Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Сравнение отношения к страданию в буддизме и христианстве  (Прочитано 510 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Из книги Лысенко В.Г. "Опыт введения в буддизм":
Цитировать
Проблема религиозного значения духкхи проясняется при её сравнении с религиозным значением страдания в иудео-христианской традиции. Во-первых, христианство трактует страдание как наказание за грехи, одновременно считая его своеобразным испытанием прочности веры (сравните: историю бедного Иова). И то и другое исходят от Бога, ниспосылается Им. В буддизме и других индийских учениях отношение к страданию иное. Даже если духкха, как сугубо отрицательный опыт, и выступает возмездием за проступки в прошлом воплощении, то это возмездие осуществляется не Богом, а безличным законом кармы. Это исключает возможность трактовать духкху как испытание, посланное какой-то высшей силой. Важно понимать, что духкха – сигнал «изнутри», идущий из прошлого опыта человека, - сигнал, означающий, что он всё ещё в тисках сансары и кармы.

«Как ржавчина, появившаяся на железе, поедает его, хотя она из него и возникла, так и собственные поступки приводят к несчастью того, кто переступил дхону» («Дхаммапада» 240).

Во-вторых, страдания рода человеческого связываются в иудео-христианской традиции с действием некоего воплощённого зла – Сатаны, прельщающего людей чувственностью и гордыней. Поэтому страдание – ещё и борьба добра со злом, Бога и Сатаны за души человеков. В этом смысле оно очищает и возвышает верующего, сообщая его вере прочность и незыблемость. Человек, который не страдал сам, считается неспособным и к подлинной христианской любви. Отсюда, своеобразный культ страданий в христианстве – пассионы Христа, мысль о том. Что своею мученической смертью он искупил грехи человеческие.

Если рассматривать духкху как неизбежный опыт всех живых существ, что не противоречит пониманию страдания в христианстве, то надо безоговорочно признать, что в достижении высшей буддийской цели – нирваны – он, в отличие от страдания в христианстве, не играет никакой позитивной роли.

Вспомним, как скептически относился Учитель к болезненным аскетическим практикам некоторых отшельников. Духкха для Будды нейтральна в том смысле, в каком безразлична для религиозных целей сама «омрачённость». Она так же естественна, как, скажем, смена времён года или восход и заход Солнца, ибо это некий объективных механизм работы дхарм. Мысль о том, что страдание можно побороть страданием же («смертию смерть поправ») была бы расценена в буддизме как «крайность» самоумерщвления. Поскольку с точки зрения Будды, духкха есть лишь следствие, то все усилия человека должны быть направлены на устранение её причины, что и будет единственным реальным способом от неё избавиться.
Однако, страдание ради других рассматривается в буддизме с точки зрения уменьшения суммы страдания и является проявлением сострадания и самоотречённости ария. В этом смысле имеет место пересечение с христианством.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100