Духовная традиция и современность

Духовная культура => Искусство и литература => Тема начата: wayter от 14 ЬРавР 2012, 15:13:48

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Русский авангард и эзотерика
Отправлено: wayter от 14 ЬРавР 2012, 15:13:48
"Известно, что на определенном отрезке жизни Кандинский чувствовал себя штейнерианцем: слушал лекции Рудольфа Штайнера в Берлине, штудировал его сочинения. Ему важны были мысли о "синтезе чувств восприятии (См. Штайнер Р. Философия свободы. Интуитивное творческое познание.1894). Через редакцию Штайнера художник воспринял и "Учение о цвете" Гете (тут он его популяризировал и популярно изложил). Весь театр Кандинского - "штайнеаризм на подмостках". Ему хотелось "одушевить плоть", затем от физического тела выйти к астральному, а затем - космическому. Собственно, Кандинский - стихийно сложившийся теософ, точнее антропософ, синтезировавший философские мысли, открытия психологии, увлечение восточной мудростью. Все это для постижения "высших миров".

В.С.Турчин. Театральная концепция В.В.Кандинского. В кн.: Русский авангард 1910-х - 1920-х годов и театр.С.-Пб.2000.С.86,87.



См. также:


П.Д.Успенский и русский авангард (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=9000.0)

К.Малевич. "Пустота - главная направляющая нового искусства" (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=9146.0)
Название: Re: Русский авангард и эзотерика
Отправлено: wayter от 19 ФХЪРСап 2012, 11:52:56
Малевича по праву можно назвать не только создателем парадигмы нового эстетического дискурса, но – философом. И здесь следует говорить об особой супрематической философии, в основе которой лежит цель – восстановление утраченного единства мира. Малевич пытался достигнуть этой цели через абстрактное искусство, отражающее мир духа. Художник считал, что идеальный мир возможен только в абстракции. Именно к идеальному миру было устремлено искусство Казимира Малевича, в духе платоников изрекшего: «Что такое образ? Это наша неспособность видеть оригинал». Малевич открыл нам тайну супрематической беспредметности, сакральное действо преодоления форм...
 
 По признанию самого художника, когда он писал «Черный квадрат», он созерцал пробегавшие по полотну огненные молнии. Чёрный квадрат – плод апофатического мышления.

Н.Сперанская
 
 
 
Название: Re: Русский авангард и эзотерика
Отправлено: Зейтан от 19 ФХЪРСап 2012, 12:30:36
Как мне кажется Малевич нарисовал телевизор. Как то вот так он смог предсказать его появление.
Название: Re: Русский авангард и эзотерика
Отправлено: N N от 19 ФХЪРСап 2012, 14:05:15
По признанию самого художника, когда он писал «Черный квадрат», он ...

Существует мнение, что "Чёрный квадрат" не был специальной задумкой Малевича: он просто закрасил чёрным цветом непонравившуюся ему картину:

Цитировать
Когда мы смотрим на черный квадрат, то под трещинами видим нижние красочные слои - розовый, зеленый, по-видимому, была некая цветовая композиция, признанная в какой-то момент несостоявшейся и записанная черным квадратом.

(Отсюда. (http://www.staratel.com/pictures/malevich/blsquare.htm))

Я тоже склоняюсь к этой версии создания "картины", так как реакция Малевича на собственное же "творение" очень странная:

Цитировать
Рассказывают, что Малевич, написав "Черный квадрат", долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал.

(Оттуда же.)

А впоследствии, благодаря ажиотажу вокруг этой "картины", занялся теоретизированием заложенного де в неё некоего мистического и философского смысла.

Цитировать
Художник впоследствии много думал о черном квадрате, писал теоретические работы, связывал его с космическим сознанием. Малевич считал, что "Черный Квадрат" - это вершина всего.

(Оттуда же.)


"А король-то голый!" (с)





Как мне кажется Малевич нарисовал телевизор. Как то вот так он смог предсказать его появление.

И с лёгкой руки Малевича впоследствии в народе закрепилось выражение "смотреть (чёрный) ящик (http://dic.academic.ru/dic.nsf/proverbs/10699/%D0%AF%D0%A9%D0%98%D0%9A)" (то есть смотреть телик).   ;D


Название: Re: Русский авангард и эзотерика
Отправлено: iv2259 от 19 ФХЪРСап 2012, 15:01:34
Судя по содержательности Ваших с Зейтаном сообщений,Неонилла,Вы не только мощнейший философ и знаток живописи,но и знаете кухню творчества(особенно Малевича!) - изнутри...
"Черный этап также начинался с трех форм - квадрата, креста, круга. Черный квадрат Малевич определял как "нуль форм", базисный элемент мира и бытия. Черный квадрат был первофигурой, первоначальным элементом нового "реалистического" творчества. Таким образом, Черный квадрат. Черный крест, Черный круг были "тремя китами", на которых зиждилась система супрематизма в живописи; присущий им метафизический смысл во многом превосходил их зримое материальное воплощение. В ряду супрематических работ черные первофигуры обладали программным значением, легшим в основу четко выстроенной пластической системы. Эти три картины, возникшие не ранее 1915 года, Малевич всегда датировал 1913 - годом постановки Победы над Солнцем, который служил для него отправной точкой в возникновении супрематизма.[/size]На пятой выставке "Бубнового валета" в ноябре 1916 года в Москве художник показал шестьдесят супрематических картин, пронумерованных от первой до последней (ныне восстановить последовательность всех шестидесяти работ довольно затруднительно и из-за утрат, и по техническим причинам, не всегда внимательному отношению в музеях к надписям на оборотах). Под номером первым экспонировался Черный квадрат, затем Черный крест, под третьим номером - Черный круг.Все шестьдесят выставленных полотен принадлежали к первым двум этапам супрематизма. Цветной период начинался также с квадрата- его красный цвет служил, по мысли Малевича, знаком цветности вообще.Последние холсты цветной стадии отличались многофигурностью, прихотливой организацией, сложнейшими взаимоотношениями геометрических элементов - они словно скреплялись неведомым могучим притяжением.Своей последней стадии супрематизм достиг в 1918 году. Малевич был мужественным художником, идущим до конца по выбранной стезе: на третьей ступени супрематизма из него ушел и цвет. В середине 1918 года появились полотна "белое на белом", где в бездонной белизне словно таяли белые же формы..."http://www.staratel.com/pictures/malevich/superm2.htm
Каждое искусство,любого направления - и есть философия,как углублённое исследование мира и себя,реагирующего на этот мир.Познавать можно ведь не только при помощи словесных символов,но и образных,звуковых и т.д.Есть люди думающие,что Малевич,Моцарт,Есенин трудились как проклятые,чтобы поразить нас красотой своих произведений.А они просто переводили свои постижения,полученные в экстазах,на удобоваримый и доступный им язык,для дальнейшего осмысления.Потому так и близки им были именно мистики - более менее понятно,плюс сходность ощущений и состояний.[/size][/font]
Название: Re: Русский авангард и эзотерика
Отправлено: N N от 19 ФХЪРСап 2012, 17:15:34
Судя по содержательности Ваших с Зейтаном сообщений,Неонилла,Вы не только мощнейший философ и знаток живописи,но и знаете кухню творчества(особенно Малевича!) - изнутри...

А что значит, по-вашему, быть знатоком живописи? Приводить пространные цитаты, позаимствованные у других? Сами бы вы до этого (что там написано) додумались бы без этих цитат? Вы даже себе представить не можете, сколько различных материалов в Интернете по "Чёрному квадрату" и с разными мнениями! И я бы вам могла привести кучу цитат, и даже отвечающих вашему представлению о живописи и вашему вкусу на этот счёт. Может тогда бы я сошла за "знатока живописи"?   ;D 


Как вам это:

По признанию самого художника, когда он писал «Черный квадрат», он созерцал пробегавшие по полотну огненные молнии.

Что вы думаете о "созерцании огненных молний, пробегающих по полотну"? Только честно.   8)


Название: Re: Русский авангард и эзотерика
Отправлено: Зейтан от 19 ФХЪРСап 2012, 17:30:33
Цитировать
По признанию самого художника, когда он писал «Черный квадрат», он созерцал пробегавшие по полотну огненные молнии


Это были электрические разряды.))
Название: Re: Русский авангард и эзотерика
Отправлено: iv2259 от 19 ФХЪРСап 2012, 17:37:18
Судя по содержательности Ваших с Зейтаном сообщений,Неонилла,Вы не только мощнейший философ и знаток живописи,но и знаете кухню творчества(особенно Малевича!) - изнутри...

А что значит, по-вашему, быть знатоком живописи? Приводить пространные цитаты, позаимствованные у других? Сами бы вы до этого (что там написано) додумались бы без этих цитат? Вы даже себе представить не можете, сколько различных материалов в Интернете по "Чёрному квадрату" и с разными мнениями! И я бы вам могла привести кучу цитат, и даже отвечающих вашему представлению о живописи и вашему вкусу на этот счёт. Может тогда бы я сошла за "знатока живописи"?   ;D 


Как вам это:

По признанию самого художника, когда он писал «Черный квадрат», он созерцал пробегавшие по полотну огненные молнии.

Что вы думаете о "созерцании огненных молний, пробегавших по полотну"? Только честно.   8)
Если бы угадали с цитатой,то может и сошли за "знатока".Если бы знали кухню творчества изнутри,то выбрали бы цитату(не обязательно по моему вкусу) объясняющую Ваш взгляд,а не глупые шутки о "квадратах",достойные профана."Мысли" сии,довольно банальные : "Каждое искусство,любого направления - и есть философия,как углублённое исследование мира и себя,реагирующего на этот мир.Познавать можно ведь не только при помощи словесных символов,но и образных,звуковых и т.д.Есть люди думающие,что Малевич,Моцарт,Есенин трудились как проклятые,чтобы поразить нас красотой своих произведений.А они просто переводили свои постижения,полученные в экстазах,на удобоваримый и доступный им язык,для дальнейшего осмысления.Потому так и близки им были именно мистики - более менее понятно,плюс сходность ощущений и состояний."  - живут во мне безо всяких новых источников.Написание картины - очень часто ИСС,так что,не только молниям поверю,он же не говорил,что они были на самом деле.
Название: Re: Русский авангард и эзотерика
Отправлено: N N от 19 ФХЪРСап 2012, 17:48:12
Я почему-то так и подумала, что вы начнёте защищаться...   8)

А они просто переводили свои постижения,полученные в экстазах,на удобоваримый и доступный им язык,для дальнейшего осмысления.

Да, что-то такое припоминаю: отрубленные руки, отрезанные уши, выколотые глаза...

Говорят, что если миниатюрист противился приказу шаха нарисовать что-либо, шах приказывал ослепить его или он сам лишал себя зрения. Ван Гог с отрезанным ухом смотрит на нее с удивлением и, возможно, симпатией.

А теперь вот ещё замазанная чёрной краской картина...

Цитировать
Написание картины - очень часто ИСС,так что,не только молниям поверю,он же не говорил,что они были на самом деле.

А вот это уже, имхо, ближе к истине.   ;D
Название: Re: Русский авангард и эзотерика
Отправлено: rimlyanin от 19 ФХЪРСап 2012, 20:51:10
Паола Волкова о Казимире Малевиче (http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/32766/video_id/175393/viewtype/picture (http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/32766/video_id/175393/viewtype/picture)
 
из документального сериала:"Мост над бездной")
П.Волкова говорит,что Малевич в своих картинах сделал ЦВЕТ "непредметным".
 
 
Название: Re: Русский авангард и эзотерика
Отправлено: N N от 19 ФХЪРСап 2012, 23:51:09
П.Волкова говорит,что Малевич в своих картинах сделал ЦВЕТ "непредметным".


"Бугага Бумага всё стерпит." (с)   8)
Название: Re: Русский авангард и эзотерика
Отправлено: wayter от 07 ЬРавР 2013, 13:28:09
И.И. Силантьева

Эзотерическая философия Г.И. Гурджиева и биомеханика В.Э. Мейерхольда


Пусть никогда история не подарит ни строчки, ни слова, свидетельствующих о том, что мыслитель Гурджиев и режиссер Мейерхольд, чьи концепции человека-машины столь близки, были знакомы или заинтересованы творчеством друг друга, — эти личности по ладу и тональности мышления некоторое время, в 20-е годы, стояли рядом, как обычно и стоят философия и искусство, особенно — театр, который сам по себе — философия. Всякий раз, когда идея, упав камнем в стоячие воды, вызывает концентрические круги, захватывающие все области человеческого самовыражения, — будто всеведающий Архетип организует творчество мыслителей и художников одного или нескольких поколений, — открывается новая эпоха.

 Идея человека-машины, «человеческого механизма», оформившись к концу прошлого века в психофизиологии как научная точка зрения, обусловленная экспериментально, в новом столетии продолжала развиваться в прикладных науках. Но утончаясь, в рафинированном виде овладев ментальной сферой, она оплодотворила философию и искусство эпохи перемен, избравшее конструктивно-технический способ воплощения мечты о безукоризненно отлаженной жизни. Возможно, прямо или опосредованно творчество художников-конструктивистов повлияло на траекторию движения по театральному небосклону «беззаконной кометы» — Мейерхольда.

Источник (http://www.aquarun.ru/psih/tvor/tvor34.html)
Название: Re: Русский авангард и эзотерика
Отправлено: wayter от 30 ЬРп 2013, 23:51:45
Немецкий идеализм, особенно учения Шеллинга и Гегеля, оказали сильное влияние на русскую философскую мысль XIX-XX вв., в том числе и на В.С.Соловьева, одного из самых выдающихся мыслителей XIX в. Именно через немецкий идеализм – хотя, конечно, не только через него – были восприняты русскими философами некоторые идеи гностицизма, в значительной мере определившие не только философию, но и культуру Серебряного века, особенно поэзию символистов и религиозные искания русской интеллигенции, так называемое «новое религиозное сознание» (Д.Мережковский, В.Розанов, Н.Бердяев и др.).
 
 П.П.Гайденко. Гностические мотивы в учениях Шеллинга и Вл.Соловьева
Название: Re: Русский авангард и эзотерика
Отправлено: wayter от 22 дХТаРЫп 2014, 22:41:39
Супрематизм Малевича поставил перед собой задачу - освобождение от наследия предметного мира, т.е. беспредметность, которая художником воспринималась как пустота, полное отсутствие объектов в сознании постигшего бытие. В данной статье мы попытаемся указать на философские источники супрематического обоснования беспредметного мира (буддизм, даосизм, феноменология Гуссерля и Хайдеггера).




Пустота пустынь, о которой говорит Малевич, представяется полным отсутствием объектов в сознании художника, постигшего бытие. В этом смысле его понимание пустоты можно связать с техникой медитации в буддизме, которая используется в целях постепенного отстранения возникающих образов в мире, в целях очищения внутреннего восприятия от всех видов ощущений.

<...>

Размышления Малевича о пустоте и недеянии, о превращении предметного в беспредметное, по-видимому, следует связать с даоcизмом, который эти противоположности рассматривает как часть Одного, в силу чего и «бытие и небытие порождают друг друга», и «совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние», ибо «осуществление недеяния всегда приносит спокойствие».

<...>

...своей гносеологической составляющей идея супрематизма взаимосвязана с феноменологической концепцией Гуссерля, высказанной в его основополагающей работе 1913 г. «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии». Основная философская проблема феноменологии - выделить то, что не подлежит сомнению...

Источник (http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=402&Itemid=52)
Название: Re: Русский авангард и эзотерика
Отправлено: wayter от 18 РЯаХЫп 2014, 14:15:23
«шаманские корни» русских авангардистов...

...в отношении Кандинского «шаманские корни» не метафора. Согласно одной из версий, в роду Кандинских шаманы имелись. В.Бараев, в своей книги о Кандинском пишет, что "генная память взыграла в Кандинском в экстазе вдохновения, которое можно сравнить с шаманским вознесением в верхний мир во время камлания».

А известная американская исследовательница Пег Вейсс в книге "Кандинский и Старая Россия. Художник как этнограф и шаман" высказалась, что «в процессе творческого акта художник, как и шаман, оживлял полотно, вызывая вибрацию души сначала у самого себя, потом у зрителя".

Вейсс сравнивает картины Кандинского с искусством "примитивных народов". Так, в частности, зарисовках 1924 года варьируются темы всадника-шамана, змеи, круга; для овальных работ 1925-1928 годов характерным является четырехчастное членение композиции, соответствующее языческим представлениям о Верхнем и Нижнем мирах.

Отсюда (http://rupo.ru/m/4136/shamanskie_korni_kandinskogo.html)
Название: Re: Русский авангард и эзотерика
Отправлено: wayter от 16 бХЭвпСап 2014, 14:03:53
Русский авангард и космизм


[Из объявления (http://www.ergojournal.ru/?p=2117) о лекции, которая уже прошла]


А.Г. Гачева прочтет вторую лекцию из цикла «Философия космизма и культура русского авангарда». Она называется «Мы будем человечеством крылатым»: идеи космизма в культуре русского авангарда».

В XX веке философия космизма питала и вдохновляла литературу, живопись, музыку, одушевляя ее мечтой о человечестве будущего, которое заселит пространства Вселенной, преодолеет время и смерть, станет соборным художником мирозданья. «Царем над жизнью нам селить просторы / Иных миров, иных планет», – писал В. Брюсов. «Мы – зодчие земель, планет декораторы», – утверждал В. Маяковский. «Зачеловеческие сны» о будущем «Ладомире» перелагал В. Хлебников. Вселенское дыхание несла в себе космическая музыка А. Чюрлениса и А. Скрябина, космическая живопись группы художников «Амаравелла». В творчестве Н. Клюева, М. Пришвина, А. Платонова, Б. Пастернака звучала мысль о сыновнем долге живущих, о восстановлении всечеловеческого родства, об истории как «установлении вековых работ» по преодолению смерти, а художник В. Чекрыгин, одушевленный идеями Федорова, работал над серией рисунков «Воскрешение. Переселение людей в космос». Художественная мечта о человеке летающем вдохновляла техническое творчество пионеров отечественной космонавтики С.П. Королева, Ф.А. Цандера и др. Двадцатый век стремился расширить пределы возможного, выйти за границы творчества «мёртвых подобий» к синтетическому искусству будущего, которое станет реальным творчеством жизни. «Невозможное – невеста человечества и к невозможному летят наши души» – эти слова Андрея Платонова ключ к метафизике, эстетике, творческой практике русского авангарда.
Название: Re: Русский авангард и эзотерика
Отправлено: wayter от 12 ФХЪРСап 2014, 21:49:19
 
 
 
 В газете «41°» помещены рецензия... И.Терентьева на вечер танцев школы Жанны Матиньон и Гюрджиева и хроника, в которой информация о новостях художественной и литературной жизни Тбилиси обильно перемежается «домашней семантикой».

Рецензия И.Терентьева на вечер Жанны Матиньон220 и Гюрджиева221 представляет интерес как одно из немногих высказываний «кавказских» футуристов-заумников о танце и музыке. И.Терентьев выступает защит- ником модной в те годы системы Далькроза222, отрицая, впрочем, ее идейную сторону.

«Фантастический город»
Русская культурная жизнь в Тбилиси (1917-1921)

http://www.monoskop.org/images/0/04/Nikolskaya_Tatyana_Fantasticheskiy_gorod_Russkaya_kulturnaya_zhizn_v_Tbilisi_1917-1921.pdf


   
Название: Авангард - юродивый от искусства
Отправлено: годидзе от 08 пЭТРап 2015, 00:48:29
В авангарде лишь потому так трудно угадать черты религиозного искусства, что оно не предшествует светскому, а следует за ним. Авангард ближе к иконе, чем к картине, и ближе к письменам и знакам единобожеских храмов, чем к иконе, ибо его предмет — прохождение мира, свернутого и запечатанного, как свиток, накануне великого преображения. «Проходит образ мира сего», сказано у апостола Павла (1Кор. 7,31) — и можно ли иначе запечатлеть этот мир, как не в растрате, исчезновении его образа? Авангард — это и есть искусство построения Образа методом его «прохождения», отслоения от зримой, кажущейся поверхности мира. Это реализм апокалиптического века, осознавшего нетвердость и призрачность всех способов устроения мира в себе и для себя, — «апокалиптический реализм».
<...>
В произведениях авангардистов реальность теряет зримость и антропоморфичность, становится теоморфной, «боговидной», готовится к принятию и запечатлению тех форм, которые выводят за грань исторического существования человека.
<...>
«Жизнь юродивого… — пишет исследователь древнерусской культуры А. М. Панченко, — это сознательное отрицание красоты, опровержение общепринятого идеала прекрасного, точнее говоря, перестановка этого идеала с ног на голову и возведение безобразного в степень эстетически положительного». Но ведь это и вменяется в вину авангарду его критикой с позиции «хорошего вкуса» и «возвышенных идеалов» (образцы которой можно найти и у марксистских, и у ортодоксально-религиозных авторов). Авангард — это юродствующее искусство, сознательно идущее на унижение, на уродование своего эстетического лика... Очевидно, что такое юродство — феномен антиэстетический, позитивно же его можно определить как феномен религиозный. А.М.Панченко полагает что «безобразие юродства также возможно лишь потому, что эстетический момент поглощен этикой.
<...>
Это не священник, поучающий с амвона, а именно юродивый, валяющийся в грязи.

М. Эпштейн. Искусство авангарда и религиозное сознание (http://lib.vkarp.com/2013/04/24/эпштейн-михаил-искусство-авангарда-и/)

* * *
Как мне кажется Малевич нарисовал телевизор. Как то вот так он смог предсказать его появление.

Вы случайно не из телеателье, товарищ?

(http://yameee.files.wordpress.com/2015/01/4440065_original.jpg?w=720&h=706)
Название: Re: Русский авангард и эзотерика
Отправлено: Dima2 от 08 пЭТРап 2015, 23:03:52
Отречение от законов ума, приспособленных к настоящему состоянию человека, при преобладающем развитии высших сил ума, - естественно; деятельность, устрояемая по законам этого последнего - вполне достойна нравственно-разумного существа… юродство, несогласное с обыкновенным житейским порядком, имеет свое основание в природе нашего духа и вполне  согласно с нравственным законом.
иером. Алексий Кузнецов
Название: Re: Русский авангард и эзотерика
Отправлено: wayter от 22 ФХЪРСап 2015, 18:36:09


Метафизическим двойником супрематического квадрата была написанная в начале 17 века картина Роберта Фладда. Герметический философ назвал её «Великой Тьмой». «Что существовало до Творения? Некое первое состояние несформированной материи (materia prima), без размера или качества, не малое и не огромное, без свойств и склонностей, не движущееся и не покоящееся на месте. Парацельс называет таковое состояние Великой Тайной (Mysterium Magnum), о коей говорит как о несотворенной; другие утверждают, что сие и было первым Творением Божьим» (Robert Fludd). Из Mysterium magnum возникли все формы, и все они вернутся в Mysterium magnum.
Все последующие явления т. н. «черных квадратов» (от квадрата Берталя до «битвы негров» Альфонса Алле), представляющих интерес для узких специалистов, не имеют ни малейшего отношения к тьме, чьи манифестации мы наблюдаем на гравюре Фладда и полотне Малевича.

(Н.Сперанская “Дионис преследуемый”. Глава “БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО. От апофатической бездны Казимира Малевича к перформансам Марины Абрамович”)

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100