагаете, что здравый смысл в том, чтобы не пытаться узнать, что первично, а вместо этого быть уверенным, что и так знаешь это (что первична - Ваша позиция), и, надув щёки, смотреть на то, что делают другие люди свысока и даже не пытаясь понять, что они имеют в виду? )
Название: Re: Буддизм - крёстный отец суфизма?
Отправлено: alton от 20 ЭЮпСап 2013, 15:29:58
Вы полагаете, что здравый смысл в том, чтобы не пытаться узнать, что первично, а вместо этого быть уверенным, что и так знаешь это (что первична - Ваша позиция), и, надув щёки, смотреть на то, что делают другие люди свысока и даже не пытаясь понять, что они имеют в виду? )


Нет, я так не полагаю. Пытаться надо. Вопрос только в том как это делать оптимально. Тут, пожалуй, надо быть готовым отойти от корректности полемики, или даже бросить ее занудное течение вместе со стилем ко всем чертям в случае обнаружения чрезвычайных обстоятельств.


Что такое суфизм?


Попробуйте проделать следующее.
1. Нажмите кнопку ПУСК (у меня Windows XP) и далее...
2.  Настройка
3. Панель управления
4. Мышь
5. Параметры указателя
6. Установить птичку "отображать след указателя мыши" и потянуть движок "короче-длиннее" на максимальную длину


А теперь двигайте мышью, сфокусировавшись на первом изображении указателя мыши. Вот это и есть образ суфизма. За ним - остывающие традиции. Первая форма наиболее близка к той бесформенности, которая породила ее. Можно пойти дальше - распараллелить внимание между первой формой курсора и мышью на столе и ухватить процесс порождения формы. Это неинтеллектуальное и более тонкое чувство. Способность постоянно удерживать внимание на этом процессе порождения первой формы собственно и есть суфийское восприятие. Традиции могут совпадать по ОТДЕЛЬНЫМ аспектам с суфизмом, но НИКОГДА в его целостности. Эти он кардинально отличается от всего прочего. Там, где порождение первой формы - там всегда суфизм, как бы его ни называли. Например, ислам - это тоже декорация, надставленная над суфизмом. Даже произнося суфизм мы уже отстаем. Он всегда в начале момента произношения.

Название: Re: Буддизм - крёстный отец суфизма?
Отправлено: plot от 20 ЭЮпСап 2013, 17:40:59
Вы полагаете, что здравый смысл в том, чтобы не пытаться узнать, что первично, а вместо этого быть уверенным, что и так знаешь это (что первична - Ваша позиция), и, надув щёки, смотреть на то, что делают другие люди свысока и даже не пытаясь понять, что они имеют в виду? )


Нет, я так не полагаю. Пытаться надо. Вопрос только в том как это делать оптимально. Тут, пожалуй, надо быть готовым отойти от корректности полемики, или даже бросить ее занудное течение вместе со стилем ко всем чертям в случае обнаружения чрезвычайных обстоятельств.
Это замечательно. Вопрос - почему это всё оптимально для Вас? И почему это оптимально для всех? Почему исторические изыскания о суфизме для Вас неприемлемы?
Кому надо быть готовым отойти от корректности, зачем и почему?
И почему Вы считаете некие обстоятельства чрезвычайными?
Название: Re: Буддизм - крёстный отец суфизма?
Отправлено: plot от 20 ЭЮпСап 2013, 19:09:19
А ещё, уважаемый alton, позвольте спросить: в каком тарикате Вы состоите? Кто Ваш шейх? Кто ваши учителя в "прочих традициях"?
Название: Re: Буддизм - крёстный отец суфизма?
Отправлено: alton от 20 ЭЮпСап 2013, 21:29:02
Это замечательно. Вопрос - почему...? И почему... ? Почему .....?
Кому....., зачем и почему? И почему....?
Вам как ребенку нравится качаться на качелях "почему-потому". Но ведь между "почему" и "потому" есть целое пространство. Иногда оно принимает форму логики (тотему которого Вы поклоняетесь с фанатизмом истинного аборигена), а иногда форму чрезвычайных обстоятельств. Два плюс два равно четырем, но только в вырожденном случае. Иногда и не равно четырем. Как сумма углов треугольника нарисованного на шаре не равна 180 градусам.


Не пробовали жить шире? Кинуть, так сказать, синицу логики и погоняться за журавлем?
Риск есть, не скрою. Но, как говорил Цой, надо посмотреть на портрет на стене и прислушаться - что там за окном?


Относительно верительных грамот считайте, что я - увайси.
Название: Re: Буддизм - крёстный отец суфизма?
Отправлено: plot от 20 ЭЮпСап 2013, 21:52:41
Это замечательно. Вопрос - почему...? И почему... ? Почему .....?
Кому....., зачем и почему? И почему....?
Вам как ребенку нравится качаться на качелях "почему-потому". Но ведь между "почему" и "потому" есть целое пространство. Иногда оно принимает форму логики (тотему которого Вы поклоняетесь с фанатизмом истинного аборигена), а иногда форму чрезвычайных обстоятельств. Два плюс два равно четырем, но только в вырожденном случае. Иногда и не равно четырем. Как сумма углов треугольника нарисованного на шаре не равна 180 градусам.


Не пробовали жить шире? Кинуть, так сказать, синицу логики и погоняться за журавлем?
Риск есть, не скрою. Но, как говорил Цой, надо посмотреть на портрет на стене и прислушаться - что там за окном?


Относительно верительных грамот считайте, что я - увайси.
"Увайси" это видимо такой солидный способ сказать, что свои слова о суфизме Вы ничем подтвердить не можете. ) В других традициях Вы наверное тоже "увайси".
Название: Re: Буддизм - крёстный отец суфизма?
Отправлено: alton от 21 ЭЮпСап 2013, 11:07:06
"Увайси" это видимо такой солидный способ сказать, что свои слова о суфизме Вы ничем подтвердить не можете. ) В других традициях Вы наверное тоже "увайси".


Вот видите, мое "увайси" ничем не отличается от вашего "видимо". Потому и говорю про переливание из пустого в порожнее. И даже если переливать не воду, а , скажем, расплавленное золото, то ничего от этого не меняется. Кроме того, у самозваного "увайси" все же больше шансов, чем у опытного архивариуса.


Вот интересно, задавали ли известные три слона своей черепахе вопрос: "А ты на чем стоишь, подружка?"
Название: Re: Буддизм - крёстный отец суфизма?
Отправлено: plot от 21 ЭЮпСап 2013, 11:17:29
"Увайси" это видимо такой солидный способ сказать, что свои слова о суфизме Вы ничем подтвердить не можете. ) В других традициях Вы наверное тоже "увайси".


Вот видите, мое "увайси" ничем не отличается от вашего "видимо". Потому и говорю про переливание из пустого в порожнее. И даже если переливать не воду, а , скажем, расплавленное золото, то ничего от этого не меняется. Кроме того, у самозваного "увайси" все же больше шансов, чем у опытного архивариуса.
Шансов на что? ) На то, чтобы изречь очередное ничего не значащее "ящитаю", выдаваемое за "истену"? Определённо, у опытного архивариуса шансов на это меньше. ) Он, собственно, и не претендует.
Название: Re: Буддизм - крёстный отец суфизма?
Отправлено: plot от 21 ЭЮпСап 2013, 11:38:44
Заранее прошу прощения за прямоту. Я старый солдат и не знаю слов любви. В сухом остатке получается довольно прискорбная картина: Вы заходите в тему, в которой речь идёт о довольно отвлечённых вещах, и начинаете поучающим тоном, повелительными наклонениями и с ацким апломбом вещать, извините, дремучую банальщину, которая в каждой эзотерической книжке по копейке штука, причём даже не относящуюся к сабжу, а также рассказываете собеседникам о предметах, в которых не компетентны. Всё с тем же апломбом.
Название: Re: Буддизм - крёстный отец суфизма?
Отправлено: alton от 21 ЭЮпСап 2013, 11:59:52
Заранее прошу прощения за прямоту. Я старый солдат и не знаю слов любви. В сухом остатке получается довольно прискорбная картина: Вы заходите в тему, в которой речь идёт о довольно отвлечённых вещах, и начинаете поучающим тоном, повелительными наклонениями и с ацким апломбом вещать, извините, дремучую банальщину, которая в каждой эзотерической книжке по копейке штука, причём даже не относящуюся к сабжу, а также рассказываете собеседникам о предметах, в которых не компетентны. Всё с тем же апломбом.


"Довольно отвлеченные вещи" вы, конечно же, не относите к дремучей банальщине. И  апломба здесь тоже нет. А вот прямота - это уже не отвлеченная вещь, и извиняться за нее не надо, это не институт благородных девиц, где позевывая преподают "отвлеченные вещи". Воздух здесь прозрачней, и, главное, не через окно. Тут бы и остаться.





Название: Re: Небаба - крёстный отец суфизма?
Отправлено: iv2259 от 21 ЭЮпСап 2013, 21:54:24
А ещё, уважаемый alton, позвольте спросить: в каком тарикате Вы состоите? Кто Ваш шейх? Кто ваши учителя в "прочих традициях"?
http://www.youtube.com/watch?v=kt0kaU8YohM (http://www.youtube.com/watch?v=kt0kaU8YohM)
Всё может испортить случайный афтобуз. :)
Название: Re: Буддизм - крёстный отец суфизма?
Отправлено: plot от 22 ЭЮпСап 2013, 17:02:04
Ещё немного о влиянии буддизма на суфизм:
Цитировать
С другой стороны, в суфизме можно найти примеры литературных заимствований из буддизма. Так, буддийский образ нескольких слепых, каждый из которых, прикоснувшись к одной из частей тела слона, описывает это животное по-своему, прослеживается в суфизме в трудах персидского учёного Абу Хамида аль-Газали (1058 – 1111 н.э.). Аль-Газали отстаивал философский скептицизм и использовал этот образ для иллюстрации того, что исламские богословы обладают лишь частичной истиной. Будда же использовал его в « Сутте небуддийских школ» (пали Титха сутта), чтобы продемонстрировать бесполезность обсуждений небуддийскими философами взглядов друг друга.
Влияние буддизма на суфизм прослеживается также и в сфере ритуальной практики. Тигранян пишет об этом, кратко упоминая о правлении монгольской династии Хулагуидов в Иране (1256 – 1336 н.э.). Говоря подробнее, пять из шести правителей государства Хулагуидов (Ильханата) были последователями тибетского буддизма, исключение составлял Ахмад Текудер (годы правления 1282 – 1284 н.э.). Шестой ильхан Газан (годы правления 1295 – 1304 н.э.) перешёл в ислам, и его наставником стал шиитский суфий Садр ад-Дин Ибрагим. С этого времени, возможно под влиянием буддийского поклонения ступам  – памятникам с реликвиями, в суфизме большее внимание стали уделять почитанию гробниц святых суфиев.
Отсюда (http://www.berzinarchives.com/web/ru/archives/study/islam/general/relation_between_buddhism_sufism.html).


Там же - о возможной связи понятия "фана" с адвайтой:
Цитировать
К примеру, Абу Язид Бистами (804 – 874 н.э.), под влиянием своего учителя Абу Али аль-Синди, ввел в суфизм понятия « фана» и « кхуда». Фана означает прекращение существования  –  полное разрушение индивидуального эго, обретение единства с Аллахом; кхуда означает обман или уловку как описание материального мира. В работе « Индуистский и мусульманский мистицизм» Р. Ч. Зенер очень убедительно говорил о том, что, вероятнее всего, аль-Синди, который, как известно, перешёл в суфизм из другой религии, первое понятие заимствовал из « Чхандогьи упанишады», а второе  –  из « Светашветары упанишады» в интерпретации Шанкары (788 – 820 н.э.), основателя традиции адвайты-веданты.
Название: Re: Буддизм - крёстный отец суфизма?
Отправлено: plot от 29 ЭЮпСап 2013, 22:22:21
Там же - о возможной связи понятия "фана" с адвайтой:
Цитировать
К примеру, Абу Язид Бистами (804 – 874 н.э.), под влиянием своего учителя Абу Али аль-Синди, ввел в суфизм понятия « фана» и « кхуда». Фана означает прекращение существования  –  полное разрушение индивидуального эго, обретение единства с Аллахом; кхуда означает обман или уловку как описание материального мира. В работе « Индуистский и мусульманский мистицизм» Р. Ч. Зенер очень убедительно говорил о том, что, вероятнее всего, аль-Синди, который, как известно, перешёл в суфизм из другой религии, первое понятие заимствовал из « Чхандогьи упанишады», а второе  –  из « Светашветары упанишады» в интерпретации Шанкары (788 – 820 н.э.), основателя традиции адвайты-веданты.
Впрочем, А.Шиммель эту связь подвергает сомнению:
Цитировать
Однако то обстоятельство, что наставником Байази­да в мистицизме был некий Абу Али ас-Синди, т. е. «уроженец Синда», вряд ли позволяет сделать такой вывод. Даже если Абу Али действительно происходил из долины в низовьях Инда, а не из селения Синд поблизости от Бистама, этот географический факт сам по себе еще ни о чем не говорит: не следует думать, что любой человек из Синда был знаком со всеми тонкостями индуистской монистической философии. Конечно, соблазнительно было бы допустить знаком­ство Байазида с ведическими рассуждениями — тем более, что некоторые сопо­ставления кажутся достаточно убедительными. Но все же представляется более вероятным, что мистик из Бистама пытался достичь своей цели посредством чисто исламского опыта фана, «самоуничтожения» (кстати, он сам впервые и ввел этот термин), а не посредством опыта, который в ведическом смысле вел через расширение атмана, «сокровенного „я”», к осознанию им своего единства с сущностью всех вещей, выраженному в словах тат твам аси, «это (все) — ты». Байазид надеялся полностью стереть все следы своего «я», а не «расши­рять» что-либо сотворенное (16, 56). Его путь негативен; но он также был первым, кто описал мистический опыт, прибегнув к образу ми'раджа, небесного путешествия Пророка.

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100