Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Четвертый Путь => Тема начата: T от 03 РТУгбвР 2002, 23:38:59

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: СВ - что это?
Отправлено: T от 03 РТУгбвР 2002, 23:38:59
ПДУ писал:

Цитировать
Во-первых, ...вспоминание себя, результат этого метода, не имеет ничего общего с <самоощущением> или <самоанализом>. Это было новое и весьма интересное состояние со странно знакомым привкусом.
Во-вторых, ...моменты вспоминания себя случаются в жизни, хотя и редко. Намеренное создание этих моментов вызывало чувство новизны, но в действительности они были знакомы мне с раннего детства. Они возникали в непривычной обстановке или на новом месте, среди незнакомых людей, например, во время путешествия, когда вдруг оглядываешься по сторонам и говоришь себе: <Как странно! Вот я!> Или же они являлись в очень эмоциональные моменты, в минуты опасности, в такие мгновения, когда необходимо не потерять голову, когда человек как бы слышит собственный голос, видит и наблюдает себя со стороны.

Я увидел с полной ясностью, что мои первые воспоминания о жизни - очень ранние - были моментами вспоминания себя...
("В поисках чудесного", гл.7)


Возможно, подобные ощущения знакомы многим людям с самого раннего детства; что-то в них есть похожее на состояние, известное, как "дежа-вю" (хотя многие психиатры считают "дежа-вю" разновидностью так называемого "малого" эпилептического припадка).
Те состояния, о которых пишет Успенский, могут возникать также при переутомлении (когда "ни одной мысли в голове") или в состоянии растерянности. Долгое время мне казалось, что это тоже какое-то психическое или неврологическое нарушение, но ведь надо же: Успенский так уверенно связывает это с самовоспоминанием.
Кроме того, насколько я понимаю, состояние самовоспоминания можно связать с суфийским зикром (это обсуждалось в старом форуме Четвертого пути).
Хотелось бы услышать мнение людей, которые практикуют самовоспоминание или зикр: как вам кажется, насколько точно описано у ПДУ состояние самовоспоминания? Ведь могут быть, конечно, субъективные моменты; но, возможно, может быть и что-то, что способно стать "ключом" к пониманию - не случайно, наверное, ПДУ упоминает "странно знакомый привкус"...
Название: Зикр и самовспоминание как ми'радж - восхождение
Отправлено: wayter от 04 РТУгбвР 2002, 01:59:31
ПДУ писал:

Цитировать
Во-первых, ...вспоминание себя, результат этого метода, не имеет ничего общего с <самоощущением> или <самоанализом>. Это было новое и весьма интересное состояние со странно знакомым привкусом.
Во-вторых, ...моменты вспоминания себя случаются в жизни, хотя и редко. Намеренное создание этих моментов вызывало чувство новизны, но в действительности они были знакомы мне с раннего детства. Они возникали в непривычной обстановке или на новом месте, среди незнакомых людей, например, во время путешествия, когда вдруг оглядываешься по сторонам и говоришь себе: <Как странно! Вот я!> Или же они являлись в очень эмоциональные моменты, в минуты опасности, в такие мгновения, когда необходимо не потерять голову, когда человек как бы слышит собственный голос, видит и наблюдает себя со стороны.

Я увидел с полной ясностью, что мои первые воспоминания о жизни - очень ранние - были моментами вспоминания себя...
("В поисках чудесного", гл.7)


Вы пишете:
"Хотелось бы услышать мнение людей, которые практикуют самовоспоминание или зикр: как вам кажется, насколько точно описано у ПДУ состояние самовоспоминания? Ведь могут быть, конечно, субъективные моменты; но, возможно, может быть и что-то, что способно стать "ключом" к пониманию - не случайно, наверное, ПДУ упоминает "странно знакомый привкус"...

--------------------------------------------------------------

Вот мой "ключ" (не обязательно, что он каждому подойдет).

Словом ми'радж (буквально означает "лестница") описывают странствие Пророка Мухаммеда (мир ему) из Мекки в Иерусалим и его вознесение на небо. По отношению к Аллаху в Коране употребляется эпитет "обладатель лестниц" или "обладатель ступеней" (К.70:3).

Подобный образ  встречается и в Библии - это лестница пророка Иакова (Бытие 28,12), по которой ангелы поднимаются на небеса.

Зикр, как и самовспоминание, может быть быть понят через метафору восхождения по ступеням лестницы.

Человек в обычном состоянии пребывает в основании лестницы, он отождествлен с тварным миром, и сам является предметом среди других предметов.

Более высокие ступени лестницы это более высокие степени сознания. Происходит восхождение в "ангельский мир", где Реальность более проявлена. Вспоминая себя (или Себя - то есть Реальное в себе), человек начинает ощущать единство. Разрозненные объекты объединяются в осмысленные категории. Мир и все в нем наполняется более высоким смыслом, проблемы разрешаются, человек перестает ощущать себя как отделенное от Природы испуганное существо. Все это переживается как особая и интенсивная эмоция, как постижение Бога.  

Теперь более конкретно. Успенский пишет, что эти ощущения
"возникали в непривычной обстановке или на новом месте, среди незнакомых людей ... первые воспоминания о жизни - очень ранние - были моментами вспоминания себя..." .

Истинно так. Сознание, встречаясь в первый раз с незнакомым предметом, проделывает "мини-мирадж". Оно пытается воспарить от конкретного объекта ввысь, устанавливая связь между конкретным и всеобщим. Попросту говоря, ум пытается понять смысл явления. А смыслы не принадлежат тварному миру, они расположены на более высоких ступенях лестницы бытия. Ребенок в раннем детстве воспаряет в небо почти все время, поскольку для него нет ничего знакомого, он узнает мир заново. Отсюда и возникает "странно знакомый привкус" у тех, кто практикует самовспоминание в зрелые годы.
 
Знакомые предметы уже встроены в некую систему, мирадж завершен. Взаимодействие со знакомыми ситуациями не требует восхождения, сознание пассивно. А вот в незнакомых или эмоционально интенсивных ситуациях, таких как опасность, поиск смысла возобновляется.  

Сознательное усилие в зикре или самовспоминании это попытка совершать восхождение по лестнице Иакова, или мирадж, в любой ситуации и  в любое время.

* * *

Также на эту тему:

"Высшие уровни сознания":
 http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=12&i=225&t=225

"Зикр и самовспоминание":
 http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=12&i=81&t=81

"Зикр, самовоспоминание и отречение от себя"
http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=12&i=64&t=64
Название: Присутствие, ощущение "Я здесь" в самовспоминании
Отправлено: wayter от 07 РТУгбвР 2002, 08:58:09
Для зикра и для самовспоминания характерно интенсивное "присутствие", ощущение "вот я", здесь и теперь. Откуда оно берется?

Первое объяснение. М.К. Мамардашвили высказал мысль, что "сознание есть акт осознания...".* Пробужденность и более высокие уровни сознания связаны с активностью осознавания.  

Когда сознание, изучая объект, не замыкается лишь на его материальном плане, не отождествляется с ним, но проводит от него "линию" в область смыслов, возникает ощущение присутствия.  По словам того же Мамардашвили,  "сознание есть возможность большего сознания".*  Когда эта возможность реализуется и происходит расширение сознания по вертикали, оно почти неизбежно сопровождается переживанием "Я здесь". Более высокие слои психики получают возможность увидеть и осознать более низкие.  

Второе объяснение. В самовоспоминании происходит переосмысление обыденного. Как я писал выше, "знакомые предметы уже встроены в некую систему, мирадж завершен. Взаимодействие со знакомыми ситуациями не требует восхождения, сознание пассивно. А вот в незнакомых или эмоционально интенсивных ситуациях, таких как опасность, поиск смысла возобновляется".
 
Практикуя зикр, активизируя поиск смыслов, мы присутствуем при формировании и преображении нашего Я. Поскольку обычно Я скрыто в подсознании, ощущение интенсивного присутствия посещает нас редко.  

Зикр и самовоспоминание это как бы второе рождение Я. Рождение, которое позволяет пересоздать себя и свой мир по-новому. Осознанность возможна только как такой творческий процесс постоянного возрождения.      

В эзотерической традиции существует представление, что мир каждое мгновение создается заново. В Коране сказано: "каждый день Он за делом" (55:29). Практикуя зикр или самовспоминание, каждый день творя свой мир заново, мы делаем шаг по направлению к Реальности.


-------------------------
* http://www.sufism.ru/webmag/public_html/article.php3?story=2001010800421966
Название: Re: СВ - что это?
Отправлено: rimlyanin от 30 ШоЭп 2012, 00:51:12
Насколько я понял,ЗИКР должен "поглощать" практикующего,а возможно ли в ходе практики ЗИКРа осознание: "Вот я,...делаю ЗИКР".Что-то вроде наблюдения за собой в такой момент.
Название: Re: СВ - что это?
Отправлено: Зейтан от 30 ШоЭп 2012, 10:34:58
Цитировать
насколько точно описано у ПДУ состояние самовоспоминания?

То что описал ПДУ к СВ не имеет практически никакого отношения. Это его фантазии.
Название: Re: СВ - что это?
Отправлено: Черепаха Торчилла от 01 ШоЫп 2012, 01:35:51
Цитировать
насколько точно описано у ПДУ состояние самовоспоминания?

То что описал ПДУ к СВ не имеет практически никакого отношения. Это его фантазии.

В.П.Ч.-книга Успенского.Значит об С.В. из неё толком ничего не узнаешь?
Название: Re: СВ - что это?
Отправлено: Зейтан от 01 ШоЫп 2012, 09:52:47
Там имеет ценность только то что Гурджиев говорил...
Название: Re: СВ - что это?
Отправлено: Evgeny от 16 ШоЫп 2012, 22:51:31
Цитировать
насколько точно описано у ПДУ состояние самовоспоминания?

То что описал ПДУ к СВ не имеет практически никакого отношения. Это его фантазии.

В.П.Ч.-книга Успенского.Значит об С.В. из неё толком ничего не узнаешь?

Узнаешь очень многое и очень толком. Просто имейте в виду, что есть много форм и уровней самовспоминания, чуть не сказал "есть много разных самовспоминаний". Конечно, при всей их разности в них есть нечто общее. Успенский определил это общее как разделение внимания между объектом и собой. Но из одного этого тусклого определения вы не выведете ничего. Начните с частных случаев, когда вы определенно помнили себя, и сравните их с определением Успенского. Тогда оно для вас наполнится смыслом.

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100