Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Основной => Тема начата: wayter от 01 бХЭвпСап 2010, 22:43:01

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Тайна сверхсознательного
Отправлено: wayter от 01 бХЭвпСап 2010, 22:43:01
Тайна сверхсознательного - это и неприступная для разума вершина духа, и присутствие Бога. И если мы вправе сказать, следуя традиции, что Бог обитает в сокровенности человеческого сердца, то именно вера связывает человека с его собственной сокровенной глубиной и с "живущим" в ней Богом.*

Томас Мертон


Вопрос, к которому я постоянно возвращаюсь: если Бог действительно "обитает в сокровенности человеческого сердца", каким образом Он себя проявляет? Что именно позволяет Ему находиться там - или, скажем так, делает человеческое сердце наиболее подходящим местом для Его обитания?

Мертон сразу же за приведенным выше рассуждением говорит о "трехсоставности человека", чему учили греческие отцы. "До-разумное бессознательное они называли anima, psyche что означало "животная" душа... область инстинктов и чувств...
Потом следовал animus, или nous, - просвещенная, сознающая, активная часть человеческого естества... В человеке есть и нечто более высокое... Это - высшее начало (spiritus, pneuma)..."**

Но теперь мы знаем, что и в "животной" душе уже содержится дух:

Из этой системы взаимодействий, протекающих почти исключительно в подсознании, возникают побуждения ко всем нашим поступкам, в том числе и к тем, которые сильнее всего подчинены управлению самовопрошающего разума. Отсюда возникают любовь и дружба, вся теплота чувств, чувство прекрасного, стремление к художественному творчеству и научному познанию. Человек, избавленный от всего так называемого "животного", лишенный влечений, исходящих из тьмы, человек как чисто разумное существо был бы отнюдь не ангелом, а скорее его полной противоположностью!  

Конрад Лоренц. Так называемое зло. М.2008. Стр.291 - 293 Отсюда (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=6930.msg59876#msg59876) (Обсуждение на форуме).

Более того, в результате приспособления возникают изощренные программы поведения, которые отражают Реальность точнее, чем это возможно для нашего обычного разума.

В результате миллионов лет эволюции у человека сформировалась способность к восприятию и стратегии поведения, которые до сих пор не до конца изучены. Эти "биологические коды", управлящие поведением, описываются сложнейшими математическими формулами (например, в рамках теории игр). Выигрышная стратегия, позволяющая виду и индивиду выжить, выходит за пределы возможностей интеллекта конкретного человека. Все эти стратегии и коды находятся большей частью в нашем бессознательном.  

Бессознательное содержит инструмент приспособления к (и, следовательно, отражения) Реальности. Реальность более полно отражается в бессознательном, чем в интеллектуальных построениях. Более полно хотя бы в том смысле, что интеллект ухватывает лишь рациональный скелет бытия, а не его живую плоть, и лишь задним числом описывает этот скелет (но также и в плане глубины и сложности, которые пока не подвластны интеллекту).

Конечно, интеллект - это тоже результат эволюционного приспособления, и нет смысла полностью противопостовлять его бессознательному. Но все же это специализированный инстумент, который возник относительно недавно, так что пока не стоит полагаться на него слишком рьяно.

Мистическая идея о Боге (Реальности) внутри нас подтверждается эволюционными теориями. Возвращаясь к Ибн Араби: "Бог поместил в человека знание всех вещей, а затем лишил его возможности узреть то, что поместил в него... Эта одна из божественных тайн, которую разум отрицает и считает чем-то абсолютно невозможным". Лишил возможности узреть - то есть поместил в бессознательное.  Отсюда  (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=6930.msg60395#msg60395) (Обсуждение на форуме) Итоговое сообщение по теме здесь (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=6930.msg60395#msg60395)



Итак, один из источников сверхсознательного заключается в нашей "животной природе", или просто человеческой природе.

* * *

Другой источник - в нашей способности творить виртуальные образы идеального. Вот рассуждение на эту тему:

Таким образом, возможно выстроить некую пирамиду от низкого к более высокому, в основании которой лежит известное и опробованное.  А вершина хотя в опыте пока и недоступна, но виртуально вырисовывается посредством экстраполяции наличного знания и опыта. Именно присутствие этой виртуальной верхушки пирамиды опыта и биологически встроенное знание позволяет, после пересечения границы и попадания в высшие сферы, безошибочно распознать вкус Истинного  Отсюда (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=7763.msg67036#msg67036) (Минус рассуждения о колбасе)

"Сокровенность человеческого сердца", если пользоваться выражением Мертона, скрывает незримую виртуальную вершину человеческого опыта и природных способностей, экстраполяцию наличного бытия и знания.

* * *

Еще одна сокровенная область, где присутствие сверхсознательного становится возможным, связана со способностью человеческого сознания ухватывать концепцию и конкретные проявления Всеединства (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE) (в суфизме - учение о единстве и единственности Бытия - вахдат ал-вуджуд):


"Единобытие" означает, что мир по своей сути един, хотя это единство не всегда очевидно.

"Символ веры" ислама "нет божества, кроме Бога" (иными словами, нет ничего реального, кроме Реальности, которая едина и неделима) можно истолковать как выражение принципа Единобытия.

Наиболее простым и доступным человеку образом Единобытие открывает Себя в самом сознании человека. Сознание едино и неделимо, а все воспринимаемые нами объекты находятся в сознании и вторичны по отношению к нему. То есть речь идет о множественном мире объектов, содержащихся в единстве сознания.

Итак, наиболее полной метафорой Единобытия (или Абсолюта) является человеческое сознание.

Согласно учению вахдат ал-вуджуд, самым полным выражением Абсолюта (в котором Абсолют познает самого себя) является совершенный человек (ал инсан ал-камил).

Отсюда (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=400)

В той же степени, в которой нам удается увидеть, почувствовать, понять и проявить в собственных поступках в конкретной ситуации Единство, мы проявляем и сверхсознательное.


-----------------------------------
* Томас Мертон. Семена созерцания.М.2005.Стр.120.
** Там же, стр. 120, 121


* * * * * * * *

"С того времени, как человек начал жить на Земле, со времён Адама, с помощью Бога, природы и всего нашего окружения в нас постепенно сформировался особый орган, функцией которого является совесть. Каждый человек имеет этот орган; и тот, кто руководствуется совестью, автоматически ведёт себя согласно Заповедям. Если бы наша совесть была открытой и чистой, не было бы необходимости говорить о морали. Тогда каждый человек, сознательно или бессознательно, вёл бы себя в соответствии с повелениями этого голоса.

Совесть не является палкой о двух концах. Это вполне определённое, сформировавшееся в нас в течение столетий, понимание того, что хорошо и что плохо. К несчастью, по многим причинам этот орган обычно покрыт своего рода коркой".

Г.И.Гурджиев. "Взгляды из реального мира".

Источник (http://psylib.org.ua/books/uspen03/txt19.htm)
Название: Re: Тайна сверхсознательного
Отправлено: a6puc от 19 ЬРавР 2011, 16:48:06

В той же степени, в которой нам удается увидеть, почувствовать, понять и проявить в собственных поступках в конкретной ситуации Единство, мы проявляем и сверхсознательное.


Что означает "Единство" в данном контексте?
Название: Re: Тайна сверхсознательного
Отправлено: wayter от 19 ЬРавР 2011, 17:34:20

Что означает "Единство" в данном контексте?

Интеллектуальное единство - это поиск сути, того, что объединяет разрозненные объекты. Это нахождение закономерностей, понимание того, как часть соотносится с целым, какие причины вызывают какие следствия и т.п . Например, понимание того, что путем трения двух палочек можно получить новый объект - огонь - требовало интеллектуального единства и явилось, для определенной эпохи, проявлением сверхсознания.

Эмоциональное единство может выражаться в проявлении сострадания по отношению к другому человеку. Для этого требуется некоторая степень бытийного единства с миром, своего рода растворение - то есть отказ от разделения на "я" и остальной мир. Это растворение также можно отнести к области сверхсознательного. (Человек, полностью отделенный от остального мира, мало способен на эмпатию, и такое состояние обычно связывают с патологией).
Название: Re: Тайна сверхсознательного
Отправлено: a6puc от 19 ЬРавР 2011, 18:44:56
Интересно
Спасибо за такие простые жизненные примеры
Хорошо вот так в обыденных явлениях видеть как они пронизаны чем-то, грубо говоря, возвышенным
Такой запрос к реальности, направленный на проявление этой картины, должно быть требует дополнительного затрата энергии от человека
Хотелось бы узнать из каких источников ее можно черпать: усиленно питаться, например, или в бассейн ходить ), может быть требовать от себя в других ее видеть...
Название: Re: Тайна сверхсознательного
Отправлено: Часовщик от 19 ЬРавР 2011, 23:24:21
У Дионисия Ариопагита на эту тему:

***
Обращаясь к той же теме, (дерзаю) утверждать следующее: Бог это не душа и не ум, а поскольку сознание, мысль, воображение и представление у Него отсутствуют, то Он и не разум, и не мышление и ни уразуметь, ни определить Его невозможно; Он ни число, ни мера, ни великое что-либо, ни малое, ни равенство, ни неравенство, ни подобие, ни неподобие; Он ни покоится, ни движется, ни дарует упокоение; не обладает могуществом и не является ни могуществом, ни светом; не обладает бытием и не является ни бытием, ни сущностью, ни вечностью, ни временем и объять Его мыслью – невозможно; Он ни знание, ни истина, ни царство, ни премудрость, ни единое, ни единство, ни божество, ни благость, ни дух – в том смысле как мы его представляем, ни сыновство, ни отцовство, ни вообще что-либо из того, что нами или другими (разумными) существами может быть познано. Он не есть ни что-либо не-сущее, ни что-либо сущее, и ни сущее не может познать Его в Его бытии, ни Он не познает сущее в бытии сущего, поскольку для Него не существует ни слов, ни наименований, ни знаний; Он ни тьма, ни свет, ни заблуждение, ни истина; по отношению к Нему совершенно невозможны ни положительные, ни отрицательные суждения, и когда мы что-либо отрицаем или утверждаем о Нем по аналогии с тем, что Им создано, мы, собственно, ничего не опровергаем и не определяем, поскольку совершенство единственной Причины всего сущего превосходит любое утверждение и любое отрицание, и, обобщая: превосходство над всей совокупностью сущего, Того, Кто запределен всему сущему, – беспредельно.
***

  МИСТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ. Послание к Тимофею св. Дионисия Ареопагита (http://www.psylib.ukrweb.net/books/_dioar01.htm)
Название: Re: Тайна сверхсознательного
Отправлено: wayter от 22 ЬРавР 2011, 10:47:51


Но теперь мы знаем, что и в "животной" душе уже содержится дух:

Из этой системы взаимодействий, протекающих почти исключительно в подсознании, возникают побуждения ко всем нашим поступкам, в том числе и к тем, которые сильнее всего подчинены управлению самовопрошающего разума. Отсюда возникают любовь и дружба, вся теплота чувств, чувство прекрасного, стремление к художественному творчеству и научному познанию. Человек, избавленный от всего так называемого "животного", лишенный влечений, исходящих из тьмы, человек как чисто разумное существо был бы отнюдь не ангелом, а скорее его полной противоположностью!  

Конрад Лоренц. Так называемое зло. М.2008. Стр.291 - 293 Отсюда (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=6930.msg59876#msg59876) (Обсуждение на форуме).

Более того, в результате приспособления возникают изощренные программы поведения, которые отражают Реальность точнее, чем это возможно для нашего обычного разума.



Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Ф.Тютчев
Название: Re: Тайна сверхсознательного
Отправлено: wayter от 21 ШоЭп 2011, 18:06:58
 Статья об экспериментах с псилоцибином (грибами):

...несмотря на всю неописуемость и мимолетность, измененные состояния сознания всегда включают четкий набор ощущений

1. эмпатия – чувство глубинной связи с другими людьми, сопричастности, единства.
2. всеохватная любовь, исходящая из всех точек вселенной.
3.  единение с миром, осознание себя как части мира и всех элементов мира как части себя.
4.  выход за пределы личности – и ощущение нахождения в реальности иного уровня,
не менее реальной, чем повседневная; здесь же: ощущение вечности и понимание, что время – условная, несуществующая категория.

5. обостренное чувство красоты.

<...>

«Вселенная – это я, и я – это вселенная; горы кажутся мне складками моей собственной кожи, жизненные соки деревьев – моей кровью».

«Я почувствовала, что смерть совершенно не может быть страшна, потому что мир полностью состоит из красоты и любви»

Мистический транс, таким образом, – это момент, когда человек делается сверхчеловеком. Это момент, когда, словами Платона, возничий (разум) одерживает верх над лошадьми (животными инстинктами).

На форуме здесь (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=8526.msg75099#msg75099)

* * *

Поскольку такие переживания в принципе возможны, следует предположить, что они уже присутствуют в психике в "скрытом виде" - а грибы просто их пробуждают.

Готовность к подобному опыту, видимо, должна была сформироваться эволюционно (в ответ на некие условия окружающей среды).

То есть тайна сверхсознательного - это одновременно и тайна того мира,  в котором мы живем.
Название: Re: Тайна сверхсознательного
Отправлено: iv2259 от 23 ШоЭп 2011, 00:47:07
Возможно,в этой работе,как ни странно, Юнга(Психологические типы) есть интересные ходы к этой проблеме
http://lib.ru/PSIHO/JUNG/psytypes.txt                                         я хотел бы привести ряд его изречений, освещающих его релятивистическое богопонимание. 1. "Ибо человек  есть поистине Бог,  и Бог есть поистине человек".  /62 Bd.II. S.185/ 2. "Напротив,  у кого Бог  не есть  такое внутреннее достояние,  но кто вынужден  всегда добывать себе Бога извне, в том или в другом, где  он тогда отыскивает его неудовлетворительным способом, при посредстве разных творений людей или мест: тот Бога и не имеет, и тогда легко приходит нечто такое, что ему мешает. И тогда человеку мешает не только дурное общество, но и  хорошее общество, не только улица,  но  и Церковь, не  только  злые слова и дела, но точно так  же  и  добрые. Ибо препятствие лежит в нем самом: Бог еще не стал внутри  его  миром.  Если бы  в нем так  было,  тогда  и повсюду  и со всеми чувствовал бы себя очень хорошо и безопасно: он всегда имел бы Бога" и т. д. /62 P.8/ Это  место   особенно   интересно   психологически,   потому   что  оно обнаруживает часть примитивного богопонимания, каким мы обрисовали его выше. "Всегда  добывать себе Бога извне" - это равносильно примитивному воззрению, будто "Tondi" [Понятие  libido у батаков. /63/. Tondi - имя магической силы, вокруг  которой,  так сказать, все вертится.] можно  добывать  откуда-нибудь извне.  Возможно,  что  у  Экхарта имеется в  данном случае  скорее образное выражение, но  через  это  образное выражение  ясно просвечивает изначальный смысл.   Во  всяком   случае  ясно,  что  Экхарт  понимает  здесь  Бога  как психологическую ценность. Это видно из следующей  фразы: тому,  кто добывает себе Бога извне, мешают объекты. Именно, кто имеет Бога вне себя, у  того он неизбежно проецирован в объекте, вследствие чего объект  тем самым  получает преимущественную  ценность.  Но  там,  где  это имеет  место,  объект  имеет чрезмерное влияние на субъекта и держит его в известной рабской зависимости. Очевидно, Экхарт  разумеет эту, столь знакомую нам, привязанность к объекту, которая  заставляет мир выступать в роли Бога, то есть в качестве  абсолютно обусловливающей величины. Поэтому  он  и добавляет, что для  такого человека "Бог еще не стал внутри его миром",  потому что для  него мир занимает место Бога. Такой человек еще не отрешил преимущественную ценность от объекта и не интровертировал еще так, чтобы он имел эту ценность в самом себе. Но если бы он имел ее в  самом себе,  то он всегда имел бы Бога (именно эту ценность) в качестве  объекта, в качестве мира, и,  таким образом, Бог стал бы для  него миром.  В том же месте Экхарт говорит:  "У  кого верно на  душе, тому хорошо повсюду и у всех людей; а у кого  неверно на душе, тому везде и у всех людей плохо. Ибо  человек  с  верной душой  имеет Бога всегда при себе". Человеку, имеющему эту ценность при себе, всегда и везде хорошо на душе, он не зависит от объектов, то  есть не нуждается в них и  не ждет от них того, чего ему не хватает. Из этих рассуждений с достаточной ясностью вытекает, что Бог у  Экхарта есть психологическое, точнее сказать, психодинамическое состояние. 3.  "Во-вторых,  они  разумеют  под  царством  Божиим  душу.  Ибо  душа однородна  с  божеством.  Поэтому  все, что здесь сказано о  Царстве Божием, поскольку Бог сам есть это  царство, это же самое можно поистине сказать и о душе. Все через Него начало быть, продолжает св. Иоанн. Это следует понимать о душе,  ибо  душа есть все.  Она такова, ибо  она  есть образ  Бога.  Но  в качестве такового, она есть Царство Божье. Один из  учителей говорит: Бог до такой  степени в душе, что все его Богобытие покоится на ней. Это есть более высокое состояние,  когда  Бог в душе, чем  когда душа в  Боге: когда она  в Боге, она от этого еще  не блаженна, но  она  блаженна от того, когда Бог  в ней. Положитесь на это: Бог сам блаженствует в душе!"                  
Название: Re: Тайна сверхсознательного
Отправлено: tool от 23 ШоЭп 2011, 12:37:39
Мистический транс, таким образом, – это момент, когда человек делается сверхчеловеком. Это момент, когда, словами Платона, возничий (разум) одерживает верх над лошадьми (животными инстинктами).

Почему лошади это "животные инстинкты" в аналогии Платона?

Сократ в диалоге "Федр" Платона говорит:
Цитировать
Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего. У богов и кони и возничие все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного происхождения. Во-первых, это наш повелитель правит упряжкой, а затем, и кони-то у него- один прекрасен, благороден и рожден от таких же коней, а другой конь - его противоположность и предки его - иные. Неизбежно, что править нами - дело тяжкое и докучное.
...
Что же до остальных душ, то у той, которая всего лучше последовала богу и уподобилась ему, голова возничего поднимается в занебесную область и несется в круговом движении по небесному своду; но ей не дают покоя кони, и она с трудом созерцает бытие. Другая душа то поднимается, то опускается - кони рвут так сильно, что она одно видит, а другое нет. Вслед за ними остальные души жадно стремятся кверху, но это им не под силу, и они носятся по кругу в глубине, топчут друг друга, напирают, пытаясь опередить одна другую. И вот возникает смятение, борьба, от напряжения их бросает в пот. Возничим с ними но справиться, многие калечатся, у многих часто ломаются крылья. Несмотря на крайние усилия, всем им не достичь созерцания [подлинного] бытия, и, отойдя, они довольствуются мнимым пропитанием.
...
В начале этой речи мы каждую душу разделили на три вида: две части ее мы уподобили коням по виду, третью - возничему. Пусть и сейчас это будет так. Из коней, говорим мы, один хорош, а другой нет. А чем хорош один и плох другой, мы не говорили, и об этом надо сказать сейчас. Так вот, один из них прекрасных статей, стройный на вид, шея у него высокая, храп с горбинкой, масть белая, он черноокий, любит почет, но при этом рассудителен и совестлив; он друг истинного мнения, его не надо погонять бичом, можно направлять его одним лишь приказанием и словом. А другой - горбатый, тучный, дурно сложен, шея у него мощная, да короткая, он курносый, черной масти, а глаза светлые, полнокровный, друг наглости и похвальбы, от косм вокруг ушей он глухой и еле повинуется бичу и стрекалам.

В Википедии вот так разъясняют:
Цитировать
The Charioteer represents intellect, reason, or the part of the soul that must guide the soul to truth; one horse represents rational or moral impulse or the positive part of passionate nature (e.g., righteous indignation); while the other represents the soul's irrational passions, appetites, or concupiscent nature. The Charioteer directs the entire chariot/soul, trying to stop the horses from going different ways, and to proceed towards enlightenment.
Название: Re: Тайна сверхсознательного
Отправлено: iv2259 от 26 ШоЭп 2011, 10:00:57
А разве разум - не животный инстинкт?Мы все "собаки Павлова" и то,что нам доступно больше "лампочек",и "замыкается" от них больше "контактов",говорит лишь о длине цепи,но не о принципиальном отличии. :)                                      Этот славный красавец "белый конь" вообще, напоминает,по поведению - мерина,всем хорош,но прыгнуть с обрыва - это не к нему.А чёрный горбунок - только скажи...Скажи,что надо развернуться и переть не в небо,а внутрь - белый и не поймёт...          Вообще в этой прекрасной аналогии с повозкой,нмв,не хватает чего то.Небольшого,но - заглавного.Какого то шплинтика,вынь его - и всё теряет смысл и рассыпается...                                                                    Харошая книшка ученика Экхарта (он тоже,озабочивался,кст,этими же проблемами) -И.Тайлера "Царство Божие внутри нас" http://antology.rchgi.spb.ru/Johannes_Tauler/tauler.html#4
Название: Re: Тайна сверхсознательного
Отправлено: tool от 26 ШоЭп 2011, 10:37:01
А разве разум - не животный инстинкт?

Вы намекаете, что и возничий - тот еще конь?! :)

Вообще в этой прекрасной аналогии с повозкой,нмв,не хватает чего то.Небольшого,но - заглавного.Какого то шплинтика,вынь его - и всё теряет смысл и рассыпается... 

Там аналогия гораздо пространнее, чем эта цитата.
Название: Re: Тайна сверхсознательного
Отправлено: iv2259 от 27 ШоЭп 2011, 09:13:26
  Ответ #10 : Вчера в 10:37:01 »tool Цитата: iv2259 от Вчера в 10:00:57 (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=7813.msg75223#msg75223)А разве разум - не животный инстинкт?

Вы намекаете, что и возничий - тот еще конь?! (http://forum.sufism.ru/Smileys/default/smiley.gif)

Цитата: iv2259 от Вчера в 10:00:57 (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=7813.msg75223#msg75223)Вообще в этой прекрасной аналогии с повозкой,нмв,не хватает чего то.Небольшого,но - заглавного.Какого то шплинтика,вынь его - и всё теряет смысл и рассыпается... 
Там аналогия гораздо пространнее, чем эта цитата.                                       Возничий - это мозолистое тело. :) Перечитал "Федра",спасибо,очень интересно и пространно.Лишь один недостаток  Платон,по моему подошёл к проблеме не с той стороны. :)                                                                                                          http://lib.rus.ec/b/156421/read#t1 (http://lib.rus.ec/b/156421/read#t1)                        О местонахождении Света внутри(и причине) искали во все времена и везде  :    "Но именно это и составляет тайну не раскрытую тысячелетиями" "Тайны золотого цветка" Лю Цу  - тоже интересный взгляд даосского алхимика.   
Название: Re: Тайна сверхсознательного
Отправлено: wayter от 14 ЮЪвпСап 2011, 12:41:23
Стихотворение (http://www.youtube.com/watch?v=-USX7aiW8PI&feature=related) И.Бродского "В деревне Бог живет не по углам".


"Возможность же все это наблюдать, к осеннему прислушиваясь свисту,
единственная, в общем, благодать, доступная в деревне атеисту".
Название: Re: Тайна сверхсознательного
Отправлено: wayter от 29 ЮЪвпСап 2011, 17:56:45
 Бог создал вселенную, чтобы проявить полноту Своей собственной природы. Как это выражено в знаменитом хадисе кудси, Бог говорит: “Я был скрытым сокровищем и захотел быть узнанным. Поэтому Я создал существа, чтобы Я мог быть узнанным”. Другими словами, через мироздание вуджуд раскрывает скрытые в нем бесконечные возможности. Но оно проявляет себя во всей своей полноте только через совершенного человека, поскольку лишь он один воплощает каждое онтологическое качество - каждое имя и атрибут Бога. Лишь совершенный человек достиг цели человеческой жизни, которая состоит в проявлении божественного образа, по которому человек был сотворен.
<...>
Одним словом, высочайшая реальность вуджуд одновременно бесконечно запредельна для нас и всегда присутствует внутри нас. В своей несравнимости вуджуд едино с абсолютным единством, но в своем подобии оно проявляет себя через множественность, воспринимаемую нами в мироздании. Нефеноменальное навечно остается несравнимым, точно так же как свет навечно остается светом. Но Нефеноменальное дает бытие феноменальному посредством милости и сострадания по отношению ко всему, что обладает потенциалом к существованию.

 
Уильям Читтик.  Учение о единстве бытия у Ибн Араби


Sufi. Issue 4. 1989-1990



Название: Re: Тайна сверхсознательного
Отправлено: wayter от 25 ЭЮпСап 2011, 23:32:09
 "...можно ли использовать принцип эволюции для разработки более эффективных [инженерных] схем?"


 "Благодаря эволюции можно более полно исследовать пространство возможных решений. Значительная часть этого пространства недостижима обычными методами проектирования... Эволюция способна найти решение, которое будет более эффективно использовать доступные ресурсы, обладать более сложной структурой, демонстрировать динамическое поведение и учитывать особенности среды, в которой предстоит работать".
 
 Источник (http://gest.livejournal.com/1031836.html)
 
 То есть посредством эволюционных процессов система может обрести способности и возможности, которые недоступны "чистому разуму" (по крайней мере, на современном этапе его развития). Даже в случае инженерных решений, которые вполне "соразмерны" интеллекту.
Название: Тайна сверхсознательного
Отправлено: wayter от 03 пЭТРап 2012, 07:12:50

Итак, один из источников сверхсознательного заключается в нашей "животной природе", или просто человеческой природе.

Другой источник - в нашей способности творить виртуальные образы идеального. Вот рассуждение на эту тему:

Таким образом, возможно выстроить некую пирамиду от низкого к более высокому, в основании которой лежит известное и опробованное.  А вершина хотя в опыте пока и недоступна, но виртуально вырисовывается посредством экстраполяции наличного знания и опыта.

  Вершина недоступна в опыте, но отчасти поддается словесному описанию.
В начале человеческого бытия было Слово.

Способность создавать знаки, именовать предметы позволяет выйти за рамки наличного бытия. Слово в этом плане - экстатично. Словом можно "заклинать" демонов, свои природные примитивные переживания, - и подчинять их себе, очеловечивать. Посредством именования возможно разотождествиться с ними и посмотреть на них со стороны как на внешние объекты.

 "Дать своему аффекту имя  --  значит  уже  сделать  шаг  за
пределы аффекта".

Ф. Ницше

Название: Re: Тайна сверхсознательного
Отправлено: wayter от 03 дХТаРЫп 2012, 21:13:42
Некоторые научные концепции и, в частности, математические построения, так прозрачны по своей структуре, что как будто не являются уже ничьим созданием. В них есть нечто нечеловеческое. Это заставляет нас предположить, что между различными видами человеческой деятельности - например, научной и художественной - существует та же коренная разделенность, как и между их продуктами. А между тем, все это лишь различные вариации некоего общего начала.

Поль Валери

Цит.по: Николай Бахтин. Поль Валери - мыслитель.
В кн.: Н.М. Бахтин. Философия как живой опыт. М.Лабиринт.2008.С.34.
Название: Re: Тайна сверхсознательного
Отправлено: wayter от 17 дХТаРЫп 2012, 23:53:56
Тайна сверхсознательного - это и неприступная для разума вершина духа, и присутствие Бога.

<...>

Более того, в результате приспособления возникают изощренные программы поведения, которые отражают Реальность точнее, чем это возможно для нашего обычного разума.

В результате миллионов лет эволюции у человека сформировалась способность к восприятию и стратегии поведения, которые до сих пор не до конца изучены. Эти "биологические коды", управлящие поведением, описываются сложнейшими математическими формулами (например, в рамках теории игр). Выигрышная стратегия, позволяющая виду и индивиду выжить, выходит за пределы возможностей интеллекта конкретного человека. Все эти стратегии и коды находятся большей частью в нашем бессознательном.   


Роль случайности.
 
 Если даже допустить, что мир возник случайно и подчиняется законам случайности, то в случайности что-то есть :) Случайность содержит некую тайну, и мозг использует универсальный принцип случайности. Что наверху, то и внизу; мозг - отражение космоса.

* * *

...механизм, который наш мозг использует для придумывания новых идей несколько напоминает механизм, которым пользуются наши гены для появления новых генетических вариаций:  случайным образом мутировать идеи, которые у нас [уже] есть, - или случайно мутировать гены, которые у нас есть.

  Это звучит невероятно. Это звучит безумно. Потому что мы считаем себя разумными. Но когда мы действительно зададимся вопросом о характере любого эволюционного процесса, следует спросить себя, есть ли что-то лучшее, чем случайность, потому что на самом деле  случайность  может быть лучшей стратегией.

MARK D. PAGEL is a Fellow of the Royal Society and Professor of Evolutionary Biology

Перепост (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=9223.msg83500#msg83500) с форума
Название: Re: Тайна сверхсознательного
Отправлено: wayter от 21 бХЭвпСап 2012, 00:11:28
Следуя по пути, проложенному созерцанием, индийские брахманы приходят к тому же, к чему приходили все мистики, в какое бы время и в каком бы народе они ни жили. Яджнявалкья и Будда, Плотин и Ареопагит, Мейстер Экхарт и Григорий Палама, каббалисты и Николай Кузанский, Яков Беме, Рейсбрук и множество других ясновидцев Востока и Запада с единодушием, которое невольно приводит в трепет, возвещают о том, что они познали, дойдя до самых пределов бытия.

 
Все они как один свидетельствуют, что там исчезает все мыслимое и представимое, что там нет ничего и в то же время — неизреченная Полнота. Там невозможно найти ни одного из свойств мира, природы и духа; там нет ни добра, ни зла, ни света, ни тьмы, ни движения, ни покоя. Там царит нечто, превосходящее самую глубокую мысль человека, превосходящее само бытие. В священном мраке, скрывающем основу основ, они ощутили реальность Сущего, Абсолюта. Страшная, непереносимая тайна!..


          Александр Мень. История религии. т. 3 ЗАГАДКА ВЫСШЕГО «Я»
        Источник (http://www.alexandrmen.ru/books/tom3/3_gl_05.html)
Название: Re: Тайна сверхсознательного
Отправлено: Uj.in от 21 бХЭвпСап 2012, 11:08:32
В священном мраке, скрывающем основу основ, они ощутили реальность Сущего, Абсолюта. Страшная, непереносимая тайна!..
Ну почему страшная.
Есть же старая древняя притча-присказка.
Тот кто хочет чего-то Бог дарует ему то что он хочет.
И лишь тому кто не хочет ничего, отказавшись от мыслимых и немыслимых желаний, Бог дарует самого себя.


Весь вопрос в желаниях.
Название: Re: Тайна сверхсознательного
Отправлено: wayter от 09 ЮЪвпСап 2012, 22:20:46


В той же степени, в которой нам удается увидеть, почувствовать, понять и проявить в собственных поступках в конкретной ситуации Единство, мы проявляем и сверхсознательное.



Сознание несет в себе семена сверхсознательного. Сознание возможно в силу, так сказать, предсуществования сверхсознательности, поскольку сознание не может обойтись без целостности:

"Сознание, таким образом, это "интегрированная информация" - "информация, генерируемая целым, которое превыше и запредельно по отношению к своим частям" (мнение ученого  Giulio Tononi, оригинал на английском ниже).


Consciousness, then, is "integrated information"—"the information generated by the whole above and beyond its parts." Drawing on the area of mathematics known as information theory, Mr. Tononi has devised a set of equations that capture an organism's levels of differentiation (the ability to distinguish many states) and integration (communication across the system). His final measure for the degree of consciousness—a single number—is denoted by the Greek letter phi. Whether the theory is correct remains to be seen, but it is the first of its kind to rigorously define a metric for such an elusive quality.

<...>

Giulio Tononi, a pioneering neuroscientist at the University of Wisconsin at Madison.

Источник (http://online.wsj.com/article/SB10000872396390443816804578004260864176392.html)

Речь в рецензии также идет о первой в истории науки попытке выразить в виде уравнений степень сознательности.






(http://sphotos-b.xx.fbcdn.net/hphotos-ash4/388977_10200573642575548_1104394718_n.jpg)

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100