Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Халладж  (Прочитано 3518 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Халладж
« Ответ #3 : 25 ЮЪвпСап 2012, 11:12:47 »
Согласно более прозаической версии, Халладж стал жертвой придворных интриг и нестабильной политической ситуации. "Раскачивал лодку", говоря современным языком-)
А есть какие-то источники, где об этом можно почитать?
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Re: Халладж
« Ответ #2 : 25 ЮЪвпСап 2012, 11:05:05 »
Согласно более прозаической версии, Халладж стал жертвой придворных интриг и нестабильной политической ситуации. "Раскачивал лодку", говоря современным языком-)
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Халладж
« Ответ #1 : 24 ЮЪвпСап 2012, 22:04:27 »
Вот тут можно прочесть, как всё происходило.

Из статьи Терри Грэма о Джунайде (который был мастером Халладжа):
Цитировать
После его казни люди Багдада собрались чтобы обсудить случившееся. Один  из присутствовавших обратился к авторитетам канонического права и Пути,  призывая их объявить был ли этот человек еретиком (мулхид) или наоборот - приобщённым к Божественному Единству (муваххид). Джунайд ответил, что Халладж был муваххидом.

 “В таком случае”, - спросил тот человек, - “было ли правильным казнить его, или это было ошибкой?” “Это было правильно”, - сказал Джунайд и пояснил: “Бог забрал его сердце и его голову. Халладж - преданный, а Бог - Создатель. Сгорая от любви, этот преданный выставил тайну своего сердца напоказ, и Бог, движимый любовной ревностью, осудил его голову на плаху. Какой смысл вам сожалеть? Есть ли причина вам встревать между преданным и Создателем? О друзья, если для вас важна религия, то причина для сожалений действительно есть, но если для вас важен Бог, устремите свой взгляд на Путь. И если вы хотите сохранить свою голову на плечах, держите тайны своего сердца в секрете.”

Когда он пришёл к своему мастеру Джунайду со своим заявлением "Ана  л-Хакк!", тот его сразу спросил: "Которую плаху ты собрался обагрить  своей кровью? О таких вещах надо помалкивать." А тот ему ответил: "В  день когда я плесну на плаху немного красного, вы снимете одежду суфия и  наденете одеяние судьи".

Надо сказать, что Джунайд был по профессии правоведом, но не занимался  этим (у него был магазин торгующий шелками). Но в день, когда Халладжу  вынесли приговор, халиф потребовал чтобы под приговором стояла и подпись  Джунайда. И тогда он действительно облачился в одежду судьи и написал в  обвинении: "Извне для нас он виновен". Это значило, что по человечьему  разумению он виновен, а Бог уж пусть сам рассудит.

Мало кто знает, что после его смерти последовала ещё одна смерть: его ближайший друг Абу Ата вскоре умер от горя.

Среди суфиев бытует мнение, что Халладж  обнародовал то, что нельзя обнародовать. Такие тайны должны быть только  между Богом и преданным. И именно за это поплатился. Халладж всю дорогу  был буйным, непокорным.

Судя по всему, он хотел умереть. По той или иной причине он  не только ничего не сделал для того чтобы избежать казни, но и сам её по  сути провоцировал. Судя по поведению Халладжа, он шёл на смерть как на праздник. То есть он  не ощущал себя виноватым в предании неких тайн и прочего. Он шёл на  смерть как будто так должно быть. Не делал попыток оправдаться, а  наоборот лишь усугублял своё положение. Что называется, нарывался.

По поводу мотивов Халладжа можно лишь предполагать, но тут может быть несколько вариантов. В любом  случае, можно предположить, что для Халладжа не только тело,  но и личность уже были одним лишь названием.

Суфии, повторюсь, говорят, что казнь его постигла потому, что он по  своей неосторожности раскрыл некие тайны пути. Трудно сказать. Есть  версия, что он случайно нашёл некие записи одного из своих мастеров -  Макки. Эти  записи были для правоверных мусульман крамольными. То есть, то, что один  из учеников нашёл эти записи - это факт. Неизвестно до конца, был ли  это Халладж.
Цитировать
Суфии  предпринимали огромные усилия чтобы зашифровать своё учение в этот  период. В этом смысле весьма характерна история, случившаяся с записками  ‘Амра б. ‘Утмана Макки о предвидении. Некий ученик случайно обнаружил  эти записки и Макки немедленно озаботился тем чтобы вернуть их, опасаясь  что попав не в те руки, они приведут этого ученика к беде, став  причиной пыток и суровой кары. Некоторые утверждают, что этим молодым  человеком был никто иной как Халладж. Если это так, Макки действительно  предвидел те мучения, которые были отмеряны Халладжу.
Так вот, когда эти записи (или, скажем, фрагменты знаний из них) обнаружились у Халладжа и через Халладжа, он, возможно, попросту не стал выдавать своего мастера. Такая версия наверное имеет определённую ненулевую вероятность.

Сама по себе фраза Ана л-Хакк могла быть истолкована в благоприятном ключе и Халладж мог "отмазаться", но не сделал этого. Эта версия объясняет и тот факт, что Джунайд смирился с казнью Халладжа и тоже не стал его "отмазывать". Связав  историю Халладжа с суфизмом, они бы поставили под удар весь суфизм.  Тогда нарастали гонения на них и Джунайд силился показать, что суфизм  вполне согласуется с каноническим исламом. И тут на тебе. Тогда под  топор пошли бы сотни суфиев.

Если действительно история с разглашением верна, то для него казнь была самопожертвованием.

Возможно также, он таким образом преодолевал последнюю завесу:  привязанность к собственному телу и к собственной жизни. Судя по всему,  это могло быть определённым камнем преткновения для него: он вёл держал весьма  суровую аскезу, умерщвляя тело. В этом свете казнь была для него  настоящим праздником, преодолением всех преград на Пути.

Также возможно, что он странным образом понял последнюю стоянку - ту,  что потом Аттар назвал Долиной Смерти. Он её видимо понял в буквальном  смысле. А если ещё учесть его неистовость... То есть он думал, возможно,  что никто - ни Джунайд, ни Шибли - никто, не решились перейти этот  рубикон. И связывал этот рубикон именно с физической смертью. При определённом экстремизме натуры подобное возможно.

Если смотреть с точки зрения системы семи долин, описанных Аттаром*, то Халладж явно познал долину Объединения (об этом говорят его слова), и затем - долину Восхищения или экстаза (об этом говорит его поведение). Но последняя долина, долина Смерти, воспринималась им, возможно, чрезмерно драматически. А всё потому, что он не слушался мастера :) .
Цитировать
Убейте меня, мои верные друзья
 Потому что убить меня-значит дать мне жизнь.
 Моя жизнь-это моя смерть,
 А моя смерть-это моя жизнь.
Возможно, Джунайд, видя эту внутреннюю обречённость Халладжа, не стал ему мешать. В этом смысле его слова о разглашении любовной тайны Халладжем, можно расценить как своего рода иносказание или переложение ситуации на понятный и удовлетворительный остальным язык. То, что Халладж был по натуре экстремистом, живущим с сердцем "нараспашку", с восприятием всего в крайностях, привело к тому, что никакого другого пути вступить в долину Смерти кроме как через смерть физическую, для него, по крайней мере субъективно, не осталось.
------------------------------------------------

 *рассказывая о ступенях суфийского совершенствования Аттар называет 7 долин:     
Долину Поисков 
Любви 
Интуитивного знания 
Разделения 
Объединения 
Восхищения и 
Долину Смерти
« Последнее редактирование: 24 ЮЪвпСап 2012, 22:21:51 от plot »
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100