Духовная традиция и современность

Духовная культура => Вечные вопросы => Тема начата: wayter от 27 ЬРавР 2012, 12:50:13

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Постсекулярное
Отправлено: wayter от 27 ЬРавР 2012, 12:50:13

...постсекулярная эпоха наступает, когда обнаружива-
ется истинный характер секулярного как квазирелигиозного. Когда ста-
новится ясно, что универсалистские претензии секуляризма по существу
ничем не отличаются от универсалистских претензий религии. Когда
претензии секуляризма на абсолютное доминирование не оправдались.
И когда вопреки оптимистическому вектору секуляризации религиозное
как таковое не только не исчезает, но и эволюционирует, обретая новые
формы. Секуляризм не стал действительно всеобъемлющим.

Собственно, «приключение» секулярной революции заключается
в том, что «религию выгнали в дверь, а она забралась в окно». И речь
идет не только о светском квазирелигиозном, но и о собственно религи-
озном и околорелигиозном, а также о возникновении и развитии новых
религиозных феноменов (религиозных инноваций, новообразований),
сосуществующих с традиционной религией (религиями).

Отсюда (http://www.intelros.ru/pdf/logos/03_2011/04.pdf) (PDF)

См. также здесь (http://www.intelros.ru/readroom/logos/logos-3-82-2011/)
Название: Re: Постсекулярное
Отправлено: Мустафа от 28 ЬРавР 2012, 20:56:57
Цитировать
Собственно, «приключение» секулярной революции заключается
в том, что «религию выгнали в дверь, а она забралась в окно».

По-моему, это звучит обидно для религии. :)

Я настаиваю, чтобы переписали:"Религию выпихнули в открытое окно, но теперь, она уверенно входит в дверь!"  ;D
Название: Re: Постсекулярное
Отправлено: wayter от 25 пЭТРап 2013, 18:11:18
С нашей точки зрения, приведенные данные эмпирических исследований в мире, в том числе в Европе и в России, свидетельствуют, что в современном обществе могут идти разнонаправленные процессы — секуляризация и десекуляризация, причем они могут наблюдаться на всех уровнях: микро-, мезо- и макро-, то есть индивидуальном, на уровне организаций и на уровне социальных институтов.


Результаты европейских исследований подтверждают тезис Питера Бергера о том, что в современном массово религиозном мире есть два исключения, одно из которых — Европа, где старая теория секуляризации по-прежнему работает. Китай, Япония, Вьетнам и целый континент Австралия (37% религиозных) тоже не относятся к числу религиозных стран. В этом же направлении, кажется, движется Канада (42% религиозных). Поэтому образ массово религиозного мира, на наш взгляд, не так уж очевиден. Но нет и однозначного линейного процесса снижения значения религии в общественной жизни и на индивидуальном уровне. Число последователей различных религий продолжает расти. Так как же связаны между собой религия и модернизация, как меняется религия и ее роль в современном обществе?


Наиболее адекватной для понимания этих связей представляется концепция «множественных современностей»(multiple modernities) Шмуэля Эйзенштадта. Она утверждает, что у всех современных обществ есть некоторые общие элементы или общие черты, которые помогают отличить их от их «традиционных» или «досовременных» форм. Но эти характерные черты или принципы современных обществ приобретают многообразные формы и различные институционализации. Более того, многие из этих институциализаций продолжают традиционные исторические цивилизации или соответствуют им. Таким образом, это одновременно и цивилизация современности, и непрерывная трансформация досовременной исторической цивилизации под влиянием современных условий, которые помогают оформить разнообразие современных обществ. Большинство характерных черт модернити впервые появилось на Западе, но даже там можно обнаружить многообразие современных обществ. Это разнообразие становится еще более очевидным, когда незападные общества и цивилизации приобретают и институционализируют характерные черты современных обществ. Характерные черты модернити вовсе не обязательно развиваются в противоречии или за счет традиции, но скорее через трансформацию и прагматическое приспособление к традиции.


Источник (http://expert.ru/expert/2013/01/religiya-v-sovremennom-mire/)

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100