Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: путь гармонии  (Прочитано 1788 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

dvornik

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 61
  • Reputation Power: 0
  • dvornik has no influence.
    • Просмотр профиля
путь гармонии
« Ответ #4 : 09 ЬРавР 2004, 15:27:04 »
Чжуан-цзы
Глава 7.
    Глава VII. ДОСТОЙНЫЕ БЫТЬ ВЛАДЫКОЙ МИРА [40]
...

Тут  Ле-цзы  понял,  что  еще  и  не начинал учиться. Он
вернулся домой и три года не показывался на людях.
    Сам готовил еду для жены.
    Свиней кормил, как гостей.
    Дела мира знать не хотел.
    Роскошь презрел, возлюбил простоту.
    Возвышался один, словно ком земли.
    Не держался правил, смотрел в глубь себя.
    Таким он прожил до последнего дня [43].
    Не отягощай себя мечтами о славе.
    Не строй корыстных расчетов.
    Не бери на себя бремя пошлых дел.
    Не пытайся владеть тем, что знаешь.
    Соединись  до  конца с Беспредельным и обрети свой дом в
бездонном  покое. Исчерпай то, что даровано тебе Небом, и
не  желай  приобретений:  будь  пуст  -  и  не более того. У
Высшего  человека  сердце  что  зеркало:  оно не влечется за
вещами, не стремится к ним навстречу, вмещает все в себя - и
ничего  не  удерживает. Вот почему такой человек способен
превзойти вещи и не понести от них урона.

    Владыкой  Южного  Океана был Быстрый, владыкой Северного
Океана  был  Внезапный,  а владыкой середины земли был Хаос.
Быстрый   и   Внезапный  время  от  времени  встречались  во
владениях  Хаоса,  а  тот принимал их на редкость радушно.
Быстрый  и  Внезапный  захотели  отблагодарить  Хаос  за его
доброту.  <Все  люди имеют семь отверстий, благодаря которым
они слышат, видят, едят и дышат, - сказали они. - Только у
нашего  Хаоса  нет  ни  одного.  Давайте-ка продолбим их в
нем>.  Каждый  день  они  проделывали  одно  отверстие, а на
седьмой день Хаос умер.

http://skeptik.dp.ua/lib/fil/chu/07.htm

dvornik

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 61
  • Reputation Power: 0
  • dvornik has no influence.
    • Просмотр профиля
путь гармонии
« Ответ #3 : 26 дХТаРЫп 2004, 01:19:07 »
VI.

      О ТОМ, ЧТО ЕДИНОЕ, ТОЖДЕСТВЕННОЕ, СУЩЕЕ ВЕЗДЕ, ВО ВСЕМ,
                   ВО ВСЕЙ ЦЕЛОСТИ ПРИСУТСТВУЕТ


Как мировая душа, обнимая весь мир,присутсвует во всех его существах,сама не делясь и не выступая из себя, так и высочайшее Первосущее вездесуще лишь в том смысле, что оно проникает и удерживает собой все прочее, пребывая неизменно в самом себе,в единстве своего существа.То "везде" в котором оно всегда есть,-оно само.И так его единство не исключает а наоборот производит и обуславливает множеcтвенность сущего, так и мировая душа производит множество существ, всегда проникает их своей жизнью, причем ни сама не делится, ни души не утрачивают своей индивидуальности.Того же воззрения придерживались древние мудрецы.

ИЗБРАННЫЕ ТРАКТАТЫ ПЛОТИНА
Перевод с греческого языка под редакцией профессора Г. В. Малеванского и др.
(часть переводов с английского перевода Маккена)
http://www.theosophy.ru/lib/enne-ogl.htm

dvornik

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 61
  • Reputation Power: 0
  • dvornik has no influence.
    • Просмотр профиля
путь гармонии
« Ответ #2 : 25 дХТаРЫп 2004, 00:27:38 »
...

55

    Кто содержит в себе совершенное дэ, тот похож на новорожденного.
Ядовитые насекомые и змеи его не ужалят, свирепые звери его не схватят,
хищные птицы его не заклюют. Кости у него мягкие, мышцы слабые, но он
держит [дао] крепко. Не зная союза двух полов, он обладает животворящей
способностью. Он очень чуток. Он кричит весь день, и его голос не
изменяется. Он совершенно гармоничен.
    Знание гармонии называется постоянством. Знание постоянства называется
мудростью. Обогащение жизни называется счастьем. Стремление управлять
чувствами называется упорством. Существо, полное сил, стареет - это
называется нарушением дао. Кто дао не соблюдает, тот погибает раньше
времени.

56

Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает. То, что оставляет
свои желания, отказывается от страстей, притупляет свою проницательность,
освобождает себя от хаотичности, притупляет свой блеск, уподобляет себя
пылинке, представляет собой глубочайшее. Его нельзя приблизить для того,
чтобы с ним сродниться; его нельзя приблизить для того, чтобы им
пренебрегать; его нельзя приблизить для того, чтобы им воспользоваться;
его нельзя приблизить для того, чтобы его возвысить; его нельзя приблизить
для того, чтобы его унизить. Вот почему оно уважаемо в Поднебесной.

57

    Страна управляется справедливостью, война ведется хитростью.
Поднебесную получают во владение посредством недеяния. Откуда я знаю все
это? Вот откуда:  когда в стране много запретительных законов, народ
становится бедным. Когда у народа много острого оружия, в стране
увеличиваются смуты. Когда много искусных мастеров,умножаются редкие
предметы. Когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и
разбойников.
    Поэтому совершенномудрый говорит: "Если я не действую, народ
будет находиться в самоизменении. Если я спокоен, народ сам будет
исправляться. Если я пассивен, народ сам становится богатым; если я не
имею страстей, народ становится простодушным".

Ян Хин-шун. "ДАО ДЭ ЦЗИН" в двухтомнике "Древнекитайская философия".
                           М., "Мысль", 1972.
                      Перевод с древнекитайского.

Dao

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 1
  • Reputation Power: 0
  • Dao has no influence.
    • Просмотр профиля
путь гармонии
« Ответ #1 : 15 дХТаРЫп 2004, 17:37:35 »
Не стоит лишний раз  повторять, что любая психология  и  антропология  по крайней мере должны  нести человеку  избавление от душевных страданий. Итак, возникают вопросы:
Каковы причины страданий?
Какие пути избавления от них?
Нужно понять, должен ли  путь избавления  являться обязательно монашеским путем отречения  от мира.
 Попытка решения этих экзистенциальных проблем и составит основу данной работы.
Причина любого страдания заключается  в несоответствии, в конфликте  одного аспекта
(психического или же социально - политического) над другим противоположным первому.  Преобладание  какой бы то ни было  положительной тезы над антитезой.   Любая целостная замкнутая система, будь то психика здорового человека или  мирно функционирующей группы людей, под воздействием определенной  внешней силы либо трансформируется, либо вытесняется в область противоположную  воздействию.  Это очевидный принцип позволяет понять причину многих конфликтов, дисгармонии, экстремизма. Если внешней силе приписывается внутренний атрибут системы, то неизбежен внутренний конфликт системы. Ведь под воздействием этой силы система непроизвольно вытесняется в противоположную сторону.  В этом случае система рушится, превращаясь в антагонистические  осколки. Реальный современный  Мир наполнен множеством воззрений, сил,  поэтому, пожалуй, единственным способом сохранить  любой системе целостность и жизнеспособность  является принцип космополитизма. Любая система должна быть открыта воздействию как можно большего числа внешних сил, при этом  ни одной из внешних сил не должны приписываться внутренние атрибуты системы. Своеобразная открытость и восприимчивость ко всему внешнему и вместе с тем внутренняя защита от любых попыток  идентификации внутренних атрибутов с  каким бы то ни было конкретным внешним проявлением. На первый взгляд это формальное приятие и не подразумевает структурного и кампаративсткого анализа, однако такой анализ, как легко видеть, совершенно излишен. Все внешние воздействия в силу их великого множества и хаотичности компенсируют друг друга, сохраняя систему в ее первозданной целостности и гармонии, вместе с тем обогащая ее духовно и культурно.  Итак, ключевым  понятием  концепции  космополитизма  - гармония.   Гармония это и есть единственный путь  избавления от страданий путь целостности  и,  как увидим,  единственный путь совершенного творчества  человека.  Гармония видится мне в динамическом равновесии всех тез и их антитез, такая гармония достигается путем  компенсаций внешних воздействий.  В таком определении термин гармония схож с Тао, Атманом, трансцендентальной функции  аналитической психологии. Хочу отметить, что эта гармония, нулевая ось, где сливаются противоположности, изначально заложена в нормального  человека, является стержнем его сознания, от которого он судит  о мире. Возврат к этому стержню  – это и есть  очищение и  возрождение. Подобное возрождение, возврат в чистоту и непредвзятость можно увидеть в символе ребенка. Станьте детьми и обретете Царствие Небесное,- учил Иисус Христос.
     
       Но существует на первый взгляд и другой путь – монашеский путь отречения  от мира. В монашеском уходе от всех внешних воздействий невозможно достичь гармонии. Этот путь внутренне противоречив, ведь избирая любой путь аскезы,  мы непроизвольно подпадем под  ограничение и воздействие этой аскезы и вытеснение сознания  в сторону противоположной аскезе, неминуемо приходим к конфликту. Монахи часто говорят, что это искушение дьявола,  приносящие страдания, но это лишь аллегория, сами монахи,  выполняя аскезу, и вселяют в себя искушения и осознанно идут на такой внутренний конфликт. Исход в такой ситуации, как путь самосохранения –  только сумасшествие,   когда личность  само разрушается, дезинтегрируется. Множество примеров тому  можно увидеть в любой тоталитарной секте или  на людях фанатично  преданных одной идее.
Путь отречения диалектически неполон ведь, он олицетворяет только первое отрицание природы. Но за ним должно идти и отрицание отрицания,  т.е. возврат к природе, но уже одухотворенной, которого нет в монашеском пути.  И здесь я сторонник Фихтовсокого  применения диалектики к личности.
Показателен в этом плане пример просветления Будды, который тщательно  скрывают от неофитов буддизма. История эта столь поучительна, что стоит ее привести здесь вкратце.
    Почувствовав, что силы оставляют его, Будда решил уединиться. Однако, видя состояние  учителя, с ним остался самый преданный  и продвинутый ученик. Не скрылось от ученика мрачное состояние духа Будды. Тогда ученик  попросил поделиться тем, что так гнетет его учителя.  Будда с грустью впервые сознался, что так далек он от желанной нирваны, а ведь смерть уже близка. Тогда ученик  осмелился на самый трудный и опасный вопрос:
-   Учитель, ты учишь нас избавляться от всех желаний, но разве  достижение нирваны – не есть наше самое сильное и последнее желание?
На этот вопрос  Будда не нашел, что ответить, возможно, впервые осознав это   противоречие до глубины. Он лишь покачал головою в знак согласия и сказал:
- У каждого свой путь, я уже ничему не могу научить.
На следующий день Будда спал и ел, сколько хотел, впервые за годы аскезы,  он не говорил ни слова об учении, и вместе с тем лицо его светилось внутренним светом осознания великой тайны. В этот день он умер. Такова истинная история просветления Будды.
 
     Итак, мы останавливаемся на пути  достижения  гармонии  как динамического равновесия всех тез и их антитез. Природа всякого  раздвоения целостного Бытия в сознании  на правое и левое, доброе и злое и т.д. лежит в  ограниченности сознания - скорее даже ограниченности рассудка. И это фундаментальное свойство природы: любая ограниченная система расщепляет  поток на противоположные  составляющие в том или ином виде. Так работает и рассудок, подчиняющийся  законам бинарной логики.
Но коль скоро наша природа изначально  ограничена,  мы с необходимостью сталкиваемся  с проблемой выделения противоположностей. Как нам, имея изначально такую природу, преодолеть ее ограничения?  Вот в чем вопрос.
Я вижу главной задачей любой философии и психологии направленной на решение экзистенциональных проблем  - выявление и глубокое изучение качественное, а возможно и  формализовано количественное   как можно  большего числа антимоний.
Важно будет  осознать, как влияет на психику  любые воздействия, чтобы понять наиболее  оптимальные пути  компенсаций.  ( работа в этом направлении, я надеюсь, будет вестись, особенно в плане формализации психических явлений;  в общем случае психика-рассудок может рассматриваться как некая аппаратная функция, тогда зная состояние человека и его аппаратную функцию можно восстановить, решив обратное уравнение Фредгольма, внешние воздействия, вызвавшие данное состояние и соответственно  определить компенсирующие воздействия. Это все очень интересно, и думаю озвученные здесь принципы будут развиты в будущем и лягут в основу развития искусственного интеллекта. ) Принцип  компенсации внешних воздействий должен встать  во главу угла.

Когда достигнуто состояние гармонии, наступает предел рационализирования и взвешивания, начинается транцседентальное  раскрытие тайны человека. В свободном творчестве спонтанно человек раскрывает свою природу из абсолютной свободы гармонии. Так из пустоты Дао рождается десять тысяч вещей, новые миры. Так рождается Вселенная из вакуума в современной космологической теории. Как это происходит  - остается мистической тайной.  Вот и человек в состоянии гармонии  спонтанно творит   миры. Формально мы можем описать так процесс: пустота  (гармония) рождается приятием всего, но в компенсирующем ключе, далее происходит спонтанное отрицание пустоты,  а это и есть рождение целого мира, причем совершенно нового, не являющегося
простой комбинацией частей окружающего.
Вопрос смерти – пожалуй, один  из важнейших для человека. Смерть  в первую очередь – это абсолютное отрицание душевного состояния  на момент смерти. И если  психика человека  в следствие вытеснения  внешней силы погружена в  антитезу  внешней силы, то в момент смерти происходит изменение полюсов и преображенная смертью психика погружается  в обратную сторону т.е в сторону   той внешней силы. Данная теория легко описывает процесс реинкарнации. Действительно, если человек своими действиями к чему то привязан  внешнему, то после смерти  он  обращается в атрибут  своей привязанности. И лишь над гармоничным человеком и миром смерть не властна, ибо такие системы инвариантны к отрицанию. Именно это и утверждалось  в мифе о вечности даосов.
Так, исходя из рациональной установки     о действии рассудка, как автомата ищущего компенсирующие воздействия ко всем действиям, мы приходим к мистической тайне человека  к его трансценденции.
... Никогда не поддавайтесь порыву учить, каким бы сильным он ни был. Указание учить не ощущается как путь к Аллаху...

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100