Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Теория множеств, Луч творения, Законы 3-х и 7-и  (Прочитано 7995 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Философия — это теория множеств. Всякое множество предполагает наличие в нем актуальных и виртуальных элементов. Не существует чисто актуального объекта. Всякое актуальное погружено в похожую на туман расплывчатость виртуальных образов.


Жиль Делез. Актуальное и виртуальное.

Отсюда
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

ФишЪ

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 204
  • Reputation Power: 0
  • ФишЪ has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитата: "wayter"
Иными словами, у Бога есть атрибуты (свойства), выраженные через Его имена. Создание мира это "материализация" имен для того, чтобы при помощи этой модели созерцать Себя, свою тайну.


Многоуважаемый wayter! Мир Вам и всем Вашим близким, Вашим учителям, Вашим ученикам! Скажите, wayter, Вы это познали?!
Салам!

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Космогония у ибн-Араби может быть истолкована как "семантическое моделирование":

«Абсолют (ал-хакк), явившийся в аспекте своих прекрасных имен, которые не поддаются исчислению, пожелал увидеть их в конкретных сущностях, или, можно сказать, увидеть себя в конкретной сущности, в некой наделенной бытием субстанции, охватывающей всю вселенную (ал-амр куллаху), и [пожелал] через эту субстанцию познать свою сокровенную тайну (сирр), ибо самосозерцание вещи посредством себя – не то что созерцание себя в другом предмете, который был бы для нее подобным зеркалу. http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?t=1995

Иными словами, у Бога есть атрибуты (свойства), выраженные через Его имена. Создание мира это "материализация" имен для того, чтобы при помощи этой модели созерцать Себя, свою тайну.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Немного алгебры :-)
« Ответ #16 : 21 ёоЫм 2004, 16:55:51 »
Искусство и математика

Цитата: "Ева"
Эти процессы вполне соответствуют операциям с множествами, а именно поиску и определению множества, содержащего в себе противоположности (множества низшего порядка). Понятия, свойства и явления, кажущиеся разрозненными, противоборствующими, конфликтующими между собой, объединяются на более высшем, более глобальном уровне.
Можно сказать, что это своего рода «математически-семантический» подход к определению механизмов воздействия искусства.



Методы искусства (метафора, в частности, или тропы вообще) осуществляют функцию моделирования в языке. То есть методы искусства позволяют моделировать реальность, открывать новое знание. Сами эти методы основываются на принципах математики (и Теории множеств, соответственно).


"Итак, первое, метафора - это перенос. На переносе основано моделирование. Знаменитая фраза А. Кожибского «Карта - не есть территория» описывающая результат моделирования в языке, также является метафорой, переносом отношения карты и территории на мышление и язык. Моделирование с помощью метафоры хорошо описывается с помощью метода психо-семантического пространства. В этой концепции, сознание представляет собой совокупность всех понятий и образов (обособленных информационных комплексов), известных индивиду, своеобразное пространство точек. В активной сознательной деятельности заняты не все накопленные понятия и образы, а только некоторые из них. Применяя геометрическую аналогию, мышление отображается вектором между двумя элементами/точками в пространстве сознания. А метафора позволяет важные свойства этого вектора, значение соединенных им понятий и установленную между ними связь, перенести на иной вектор, возможно более распространенный в человеческом мышлении. В представленной модели подчеркивается в очередной раз важная особенность метафоры - ее связь с мышлением. Поэтому вполне справедливо обобщенное наименование метафоры - нейросемантическая конструкция.
http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?t=2037


* * *

См. также описание космогонии как акта "художественно-математического" творчества, напр., у Аттара:

Калам* на скрижали форм Бытия начертал
атрибуты облика прекрасного и безобразного образа.
Когда Художник настолько циркуль потенций
повернул вокруг точки души,
От поворота циркуля
Бытие точки приняло форму круга.

и т.д
Цитировать
Такое несколько пространное описание акта сотворения мира дает возможность выделить основные этапы работа Мастера. Это - определение точки, установка циркуля, проведение круга, утверждение точки на линии, растекание точки и появление водоворота, который делит мир на верхний и нижний, появление семи небесных сфер, выводящих наружу многие формы бытия и, наконец, создание коней, затем других животных и венца природы - человека. Важно отметить, что в основе мироздания лежит число семь, состоящее из чисел три и четыре.
http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?t=2055
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

ket

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 707
  • Reputation Power: 1
  • ket has no influence.
    • Просмотр профиля
«Числа ощущения необходимо отличать от чисел (ритмов) способности суждения, которые существую тогда, когда нет звука.
Чисел третьего вида находятся в душе того, кто вызывает звук (в художнике, например). Этот вид не зависит от других вида; может проявляться в биении пульса, вздохах и т.п. Четвертый вид чисел находится в памяти; это способность запоминать. Он может существовать без  первых трех, но только благодаря тому, что те ему предшествовали. Наконец, существует еще «пятый вид чисел, заключающийся натуральном суждении ощущающей способности, - когда  нас радует равенство чисел  и оскорбляет их нарушение.»
 Таким образом, Августин различает пять элементов коммуникативной цепи «художник - воспринимающий субъект» При этом каждый элемент (этап) по мнению Августина обладает своими закономерностями( являясь особым видом чисел). Первый этап- создание произведения, или «порождение чисел ( ритмов) более протяженное или краткое»; Далее, само произведение, или «звучание, которое приписывается телу», и процесс восприятия, состоящий из трех этапов: 1) непосредственного восприятия произведения( слушание),2) запоминание произведения и 3) суждение о произведении на основе чувства удовольствия или неудовольствия.
 Последний этап или пятый вид чисел Августин считает высшим. Важным достоинством этих чисел является их полная принадлежность душе. Как идеалист христианского –неоплатоновского толка Августин, естественно ценит душу значительно выше тела, но и телу он отдает должное с точки зрения гносеологии и эстетики.


 Истина, находящаяся в теле, полагает Августин, лучше лжи, заключающейся в душе. Под истиной он имеет в виду реально существующий предмет (дерево), под ложью – его психический образ  (дерево увиденное во сне). Но не из-за тела лучше, а ради самой  истины, ибо под действием греха тело изменилось к худшему.

 Что же роднит душу и тело, создает возможность их общения с одной стороны, и общий критерий для их сравнения – с другой? Конечно числа, хотя и различные. Чем больше тело пронизано присущими ему числами, тем он лучше. Душу же эти числа наоборот ухудшают. Она напротив «будучи лишена тех чисел, которые она получает от тела, становится лучше, так как отвращается от телесных ощущений и преобразуется Божественными Числами Мудрости.
 Числа Божественной Мудрости далеки от тех, что находятся в произведениях искусства. Цитата из Екклесиаста: « обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и  число» - Августин добавляет: «эти слова отнюдь нельзя относить к тем числам которыми оглашаются позорища театров; их, как я уверен, нужно относить к тем числам, которые душа не получает от тела, но скорее сама запечатлевает в теле, получив от  Всевышнего Бога.»
'I usually make up my mind about a man in ten seconds, and I very rarely change it.' Margaret Thatcher

ket

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 707
  • Reputation Power: 1
  • ket has no influence.
    • Просмотр профиля
Философия Искусства ( В прошлом и настоящем)
Статьи и исследования
В.В. Бычков
Зарождение средневековой эстетики числа и ритма.

В начале 6 книги Августин вводит классификацию из пяти рядов чисел ( или ритмов) которую затем дополняет и корректирует. К первому разряду относятся чисел, находящиеся в самих звуках даже тогда, когда их никто не слышит, то есть речь идет об объективно существующих закономерностях произведений искусства. Они – то и дают практически  начало всем  числам сферы восприятия. Августина интересует в основном слуховое восприятие, но он неоднократно показывает, что его выводы правомерны для любого другого восприятия, ибо, по его мнению,  ЛЮБЫЕ ощущения связаны с числом. Даже при прикосновении  пальцем к чувственному месту тела» будет ощущаться число. Числа ( ритмы) в ощущающей способности возникают только в том случае, когда на соответствующий орган чувств воздействуют числа объекта. Они подобны « следу, запечатлеваемому на воде». »Отсюда вывод, что числа, находящиеся в самом звуке, могут существовать без тех, которые находятся в слышащей способности, тогда как эти последние существуют без первых».


Прежде всего, он (Августин) останавливается на «модуляции», т.е. принципах правильной организации  движений. Сразу же выясняется, что эти принципы суть числовые закономерности. Число лежит в основе любого движения, виды движений отличаются различием числовых отношений. Августин во многом обращается здесь к пифагорейскому и неопифагорейскому учению о числах, усиливая его эстетическую направленность и во многом закладывая основы западной средневековой эстетики чисел.
Элементарные движения, из которых образуется все многообразие движений, различаются по длительности и темпу. С точки зрения взаимного соответствия движения бывают равными по длительности относящимися друг к другу, как числа 1:1; 2:2; 4:4 и т.д. и неравными типа 1:2, 2:3, 3:4 или 1:3, 2:6 и т. д.  Далее они могут быть рациональными,  находящимися друг с другом в  определенном числовом отношении и иррациональными, не имеющими таких отношений. Наконец соизмеримые движения также имеют два подвида. Первый, когда общей мерой является меньшее число типа отношения  2:4, второй, когда какая-либо часть содержится в обоих числах, как в отношении 6:8 такой частью является 2.
Первый подвид, когда одно число возникает путем умножения второго, Августин называет» умноженными» движениями, второй «соотносящимися». Все названные виды движений помимо чисто структурной упорядоченности составляют также как бы ценностную иерархию. Рациональные числа стоят, конечно, выше иррациональных и распределяются по степеням возрастания внутреннего единства и соразмерности. Уже в этой упорядоченности движений Августин усматривает доказательство, того, что музыка и мусические искусства основываются на законах единства, пропорции, соразмерности соответствия.

Каждое число, рассуждает Августин, имеет центр, середину, по обе стороны которой находятся  две разные части ( начало и конец) , т.е. число понимается им как некая симметричная конструкция. Четные и нечетные числа различаются своими серединами. У нечетных- неделимая середина, единица; у четных- делимая двойка. Сама «единица» не имеет ни середины, ни конца. Это абсолютное начало.»Два» также не имеет ни середины ни конца. Это тоже начало, но происходящее от первого начала, но только через второе начало. Если объединить первое начало со вторым, то возникает 3.
«Три»- первое совершенное число, в котором есть начало(1), середина (1) и конец(1). »Итак, если два начала объединить друг с другом, они дадут полное и совершенное число» Нет два других, кроме 1 и 2  рядом стоящих чисел, которые дали бы в сумме следующее за ними число.

Самое прочное и глубокое объединение вещей осуществляется, когда середина находится в согласии с внешними членами наоборот. Внешние члены созвучны со средними. Это  доставляющее удовольствие единство упорядоченных предметов « может быть достигнуто с помощью того единственного соотношения, которое называется пропорцией (proportio). Первые три числа натурального ряда  только с помощью четверки получают красоту пропорционального соотношения, ибо «четыре» обладает свойством, отсутствующим у других чисел. В  натуральном  ряде чисел 1, 2, 3  сумма крайних членов равна удвоенному среднему и равна 4, то есть следующему по порядку числу ряда.
В этом и заключается пропорциональность внешних членов по отношению к среднему, а ряд 1 2 3 4 является наиболее совершенным. В нем 1 и 2-начала всех чисел, 3- первое совершенное  нечетное, число 4- первое совершенное четное число. Сумма ряда этих совершенных чисел равняется 10, поэтому 10 и является периодом в бесконечно длящемся ряде чисел.



На мой взгляд, это один из самых творческих подходов к искусству . В статье есть интерпретация  Августином мифа об Афине, в котором она отбросила флейту, Августин подчеркивает, что флейта была отброшена Афиной не потому, что игра на этом инструменте делала ее лицо безобразным, богиня мудрости была оскорблена тем, что игра на флейте не требовала мыслить.
Не осмысленный,  ( не цифровой:))  подход к искусству, для него кощунственен, такое искусство «оскорбляет слух» оскорбляет ту  часть человека которая гармонична и которая  в структуре человека, является основной, воспринимающей (искусство) частью.
'I usually make up my mind about a man in ten seconds, and I very rarely change it.' Margaret Thatcher

meta

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 3
  • Reputation Power: 0
  • meta has no influence.
    • Просмотр профиля
Не знаю, зачем вы все усложняете, мне кажется все достаточно просто. есть некая система, которая идет вперед, развивается. что бы не разрушиться как система она должна быть в равновесии. система состоит из подсистем, т.е. сетка системы состоит из более мелких ячеек, те ячейки еще из более мелких и т.д. На каждом уровне структур должно быть равновесие.
Кол-во свободы для любого объекта зависит от массы самого объекта. Если это какой-нить электрон то свободы намного больше чем у молекулы. Молекулы соединяется в какой-нить предмет, и у нее все еще больше свободы чем у этого предмета.
Человек свободный обладает намного большей свободой чем человек семейный, и т.д.
Система идет вперед поэтому для самой системы существует понятие скорость движения. Характеризуется потенциалом. И рождает понятие прошлое-будущее (время).
Существует еще конечно понятие хаос и его проявление в этой системе. Но сама система гасит все его проявления.

мухомор

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 238
  • Reputation Power: 0
  • мухомор has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://kenoma.chat.ru
Цитата: "ket"

  Теория искусства, занимается изучением составляющих того, или иного произведения искусства независимо от природы образующих элементов. Критерием  оценки произведения, является мера соблюдения целостности произведения, независимо от методов или художественных приемов, определяемых временем, местом создания произведения. Если произведения целостно, то есть, если его составляющие элементы гармонируют друг с другом и в произведении нет явных "выпадений" составляющих из целого ( в композиции, цвете, манере выражения, стилистике и т.д.) то произведение является Произведением Искусства, в сравнительно полной мере.


Цитата: "Трое на четырёх колёсах. Джером К. Джером"

...каждое  описание природы в  книжках напоминает мне урок  в жаркий  летний  день, когда  я  сидел  в классе  вместе  с  другими мальчуганами.

   Это  был урок  английской  литературы.  Мы только что закончили  чтение длинной поэмы, название и автора которой я, к  стыду  моему, позабыл. Помню, что поэма  не  понравилась  нам  тем,  что  она  была длинна,  хотя  других недостатков  мы в ней не  заметили. Когда последние строфы  были  прочтены и книги  закрыты,  учитель  - ласковый  седой джентльмен - пожелал,  чтобы  мы рассказали поэму своими словами.

   -  Ну, скажите  мне,  -  обратился он к  первому  ученику, -  о чем тут говорится.

   Мальчик опустил голову и  отвечал сконфуженным тоном, как о предмете, о котором он никогда не заговорил бы сам:
   - О девице, сэр.

   -  Да, - отвечал учитель,  -  но я  хочу, чтобы  ты  рассказывал своими словами: ведь мы говорим не "девица", а "девушка". Продолжай.

   - О девушке, - повторил первый ученик, еще более смущенный объяснением, - которая жила в лесу.

   - В каком лесу?

   Мальчик внимательно исследовал свою чернильницу и посмотрел на потолок.

   - Ну! - сказал учитель нетерпеливо. - Ведь ты читал описание этого леса целых десять минут и теперь не можешь ничего вспомнить?

   - "Сучки дерев, изогнутые ветви" - начал мальчик.

   -  Нет, нет! Я не хочу, чтобы ты повторял слово  в  слово! Ну, расскажи по-своему, какой это был лес.

   - Обыкновенный лес, сэр.

   -  Скажи  ему, какой  это был  лес,  - обратился  учитель к  следующему мальчугану.

   - Зеленый лес, сэр!

   Учителю  стало  досадно; он назвал второго мальчугана  тупицей и вызвал третьего. Этот уже сидел как на горячих угольях, весь красный от нетерпения, и размахивал правой рукой, как семафор;  он вскочил и ответил бы в следующую секунду, даже если бы его не вызвали.

   - Темный и мрачный лес, сэр! - воскликнул он с облегчением.

   - Темный и мрачный  лес, -  повторил учитель с  видимым одобрением. - А почему он был темный и мрачный?

   Третий мальчик не оплошал:
   - Потому что солнце не могло туда проникнуть!

   Учитель почувствовал, что попал на поэта.

   -  Да. Потому  что  солнце  или,  вернее,  лучи  света  не  могли  туда проникнуть. А почему они не могли проникнуть?

   - Потому что листья были очень густы, сэр.

   - Очень  хорошо.  Итак, девушка  жила в темном  и мрачном  лесу, сквозь густую листву которого не проникали лучи света. Теперь - дальше! Что росло в этом лесу? - обратился учитель к четвертому мальчику.

   - Деревья, сэр.

   - А что еще?

   - Мухоморы, сэр.

   Учитель не был уверен относительно мухоморов, но, справившись с книгой, нашел, что мальчик прав.

   -  Совершенно верно.  Мухоморы росли  в  этом лесу.  Ну  а что еще? Что бывает в лесу под деревьями?

   - Земля, сэр.

   - Нет, нет! Что растет еще, кроме деревьев?

   - Кусты, сэр.

   - Кусты. Очень хорошо. Теперь мы подвигаемся. Ну а что еще? - И учитель указал на  мальчугана  в конце  класса,  который думал, что лес  от него еще очень далеко, и занимался поэтому игрой в крестики и нолики сам с собой.

   Потревоженный и  раздосадованный, но  чувствуя,  что  обязан  прибавить что-нибудь к лесу со своей стороны, он встал и отвечал наугад:
   - Черника, сэр.

   Это была ошибка. В поэме не упоминалось о чернике.

   - Ну конечно: надо же было что-нибудь человеку есть! - сострил учитель. Раздался  смех.  Довольный своим  остроумием,  учитель вызвал  мальчика  со средней скамейки:
   - Что было еще в этом лесу?

   - Поток, сэр.

   - Совершенно верно. И что он делал?

   - Журчал, сэр.

   - Нет, нет, это ручей журчит, а поток?

   - Ревел, сэр!

   - Верно. Поток ревел. А что заставляло его реветь?

   Мальчик  стал в  тупик. Другой  - который,  правда, не считался  у  нас блестящим учеником - высказал свое предположение:
   - Девушка, сэр!

   Тогда учитель изменил форму вопроса;
   - Когда поток ревел?

   Тут пришел опять на помощь третий мальчик:
   - Позвольте ответить! Поток ревел, когда падал со скалы.

   Многих  это  удивило... Промелькнуло представление о том,  какой жалкий был  этот поток:  не стоило реветь  всякий  раз, когда падаешь со  скалы. Но учитель остался доволен ответом.

   - Ну а кто жил еще в лесу, кроме девушки?

   - Птицы, сэр.

   - Да, птицы жили в лесу, а кроме птиц?

   Но  наше   воображение  истощилось.  Кроме  птиц  мы  ничего  не  могли придумать.

   -  Ну  же!  -  старался  помочь учитель.  -  Как  называются животные с хвостами, которые бегают по деревьям?

   - Кошки, сэр!

   Опять ошибка. Поэт не  написал ни слова о кошках.  Учитель хотел, чтобы мы назвали белок.

   Остальных подробностей об этом лесе я так и  не запомнил. Кажется, были еще там кусочки  голубого неба, а на  них тучи, и  из этих туч шел иногда на девушку дождь.

   Я тогда  не понимал и  теперь не  понимаю,  почему описание первых трех учеников было недостаточно. При всем уважении к поэту надо признать, что лес во всяком случае был обыкновенный. И все книжные описания  природы  кажутся мне столь же излишними, как и перечисления всего, что было в этом лесу.

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Немного алгебры :-)
« Ответ #11 : 10 ёоЫм 2004, 19:50:00 »
Л. Выготский в своей книге «Психология искусства» приводит следущие слова Ф. Шиллера: «Итак, настоящая тайна искусства мастера заключается в том, чтобы формою уничтожить содержание; и тем больше торжество искусства, отодвигающего содержание и господствующего над ним, чем величественнее, притязательнее и соблазнительнее содержание само по себе, чем более оно со своим действием выдвигается на первый план, или чем более зритель склонен поддаться содержанию». Далее Выготский пишет: «Здесь в форме эстетического закона выражено то верное наблюдение, что всякое произведение искусства таит внутренний разлад между содержанием и формой и что именно формой достигает художник того эффекта, что содержание уничтожается, как бы погашается.<...>Мы могли бы сказать, что основой эстетической реакции являются вызываемые искусством аффекты, переживаемые нами со всей реальностью и силой, но находящие себе разряд в той деятельности фантазии, которой требует от нас каждый раз восприятие искусства.(Л. С. Выготский, “Психология искусства”, Минск, 1998)

Таким образом, драматический конфликт, являющийся сутью сюжета («содержание»), уничтожается, нивелируется набором приемов искусства («формой»). «Внутренний разлад» между содержанием и формой – это выход за рамки привычных стереотипов восприятия сюжета, замена примитивных психологических реакций на более сложные, которым соответствуют приемы искусства. Уничтожить конфликт можно, объединив все неким «общим знаменателем», соединив противоположности вместе путем обнаружения некоего единства, целостности в их противопоставлении и в их сочетании (при этом устранении конфликта и возникает эмоциональная реакция из-за высвобождения так называемого скрытого, подавленного аффекта).
Эти процессы вполне соответствуют операциям с множествами, а именно поиску и определению множества, содержащего в себе противоположности (множества низшего порядка). Понятия, свойства и явления, кажущиеся разрозненными, противоборствующими, конфликтующими между собой, объединяются на более высшем, более глобальном уровне.
Можно сказать, что это своего рода «математически-семантический» подход к определению механизмов воздействия искусства.
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

ket

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 707
  • Reputation Power: 1
  • ket has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитата: "wayter"
Неужели и эстетические принципы, художественное творчество тоже связаны каким-то образом с теорией множеств?


 "Теория множеств занимается изучением свойств как произвольных множеств, так и множеств специального вида независимо от природы образующих их элементов"...
http://www.krugosvet.ru/articles/15/1001551/1001551a1.htm

  Теория искусства, занимается изучением составляющих того, или иного произведения искусства независимо от природы образующих элементов. Критерием  оценки произведения, является мера соблюдения целостности произведения, независимо от методов или художественных приемов, определяемых временем, местом создания произведения. Если произведения целостно, то есть, если его составляющие элементы гармонируют друг с другом и в произведении нет явных "выпадений" составляющих из целого ( в композиции, цвете, манере выражения, стилистике и т.д.) то произведение является Произведением Искусства, в сравнительно полной мере.
'I usually make up my mind about a man in ten seconds, and I very rarely change it.' Margaret Thatcher

ds

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 291
  • Reputation Power: 5
  • ds has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитата: "wayter"
Неужели и эстетические принципы, художественное творчество тоже связаны каким-то образом с теорией множеств?


Интересно.. скажем, можно разделить на множества со "смысловой нагрузкой", "без смысла", "абсурд"(нарочный отказ от смысла - такое трудно представить, но это, кажется, есть).

Можно выделить как подмножество 'смысла' - область 'ремесла'
как подмножество 'без смысла' - подражание

Есть и ещё, видимо.

Ещё, интересно посмотреть на методы манипуляции такими множествами. Здесь я в имею в виду 'метод нарезок'..

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Цитата: "wayter"


мир и покой нельзя обрести напрямую, путем угашения волн. нужно забираться (внутренне) на такую высоту, где волны не достают. Это более реальный способ.

одна из интерпретаций: нужно обладать формулой, которая позволяет нейтрализовать отрицательную силу (негатив ситуации) положительной силой, чтобы возник синтез - то есть преодоление негатива

и тут мы возвращаемся к волнующей теме терии множеств и Закона трех)

[wayter] обычный человек видит в терминах противоположностей - негативное и позитивное. Необходим синтез, умение увидеть противоположности как составляющие целого.

 Из теории множеств понятно, что множества "плохого" и "хорошего" либо пересекаются - одни и те же элементы входят в оба множества, либо оба входят в одно множество (скажем, множество наших оценок - к примеру).

искусство очень способствует такому синтезу, позволяя обнаруживать сходство и общность там, где прямолинейная логика отказывает и видит лишь противопоставление и противоречие.

если один и тот же объект может быть и "плохим", и "хорошим" - значит, он не тот и не другой.

 духовная сила это прежде всего умение преодолеть противоположности, созидание для себя целостного мира, где противоположности временны, а единство - постоянно.



"Одни и те же события могут по-разному восприниматься человеком в обычной жизни и в пространстве семиосферы. Рассмотрим, например, восприятие феномена смерти. В материальном мире смерть часто воспринимается как нечто бессмысленное и полностью противоположное логике жизни. В эстетическом пространстве происходит как бы преодоление смерти за счет включения ее в более широкое смысловое поле (победа добра над злом, самопожертвование ради высокой идеи, героический контекст). Подлинно трагический герой попирает смерть смертью. Зритель, сопереживающий такому герою, не только страдает вместе с ним, но и испытывает катарсис, освобождающий его от страха перед бессмысленным миром; по сути, трагедия это очищение высшим смыслом."

В.Новиков, Л.Тираспольский. Эстетика интернета (о возможностях создания духовно-эстетической виртуальной среды) В сб. Эстетика на переломе культурных традиций. - М., 2002. - с. 198

Неужели и эстетические принципы, художественное творчество тоже связаны каким-то образом с теорией множеств?
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Закон Трех и Закон Семи

Цитировать
Итак, мы установили, что в мире, созданном различными взаимоотношениями трех сил, Закон Трех отражает три основных параметра Творения: статику, динамику и равновесие. Значение этого закона абсолютно. Все сущее и все, что может существовать во Вселенной, вызывается к бытию и пребывает сущим лишь благодаря комбинированному действию этих трех сил.

Приступим теперь к изучению второго фундаментального закона — Закона Семи. В отличие от Закона Трех, которому подлежит творение или бытие многооб­разного сущего в пространстве, Закон Семи определяет развитие этого сущего во Времени. Ему подлежат все типы движения на всех ступенях Творения.

Б.Муравьев. "Гнозис".
http://fourthway.narod.ru/lib/Gnozis/Glava_XI.htm


Цитировать
Триады относятся к событиям, поэтому, если мы говорим о каждом событии отдельно, о крупном или малом, мы должны понимать, к какой триаде оно принадлежит. Но последовательность событий происходит в соответствии с Законом Семи или Законом Октав. Закон Семи нужно понимать и помнить с точки зрения интервалов. Общий смысл Закона Семи в том, что никакая сила не работает постоянно в одном и том же направлении: она работает в течение некоторого времени, затем уменьшается в интенсивности и либо меняет свое направление, либо претерпевает внутреннее изменение.

П.Успенский. "Четвертый Путь"
http://www.sufism.ru/4thway/books/4thway8.htm


Пояснение для тех, кто не знаком с идеями ЧПути:

Всякие последовательные действия (например, движение по духовному Пути) рано или поздно дойдут до "интервала", после чего направление движения изменится. Поэтому необходимы специальные усилия для заполнения интервалов - это позволяет продолжать движение в избранном направлении. В учении Г.-У. говорится о трех линиях работы (для себя, для других и для Школы). Когда движение по одной из линий достигает интервала, другая линия работы помогает заполнить этот интервал и не сбиться с пути.  Закон Семи отражается в музыкальных октавах - между ми и фа, как и между си и до следующей октавы, существуют интервалы.  

* * *

Первый вопрос - есть ли какое-то соответствие Закону Семи в Теории множеств.

Закон Семи говорит о событиях, разворачивающихся во времени, хронологически упорядоченных. Существует специальная разновидность множеств, упорядоченные множества. Примером такого множества может быть последовательность натурального ряда чисел или хронологическая последовательность.

Но откуда берутся интервалы, почему движение к цели останавливается или меняет направление? В физическом мире этому принципу есть явная аналогия: если мы придадим импульс физическому телу (бросим мяч, например), оно начнет движение, но, в конце концов, остановится, поскольку на него действуют другие тела.

Цитировать
Первый закон Ньютона гласит, что замкнутая система продолжает оставаться в состоянии покоя или прямолинейного равномерного движения.


Цитировать
Первый закон Ньютона. Существуют такие системы отсчета, относительно которых поступательно движущееся тело сохраняет свою скорость постоянной, если на него не действуют другие тела (или действия других тел компенсируются). http://www.examens.ru/otvet/7/9/505.html



Интервалов и остановок не было бы, если бы система была замкнутой и не подвергалась воздействию других объектов. Иными словами, интервалы связаны с тем, что мир множественен; одни объекты воздействуют на другие, а потому движение материального объекта неизбежно меняет направление или происходит остановка.

Если бы объект (или система) пребывал в гордом одиночестве, он находился бы в состоянии покоя или прямолинейного равномерного движения. Без каких бы то ни было "интервалов".

Возвращаясь к теории множеств, можно предположить, что интервал связан с переходом из одного множества в другое. Если эта гипотеза верна, то существует связь между Законом трех и Законом семи. Интервалы, о которых говорит Закон семи, преодолеваются посредством выхода на более высокий уровень иерархии множеств (в соответствии с Законом трех, о чем я писал в этой теме ранее).
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

dvornik

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 61
  • Reputation Power: 0
  • dvornik has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитата: "wayter"

Отражение этих общих представлений наблюдается в символах всех мифол. и религ. построений. Прежде всего тройственна организация образа самих богов. В христианстве это Святая Троица, являющая три ипостаси Единого Бога. В индуизме это Тримурти, как триада главных
Цитировать


Дао Дэ Цзин
" Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа.Все существа носят  в себе инь и янь, наполнены ци и образуют гармонию."
 
Цитата: "wayter"

[Из теории множеств видно, что синтез (например, единство противоположностей, если привлечь сюда еще и гегелевскую диалектику тройственности) возможен в том случае, когда появляется множество, включающее в себя два противоположных объекта (понятия) или множества. (Либо обнаруживаются объекты, которые входят в оба множества).

* * *
Ибн Араби приводит следующие слова Абу Саида ал-Харраза. Когда Абу Саида спросили, как он познает Аллаха, тот ответил: "Через то, что Он соединяет противоположности".

"Когда вы превратите два в одно, вы станете детьми человеческими и если скажете "Гора, двинься!", она двинется".

Евангелие от Фомы (изреч.104)

* * *
Цитировать


" Дао которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао, Имя которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей.
Оба они одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. Переход от одного глубочайшего к другому - ДВЕРЬ КО ВСЕМУ ЧУДЕСНОМУ."


[wayter] мир и покой нельзя обрести напрямую, путем угашения волн. нужно забираться (внутренне) на такую высоту, где волны не достают. Это более реальный способ.
Цитировать


 "Поэтому  тот,  кто свободен от  страстей  видит чудесную тайну Дао, а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме"
Лао-цзы.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Цитата: "Nil"
Цитата: "wayter"
Что не отменяет и более конкретного метода обретения покоя - "манипуляция объектами" (то есть попытки изменить обстоятельства, когда это возможно).


А как быть с "манипуляцией эмоциями", т.е. управления ими, что широко используется в психотерапии?


Эмоция зависит от того, как наша психика определяет ситуацию. Меняя ту картину мира, которая предстает перед нами, можно менять и эмоции. Изменение восприятия пациента - одна из задач психотерапии. Искусство отчасти занимается тем же, трансформируя наше видение мира.

Таким образом, "манипуляция эмоциями" это в значительной степени  "манипуляция информацией". Это наводит на мысль, кстати, что для создания эффективных методов в этой области необходимо учитывать и принципы анализа и обработки информации. А методы современной обработки информации базируются на теории множеств :-)
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100