Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Буддизм => Тема начата: Рендалл от 26 ФХЪРСап 2005, 04:52:17

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: А есть ли реинкарнация в буддизме?
Отправлено: Рендалл от 26 ФХЪРСап 2005, 04:52:17
Несколько раз попадались мне заявления, что реинкарнация - это исключительно буддийское представление. Но я вот задумался, а где же об этом сказано? Причём интересуют именно серьёзные источники.
Кроме того, интересно в каких направлениях буддизма есть это представление (и что под ним подразумевается), а  в каких нет. Мне кажется, что многие просто переводят индуистские представления на буддизм.
Название: Re: А есть ли реинкарнация в буддизме?
Отправлено: kopernick от 27 ФХЪРСап 2005, 02:16:01
Цитата: "Рендалл"
Несколько раз попадались мне заявления, что реинкарнация - это исключительно буддийское представление.


В буддизме реинкарнации в смысле переселения души - нет, т.к. нет и самой души и какой-либо подобной сущности в принципе. Никто и ничего не перерождается. Об этом хорошо и доходчиво написано у Торчинова во "Введении в буддологию".
Название: А есть ли реинкарнация в буддизме?
Отправлено: kopernick от 27 ФХЪРСап 2005, 02:22:10
Торчинов:

Цитировать
Здесь, правда, может возникнуть вопрос, если никакой души нет, то что же тогда перерождается и переходит из жизни в жизнь? Ответ на этот вопрос достаточно парадоксален: ни что не перерождается и не переходит. Вопреки распространенному заблуждению, в буддизме вообще нет учения о перевоплощениях, или реинкарнациях. Человек в буддизме не есть воплощенная душа, как в индуизме. Он – поток состояний—дхарм, серия кадров – мгновений. Поэтому профессиональные буддологи стараются избегать таких слов, как «перерождение» или тем более «перевоплощение» и предпочитают говорить о циклическом существовании или чередовании рождений и смертей. Здесь уместны два примера, которые иногда приводят современные проповедники буддизма. Первый пример с бильярдными шарами: кий (кармический импульс санскар) бьет по шару (условная личность—пудгала), получающий, таким образом, определенное ускорение и траекторию. Этот шар ударяет по другому шару, которому передает ускорение и определяет его траекторию и т.д. Здесь передается, так сказать, только энергия, которая и связывает данное существование с существованием его «кармического преемника» (подобная «передача заряда» происходит, по существу и в каждое мгновение одной и той же жизни). При этом «ум» (манас), опирающийся на предшествующий временной момент, обеспечивает память и чувство тождества личности. Кстати, буддизм учит, что Будда помнит все «свои» предыдущие жизни, на чем, в частности, построены сюжеты джатак (от джати – рождение), дидактических повествований о предшествовавших пробуждению жизнях Сиддхартхи Гаутамы – Будды Шакьямуни.
Второй пример связан с образом калейдоскопа: определенная комбинация цветных стеклышек (набор дхарм, выражающийся эмпирически как «данная личность») после поворота калейдоскопа (кармический эффект, обусловливающий характер последующей жизни) меняется на иную (стеклышки перегруппировываются), причинно обусловленную их исходным положением и кармическим импульсом и выражающуюся в непосредственном опыте в виде иного живого существа, причинно связанного с первым. Здесь уместно еще раз напомнить, что закон кармы в буддизме не есть воздаяние, или возмездие (в отличие от теистических направлений индуизма, в которых кармические плоды раздает всемогущий Господь – Ишвара); закон кармы вполне объективен и неотвратим, подобно законам природы в их европейском научном понимании.
Название: А есть ли реинкарнация в буддизме?
Отправлено: Рендалл от 27 ФХЪРСап 2005, 04:24:26
Огроиное спасибо за ссылку, а то в себе уже сомневаться стал  :D
Название: А есть ли реинкарнация в буддизме?
Отправлено: Мер-Рех от 05 дХТаРЫп 2006, 06:59:36
Привычное понимание реинкарнации можно сравнить с геоцентрической системой. Разве нельзя считать Землю началом координат? Геоцентрическая система тоже успешно предсказывала положение звезд и планет, хотя со временем стала слишком громоздкой. Все относительно.
У меня сложилось твердое убеждение, что на более высоком уровне бытия, недоступном для обычного человека, мистики любых конфессий считают сознание всех существ единым и неделимым. На этом уровне каждое существо одновременно было (является) каждым другим существом когда-либо возникшим во вселенной. Рассуждать о реинкарнации здесь бессмысленно. Но это Атман, окончательное состояние совокупного мирового сознания, благодаря отражению в котором вселенная вообще ощущается.
Ниже расположены уровни все более разъединяющихся архетипов, универсалий и мифологем. То, что одаренными людьми воспринимается как «воспоминание» о прошлой жизни на самом деле – наиболее близкое состояние чужого существования в пределах своего архетипа по отношению к тому, в котором сейчас живет мистик. Поэтому одни мистики могут «вспомнить» якобы прошлую жизнь, другие – якобы будущую, или даже воспринять опыт человека живущего с ними одновременно. Это не означает, что после смерти (или до рождения) мистики непременно станут (или были) теми, про кого вспомнили. Это всего лишь текущее состояние уровня их сознания. После экспериментального подтверждения теории относительности даже с научной точки зрения время стало понятием условным, категории «до» и «после» существуют только на нашем уровне.
Индуисты определяют карму, как причинно-следственную связь. Карма буддистов – индикатор духовного уровня существа. И тот и другой подход применим. Просто в индуизме началом координат является отдельная личность, а в буддизме – Атман.
Мистические системы, проверенные тысячелетиями, ни в чем не противоречат друг другу. Пресловутое противостояние монотеизма с политеизмом сводится вовсе не к отрицанию существования невидимых духов, имеющих власть, а к запрещению использования этих сил по отдельности. А если у нас возникает впечатление противоречия, значит мы просто судим о чем-то поверхностно.
Название: А есть ли реинкарнация в буддизме?
Отправлено: Потримаркин от 24 ШоЭп 2006, 03:02:39
Немного не верно утверждать, что в Учении Господа Будды существует отрицание понятия души. Нет. Там о душе, насколько мне известно, не сказано ничего собственно, так как нацелено оно на таких существ, которые ясно вопринимают, что они есть - и, что они есть то, что можно назвать душа. Буддизм направлен на очищение сознания и раскрытие ума(слияния его с истинным состояние ума - Буддой). Когда ум слился с буддой - существо бодхисаттва. Летает на двух больших крылах и пьёт вино. :)  Буддизм ничего не говорит о душе, так как само собой разумеется, что всё что происходит - происходит в пустоте. На любом уровне - всё изначально чисто и совершенно. И нет разделения между мной, как существа, и "остальным миром". То есть "ничего бы могло и не быть, но мы есть и нас окружает мир - это счастье, так как нас бы могло и не быть вообще". Буддизм ничего не говорит о душе, так как это не религия, в стандартном смысле(знание о происходящем). Буддизм скорее можно охарактеризовать как учение, конкретную методику, освобождения своей целостности из пут сказачного двойственного ума и достижения свободы духа - состояния изначальной естественности(состояния будды). Но утверждать, что буддизм утверждает, что души нет - это просто не понимать ничего. Как её может не быть? Если ты сейчас сидишь и читаешь это?   :idea:
Название: А есть ли реинкарнация в буддизме?
Отправлено: Потримаркин от 24 ШоЭп 2006, 03:05:37
""
Индуисты определяют карму, как причинно-следственную связь. Карма буддистов – индикатор духовного уровня существа. И тот и другой подход применим.
""

и тот и другой подход - одно и то же.
Бог судья.
Он Абсолютный Дух.
Название: А есть ли реинкарнация в буддизме?
Отправлено: kopernick от 25 ШоЭп 2006, 14:09:17
Цитата: "Потримаркин"
Немного не верно утверждать, что в Учении Господа Будды существует отрицание понятия души. Нет. Там о душе, насколько мне известно, не сказано ничего собственно...


Цитировать
AНАТМАВАДА (пали , санскр. – «доктрина отсутствия Атмана»), в индийской философии, отрицание Я; одно из основоположений буддизма.
Учение анатмавада восходит к проповеди самого Будды (5 в. до н.э., по современной датировке). По одному из текстов Сутта-питаки Будда пытался показать странствующему философу Поттхападе, что ни на одном из различаемых им уровней Атмана последний не может совпасть с сознанием (поскольку же наличие сознания для всех самоочевидно, от идеи Атмана, по подразумеваемому рассуждению Будды, можно безболезненно отказаться).

http://www.krugosvet.ru/articles/69/1006984/1006984a1.htm
Название: А есть ли реинкарнация в буддизме?
Отправлено: Потримаркин от 25 ШоЭп 2006, 18:05:08
"
Согласно Ашвагхоше, Будда ушел от него потому, что вера в Атмана обусловливает привязанность человека к Я, закабаляет чувством «моего» и является корнем всех тех эгоцентрических стремлений, которые и являются основным препятствием для «освобождения».
"

Какая глупость. Если Будда говорит, что знание об Атмане обуславливает человека - значит Атман есть. Просто Его учение даёт другой путь освобождения - оно освобождает ум, очищает сознание. Атман тут не играет роли.

Цитировать
По одному из текстов Сутта-питаки Будда пытался показать странствующему философу Поттхападе, что ни на одном из различаемых им уровней Атмана последний не может совпасть с сознанием (поскольку же наличие сознания для всех самоочевидно, от идеи Атмана, по подразумеваемому рассуждению Будды, можно безболезненно отказаться).

Могу интерпритировать это так:
Ни на одном из различаемых уровней моего сердца последнее не может совпасть с правой рукой. Поскольку наличие правой руки для всех очевидно, то от идеи сердца можно безболезненно отказаться. И правда можно.
Атман выше всего - он не с чем не может совпасть. Эгоистическое представление "я" возникает от двойственности ума и разделения переживающего и переживаемого. Если двойственный ум может использовать знание о персональной душе как своё оружие - то уж значит, что и вправду лучше отказаться от рассуждений на эти темы.

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100