Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Основной => Тема начата: wayter от 26 ШоЫп 2012, 17:37:30

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Наука и религия. Интервью с религиоведом
Отправлено: wayter от 26 ШоЫп 2012, 17:37:30
Довольно широко распространено мнение, согласно которому религия в Средние века играла однозначно тормозящую и негативную роль в развитии естествознания. Вспоминают обычно дела Бруно и Галилея. Однако, это только одна сторона монеты. С другой ее стороны мы видим, например, что средневековые ученые были одновременно теологами, или что католическая церковь, исходя из собственных интересов, оказывала значительную финансовую поддержку астрономическим исследованиям. Существуют и иные формы взаимодействия науки и религии в Средние века и раннее Новое время, которые не вписываются в черно-белую картину однозначно конфликтных взаимоотношений.

<...>

У известного герметического философа XVI века Джона Ди мы встречаем изображение планет Солнечной системы, в центре которой находится Солнце. Солнце в герметической философии рассматривается как символ божественного, поэтому его размещение в центре известного мира вполне соответствует его высокому статусу. Это герметическое представление о духовном солнце было широко известно, с ним были знакомы и Коперник, и Бруно. Открытый вопрос — насколько могла идея «духовного гелиоцентризма» повлиять на развитие интереса к доказательству существования физического гелиоцентризма? Вокруг этой идеи среди историков науки — на волне обсуждения так называемого «тезиса Фрэнсис Йейтс» о позитивном влиянии герметической философии на развитие естествознания — разгорелась интересная полемика. В конечном счете невозможно доказать, что идея духовного гелиоцентризма оказала непосредственное влияние на развитие физического гелиоцентризма, однако она безусловно являлась частью того интеллектуального мира, в котором жили и творили астрономы раннего Нового времени.

<...>

Например, существуют теологические концепции, которые включают в себя «идею эволюции», при этом сохраняя учение о творении мира. Обычно в таких концепциях бог выступает как своеобразный перводвигатель, запускающий самостоятельное «естественное» развитие Вселенной по намеченному им плану. Например, одна из ранних трактовок библейского текста о творении мира в эволюционном ключе встречается у Тьерри из Шартра (XII век), который в удивительном синтезе соединил античное учение о четырех элементах и учение о шести днях творения.

Источник (http://theoryandpractice.ru/posts/5083-molodye-uchenye-istorik-vladislav-razdyakonov)

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100