Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Основной => Тема начата: poslushnic от 28 ЭЮпСап 2010, 03:34:56

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Об особом пространстве.
Отправлено: poslushnic от 28 ЭЮпСап 2010, 03:34:56
Все культовое и ограниченное здесь отпало, но осталось всечеловеческое, универсальное и утопическое.

Бахтин М.Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса
Название: Re: Об особом пространстве.
Отправлено: Остап от 28 ЭЮпСап 2010, 19:05:46
Не переступает ли Бахтин рамки осторожности, когда приписывает карнавальным проявлениям атрибут универсальности?
Он кажется более точным когда называет их анти-клерикальными -  и соответственно в смысле своем определенными этой опозицией (кстати как и в дате - ведь праздники в соответствии с церковным календарем проводились) - но этого вряд ли этого достаточно, чтобы все признали общечеловеческой ценностью любовь французского крестьянина побегать нагишом после литры-второй по случаю храмового праздника.
Название: Re: Об особом пространстве.
Отправлено: Святлана от 28 ЭЮпСап 2010, 20:23:23
Цитировать
Не переступает ли Бахтин рамки осторожности, когда приписывает карнавальным проявлениям атрибут универсальности?
:-*
Название: Re: Об особом пространстве.
Отправлено: poslushnic от 05 ФХЪРСап 2010, 03:19:15
Не переступает ли Бахтин рамки осторожности, когда приписывает карнавальным проявлениям атрибут универсальности?
Он кажется более точным когда называет их анти-клерикальными -  и соответственно в смысле своем определенными этой опозицией (кстати как и в дате - ведь праздники в соответствии с церковным календарем проводились) - но этого вряд ли этого достаточно, чтобы все признали общечеловеческой ценностью любовь французского крестьянина побегать нагишом после литры-второй по случаю храмового праздника.

Иногда полезно пробежаться нагишом не только крестьянину но и по выше сословием, а потом еще тумак получить от крестьянина в шуточной форме и все перевести в неповторимый смех. А клирику вместо призыва(«Приидите поклониться») (псалом XCIV, 6)  прокричать на площади «Venite apotemus», то есть «potemus» («Приидите выпить») разве это не особое пространство :D.

На мой взгляд антиклеликарный опозиционный взгляд это только одна сторона богатой карнавальной культуры средневековья организованной на начале смеха.  Атрибут универсальный общечеловеческий все же здесь присутствует.  Приведу некоторые цитаты М. Бахтина:

Праздник был как бы временной приостановкой действия всей официальной системы со всеми ее запретами и иерархическими барьерами. Жизнь на короткий срок выходит из своей обычной, узаконенной и освященной колеи и вступает в сферу утопической свободы. Самая эфемерность этой свободы только усиливала фантастичность и утопический радикализм создаваемых в праздничной атмосфере образов.

… карнавал был не художественной театрально-зрелищной формой, а как бы реальной (но временной) формой самой жизни, которую не просто разыгрывали, а которой жили почти на самом деле (на срок карнавала). Это можно выразить и так: в карнавале сама жизнь играет, разыгрывая – без сценической площадки, без рампы, без актеров, без зрителей, то есть без всякой художественно-театральной специфики – другую свободную (вольную) форму своего осуществления, свое возрождение и обновление на лучших началах. Реальная форма жизни является здесь одновременно и ее возрожденной идеальной формой.

....большие города средневековья жили карнавальной жизнью в общей сложности до трех месяцев в году. Влияние карнавального мироощущения на видение и мышление людей было непреодолимым: оно заставляло их как бы отрешаться от своего официального положения.
[/color]

Разве не просвечивает здесь атрибутом универсальности, когда вся жизнь человека с ее серьезными законами и иерархичностью на время превращается в гротеск, и не умозрительно, а переживается всем существом.



Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100