Духовная традиция и современность

Духовная культура => Вечные вопросы => Тема начата: plot от 13 РЯаХЫп 2012, 10:30:41

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Два мира
Отправлено: plot от 13 РЯаХЫп 2012, 10:30:41
Столкнулся с интересным феноменом: некоторые учёные совершенно не рефлексируют наличие двух сторон реальности - физической и "виртуальной". Под виртуальной стороной реальности имеется в виду мир, существующий в сознании, в восприятии. Мир "непроизвольного воображения" или, как его называют суфии, барзах*. К барзаху неприменимы ни законы ни методы физики (только косвенно). Например, в сновидении невозможно измерить силу тяжести или скорость света.

Из не-различения этих двух сторон следуют например попытки применения физических методов исследования к, например, так называемым "тонким мирам". Вообще, трактовка "тонких миров" как некоего пока не изученного раздела физики. В результате получается странная псевдонаука вроде хождения с рамками и т.д. Впрочем, если рассматривать лозохождение как попытку связать барзах и физический мир, то может быть всё не так уж причудливо.

Яркий пример такого не-различения, например, можно видеть в фильме "Охотники за привидениями". Это, конечно, комедия и фантастика, но она отражает тенденцию не-различения двух сторон реальности весьма рельефно.

Строго говоря, мы все живём в барзахе или в бардо, в терминологии тибетцев. Физический мир, буде есть такой, предстаёт перед нами лишь в виде отражения в восприятии. Однако, определённо можно достаточно чётко разделить физическую часть воспринимаемой реальности, и виртуальную. Всё это - реальность, разнятся лишь её свойства в данных областях. Если угодно - это разные грани одной реальности.

Любое физическое явление имеет также и виртуальную сторону. Например, снег в физическом смысле имеет определённые параметры - температуру, степень загрязнённости, возраст (снежного покрова), плотность и т.д. Однако этот же снег в восприятии, скажем (условно), эвенка, представляет собой совершенно иное, значительно более информативное и глубокое явление. Эвенк различает множество оттенков снега и это для него не существует одного снега "вообще" - для него разновидностей снега много и это - разные явления, обозначаемые разными словами. Для другого человека снег оказывается живым существом, воздействующим эмоционально и т.д. Для кого-то снег - это естественное произведение искусства, которым можно любоваться часами. И всё это лежит за пределами физики, вообще за пределами научно верифицируемого, зачастую, а если оно и верифицируемого, то лишь косвенно.
-----------
*Нужно заметить, что суфии различали ещё и третий слой - мир Принципов. При этом барзах являлся лишь ареной встречи физического мира и мира Принципов.

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100