Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Основной => Тема начата: wayter от 23 РЯаХЫп 2010, 11:04:31

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Роль игры в развитии мозга
Отправлено: wayter от 23 РЯаХЫп 2010, 11:04:31
В новой книге утверждается, что игра может быть основным способом, который природа открыла для развития нашего мозга.

* * *

Коннер говорит, что игра, "сочетающая большие затраты энергии и риска с очевидной бесцельностью, является одним из центральных парадоксов эволюционной биологии".  Представляется, что у игры есть несколько функций - упражнения, обучение, улучшение навыков. Положительные эмоции, которые она вызывает, может быть формой адаптации, которая побуждает нас к пробовать новые вещи и учиться с большей гибкостью. Фактически, игра может быть основным методом, найденным природой для развития нашего мозга.


A new book argues that play may be the primary means nature has found to develop our brains.

* * *

Play, Konner says, “combining as it does great energy expenditure and risk with apparent pointlessness, is a central paradox of evolutionary biology.” It seems to have multiple functions—exercise, learning, sharpening skills—and the positive emotions it invokes may be an adaptation that encourages us to try new things and learn with more flexibility. In fact, it may be the primary means nature has found to develop our brains.

Отсюда (http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2010/05/play-8217-s-the-thing/8028/)
Название: Re: Роль игры в развитии мозга
Отправлено: Anna от 23 РЯаХЫп 2010, 15:35:23
Как раз вчера прочла другое мнение: Британские ученые:   Британские ученые: Эффективность интеллектуальных игр для мозга равна нулю. http://korrespondent.net/tech/science/1068930

что показалось мне довольно таки странным
Название: Re: Роль игры в развитии мозга
Отправлено: sense от 23 РЯаХЫп 2010, 15:58:15
Как раз вчера прочла другое мнение: Британские ученые:   Британские ученые: Эффективность интеллектуальных игр для мозга равна нулю. http://korrespondent.net/tech/science/1068930

что показалось мне довольно таки странным

Возможно, это относится к интеллектуальным играм .. Если, играть в одну и ту же игру .. (?)
Название: Re: Роль игры в развитии мозга
Отправлено: Ева от 23 РЯаХЫп 2010, 18:13:45
В новой книге утверждается, что игра может быть основным способом, который природа открыла для развития нашего мозга.

Как раз вчера прочла другое мнение: Британские ученые:   Британские ученые: Эффективность интеллектуальных игр для мозга равна нулю. http://korrespondent.net/tech/science/1068930

что показалось мне довольно таки странным

Я не вижу никаких противоречий между точкой зрения Мелвина Коннера и результатами исследований, проведенных Эйдрианом Оуэном.

Коннер утверждает, что игровая деятельность детей способствует развитию мозга. Само стремление к игровой деятельности у детей инстинктивно; и если обратить внимание на физиологические особенности воспроизводства потомства у людей, то это объясняет многое. Дело в том, что в отличие от других млекопитающих, беременность у людей заканчивается родами до того, как мозг ребенка сформировался в достаточной степени. Детеныши других млекопитающих с первых часов способны самостоятельно передвигаться, способны находить дорогу к пище по запаху; а через весьма короткое время детеныши уже способны жить самостоятельно. Ребенок не способен ползать (и как правило - даже держать голову), все что он может - это сигнализировать о неудовлетворенных потребностях криком. К самостоятельной жизни через пару месяцев или даже лет он не способен. Это происходит потому, что развитие человеческого мозга продолжается в течение большого времени после рождения; если бы люди рождались с достаточно развитым мозгом, их головы не могли бы пройти через узкие родовые пути женщин (и это при том, что мягкие кости черепа и их строение позволяют ребенку выдержать процесс родов).
Вообще-то животные - например, коты и собаки - тоже играют, отрабатывая навыки и исследуя мир; но у людей игры помогают усвоить намного большее количество навыков и развить множество способностей. То есть игра может оказывать существенное влияние на сам процесс развития мозга, так как происходит во время этого развития и его стимулирует. Даже социализация и самоидентификация у человека осуществляются вначале через игровой опыт - стоит только вспомнить те же игры в "дочки-матери" или "разбойники".

В исследовании Оуэна речь идет о коммерческих продуктах, которые рекламируются как "игры для развития мозга" (brain training games), можно посмотреть репортаж BBC (http://www.youtube.com/watch?v=PRLjtpt6Gro). Ссылки я давать не буду, так как это будет черный пиар :-), но увидеть образцы можно без труда через поиск в интернете: здесь (http://yandex.ru/yandsearch?text=buhs+lkz+%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BAb+%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%B0&clid=9403&lr=2) и здесь (http://www.google.com/search?hl=en&q=brain+training+games&btnG=Search&aq=f&aqi=&aql=&oq=&gs_rfai=), например. К сожалению, продавцы всевозможных игр, упражнений и методик не приводят никаких научных подтверждений эффективности своих разработок, хотя некоторые из продавцов берут на себя смелость обещать многое.
Тем не менее можно предположить, что если я буду постоянно собирать паззлы, то я хорошо научусь именно собиранию паззлов; но умения составлять фрагменты реальности в одно целое и выявлять причинно-следственные связи у меня от сборки паззлов не прибавится. Для развития такого умения нужно не механическое складывание кусочков бумаги, а нечто совсем другое - даже если это просто игра.
Название: Re: Роль игры в развитии мозга
Отправлено: Anna от 23 РЯаХЫп 2010, 21:43:41


Я не вижу никаких противоречий между точкой зрения Мелвина Коннера и результатами исследований, проведенных Эйдрианом Оуэном.

Коннер утверждает, что игровая деятельность детей способствует развитию мозга. Само стремление к игровой деятельности у детей инстинктивно; и если обратить внимание на физиологические особенности воспроизводства потомства у людей, то это объясняет многое. Дело в том, что в отличие от других млекопитающих, беременность у людей заканчивается родами до того, как мозг ребенка сформировался в достаточной степени. Детеныши других млекопитающих с первых часов способны самостоятельно передвигаться, способны находить дорогу к пище по запаху; а через весьма короткое время детеныши уже способны жить самостоятельно. Ребенок не способен ползать (и как правило - даже держать голову), все что он может - это сигнализировать о неудовлетворенных потребностях криком. К самостоятельной жизни через пару месяцев или даже лет он не способен. Это происходит потому, что развитие человеческого мозга продолжается в течение большого времени после рождения; если бы люди рождались с достаточно развитым мозгом, их головы не могли бы пройти через узкие родовые пути женщин (и это при том, что мягкие кости черепа и их строение позволяют ребенку выдержать процесс родов).
Вообще-то животные - например, коты и собаки - тоже играют, отрабатывая навыки и исследуя мир; но у людей игры помогают усвоить намного большее количество навыков и развить множество способностей. То есть игра может оказывать существенное влияние на сам процесс развития мозга, так как происходит во время этого развития и его стимулирует. Даже социализация и самоидентификация у человека осуществляются вначале через игровой опыт - стоит только вспомнить те же игры в "дочки-матери" или "разбойники".

В исследовании Оуэна речь идет о коммерческих продуктах, которые рекламируются как "игры для развития мозга" (brain training games), можно посмотреть репортаж BBC (http://www.youtube.com/watch?v=PRLjtpt6Gro). Ссылки я давать не буду, так как это будет черный пиар :-), но увидеть образцы можно без труда через поиск в интернете: здесь (http://yandex.ru/yandsearch?text=buhs+lkz+%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BAb+%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%B0&clid=9403&lr=2) и здесь (http://www.google.com/search?hl=en&q=brain+training+games&btnG=Search&aq=f&aqi=&aql=&oq=&gs_rfai=), например. К сожалению, продавцы всевозможных игр, упражнений и методик не приводят никаких научных подтверждений эффективности своих разработок, хотя некоторые из продавцов берут на себя смелость обещать многое.
Тем не менее можно предположить, что если я буду постоянно собирать паззлы, то я хорошо научусь именно собиранию паззлов; но умения составлять фрагменты реальности в одно целое и выявлять причинно-следственные связи у меня от сборки паззлов не прибавится. Для развития такого умения нужно не механическое складывание кусочков бумаги, а нечто совсем другое - даже если это просто игра.

Очень сложная цепочка заключений для моего ума :)
Ева, поясни, пожалуйста что ты имела в виду: физиологические особенности воспроизводства потомства у людей многое объясняют Каким образом более позднее развитие мозга, чем у животного, приводит к играм? Да и сама потом оговариваешься, что животные тоже играют (обучаются ли они при этом?)
Игры несомненно развивают и развивали бы намного лучше, чем другие способы обучения, если бы мы, родители, не тормозили сами этот процесс.
Потому что, когда человек вырос и сформировался на наставлениях,   во взрослой жизни он скорее органично примет такую же форму обучения, нежели какую-то "глупую игру". Есть не мало примеров в моей практике.

А вот с пазлами категорически не согласна :))) Ну что ты! Ну когда это собирание пазлов было механическим процессом? :) Тут тебе и творчество, и дидукция, и логика, и математика (наверное  ::). 
Не могу поверить, что эти навыки потом не переносятся на подобные задачи в жизни.
Вообще мне кажется, любой процесс мышления (это относится к интеллектуальным играм тоже) не может быть механистичным по определению. Во всяком случае, такие  примеры не приходят мне в голову. Может, подскажешь?
Название: Re: Роль игры в развитии мозга
Отправлено: Ayn от 24 РЯаХЫп 2010, 01:28:59
Вообще, мне всегда казалось, что в большинстве случаев, чем более "сложно устроена" взрослая особь, тем "недоразвитие потомство". Так уж как-то получается, что нельзя всё и сразу, врождённые инстинкты "туповаты".
(в кавычках несовсем подходящие слова, но других не подобрал).

Может быть дело в этом:

Цитировать
Коннер говорит, что игра, "сочетающая большие затраты энергии и риска с очевидной бесцельностью, является одним из центральных парадоксов эволюционной биологии".  Представляется, что у игры есть несколько функций - упражнения, обучение, улучшение навыков. Положительные эмоции, которые она вызывает, может быть формой адаптации, которая побуждает нас к пробовать новые вещи и учиться с большей гибкостью. Фактически, игра может быть основным методом, найденным природой для развития нашего мозга.
Можно ли считать игры, направленные на развитие интеллекта "очевидно-бесцельными"?
Да и потом, в самом деле, едва ли приведённые примеры могут полноправно называться находкой эволюции - это ведь находки рынка и рекламы, тоже систем, базированных на конкуренции, но с другими правилами отбора.

Вообще исходное сообщение интересное. Не сказать, чтобы это что-то принципиально новое, но иногда важно акцентировать внимание на очевдиных вещах, которых и не замечаешь. Я, например, не могу для себя чётко решить, что такого в игре, что делает её действенным средством обучения. Тут и ненавязчивость обучения, повышающая мотивацию, и моделирование реальных ситуаций в имитационных играх... кроме того, игра позволяет ребёнку (да и только ли ребёнку?) понять сухой "теоретический" матреиал: ведь человеческий мозг плохо приспособлен для запоминания бессмысленной для него информации.
Название: Re: Роль игры в развитии мозга
Отправлено: wayter от 21 дХТаРЫп 2011, 16:52:09
Статья о важности игры в обучении (на англ.). Много внимания уделено Л.Выготскому.


Л. С. Выготский объяснил: когда ребенок может сделать вид, что метла - это лошадь, он в состоянии отделить объект от символа. Метла - не лошадь, но возможно назвать метлу лошадью и даже притвориться, что едешь на ней. Эта способность мыслить абстрактно - огромный умственный скачок вперед, и игра позволяет ему произойти.


Vygotsky explained, when a child can pretend that a broomstick is a horse, he or she is able to separate the object from the symbol. A broom is not a horse, but it's possible to call a broom a horse, and even to pretend to ride it. That ability to think abstractly is a huge mental leap forward, and play can make it happen.


Отсюда (http://chronicle.com/article/The-Case-for-Play/126382/)
Название: Re: Роль игры в развитии мозга
Отправлено: wayter от 28 дХТаРЫп 2011, 16:45:14
...человеческий язык мог быть впервые изобретен детьми, играющими или разыгрывающими роли, быть может как тайный групповой язык (дети до сих пор иногда изобретают такие языки).

К.Поппер

Источник (http://www.keldysh.ru/pages/mrbur-web/philosophy/popper.html)
Название: Re: Роль игры в развитии мозга
Отправлено: Владимир Николаев от 03 ЬРавР 2011, 23:41:05
Приветствую всех участников форума.

По поводу исследования британских ученых о бесполезности интеллектуальных игр: речь идет о взрослых людях, чей уровень интеллектуальных способностей достаточно жестко сформирован текущей деятельностью и потребностями.  Возможно, польза могла бы быть,  если  бы время, потраченное на игры и сами игры, подбирались индивидуально, были бы интересны испытуемому, и прекращались сразу с потерей интереса. Только интересное будет давать пользу.

А вообще игра - лучшее и естественное средство для развития интеллектуальных способностей детей, так считают такие специалисты как Пиаже и Выготский. Трудно с ними не согласиться. Наблюдаю за сыном 2,3 года – все в игре. Говорить начал рано, хорошо и осмысленно. Первая длинная фраза в 1,7 года: «Федя едет у папы на ручках, другие дети бегают ножками». Сейчас любимая игра - придумывает новые несуществующие слова, названия и разговаривает ими.
Название: Re: Роль игры в развитии мозга
Отправлено: Мустафа от 04 ЬРавР 2011, 12:52:12
...человеческий язык мог быть впервые изобретен детьми, играющими или разыгрывающими роли, быть может как тайный групповой язык (дети до сих пор иногда изобретают такие языки).

К.Поппер

Источник (http://www.keldysh.ru/pages/mrbur-web/philosophy/popper.html)

или когда люди еще были, как дети..

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100