Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
Большой список различных типов заблуждений и предвзятого отношения к событиям приведен здесь:
List of cognitive biases http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_cognitive_biases (англ.)
Близок к тематике форума один из пунктов, который называется "вера в справедливость мира".
http://en.wikipedia.org/wiki/Just-world_phenomenon (англ.)
Как известно, это один из основных принципов религии - считать, что мир, по большому счету, - благ и справедлив.
В то же время, исследования показывают, что подобная вера (существующая часто на подсознательном уровне) может вести к несправедливому и жестокому отношению к людям: раз мир справедлив, то человек сам виноват во всем, что с ним случается.
-
человек сам виноват во всем, что с ним случается.
А также с теми кто его окружает.
-
Как известно, это один из основных принципов религии - считать, что мир, по большому счету, - благ и справедлив.
В то же время, исследования показывают, что подобная вера (существующая часто на подсознательном уровне) может вести к несправедливому и жестокому отношению к людям: раз мир справедлив, то человек сам виноват во всем, что с ним случается.
Что же делать? Нам сложно принять ответ, который «внутренний голос» давал толстовскому Ивану Ильичу в ответ на вопрос, зачем последний мучается и страдает: «А просто так». Чтобы жить и выжить, чтобы играть и выиграть, нам нужно знать правила игры; чем совершеннее и непротиворечивее кажутся правила, тем более совершенным представляется наше знание мира и тем более высокими – шансы на выживание. Ведь сложно жить без твердой опоры, в состоянии «невесомости», и мы эту опору постоянно ищем (хотя бы и инстинктивно).
Религия предлагает определенный свод представлений, набор достаточно четких и непротиворечивых «правил игры», но действует при этом, по словам фон Гарденберга (поэта Новалиса) «как опий: завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силу». И действительно: как любой анестетик имеет побочное действие, так и религия (формальная) имеет свои издержки – неотъемлемой частью религии является понятие о первородном грехе (либо некой карме), и нам приходится платить за обретенную в религии опору чувством вины, ведь человек с точки зрения религии изначально грешен и должен за это страдать. При этом вопрос о том, возможно ли человеку соблюдать все «правила игры» (заповеди), предписываемые религией, и как вообще этого достичь, фактически отходит на задний план. Переход к более эзотерическим формам религии вплоть до освобождения человека от его «греховности», от чувства вины фактически упраздняет саму религию; скорее всего она и не понадобится такому человеку более – ведь он нашел опору в другом.
Сложно адекватно идентифицировать и принять то, над чем ты не имеешь контроля; да и сам тот факт, что не имеешь никакого контроля над чем-то. Сложно принять статистический подход к собственным шансам на выживание и благополучие, ведь хочется гарантий, хотя еще О. Бендер говорил что-то там насчет полных гарантий.
Может быть, такое несовершенство мышления – это наследство от предков, которое наши потомки изживут, как атавизм? Ведь наши первобытные прародители были неспособны даже к такому мышлению, к какому способно большинство людей сейчас.
Тем более, что по ходу истории можно проследить, как менялись и усовершенствовались представления человека о «правилах игры», и можно предположить, что эта тенденция будет сохраняться и дальше.
-
Как известно, это один из основных принципов религии - считать, что мир, по большому счету, - благ и справедлив.
В то же время, исследования показывают, что подобная вера (существующая часто на подсознательном уровне) может вести к несправедливому и жестокому отношению к людям: раз мир справедлив, то человек сам виноват во всем, что с ним случается.
А почему только к другим людям? Ведь это касается не только "других" но и самого человека, который это думает?
Ведь во многом, мы и на самом деле, сами являемся источником тех, скажем, "беспокойств неудач и неудобств", которые нам встречаются… это конечно не значит, что мы должны относиться "несправедливо и жестоко" к самим себе, но с чисто этической точки зрения, имеем ли мы право делать выбор за других людей? Наверно здесь главное, относиться справедливо (насколько мы вообще можем определить понятие справедливости ) к окружению…
Недавно по телевизору видела рекламный ролик, озвучен он был примерно такими словами: "Хочешь сделать мир лучше? Начни с себя!"
В Дао Дэ Цзине есть слова, похожие на слова из рекламного ролика :wink: : Побуждающий других – силен, побеждающий самого себя- могуществен.
-
В то же время, исследования показывают, что подобная вера (существующая часто на подсознательном уровне) может вести к несправедливому и жестокому отношению к людям: раз мир справедлив, то человек сам виноват во всем, что с ним случается.
Как раз сегодня по телевизору показывали беседу с православным священником (не помню имени). Он много говорил о справедливости и воздаянии. Потом диктор спросил его насчет недавнего цунами, мол, что ж, все были грешники? -Нет, - ответил батюшка, - не все. Были, конечно, и люди невинные, но вы посмотрите в какой стране это произошло - это же центр мировой секс-индустрии!!!
Зло наказано, добро торжествует, а невинные люди погибли...
-
Нашла полную цитату из Дао Дэ Цзина
"Знающий людей, благоразумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен."
(глава 33)
-
Были, конечно, и люди невинные, но вы посмотрите в какой стране это произошло - это же центр мировой секс-индустрии!!!
Если не ошибаюсь, главные центры секс-индустрии вроде Патайи как раз не пострадали.
-
Книга, в которой рассматриваются многие стереотипы мировоззрения: Назаретян А. П., «Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. (Синергетика, психология и футурология)».
http://www.russianglobalclub.com/civkri/oglav.htm
-
Как известно, это один из основных принципов религии - считать, что мир, по большому счету, - благ и справедлив.
В то же время, исследования показывают, что подобная вера (существующая часто на подсознательном уровне) может вести к несправедливому и жестокому отношению к людям: раз мир справедлив, то человек сам виноват во всем, что с ним случается.
Да, это известный бессознательный механизм, который называется "бегство от несправедливости". В глубине души у каждого живет неосознанное убеждение, что все в мире - справедливо. Это убеждение - психологический механизм защиты от страха случайного несчастья, которое может случиться с тобой безо всякой твоей вины. Если бы не этот защитный механизм, то о хорошем настроении говорить было бы трудно. Но с другой стороны, этот механизм заставляет нас лихорадочно бессознательно искать грех за каждым, с кем случилось несчастье. Этот механизм заставляет оправдывать зло.
Не секрет, что инвалиды в нашем обществе вызывают неприязнь. Это - результат бессознательного убеждения, что они сами виноваты. Ведь так считать гораздо проще, чем проявлять милосердие: милосердие - тяжкий душевный труд.
Этот механизм самоуспокоения, психологической защиты от ощущения несправедливости, более или менее силен в каждом человеке.
-
Кто-то любезно и анонимно сделал перевод:
«Представление о справедливом мире», также называемое «эффектом справедливости мира» или «гипотезой о справедливости мира», имеет отношение к склонности людей верить, что мир «справедлив», и что поэтому люди «получают то, что заслужили».
Во время одного из исследований у наблюдающих создавали впечатление, что женщины (работавшие над сложными задачами, где задействовалась память) получали болезненные удары током. Те, кто наблюдал за экспериментом, продемонстрировали склонность обвинить жертву из-за ее участи, хвалили эксперимент, и оценивали женщину как менее привлекательную внешне, чем те, кто видел ее, но не видел эксперимента.
Во время другого исследования подопытным рассказывали два варианта истории взаимоотношений между женщиной и мужчиной. Варианты были одинаковые, за исключением самого конца: в одной истории мужчина насиловал женщину, в другой – предлагал выйти за него замуж. В обоих случаях подопытные рассматривали действия женщины (одни и те же) как неизбежно приводящие к определенным результатам (очень разным).
Исследования также показали, что верящие в «справедливость мира» могут быть более склонны верить, что жертвы изнасилования вели себя провокационно, что избиваемые жены заслуживают побоев, что больные люди сами виноваты в своих болезнях, и что неимущие заслуживают своей участи.
-
В знаменитых «Письмах» из фашистского застенка немецкий священник и гуманист Д. Бонхёффер [1994] подчеркивал, что «совершеннолетний мир» сумеет отказаться от «гипотезы Бога», перерасти богобоязнь и нужду во внешней опеке и, став «абсолютно безрелигиозным», тем самым приблизится к Богу. Этот парадоксальный вывод перекликается с прогнозом другого христианского мыслителя Г. Честертона: религия будущего станет опираться на высокоразвитое чувство юмора (см. [Лоренц К., 1994]).
(http://www.russianglobalclub.com/civkri/oglav.htm)
-
Как известно, это один из основных принципов религии - считать, что мир, по большому счету, - благ и справедлив.
Хвала же Господу твоему, Господу величия, превыше Он того, что они Ему приписывают!
(Коран 37:180)
-
Как известно, это один из основных принципов религии - считать, что мир, по большому счету, - благ и справедлив.
Хвала же Господу твоему, Господу величия, превыше Он того, что они Ему приписывают!
(Коран 37:180)
То есть: если мир справедлив и благ, то не обязательно "прямо здесь", "прямо сейчас" и именно так, как я себе эту справедливость представляю.
Вера - способность предчувствовать незримую справедливость.
-
wayter писал(а)
То есть: если мир справедлив и благ, то не обязательно "прямо здесь", "прямо сейчас" и именно так, как я себе эту справедливость представляю.
Вера - способность предчувствовать незримую справедливость.
Т.е. оценить что мир справедлив и благ можно только в конечном итоге, или как религия предлагает в эсхатологии где действительно
обозревая целое можно будет сказать здесь он был справедлив и благ.
-
Примеры заблуждений (из Википедии) - см. начало темы.
Сделанный кем-то краткий перевод посмотреть можно здесь (http://sufism.spb.ru/portal/index.php?option=com_content&task=blogsection&id=4&Itemid=26).
Список на английском: http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_cognitive_biases
-
...Этот парадоксальный вывод перекликается с прогнозом другого христианского мыслителя Г. Честертона: религия будущего станет опираться на высокоразвитое чувство юмора (см. [Лоренц К., 1994]).
(http://www.russianglobalclub.com/civkri/oglav.htm)
А религия всегда опирается именно на чувство юмора.
Правда, религии прошлого и настоящего большей частью опёрты на НЕДО-развитое чувстово.
P.S. Но это уже не вина религий... Наверное :roll:
-
Хмм... интересно, мы обязательно вернемся :wink:
-
Большой список различных типов заблуждений и предвзятого отношения к событиям приведен здесь:
List of cognitive biases http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_cognitive_biases (англ.)
Близок к тематике форума один из пунктов, который называется "вера в справедливость мира".
http://en.wikipedia.org/wiki/Just-world_phenomenon (англ.)
Как известно, это один из основных принципов религии - считать, что мир, по большому счету, - благ и справедлив.
В то же время, исследования показывают, что подобная вера (существующая часто на подсознательном уровне) может вести к несправедливому и жестокому отношению к людям: раз мир справедлив, то человек сам виноват во всем, что с ним случается.
-----------
Хотел бы заметить, что некритичное доверие к результам упомянутого в ссылке научного исследования - тоже элемент религиозного сознания. Это проявление одного из распространеннейших в наши дни мифов о "всесилии" науки.
Я сильно сомневаюсь, что может существовать надежная (объективная в научном смысле) методика разделения испытуемых на группы с религиозным и нерелигиозным сознанием. Нюансов индивидульного понимания тезиса о "справедливости мира" может быть так много, что учесть их в научном исследовании невозможно. Полагаю, что если внимательно изучить данную работу, можно отыскать еще немало когнитивных смещений (biases), которые поставят под сомнение вывод о наличии причинно-следственной связи между типом сознания и отношением к ближнему. В равной степени, не могу представить исследование, которое доказывало бы обратное - что носители религиозного сознания более милосердны.
Эти вещи лежат в разных плоскостях.
Приведенный на википедии длинный список когнитивных смещений -далеко не полный перечень трудностей, стоящих на пути научного метода постижения истины. Не менее внушительно количество препятствий на Пути эзотерика; было бы любопытно увидеть аналогичный список в области духовного поиска.
-
В подтверждение сказанного можно привести цитату из Идрис Шаха:
"Помогать другим, стараться быть добрым и избегать жестокости, лечить больных и защищать слабых - это вещи, относящиеся к элементарным социальным, а не духовным, обязанностям, лежащим на человеке, как социальном животном."
-
Появились достоверные сведения о том, что курящие люди меньше страдают от болезни Паркинсона, чем некурящие.
Какие можно сделать выводы из этого знания:
1) Никакие выводы нельзя сделать.
2) Больным следует начать курить.
3) Больным следует начать курить только если у них нет предрасположенности к болезням, связанным с курением. Риск не должен быть слишком высоким.
4) Следует вложить средства в получение экстракта из табака, который бы обладал целебным действием, но был, в отличие от табака, безвредным.
http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?p=27158#27158
Заблуждение: статистическая связь принимается за причинно-следственные отношения.
Подробности здесь: http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?p=27537#27537
-
странно..но ведь есть ещё мнение, что мир чертовски несправедлив..но он будет таковым после смерти..надо только подождать..
-
подождать..
а некоторые спрямлют :(
А сама наложит тола под корсет...
Ты проверяй, какого пола твой сосед"
-
Эффект Барнума (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) — общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле неопределённы и достаточно обобщены, чтобы их можно было с таким же успехом применить и ко многим другим людям. Эффектом Барнума многие учёные частично объясняют феномен широкой популярности астрологических гороскопов, хиромантии и различных псевдонаук.
Более подробно здесь (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B0).
-
похожим методом пользуются дамы колоритной циганской народности, угадывая, что имя возлюбленного жертвы состоит из четырех букв))
ведь большинство мужских имён можно сократить до четырех :D
-
и различных псевдонаук.
То есть мистики?
Мистика - вера в сверхъестественное
-
и различных псевдонаук.
То есть мистики?
Мистика - вера в сверхъестественное
Что именно роднит, по Вашему мнению, мистику и псевдонауки?
Мистика — способ миропостижения основанный на глубоком проникновении в суть явлений и саму жизнь непосредственно духовно и сознательно, соединяясь своим бытиём с бытиём мира, при этом минуя любое мыслительное рационалистическое обоснование своим переживаниям.
Если целью мистической практики является непосредственная связь (единение) с Богом и божественными силами, то тогда говорят о религиозной мистике.
Суфийские мистики и аскеты не были удовлетворены традиционным религиозным опытом ислама и стремились к личному союзу с богом и обретению непосредственного интуитивного познания Аллаха. Целью также провозглашалось освобождение души от оков низшего «я» и переживание истинной реальности (хакика).
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
-
и различных псевдонаук.
То есть мистики?
Мистика - вера в сверхъестественное
Что именно роднит, по Вашему мнению, мистику и псевдонауки?
Вопрос этот действительно серьёзный, на мой взгляд, коренной, и актуальный.
Научно я бы на него ответил так:
Вера в нарушения законов природы. Которые проявления Единого закона. Который неизменен.
(Естественное - это ненарушение природного, законного хода вещей.)
Если Ваше миропостижение не основано на вере в нарушения законов природы, был бы рад узнать это.
-
Мистика - вера в сверхъестественное
Что именно роднит, по Вашему мнению, мистику и псевдонауки?
Вопрос этот действительно серьёзный, на мой взгляд, коренной, и актуальный.
Научно я бы на него ответил так:
Вера в нарушения законов природы. Которые проявления Единого закона. Который неизменен.
(Естественное - это ненарушение природного, законного хода вещей.)
Если Ваше миропостижение не основано на вере в нарушения законов природы, был бы рад узнать это.
Если под псевдонауками понимается астрология или хиромантия, то, насколько я знаю, они не требуют чудес и нарушений "естественного хода" событий. По крайней мере, в их понимании "естественности". Их псевдонаучность не в том, что они требуют нарушений законов природы, а в том, что они нарушают проверенные и достоверные научные принципы, при этом часто претендуя на "научность".
Мое мировоззрение не основано на вере в нарушение законов природы. "Чудесное", как мне видится, заключено в самой природе и не требует нарушения ее законов.
Мистика (или мистицизм) - постижение глубинной (то есть скрытой от наивного взгляда) сути вещей и самого себя. Это приближение к истине в опыте, бытийно, а не только интеллектуально.
Мистицизм невозможно свести к научному знанию, по крайней мере, при современном состоянии науки. В то же время, когда сферы мистицизама и науки пересекаются, между ними не может быть противоречий. А у псевдонаук такие противоречия возникают регулярно.
-
Мое мировоззрение не основано на вере в нарушение законов природы. "Чудесное", как мне видится, заключено в самой природе и не требует нарушения ее законов.
Спасибо. Важно было это определить.
Хотя словарное определение слова мистика говорит о "сверхъестественном". И у большинства людей, думаю, это понятие связано со "сверхъестественным", "потусторонним", "чудесным" нарушением законов. А в религиях, с "произволом" божества нарушающим закон.
По-моему и успех "материализма" был связан с тем что была оставлена им вера в нарушения законов природы, и тем самым он оставил позади воззрения в религиях опирающихся на веру в "чудеса". Но при этом он "выплеснул и ребёнка", совесть как исходный принцип, заменив "борьбой классов" и т. п. внешими ориентирами, погрузив себя в болото регресса нравственного.
И в науке, как рассказывал Эйнштейн о своём опыте, сначала интуиция, а затем логическое объяснение того что схвачено интуицией.
Хотя в моральных законах, не всегда и требуется это объяснение. Иногда такое объяснение и неэтично.
-
Как раз сегодня по телевизору показывали беседу с православным священником (не помню имени). Он много говорил о справедливости и воздаянии. Потом диктор спросил его насчет недавнего цунами, мол, что ж, все были грешники? -Нет, - ответил батюшка, - не все. Были, конечно, и люди невинные, но вы посмотрите в какой стране это произошло - это же центр мировой секс-индустрии!!!
Зло наказано, добро торжествует, а невинные люди погибли...
Все грешники - проще всех сразу потопить в цунами (тем более, что прецедент уже был - библейский Потоп). Но Бог почему-то этого не делает. "Насчёт недавнего цунами" и ответа батюшки, что не все там были грешники: а откуда он это знает?! Ему, что, из "небесной канцелярии" об этом сообщили через прямую спутниковую связь?! По поводу смерти: мы о ней ничего не знаем, точнее не о ней, а о "жизни после смерти". Но почему-то боимся. Как можно бояться того, чего не знаешь?! Может, после смерти нас, людей, ждёт нечто лучшее, чем эта жизнь. ::)
-
Любые виды заблуждений и иллюзий каждый создает ежедневно себе сам....
Просто пребывайте в тишине!!! Нет мыслей, нет ума нет Вашего Я.
Все кристально чисто и лучезарно.
http://www.youtube.com/v/-BwxnFd1oGc&hl=ru&fs=1 (http://www.youtube.com/v/-BwxnFd1oGc&hl=ru&fs=1)&
OM Шанти Шанти Шанти!
-
Любые виды заблуждений и иллюзий каждый создает ежедневно себе сам....
Замечательные слова! :)
Просто пребывайте в тишине!!! Нет мыслей, нет ума нет Вашего Я.
Все кристально чисто и лучезарно.
И это тоже одна из иллюзий, причём созданная самолично Вами и, опять же, специально для Вас. :D
По поводу тишины: Абсолютная тишина доступна только Богу. Нам же, человекам, нечего и помышлять о ней. ;) :)
-
Фундаментальная илюзия считать себя человечишком, а бога недостежимой величиной. :-*
-
Фундаментальная илюзия считать себя человечишком, а бога недостежимой величиной. :-*
И это тоже иллюзия! :D Потому что (из Вашей цитаты):
Любые виды заблуждений и иллюзий каждый создает ежедневно себе сам...
:D
-
согласен :-* ;)
-
согласен :-* ;)
:)
-
Эффект Розенталя (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%A0%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8F)
Психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.
Пример: паранормальные явления
"Замечено, что в опытах по проверке паранормальных явлений, как правило, положительные результаты получают сторонники парапсихологии, а отрицательные — противники".
* * *
Список когнитивных искажений (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9) в Википедии.
-
Эффект Розенталя (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%A0%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8F)
...Пример: паранормальные явления
"Замечено, что в опытах по проверке паранормальных явлений, как правило, положительные результаты получают сторонники парапсихологии, а отрицательные — противники".
Кажется, авторы данной статьи в Википедии сами не избежали одной из распространенных ошибок: они не исключили наличия сопутствующего смешения (http://ru.wikipedia.org/wiki/Сопутствующее_смешение), когда попытались объяснить результаты экспериментов в парапсихологии влиянием эффекта Розенталя.
Поясню, почему я так думаю:
допустим, явления парапсихологии реальны. Тогда сторонники паранормальных явлений получают положительный результат не обязатльно только из-за сознательного или неосознанного нарушения научной методологии при проведении эксперимента, исключения тех же факторов сопутствующего смешения во время эксперимента или ошибок в обработке данных эсперимента, но и из-за того, что само паранормальное явление действительно существует.
Допустим, паранормальных явлений не существует. Тогда противники их существования могут получать вполне валидные результаты, исключая все факторы, которые могут повлиять на чистоту эксперимента и достоверность полученных данных.
То есть один только эффект Розенталя может не быть причиной, из-за которой результаты экспериментов являются разными у противников и сторонников какой-либо гипотезы. Для того, чтобы утверждать, что имел место подобный эффект, нужно рассматривать методологию каждого конкретного эксперимента. Обобщая, авторы статьи таким образом утверждают, что, "как правило", такие эксперименты имеют невалидные данные; поскольку научная методология как раз и состоит в том, чтобы исключить влияние искажающих данные факторов.
Так что данный пример мне кажется не очень удачным.
-
То есть один только эффект Розенталя может не быть причиной, из-за которой результаты экспериментов являются разными у противников и сторонников какой-либо гипотезы. Для того, чтобы утверждать, что имел место подобный эффект, нужно рассматривать методологию каждого конкретного эксперимента.
Конечно, дело не только в эффекте Розенталя, но автор этого и не утверждает. В данном случае, как мне кажется, утверждается следующее: вне зависимости от реальности парапсихологических явлений существует тенденция подтверждать собственные ожидания.
При правильном использовании научного метода эту тенденцию можно преодолеть, но и это не так просто. По какой-то таинственной причине даже результаты, казалось бы, профессионально поставленных экспериментов нередко отличаются в зависимости от того, кто за них платит (например, в области фармацевтики).
-
В данном случае, как мне кажется, утверждается следующее: вне зависимости от реальности парапсихологических явлений существует тенденция подтверждать собственные ожидания.
При правильном использовании научного метода эту тенденцию можно преодолеть, но и это не так просто. По какой-то таинственной причине даже результаты, казалось бы, профессионально поставленных экспериментов нередко отличаются в зависимости от того, кто за них платит (например, в области фармацевтики).
Да, безусловно. Но подозреваю, что причины весьма нетаинственны - это сознательные или неосознанные нарушения методологии экспериментов и различные манипуляции при анализе данных (я уж не говорю об откровенной подтасовке результатов, имеющей место в некоторых случаях).
На сходную тему - в книге "Хроники Российской Саньясы" В. Лебедько есть интервью с Виктором Бойко (это школа йоги). Виктор говорит там, в частности, следующее: "...Есть еще в практике одна хитрая ловушка. Она связана с верой. Вера полностью блокирует познание. Если я верю, я уже знаю заранее и свой опыт я буду подгонять под то, во что я верю..."
-
Последующие сообщения выделил в самостоятельную тему:
http://forum.sufism.ru/index.php?topic=6652.0 (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=6652.0)
-
http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_cognitive_biases
Теперь по-русски тоже в Википедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9)
-
В данном случае, как мне кажется, утверждается следующее: вне зависимости от реальности парапсихологических явлений существует тенденция подтверждать собственные ожидания.
При правильном использовании научного метода эту тенденцию можно преодолеть, но и это не так просто. По какой-то таинственной причине даже результаты, казалось бы, профессионально поставленных экспериментов нередко отличаются в зависимости от того, кто за них платит (например, в области фармацевтики).
Да, безусловно. Но подозреваю, что причины весьма нетаинственны - это сознательные или неосознанные нарушения методологии экспериментов и различные манипуляции при анализе данных (я уж не говорю об откровенной подтасовке результатов, имеющей место в некоторых случаях).
На сходную тему - в книге "Хроники Российской Саньясы" В. Лебедько есть интервью с Виктором Бойко (это школа йоги). Виктор говорит там, в частности, следующее: "...Есть еще в практике одна хитрая ловушка. Она связана с верой. Вера полностью блокирует познание. Если я верю, я уже знаю заранее и свой опыт я буду подгонять под то, во что я верю..."
Мой "здравый смысл" :) сомневается в том, что вера полностью блокирует познание. Ведь вера это еще не знание, а предположение, в котором всегда найдется немножко сомнения. А сомнение - это стимул к познанию. Разве нет? Или речь идет не о вере, а чем-то другом?
-
http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_cognitive_biases
Теперь по-русски тоже в Википедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9)
- Да,уж.Наше восприятие и так-сплошное искажение(вспомнился Успенский со своими двухмерными существами,их восприятие "нашего",трёхмерного мира),а тут ещё этот "списочек"-минное поле какое то,а не жизнь. :) Мой "здравый смысл" Улыбающийся сомневается в том, что вера полностью блокирует познание. Ведь вера это еще не знание, а предположение, в котором всегда найдется немножко сомнения. А сомнение - это стимул к познанию. Разве нет? Или речь идет не о вере, а чем-то другом? По поводу "науки и веры" и заблуждений хорошо,нмв пишут П.Фейерабенд http://www.psylib.ukrweb.net/books/feyer01/index.htm и Лакатос: http://www.nsu.ru/classics/pythagoras/Lacatos.pdf
-
p.s. Впрочем,и это уж тыщи лет как сказано: Символ пещеры ("Государство", книга 7 в сокращении. Диалог между Сократом и Главконом)
… посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная… невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.
… за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.
- Странный ты рисуешь образ и странных узников!
- Подобных нам. Прежде всего, разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?
- Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?
- А предметы, которые проносят там, за стеной; не то же ли самое происходит и с ними?.. Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?
Если бы в их темнице отдавалось эхом все, что бы ни произнес любой из проходящих мимо, думаешь ты, они приписали бы эти звуки чему-нибудь иному, а не проходящей тени?.. Такие узники целиком и полностью принимали бы за истину тени проносимых мимо предметов…
и т.д. http://www.google.ru/search?q=%22%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%22%2C+%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0+7+%D0%B2+%D1%81%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8.+%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3+%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83+%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BC+%D0%B8+%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC&ie=utf-8&oe=utf-8&aq=t&rls=ru.yandex:ru:official&client=firefox - Всё оказывается просто - не держите голову вечно неподвижною и не поворачивайтесь к свету спиной! :D
-
http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_cognitive_biases
Забавно, что среди списка есть такое:
"Unit bias — the tendency to want to finish a given unit of a task or an item. Strong effects on the consumption of food in particular."
в русском переводе:
"Предпочтение целостных объектов — потребность закончить данную часть задачи. Ярко проявляется в том, что людям свойственно есть больше, когда предлагаются большие порции еды, чем брать много маленьких порций."
-
Примеры заблуждений (из Википедии) - см. начало темы.
Список на английском: http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_cognitive_biases (http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_cognitive_biases)
Страница на русском теперь здесь (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9)
Ошибка меткого стрелка (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B0) (via nisso)
-
Кто-то любезно и анонимно сделал перевод:
<...>
Исследования также показали, что верящие в «справедливость мира» могут быть более склонны верить, что жертвы изнасилования вели себя провокационно, что избиваемые жены заслуживают побоев, что больные люди сами виноваты в своих болезнях, и что неимущие заслуживают своей участи.
Существует, кстати, психологическая теория о социально-психологических ролях, в рамках которых человека преследуют определенные события. Так, если муж систематически избивает жену, это может означать, что в жену изначально "инсталлирована" невротическая роль жертвы, а избиения призваны сигнализировать, что ей требуется осознание ситуации и внутренняя трансформация.
Только нужно переформулировать: она не заслуживает побоев, а ее психика нуждается в переживании насилия, чтобы под давлением страданий ум наконец начал вопрошать о путях избавления.
В таком аспекте верящие в "справедливость мира" не так уж неправы, да? )
-
Существует, кстати, психологическая теория о социально-психологических ролях, в рамках которых человека преследуют определенные события. Так, если муж систематически избивает жену, это может означать, что в жену изначально "инсталлирована" невротическая роль жертвы, а избиения призваны сигнализировать, что ей требуется осознание ситуации и внутренняя трансформация.
Есть, кстати, и другая теория - вычитала её у О. Новосёлова ("этолога по самообразованию"): женщина позволяет мужчине себя бить, потому что инстинктивно считает его высокоранговым самцом, то есть вожаком стаи. И её репродуктивный инстинкт ей говорит, что потомство надо выводить именно от этого самца, оно де будет сильным и крепким, как и этот самец - кормилец и защитник стаи (а следовательно и её потомства).
От себя: на инстинктах далеко не уедешь, надо и мозги включать. Потомство-то, может, и будет "породистым", а вот психика у этого потомства (при виде ежедневного рукоприкладства и скандалов), на мой взгляд, будет дезориентирована и покалечена (или сломана). "Кармический" закон.
Только нужно переформулировать: она не заслуживает побоев, а ее психика нуждается в переживании насилия, чтобы под давлением страданий ум наконец начал вопрошать о путях избавления.
Если мозги не включены, то "ум" и не будет "вопрошать о путях избавления". Возможно, такая женщина сама воспитывалась в подобной семье (что очень вероятно), и у неё просто нет другого "образца для подражания" (хотя бы подражания, не говоря уже о включении мозгов).
В таком аспекте верящие в "справедливость мира" не так уж неправы, да? )
Вы типа о "карме" как аналоге "справедливости мира"?
Справедливость мира очень относительна.
Оглядитесь вокруг! Вы же сами писали о "дурдоме" (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=9089.msg81374#msg81374)... 8)
-
Существует, кстати, психологическая теория о социально-психологических ролях, в рамках которых человека преследуют определенные события. Так, если муж систематически избивает жену, это может означать, что в жену изначально "инсталлирована" невротическая роль жертвы, а избиения призваны сигнализировать, что ей требуется осознание ситуации и внутренняя трансформация.
От себя: на инстинктах далеко не уедешь...
Инстинктам тоже надо доверять. Например, инстинкту самосохранения. А он подскажет, какая сковородка тяжелее...
Иногда одного раза бывает достаточно :)
-
Инстинктам тоже надо доверять. Например, инстинкту самосохранения. А он подскажет, какая сковородка тяжелее...
Иногда одного раза бывает достаточно :)
Разумеется. Но всё должно быть в разумных пределах (это и отличает человека от животного). Вчера посмотрела американский фильм "Красный штат" (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%88%D1%82%D0%B0%D1%82). Там этот инстинкт работал абсолютно у всех (у некоторых даже зашкаливал), но интерпретирован он был у каждого по-разному. У тех, что были под воздействием "иллюзий и заблуждений" (по теме), он был выражен в наибольшей степени.
-
Интересные у Вас тут темы. По поводу Веры очень неплохо пишет Реус. Он говорит, что вера -это результат многих соглашении принятых человеком в течении жизни. И все наши беды от того , что мы верим в неправду. Все неосознанно верят в кучу неправды, поэтому когда правда все равно догоняет их и наступает на пятки, они с гневом отворачиваются от нее и говорят, что этого не может быть. Ведь для того, чтобы принять что то новое, надо сначала изменить те самые соглашения, а их куча... Потому чел. отворачивается от правды, предпочитая жить в иллюзиях. К примеру в школе нам внушали , что большинство людей хорошие, а отсюда абсолютное торжество справедливости, особенно на выборах. Но если задуматься, относительно кого они хорошие, относительно Чекатиллы--да конечно.
А если сравнить с каким нибудь святым, то запросто может получиться, что полные ублюдки. Обнаружить и изменить -эти соглашения,
проблема...
-
"Бритва Хэнлона"
«Никогда не приписывай злонамеренности тому, что вполне объясняется глупостью; но не исключай злонамеренности».
Похожая фраза часто приписывается Наполеону Бонапарту: «Никогда не приписывай злонамеренности тому, что вполне объясняется некомпетентностью».
Ещё одно подобное по смыслу утверждение есть у Гёте в романе «Страдания юного Вертера» (1774 год): «…недоразумения и небрежность создают больше путаницы в этом мире, чем хитрость и злоба. В любом случае, последние два, безусловно, встречаются гораздо реже».
"Многие журналисты очень падки на теорию заговора правительства. Я вас уверяю, их материалы получались бы куда более достоверными, если бы они твердо придерживались теории, что правительство облажалось".
Источник (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%A5%D1%8D%D0%BD%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B0)
В формулировке В.Пелевина: "Миром правит не тайная ложа, а явная лажа".
-
"Бритва Хэнлона"
«Никогда не приписывай злонамеренности тому, что вполне объясняется глупостью; но не исключай злонамеренности».
...
Да, в таких красивых формулировках, вообще трудно приписать кому-либо злонамеренность. Получается это - закостенелая (кристаллизованная) глупость.
-
Мустафа :
".. Так, если муж систематически избивает жену, это может означать, что в жену изначально "инсталлирована" невротическая роль жертвы, а избиения призваны сигнализировать, что ей требуется осознание ситуации и внутренняя трансформация.
Только нужно переформулировать: она не заслуживает побоев, а ее психика нуждается в переживании насилия, чтобы под давлением страданий ум наконец начал вопрошать о путях избавления.
В таком аспекте верящие в "справедливость мира" не так уж неправы, да? )"
------
Весьма ПОХОЖЕ на правду. Ошибка в слове "изначально", отсюда и неверные акценты в дальнейшем рассуждении...
Роль жертвы была принята избиваемой женщиной, и, вероятно, еще в детстве. Причины - сиротство, нелюбящие родители... Но дети не рождаются с встроенной ролью жертвы.
И чтобы избавиться от этой роли, нужны не побои - это жесткий и долгий путь, а исцеление этих детских ран, хорошая "доза" безусловной любви, которую в норме дает мать.
В таком аспекте "вера в справедливость мира" по-прежнему под сомнением...
-
"Должно быть, истина, как и всегда, где-нибудь лежит посредине..."
Ф.М. Достоевский. Подросток.
* * *
Пример:
Некоторые считают, что земной шар вращается вокруг солнца. Некоторые думают, что солнце вращается вокруг Земли. А истина, как часто бывает, лежит посередине :)
-
В связи с темой синхроничности (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D1%85%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C):
Апофения (от греч. ἀποφαίνω — высказываю суждение, делаю явным) — переживание, заключающееся в способности видеть структуру или взаимосвязи в случайных или бессмысленных данных. Термин был введён в 1958 году Клаусом Конрадом (нем. Klaus Conrad), который определил его как «немотивированное ви́дение взаимосвязей», сопровождающееся «характерным чувством неадекватной важности» (анормальное сознание значения).
Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F) (Похоже на "манию сопоставления (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=9976.msg98962;topicseen#msg98962)")
-
Синдром Поиска Глубинного Смысла
http://lurkmore.to/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC_%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%B0 (http://lurkmore.to/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC_%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%B0)
Синдром Поиска Глубинного Смысла (СПГС) или синдром школьных уроков по литературе — заболевание, наиболее симптоматичным проявлением которого является непреодолимое стремление искать глубокий смысл в тех или иных художественных произведениях. В анамнезе часто превалирует желание индивида позиционировать своё увлечение как высокоинтеллектуальное. В более редких случаях подобное стремление является следствием реальной заинтересованности ну или же паранойи.
В интернете данное заболевание чаще всего наблюдается среди интеллектуальных снобов. B карательной психиатрии для обозначения сего явления используется термин апофения. "
-
В связи с темой синхроничности (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D1%85%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C):
Апофения (от греч. ἀποφαίνω — высказываю суждение, делаю явным) — переживание, заключающееся в способности видеть структуру или взаимосвязи в случайных или бессмысленных данных. Термин был введён в 1958 году Клаусом Конрадом (нем. Klaus Conrad), который определил его как «немотивированное ви́дение взаимосвязей», сопровождающееся «характерным чувством неадекватной важности» (анормальное сознание значения).
Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F) (Похоже на "манию сопоставления (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=9976.msg98962;topicseen#msg98962)")
Спасибо за новое слово (добавила его в свой вокабуляр). :) Действительно очень похоже. Я бы даже взяла на себя дерзость утверждать, что это одно и то же. Различны между ними лишь коннотации (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F) (= "оценочные оттенки"): в синхроничности (она ведь мания!) - коннотация отрицательная, а в апофении (она ведь способность!) - коннотация положительная (?). А так - всё равно один "пень" (http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/197032/%D1%87%D1%82%D0%BE). 8)
-
...Весьма ПОХОЖЕ на правду. Ошибка в слове "изначально", отсюда и неверные акценты в дальнейшем рассуждении...
Роль жертвы была принята избиваемой женщиной, и, вероятно, еще в детстве. Причины - сиротство, нелюбящие родители... Но дети не рождаются с встроенной ролью жертвы.
Дети ведь родились в ТАКОЙ семье... где их ждало сиротство, нелюбящие родители... какие-то причины же были для этого - почему не внутренние?
В таком аспекте "вера в справедливость мира" по-прежнему под сомнением...
Наверное, все же справедливость зашита в устройство мира...
-
Наверное, все же справедливость зашита в устройство мира...
по логике, поскольку все устройство мира живет исключительно в нашем "мозге", значит туда же зашита и потребность в справедливости.. , как физический голод.. :) (неправильно интерпретированный голод по справедливости может стать причиной каннибализма ;D )
-
Жажда) справедливости, действительно, имеется...
см. сообщения # 8 и #9 в этой теме - чтобы не повторять уже сказанное.
-
Понятно.
Смотри в ответ сообщение №12...
-
см. сообщения # 8 и #9 в этой теме - чтобы не повторять уже сказанное.
Понятно.
Смотри в ответ сообщение №12...
;D ;D ;D
P.S. Только что у нас на глазах изобретён новый способ общения на форуме... В нём определённо что-то есть. 8)
-
Понятно.
Смотри в ответ сообщение №12...
Незримая справедливость иногда бывает .. ну очень незримой :) , как в евангельской притче о работниках в винограднике.
-
Разве эта притча призвана разъяснять про справедливость?
Впрочем, ничего обосновывающего не-справедливость там тоже нет.
-
Ситуация может каждый раз быть другой, но мы слышим самих себя, повторяющих снова и снова: "Я знал что так будет всё это время".
Проблема в том, что слишком часто мы ни о чём подобном не подозревали, мы только чувствуем, как будто бы знали об этом. Этот феномен, определяемый исследователями как "смещение/необъективность ретроспективного взгляда" (hindsight bias) -- одна из широкоизученных ловушек принятия решения, зафиксированная в самых разных сферах, включая медицинские диагнозы, финансовые операции, атлетические соревнования и политическую стратегию.
В новой работе, опубликованной в сентябрьском выпуске журнала "Перспективы психологии", авторы делают обзор существующих исследований по такому сдвигу ретроспективного взгляда, выясняя различные факторы, делающие нас столь подверженными этому феномену, а также устанавливая определённые пути, по которым мы можем ему противостоять. Также, эта статья является первой попыткой сведения вместе всех инсайтов по этой проблеме, полученных в разных дисциплинах.
Авторы делают предположение существования трёх уровней отклонения ретроспективного взгляда, где каждый следующий уровень надстраивается поверх предыдущего, от простых процессов, связанных с работой памяти, до более высокоуровневых, опирающихся на умозаключенияя и убеждения/веру. Первый уровень такого сдвига, нарушение памяти, включает ложную память об изначальном мнении или суждении ("Я говорил это должно случиться"). Второй уровень, неизбежность, центрируется на нашей вере в неизбежность события ("Это должно было случиться"). И третий уровень, способность предвидения, включает нашу веру, что мы лично могли предвидеть данное событие ("Я знал, что это случится").
Исследователи доказывают существование определённых факторов, подпитывающих в нас тенденцию к необъективности ретроспективного взгляда. Результаты работы показывают, что мы селективно вспоминаем информацию, которая подтвержает мысль, что то, что мы знаем является правдой, и мы пытаемся создать внутренний пересказ, формирующий смысл из доступной информации. Если такое повествование формируется в нас легко, мы интерпретируем его, как означающее, что результат должен был быть предсказуемым. Более того, исследование наводит на мысль, что мы нуждаемся в определённом исходе событий, который мотивирует нас видеть мир вокруг, как упорядоченный и предсказуемый, и делать всё что мы в состоянии, чтобы поддерживать позитивное видение самих себя.
В конечном счёте, необъективность ретроспективного взгляда имеет значение, потому что она становится на пути нашего обучения на основе личного опыта.
"Если в своих чувствах вы считаете, что и так знали это раньше, это означает, что вы не скажете себе 'стоп', чтобы попытаться понять, почему что-то реально произошло. Особенно трудно часто убедить закалённых в принятии решений, что они могут пасть жертвой необъективности ретроспективного взгляда".
Источник:
ScienceDaily (Sep. 6, 2012) (http://www.sciencedaily.com/releases/2012/09/120906123324.htm)
Отсюда (http://larkin-donkey.livejournal.com/84492.html)
-
Мне кажется что все тут намного проще. Это психология, механизм защиты "я". Человеку легче себя обмануть чем признать правду.
-
Кажется, что все эти длинные списки ошибок разума ни к чему не веду, кроме как к удлинению этого списка.
Нужно искать основу, которая порождает весь этот список заблуждений. Думаю, именно это и пытались сделать суфии сформировав доктрину нафса. А Дон Хуан выдвинув идею индульгирования и жалости к себе.
-
Кажется, что все эти длинные списки ошибок разума ни к чему не веду, кроме как к удлинению этого списка.
Нужно искать основу, которая порождает весь этот список заблуждений. Думаю, именно это и пытались сделать суфии сформировав доктрину нафса. А Дон Хуан выдвинув идею индульгирования и жалости к себе.
А если присмотреться внимательнее, то "доктрина нафса" и "идея индульгирования и жалости к себе" - ничто иное как проявления глубинного инстинкта самосохранения, но не на биологическом уровне, а на психическом.
-
А если присмотреться внимательнее, то "доктрина нафса" и "идея индульгирования и жалости к себе" - ничто иное как проявления глубинного инстинкта самосохранения, но не на биологическом уровне, а на психическом.
Мне кажется, что эти явления связанны не с инстинктом самосохранения, а с Воображаемым и воображением. Когда на место реального Я и Реальности, приходит воображаемые Я и Воображаемая реальность. Инстинкт самосохранения предельно лаконичен, как на психическом, так и на биологическом уровне.
-
Френсис Бэкон... разработал целую программу изгнания "идолов", т.е. ложных представлений о мире. Он разделил их на четыре большие группы по признаку их происхождения, т.е. причины, по которой они возникают.
1.Идолы рода - ошибки, связанные со специфическими особенностями восприятия и мышления, свойственными всем людям вообще, всему человеческому роду. В этом пункте он предвосхитил априоризм Канта, но в отличие от последнего не мирился с ним, а предлагал его преодолевать.
2.Идолы пещеры - ошибки, связанные с психологическими особенностями определенных людских групп, со спецификой сословного или профессионального менталитета. Здесь тоже можно уловить предвосхищение, но уже не Канта, а Маркса, утверждавшего, что мировоззрение имеет классовый характер.
3.Идолы рынка - ошибки, проистекающие от несовершенства языка, в частности, от многозначности смысла слов.
4.Идолы театра - ошибки, порождаемые следованию авторитетам и доверию к общепринятым мнениям.
Заметим, что Бэкон призывает освобождаться от ложных суждений заранее, не дожидаясь того, когда им на смену явятся верные суждения. Как и Дионисий, он предполагает, что после освобождения от лжи начнется процесс заполнения образовавшейся пустоты правдой.
Источник (http://www.pravoslavie.ru/jurnal/apophatika.htm)
-
Парейдоли́я (парейдолическая иллюзия) (греч. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA) para — рядом, около, отклонение от чего-либо, eidolon — изображение) — разновидность зрительных (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D0%B8) иллюзий (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D1%8F_%28%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%29) (так называемые «сенсорные иллюзии дополнения»); заключается в формировании иллюзорных образов, в качестве основы которых выступают детали реального объекта. Таким образом, смутный и невразумительный зрительный образ воспринимается как что-либо отчетливое и определенное — например, фигуры людей и животных в облаках, изображение лица человека на поверхности Марса.
Парейдолии часто возникают в инициальных стадиях острых психозов (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B7). Если парейдолии теряют характер объективности, реальности для пациента и это сопровождается появлением чувства их сделанности, иллюзорности, бредовым толкованием, то они называются псевдопарейдолиями.
Источник (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%8F)
-
Парейдоли́я (парейдолическая иллюзия) (греч. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA) para — рядом, около, отклонение от чего-либо, eidolon — изображение) — разновидность зрительных (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D0%B8) иллюзий (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D1%8F_%28%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%29) (так называемые «сенсорные иллюзии дополнения»); заключается в формировании иллюзорных образов, в качестве основы которых выступают детали реального объекта. Таким образом, смутный и невразумительный зрительный образ воспринимается как что-либо отчетливое и определенное — например, фигуры людей и животных в облаках, изображение лица человека на поверхности Марса.
Парейдолии часто возникают в инициальных стадиях острых психозов (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B7). Если парейдолии теряют характер объективности, реальности для пациента и это сопровождается появлением чувства их сделанности, иллюзорности, бредовым толкованием, то они называются псевдопарейдолиями.
Источник (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%8F)
Кому иллюзия, а кому полезный навык ))
"Я не премину поместить среди этих наставлений новоизобретенный способ рассматривания; хоть он может показаться ничтожным и почти что смехотворным, тем не менее он весьма полезен, чтобы побудить ум к разнообразным изобретениям. Рассматривай стены, запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, самым различным образом украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами; кроме того, ты можешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной и хорошей форме; с подобными стенами и смесями происходит то же самое, что и со звоном колокола: в его ударах ты найдешь любое имя или слово, какое ты себе вообразишь. Не презирай этого моего мнения, в котором я тебе напоминаю, что пусть тебе не покажется обременительным остановиться иной раз и посмотреть на пятна на стене, или на пепел костра, или на облака, или на грязь, или на другие подобные же места, в которых, если хорошенько их рассмотреть, найдешь удивительнейшие находки, коими ум живописца побуждается к новым находкам, будь то к композициям битв людей и животных или к различным композициям пейзажей и чудовищных предметов, как то: чертей и тому подобных фантазий. Все это станет причиной твоей славы. Так неясными предметами ум побуждается к новым изобретениям".
Леонардо да Винчи. "Суждения" (http://books.google.ru/books?id=2OAfpi2ZUk8C&pg=PT497&dq=%D0%AF+%D0%BD%D0%B5+%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83+%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8+%D1%8D%D1%82%D0%B8%D1%85+%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1+%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F&hl=ru&sa=X&ei=bQqNUYiYGaK04AS354CAAw&ved=0CDgQ6AEwAQ)
-
Как известно, это один из основных принципов религии - считать, что мир, по большому счету, - благ и справедлив.
В то же время, исследования показывают, что подобная вера (существующая часто на подсознательном уровне) может вести к несправедливому и жестокому отношению к людям: раз мир справедлив, то человек сам виноват во всем, что с ним случается.
Что же делать? Нам сложно принять ответ, который «внутренний голос» давал толстовскому Ивану Ильичу в ответ на вопрос, зачем последний мучается и страдает: «А просто так». Чтобы жить и выжить, чтобы играть и выиграть, нам нужно знать правила игры; чем совершеннее и непротиворечивее кажутся правила, тем более совершенным представляется наше знание мира и тем более высокими – шансы на выживание. Ведь сложно жить без твердой опоры, в состоянии «невесомости», и мы эту опору постоянно ищем (хотя бы и инстинктивно).
Творить добро и не увеличивать в мире зла, "чтобы жить и выжить, чтобы играть и выиграть" - вот оптимальные правила игры для этого, потому что все мы находимся "в одной лодке", в одном и том же Океане, и в штиль и в шторм, и который существует "а просто так".
Религия предлагает определенный свод представлений, набор достаточно четких и непротиворечивых «правил игры», но действует при этом, по словам фон Гарденберга (поэта Новалиса) «как опий: завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силу».
Да, "религия есть опиум народа (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D0%B8%D1%83%D0%BC_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0)", потому что вместо истинного она предлагает людям фальшивое. Взять хотя бы идею "первородного греха", о которой Вы говорите ниже...
И действительно: как любой анестетик имеет побочное действие, так и религия (формальная) имеет свои издержки – неотъемлемой частью религии является понятие о первородном грехе (либо некой карме), и нам приходится платить за обретенную в религии опору чувством вины, ведь человек с точки зрения религии изначально грешен и должен за это страдать. При этом вопрос о том, возможно ли человеку соблюдать все «правила игры» (заповеди), предписываемые религией, и как вообще этого достичь, фактически отходит на задний план.
И тут мы плавно подобрались к проблеме справедливости (по сабжу). Сначала зададимся вопросом: а что есть справедливость (не говоря уже о Высшей Справедливости).
Справедливость - понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния... (из "Википедии" (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%F0%E0%E2%E5%E4%EB%E8%E2%EE%F1%F2%FC#cite_ref-bse_2-1))
Вполне достаточно этого определения справедливости для рассмотрения "первородного греха". И тут возникают вопросы:
1) Справедливо ли наказывать всё человечество за грех первых людей (Адама и Евы)? - Нет.
2) Справедлив Великодушен и Всепрощающ ли тот, кто отвечает на зло тем же? - Нет. Ведь в чём, по сути, заключён якобы справедливый принцип "каждому - по заслугам"? Только в очерёдности проступка: кто-то первый причинил зло, другой отвечает ему тем же. Чем он отличается от первого злодея? Только номером в очереди. Но у второго есть утешительное оправдание: мол, не я начал первым, я лишь ответил тем же (sic!). В наличии имеются два зла: одно - просто зло, а другое - зло типа благородное и справедливое. С богом (формальным, религиозным) - та же история: хороших он отправляет в рай, плохих он отправляет в ад (интересно, учитывается ли при этом соразмерность проступка его мере наказания: в аду разные котлы для разных проступков?). Но ведь, как нас убеждают в тех же писаниях, Бог - есть Любовь, Бог Милостив, Он Всепрощающий, Он Справедливый... И вот в этом месте как раз происходит несостыковка: как "справедливый" (как это описано мной выше) может при этом оставаться ещё и любящим, и всепрощающим... Налицо - явное расщепление противоречивого представления о формальном боге... Божок, зависящий от поступков или проступков своих творений, - не Бог. Вот вам и "опий для народа" и его же палочка-погонялочка (при помощи навязанного манипуляторами "комплекса вины")...
Переход к более эзотерическим формам религии вплоть до освобождения человека от его «греховности», от чувства вины фактически упраздняет саму религию; скорее всего она и не понадобится такому человеку более – ведь он нашел опору в другом.
Именно так. Пока человек находится в формальной религии, ничего другого ему больше не светит, как только поклоняться идолу... Формальная религия - самое большое заблуждение (по сабжу) человечества.
(http://ocean-of-love.ru/wp-content/uploads/2012/01/spravo-1.jpg)
Богиня справедливости
-
Понятие "первородного греха" придумал Блаженный Августин. Его нет в исламе или иудаизме.
В каком сюжете Библии впервые встречается слово "грех"?
-
Понятие "первородного греха" придумал Блаженный Августин. Его нет в исламе или иудаизме.
В каком сюжете Библии впервые встречается слово "грех"?
Термин «первородный грех» (лат. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA) peccatum originale или vitium originis) был предложен Блаженным Августином (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD) (354 (http://ru.wikipedia.org/wiki/354)-430 (http://ru.wikipedia.org/wiki/430)) в 396 (http://ru.wikipedia.org/wiki/396)г. в трактате De diversis quaestionibus ad Simplicianum («О различных вопросах к Симплициану»)[1] (http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F0%E2%EE%F0%EE%E4%ED%FB%E9_%E3%F0%E5%F5#cite_note-1) и к настоящему времени повсеместно принят христианством (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE).[2] (http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F0%E2%EE%F0%EE%E4%ED%FB%E9_%E3%F0%E5%F5#cite_note-2)
В православном богословии термин «первородный грех» стал закрепляться лишь с середины XVII века, когда был использован в «Малом катехизисе патриарха Иосифа», 1649 (http://ru.wikipedia.org/wiki/1649) г. Определение этого понятия впервые дано в «Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере», 1723 (http://ru.wikipedia.org/wiki/1723) г.
(из "Википедии" (http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F0%E2%EE%F0%EE%E4%ED%FB%E9_%E3%F0%E5%F5))
1) Вот так вот и закрепляются "заблуждения и иллюзии" (по сабжу) - человеками. Но в силах человеков же от них и избавиться: не принимая ничего на веру.
2) Слово "грех" впервые встречается в Библии в Книге Бытие 4:7 (http://bibleonline.ru/bible/rus/01/04/#7) (история Авеля и Каина).
Гораздо интереснее, на мой взгляд, проследить, когда впервые в писаниях появилось слово "ад" (с раем всё понятно - это Эдем, где были сотворены библейские перволюди). Слово "ад" впервые в Библии встречается в Псалтири 9:18 (http://bibleonline.ru/bible/rus/19/09/#18). Затем оно благополучно и беспрепятственно перекочевало в христианскую и исламскую доктрины.
Идея "ада" (равно как и "рая") может оправдать (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E5%EE%E4%E8%F6%E5%FF) лишь придуманного/воображаемого божка на побегушках (http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/188826/%D0%9D%D0%B0) у человеков, но никак ни Любящего и Всепрощающего Бога.
-
Гораздо интереснее, на мой взгляд, проследить, когда впервые в писаниях появилось слово "ад" (с раем всё понятно - это Эдем, где были сотворены библейские перволюди). Слово "ад" впервые в Библии встречается в Псалтири 9:18 (http://bibleonline.ru/bible/rus/19/09/#18). Затем оно благополучно и беспрепятственно перекочевало в христианскую и исламскую доктрины.
Идея "ада" (равно как и "рая") может оправдать (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E5%EE%E4%E8%F6%E5%FF) лишь придуманного/воображаемого божка на побегушках (http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/188826/%D0%9D%D0%B0) у человеков, но никак ни Любящего и Всепрощающего Бога.
Тема древнеегипетской Книги мертвых не раскрыта.
-
В связи с темой синхроничности (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D1%85%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C):
Апофения (от греч. ἀποφαίνω — высказываю суждение, делаю явным) — переживание, заключающееся в способности видеть структуру или взаимосвязи в случайных или бессмысленных данных. Термин был введён в 1958 году Клаусом Конрадом (нем. Klaus Conrad), который определил его как «немотивированное ви́дение взаимосвязей», сопровождающееся «характерным чувством неадекватной важности» (анормальное сознание значения).
Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F) (Похоже на "манию сопоставления (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=9976.msg98962;topicseen#msg98962)")
"...можно выдвинуть гипотезу, что склонность человека к апофении может быть тесно связана с появлением у него псевдонаучных взглядов".
Статья по теме здесь (http://scinquisitor.livejournal.com/33547.html)
-
Воспринимая процессы, происходящие в нашей психике как события, мы совершаем ошибку. Любое их описание лишь структура нашего сознания, нашего восприятия, которое и создает нашу картину мира. И у нас есть потрясающая возможность соприкоснуться со структурой сознания всех участников данной темы: автора статьи по ссылке, авторов давших определения явлениям синхроничности и апофении (К. Юнг, К. Конрад), автора темы, в какой-то степени моей. Исходя из концепции недвойственности, Реальность такова, что ее можно выразить каким угодно способом, подойдет любое определение.
И непосредственно по теме: о каких все-таки процессах в нашей психике говорят факты совпадений, факты синхроничности? О чем нам хочет поведать наше бессознательное?
Предполагаю, что дежавю - явление того же порядка.
-
И непосредственно по теме: о каких все-таки процессах в нашей психике говорят факты совпадений, факты синхроничности? О чем нам хочет поведать наше бессознательное?
Мне тут такое в голову полезло)), что наше бессознательное настолько большое, включая не наше), что хочет каким-то образом найти наше сознательное.., ну а мы залипаем на первых попавшихся совпадениях и т.п. То есть, синхроничность, апофения, ретроспективность и т.д., все это неразвитые зачатки способностей нашего неокрепшего сознательного.
-
Объем финансовой помощи, поступающей на места природных катастроф, зависит от числа погибших, но не от числа пострадавших людей, выяснили психологи из Роттердама. Между тем, именно выжившим после чрезвычайных ситуаций нужна помощь: мертвых уже не спасти.
Источник: Evangelidis I, Van den Bergh B, (2013). Psychological science (http://www.pnas.org/content/early/2013/09/20/1308825110)
-
10 ловушек в нашей голове
http://expert.ru/russian_reporter/2014/32/10-lovushek-vnashej-golove/
-
Классификация когнитивных искажений (англ.)
https://betterhumans.coach.me/cognitive-bias-cheat-sheet-55a472476b18#.mrhpzprvw
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской