Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
Мы живем в символическом окружении. По определению Э.Кассирера (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%B5%D1%80,_%D0%AD%D1%80%D0%BD%D1%81%D1%82), человек это "животное, созидающее символы".
Наш мир - это мир не столько физических объектов, сколько символов, вещей, которые указывают на что-то еще, как дорогой автомобиль указывает на социальный статус владельца. Вместо реальных предметов - изображения чего-то несуществующего. Человек погружен в среду, состоящую из симулякров (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8F%D0%BA%D1%80), которые порождают нереальные переживания, "фантомные боли души". Символы подменяют живой опыт. Вместо ощущения голода - стрелка часов, подсказывающая, что пора его испытывать.
Аскеза возвращает человека в мир подлинных переживаний. Холод, голод, физический (да и психологический) дискомфорт позволяют в какой-то мере ощутить мир реальных вещей в опыте непосредственного переживания.
-
Символы создают и животные.И "защитные",скорее всего,тоже.Нам нужен,для спокойствия,уютный мир.Грудные дети "укачивают" себя,а соска - чем не символ?Затем приходят"самый сильный-мой папа",и т.д.,до "мессии","всемогущей науки"и пр.Более того - весь"наш мир"-симулякр,и единственным результатом аскезы может стать лишь более "правдоподобный "наш мир".Как усыпить себя - "вот в чём вопрос"-с помощью "голодных" или "сытых" фантазий?..
-
Если уж приходится ездить в дорогом авто, то можно зимой опускать все стекла на дверцах, а летом включать печку вместо кондиционера, чтобы не отрываться от реальности. Или на боку "Бентли" крупными буквами писать "Это - СИМУЛЯКР, а водитель - незначительная личность". :)
Может быть пора завести сетевую энциклопедию симулякров в стиле Википедии? :)
-
Если уж мы погружены в "среду,состоящую из симулякров",то единственный путь-перейти в чистый четверг :). Но на самом деле эти смешные "симулякры" Э.Кассирера - важнейшее в духовном поиске,пронизывающее всё и решающее всё :o.
-
Энциклопедия симулякров - как зеркальное отражение "нашего мира"-начинается с буквы "Я".
-
Наш мир - это мир не столько физических объектов, сколько символов, вещей, которые указывают на что-то еще, как дорогой автомобиль указывает на социальный статус владельца. Вместо реальных предметов - изображения чего-то несуществующего. Человек погружен в среду, состоящую из симулякров (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8F%D0%BA%D1%80), которые порождают нереальные переживания, "фантомные боли души".
А разве симулякры - это не "имитация имитации", "символ, указывающий на символ"? То есть кино, фотомонтаж, виртуальная среда - именно это в первую очередь является симулякрами. И тут возникает вопрос: ведь искусство вызывает переживания, можно ли их также охарактеризовать как "нереальные переживания"? Насколько помню, и в суфизме роль символов, символического языка очень велика - можно ли тогда различить реальные и нереальные переживания в таком случае?
Мне кажется, что переживания, даже если они вызваны чем-то совсем иллюзорным, все равно реальны. Фантомная боль так же реальна, как и нефантомная, "настоящая"; реакции на раздражитель могут быть неадекватными стимулу, но чувства и переживания, возникающие при этом, реальны. Насколько они адекватны или уместны в каждом конкретном случае - это да, вопрос; но стоит ли при этом сомневаться в реальности переживаний и чувств (особенно чужих :-) )?
Символы подменяют живой опыт. Вместо ощущения голода - стрелка часов, подсказывающая, что пора его испытывать.
Ну вроде блуждающий нерв не атрофировался еще у большинства людей :-) Про стрелку часов - это, мне кажется, все-таки преувеличение.
Аскеза возвращает человека в мир подлинных переживаний. Холод, голод, физический (да и психологический) дискомфорт позволяют в какой-то мере ощутить мир реальных вещей в опыте непосредственного переживания.
С одной стороны - да, дискомфорт возвращает к реальности. С другой стороны, аскеза может иметь символическое значение, и поэтому отделить "возвращение из мира символов в реальность" от "ухода из реальности в мир символов" может быть невозможно. И кроме того, по собственному опыту могу сказать, что длительное воздержание от еды или сна через некоторое время вызывает ощущение эйфории (это физиологическая реакция, известны ее механизмы; воздержание от сна и пищи даже практикуется при лечении депрессий). Некоторые люди склонны постоянно заниматься аскетическими практиками ради достижения эйфорического состояния. Так что все хорошо в меру, видимо :-)
-
Символы подменяют живой опыт. Вместо ощущения голода - стрелка часов, подсказывающая, что пора его испытывать.
Ну вроде блуждающий нерв не атрофировался еще у большинства людей :-) Про стрелку часов - это, мне кажется, все-таки преувеличение.
Да, конечно это преувеличение. Я воспользовался риторическим приемом, позволяющим выразить свою мысль кратко и заостренно. Я не имел в виду, что никто, кроме аскетов, не испытывает чувство голода. (Не говоря уже о многих миллионах людей, которые голодают не по своей воле). Когда я писал про стрелку часов мне это казалось очевидным и не требующим уточнений.
* * *
Вы пишете:
А разве симулякры - это не "имитация имитации", "символ, указывающий на символ"? То есть кино, фотомонтаж, виртуальная среда - именно это в первую очередь является симулякрами. И тут возникает вопрос: ведь искусство вызывает переживания, можно ли их также охарактеризовать как "нереальные переживания"? Насколько помню, и в суфизме роль символов, символического языка очень велика - можно ли тогда различить реальные и нереальные переживания в таком случае?
Я думаю, что символ символу рознь. Иногда символ указывает на Реальность и является лучшим или даже единственным способом на нее указать. Иногда символ становится идолом и не указывает ни на что реальное.
-
(о симулякрах)
“Я дожил до того времени, когда слово стало относиться не к предмету, например к дереву, а лишь к тексту о дереве, возникшему из текста о дереве, и так без конца”
Чеслав Милош. “Собачонка у дороги”.
Источник (http://magazines.russ.ru/voplit/2001/6/aldf.html)
-
simulacrum есть уже в Вульгате, означает там идолов.
Обращение Бога к Еремии - "Сыне мой, пора уничтожить твои "симулякры" потом использует Данте в "Вита нова" - этой фразой к нему обратилась сама Любовь.
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской