Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Общая закономерность в строении музыки и текста  (Прочитано 2226 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Партитуры на миллиметровой бумаге
« Ответ #4 : 08 ёоЫм 2004, 16:20:13 »
"Рациональность и аффект. О соотношении математического обоснования и психологического воздействия музыки"

http://almirena.narod.ru/sklad/cobalt.htm

Краткий обзор истории попыток математического анализа музыкальных приемов и произведений (в том числе попыток анализа с целью обоснования и воссоздания эффекта эмоционального воздействия музыки)
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

Стоп-кран

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 35
  • Reputation Power: 0
  • Стоп-кран has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитата: "wayter"
Никогда не возникало ощущения, что музыка говорит с вами?
- Возникало. В переходные состояния сознания между явью и сном. Ощущение передачи каких-то важных значений, которые никак невозможно уловить. Это не иллюзия: в красоте музыки действительно содержится интеллектуальный смысл, примерно как в красоте шахматной партии. И он так же не связан со значениями слов языка, как и шахматная партия. Поэтому "не иллюзией" является только всё вместе: и ощущение важных значений, и невозможность их уловить, перевести в словесную форму.

А вообще, сочетание слов "аргентинский физик" звучит примерно как "сибирский дельфин" и наводит на мысль, что какой-то шустрый журналист сочинил весь этот анекдот только для того, чтобы "срубить деньги по-лёгкому".
Цитировать
у Шонберга, в одной из первых действительно атональных работ, эта зависимость выражена слабее, в ней словно нет стабильного набора постоянно используемых «слов».
- Это неудивительно: для такого открытия совершенно не надо было производить каких-то исследований, достаточно из учебника истории музыки ознакомиться с методикой Шёнберга и узнать, что Шёнберг с_п_е_ц_и_а_л_ь_н_о писал тему так, чтобы использовать максимальное количество разных звуков октавы (пока все звуки не использованы, он не повторял ранее встречавшихся в теме).

Идея сравнительного анализа музыки и текста довольно привлекательна, но она, к сожалению, требует компетентности отнюдь не в физике, а в языкознании и музыкальной грамоте. В музыке, как и в языке, есть разные уровни, и если уж говорить о "словах", то в музыке ими являются, скорее, мотивы, а не звуки. А звуки следовало бы сравнивать не со словами, а со звуками речи (или буквами в письменном варианте). Учитывая, кстати (как и в поэзии), не только их длительность и высоту, но и "ударность" (сильные и слабые доли). Хм. Не говоря уже о том, что ни у Моцарта, ни у Баха, например, просто н_е_т фортепианных произведений, которые являлись бы "сольными фортепианными партиями".

Ох уж эти мне акробаты пера! Не зря композитор Шниперсон из кино "Ширли-Мырли" говорил (вероятно, пародируя Градского): "А вообще журналистов я не люблю. Потому что сволочи..."
А небо - лучше не смотреть! Я небу здесь не рад...

ds

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 291
  • Reputation Power: 5
  • ds has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитата: "wayter"
АРГЕНТИНСКИЙ ФИЗИК НАШЕЛ ОБЩУЮ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ В СТРОЕНИИ МУЗЫКИ И ТЕКСТА

Никогда не возникало ощущения, что музыка говорит с вами? Возможно, это не иллюзия, в музыке звуки соединяются друг с другом по тому же шаблону, что и слова в произведениях изящной словесности, утверждает аргентинский физик.


Интересно узнать (вспомнить..) о системе Иосифа Шиллингера, который, как я себе представляю его систему, поступал несколько наоборот:
он создавал математические алгоритмы, на основе которых затем делалась музыка.. надеюсь, что никто не будет отрицать, что математика тоже в каком-то смысле является творчеством, так что я думаю его подход никоим образом не является камнем в огород музыкантов.

В Москве есть Термен-центр, который занимается в том числе и такой стороной музыки
временами там появляются удивительные вещи, которые можно воспринять даже человеку далёкому от музыки

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
АРГЕНТИНСКИЙ ФИЗИК НАШЕЛ ОБЩУЮ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ В СТРОЕНИИ МУЗЫКИ И ТЕКСТА

Никогда не возникало ощущения, что музыка говорит с вами? Возможно, это не иллюзия, в музыке звуки соединяются друг с другом по тому же шаблону, что и слова в произведениях изящной словесности, утверждает аргентинский физик. Его анализ также позволил обнаружить разницу между тональными композициями, написанных в определенном ладу, и атональными, в которых лад не соблюдается.

Как в письменных текстах, так и в речи частота употребления определенных слов подчиняется удивительной закономерности. В 30-е годы прошлого века американский социолог Джордж Кингслев Зипф обнаружил, что если проранжировать слова в тексте в зависимости от того, сколько раз они употребляются, то его ранг будет примерно пропорционален его частоте в минус первой степени. Иными словами график, сравнивающий оба этих значения, будет представлять собой прямую линию.

Экономист и социолог Герберт Симон позже предложил математическое объяснение этой взаимосвязи. Он утверждал, что по мере развития текста возникает значимый контекст, в котором уже использовавшиеся слова имеют большую вероятность появиться еще, чем другие, случайные слова. К примеру, в данном тексте слово «музыка» может появиться с большей вероятностью, чем слово «сосиска».

Физик Дамиан Занетте из Института Балсейро (Аргентина) воспользовался этой идеей, чтобы проверить, создают ли семантический контекст разные типы музыки. Тональность, в которой написан музыкальный отрывок - один из факторов, определяющих относительную вероятность появления тех или иных нот. Второй фактор - повторение и развитие определенных музыкальных фраз.

Занетте, чтобы измерить эти факторы, проанализировал четыре произведения И.С. Баха, А. Моцарта, К.Дебюсси и Шонберга. Каждое из них является сольной фортепианной партией, но они отличаются по стилю и времени написания. Занетте рассчитал частоту появления разных нот в каждом отрывке (принимая во внимание как высоту звука, так и его длительность) и сопоставил эти данные с рангом, рассчитанным для каждого звука, точно также, как делал это Зипф с текстами.

Во всех фрагментах распределение было очень похожим на то, что встречается в текстах, особенно для нот с высоким рангом. Но степень выраженности этой зависимости менялась - у Шонберга, в одной из первых действительно атональных работ, эта зависимость выражена слабее, в ней словно нет стабильного набора постоянно используемых «слов».

Размер этого набора изменяется примерно с такой же скоростью, как и продолжительность пьесы, новые слова постоянно вводятся, а старые редко повторяются. И хотя все эти произведения обладают свойствами текста, в атональной композиции меньше структуры и контекста, это словно история, персонажи которой постоянно меняются. Возможно, именно поэтому для многих людей так сложно воспринимать атональную музыку - ведь в ней постоянно меняется контекст. Об этом сообщает NTR.ru.


http://www.inauka.ru/news/article47676.html
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100