Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Духовность и бизнес  (Прочитано 10294 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Мустафа

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1089
  • Reputation Power: 17
  • Мустафа has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Духовность и бизнес
« Ответ #23 : 24 ЭЮпСап 2008, 03:46:09 »
Цитировать
В контексте цитируемого вопроса понятие "цель" можно интерпретировать как опредмеченный мотив1 (потребность)2. Аналогично примерам: утоление голода, самореализация и т.п. В деловой практике обычно употребляют понимание цели как планируемого результата (N-ая сумма чистой прибыли в т.-то валюте к т.-то сроку).

Как правило, главную цель бизнеса (ГЦБ) определяет его главарь :) (владелец). Проекция его личности на целеполагание предопределяет направленность и качество бизнес-целей. Так что ГЦБ как опредмеченный мотив может стать и личное обогащение, и улучшение мира, и улучшение мира путём личного обогащения - это зависит от ценностного выбора носителя этой цели.

Мы в русском языке употребляем слово "бизнес", подразумевая деятельность для получения прибыли, превышающей наши личные потребности в простом жизнеобеспечении, без излишеств. Поэтому возникает вопрос: для каких целей мы намерены использовать эту прибыль? Личное обогащение - это накопление богатств, превышающих наши человеческие потребности; каким образом оно может улучшить мир?

Никакие хитроумные интерпретации не меняют суть личного обогащения. Если личные богатства накапливаются с целью служения человеческому обществу, они перестают быть личными богатствами. Поэтому конечных целей бизнеса, по большому счету, всего две и они должны быть (imho) взаимоисключающими: или личное обогащение, или улучшение мира. Человек может заработать на хороший дом вместо жалкой лачуги, хорошую машину вместо ее отсутствия - это еще не обогащение. Оно приходит вместе с избыточными домами, машинами, деньгами и др. , а главное, привязанностью к ним.

Цитировать
1) что такое духовность и содействует ли она развитию бизнеса?
2) духовность и бизнес взаимоисключающие понятия?
3) чем определяется наличие в бизнесе духовности?
4) и вообще с чего она начинается для организации и какой от неё прок?

Мое мнение:


1)Духовность - это потребность подчинить себя высшим человеческим ценностям, она может содействовать развитию бизнеса, потому что духовный человек яснее видит реальность, а это - важное условие для эффективной деятельности.
2)Духовность и бизнес не взаимоисключающие понятия, если цель бизнеса - служение другим.
3)Наличие духовности в бизнесе определяется его целью и методами.
4)Духовность начинается с потребности служения другим, в этом заключается прок.

 



« Последнее редактирование: 24 ЭЮпСап 2008, 03:55:29 от Мустафа »

kamil

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 71
  • Reputation Power: 0
  • kamil has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Духовность и бизнес
« Ответ #22 : 23 ЭЮпСап 2008, 14:55:31 »
Бизнес - это средство осуществления планов. Вопрос духовности в бизнесе - это вопрос духовности планов, для достижения которых затеян бизнес. Личное обогащение или улучшение мира - какова главная цель бизнеса?
В контексте цитируемого вопроса понятие "цель" можно интерпретировать как опредмеченный мотив1 (потребность)2. Аналогично примерам: утоление голода, самореализация и т.п. В деловой практике обычно употребляют понимание цели как планируемого результата (N-ая сумма чистой прибыли в т.-то валюте к т.-то сроку).

Как правило, главную цель бизнеса (ГЦБ) определяет его главарь :) (владелец). Проекция его личности на целеполагание предопределяет направленность и качество бизнес-целей. Так что ГЦБ как опредмеченный мотив может стать и личное обогащение, и улучшение мира, и улучшение мира путём личного обогащения - это зависит от ценностного выбора носителя этой цели.



1 Пригожин А.И. "Методы развития организаций"
2 Под мотивом здесь понимается стремление удовлетворить некоторую потребность.

kamil

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 71
  • Reputation Power: 0
  • kamil has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Духовность и бизнес
« Ответ #21 : 23 ЭЮпСап 2008, 12:16:08 »

Что будет, если применить в бизнесе бесцелевую практику ?

Бизнеса не будет :). Бесцелевая практика (активность не направленная на извлечение выгоды из цели) и бизнес ("...деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от..."1) - по определению не совместимы.

Наиболее естественные условия для применения бесцелевой практики существуют в некоммерческих организациях для волонтёров, а это уже не бизнес.




1 Гражданский кодекс РФ (ст.2) http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/1.html

kamil

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 71
  • Reputation Power: 0
  • kamil has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Духовность и бизнес
« Ответ #20 : 22 ЭЮпСап 2008, 22:14:38 »
Духовность и бизнес, на мой взгляд - понятия на сегодняшний день - несовместимые
свой бизнес не веду, но часто принимаю участие в обслуживании чужого))
вывод сделан по многолетним наблюдениям..

filin, могли бы Вы написать что именно было предметом наблюдения для подобного вывода?

Madzhnun

  • Гость
Re: Духовность и бизнес
« Ответ #19 : 22 ЭЮпСап 2008, 16:26:23 »
Упоминание об этом встречается в хадисе Ибн ‘Аббаса, переданном имамом ал-Бухари: «Группа сподвижников Пророка проходила мимо оазиса, один из жителей которого был ужален [скорпионом]. К ним навстречу вышел житель оазиса и сказал: “Есть ли среди вас умеющий читать заклинания? В оазисе есть человек, которого ужалил [скорпион]”. Один из сподвижников отправился и прочёл ему суру “ал-Фатиха” за несколько овец. Больной выздоровел, и он привел овец к своим спутникам. Им это не понравилось, и они сказали: “Ты же взял плату за Писание Аллаха!” Когда же они прибыли в Медину, они сказали: “Посланник Аллаха, он взял плату за Писание Аллаха“. Посланник Аллаха сказал: “Самым достойным заработком является то, что заработано на Писании Аллаха”».
В таком виде хадис приводится в главе «Об уговоре прочесть заклинание за отару овец». Ссылка на данное предание также приводится в главе «О том, что отдаётся (в качестве платы) за заговор». В комментарии к ней хафиз Ибн Хаджар (4/572-573) пишет: «Опираясь на этот хадис, большинство улемов разрешают брать плату за обучение Корану. Иного мнения придерживаются ханафиты, не разрешающие брать плату за преподавание Корана, но позволяющие поступать так при чтении заговоров в качестве лекарства. Они говорят, что обучение Корану — это поклонение, и награду за это полагается просить у Аллаха. Между обучением Корану и заговорами можно провести аналогию, но они позволяют брать плату в последнем случае, ссылаясь на данное сообщение. Некоторые считали, что слово «аджр» здесь означает «награда», но контекст хадиса не допускает такой интерпретации. Другие считали, что хадис Ибн ‘Аббаса аннулирован хадисами, запрещающими брать плату за обучение Корану (они переданы Абу Давудом и др.), но одного предположения об аннулировании недостаточно. Кроме того, в этих хадисах нет однозначного запрета на такой поступок, и их можно истолковать так, что они не будут противоречить другим достоверным преданиям, например, тому, что упомянут в данной главе. Наконец, эти хадисы не являются убедительным аргументом (худжжа) и не могут быть противопоставлены достоверным преданиям».
Ибн Хаджар упомянул о сообщениях, которые необходимо совместить с хадисом Ибн ‘Аббаса, для правильного понимания данного вопроса, и мы перечислим некоторые из них.
Ахмад и Абу Давуд передали со слов Джабира ибн ‘Абдаллаха, что Посланник Аллаха вышел к людям, когда они читали Коран. Там были арабы и неарабы, и он сказал: «Читайте Коран и стремитесь посредством него к Всевышнему Аллаху, пока не придут люди, которые будут ставить его так, как ставят гадальные стрелы, желая получить благодаря нему ближнюю жизнь и не желая получить жизнь будущую». Ал-Албани назвал иснад хадиса достоверным.
Ат-Тирмизи передал, что ‘Имран ибн Хусайн прошёл мимо человека, который прочёл Коран и попросил за это плату. Он велел ему вернуть её и рассказал, что слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Кто прочел Коран, пусть ради этого обращается с просьбой к Аллаху, потому что придут люди, которые будут читать Коран и просить ради этого у людей». Ал-Албани сообщил, что иснад хадиса имеет недостатки, но подтверждается похожим преданием в «Муснаде» Ахмада.
Передают также, что Абу Са‘ид ал-Худри рассказывал, что Пророк сказал: «Обучайтесь Корану и просите за это у Аллаха Рай, пока ему не обучатся люди, которые будут просить за это мирские блага. Воистину, трое изучают Коран: тот, кто хвастается им; тот, кто посредством него просит поесть; и тот, кто читает его ради Аллаха». Этот хадис передали Ибн Наср в книге «Кийам ал-лайл» и ал-Багави в книге «Шарх ас-сунна». Одним из его передатчиков был Ибн Лухай‘а, известный своей слабой памятью, но он усиливается похожими сообщениями, переданными со слов других рассказчиков. Ал-Албани назвал его хорошим и достоверным.
Ахмад в «Муснаде», ат-Тахави в «Шарх ма‘ани ал-асар», ат-Табарани в «ал-Му‘джам ал-аусат» и Ибн ‘Асакир передали со слов Му‘авийи ибн Абу Суфйана, что Посланник Аллаха сказал: «Читайте Коран и не ешьте посредством него, не приумножайте богатство посредством него, не избегайте его и не излишествуйте по поводу него». Ал-Хайсами назвал его передатчиков заслуживавшими доверия, и ал-Албани оценил его иснад как достоверный.
Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашк» и ал-Байхаки в «Сунане» передали, что ‘Абд ал-Малик ибн Марван сказал Исма‘илу ибн Убайдуллаху: «Исма‘ил, обучи моего сына, и я одарю или вознагражу тебя!» Он сказал: «О повелитель правоверных! Как же так, ведь Умм ад-Дарда рассказывала мне со слов Абу ад-Дарды, что Посланник Аллаха сказал: “Кто возьмет за обучение Корану лук, на того Аллах наденет лук из огня в день воскресения”?» ‘Абд ал-Малик ответил: «Исма‘ил, я одарю или вознагражу тебя не за Коран, а за грамматику». Ат-Туркумани назвал иснад хадиса сильным, и с этим согласился ал-Албани. Он же отметил, что история с луком также упомянута в «Сунанах» Абу Давуда, Ибн Маджи и других сводах со слов ‘Убады ибн ас-Самита . Она также упомянута в «Сунане» Ибн Маджи со слов Убаййа ибн Ка‘ба.
Одним из тех, кто попытался совместить дошедшие до нас сообщения на эту тему, был имам Мухаммад ибн ‘Али аш-Шаукани. Он считал, что хадисы Убаййа и ‘Убады ибн ас-Самита запрещают брать плату за обучение Корану, а хадис Ибн ‘Аббаса разрешает получать вознаграждение за правильное чтение аятов и за чтение Корана при заговорах.
Однако большинство считало, что если даже перечисленные хадисы усиливают друг друга, в них всё равно нет прямого запрета на получение платы за преподавание Корана. В частности, на это указывает ал-Мубаракфури в комментарии к «Сунану» имама ат-Тирмизи. Ибн ‘Абд ал-Барр в «Тамхиде» отмечает, что хадис Му‘авийи нетрудно совместить с хадисом Ибн ‘Аббаса; что же касается истории Убаййа и ‘Убады ибн ас-Самита, то возможно, что чтец сначала взялся обучать Корану ради Аллаха, а потом решил взять плату за это. Из этого следует, что если преподаватель изначально допускает получение платы за обучение Корану, но не требует её от студента и не стремится к земной награде всей душой, то в этом нет ничего плохого.
Имам ан-Навави, как и некоторые другие, обосновывал позволение брать плату за обучение Корану хадисом Сахла ибн Са‘да ас-Са‘иди, переданным ал-Бухари, Муслимом и др. В нём рассказывается о мужчине, который хотел жениться, но не имел даже железного колечка, чтобы подарить его невесте. Тогда Посланник Аллаха сказал: «Что ты знаешь из Корана?» Он начал перечислять суры, и Посланник Аллаха спросил: «Ты знаешь их наизусть?» Мужчина ответил: «Да». Тогда он сказал: «Ступай. Я отдаю ее тебе в жены за те коранические откровения, которые ты знаешь наизусть». В версии Муслима сказано: «Ступай. Я поженил вас, но ты должен обучить ее Корану».
Процитировав этот хадис, имам аш-Шанкити сказал: «Он ясно указывает на то, что брать плату за обучение Корану дозволено. Суждение некоторых улемов, не опирающихся на этот хадис и полагающих, что Пророк выдал женщину замуж без брачного дара из уважения к мужчине за то, что тот знал наизусть некоторую часть Корана, и что обучение Корану не было назначено вместо брачного дара, опровергается версией Муслима, в которой сказано: “Ступай. Я поженил вас, но ты должен обучить ее Корану”. А в версии Абу Давуда сказано: “Обучи её двадцати аятам, и она будет твоей женой”».
Далее шейх коснулся вышеназванного хадиса Ибн ‘Аббаса и сказал: «И хотя этот хадис связан с получением платы за чтение Писания Аллаха при заговоре, выводы следует делать из общего смысла текста, а не из сопутствовавших ему обстоятельств. Тем не менее, разница между платой за заговор и платой за обучение Корану вполне очевидна. Поэтому [преподавателю] лучше не брать платы за обучение Корану, вопросам вероучения, дозволенному и запретному, и мы уже привели аргументы в пользу этого. Если же он нуждается, то он может взять столько, сколько необходимо для удовлетворения нужд первой необходимости, из казны. Очевидно, что взятое из казны является пособием для поддержки преподавателей, а не платой за это. И если Аллах избавил человека от нужды, то для него предпочтительнее не брать платы за обучение Корану, вопросам вероучения, дозволенному и запретному».
Подводя итог данному исследованию, нужно отметить, что если хадисы Пророка достоверны или достаточно сильны, чтобы служить убедительным аргументом, то совместить их и использовать каждое высказывание Пророка применительно к тем обстоятельствам, в которых оно было сделано, лучше, чем отказаться от какого-либо из достоверных сообщений. В данном случае хадис Ибн ‘Аббаса ясно указывает на дозволенность получения платы за чтение Корана при заговорах или тогда, когда люди извлекают из этого земную пользу. Хадис Сахла ибн Са‘да указывает на дозволенность получения платы за обучение Писанию Аллаха в том случае, если знаток Корана испытывает острую материальную нужду. Не случайно Пророк позволил тому сподвижнику обучить его невесту аятам Корана вместо брачного дара лишь после того, как убедился в том, что у него не было другого подарка, даже железного колечка. Что же касается чтения Корана или обучения ему ради приумножения богатства и как способ обретения средств к существованию, то поступать так запрещено. Упаси нас Аллах от этого!
Данное разъяснение близко к суждению имама Абу ‘Абдаллаха ал-Куртуби, который в комментарии к аяту «Не продавайте Мои знамения за ничтожную цену» (ал-Бакара, 41) сказал: «Второе объяснение [этого аята] — он распространяется на тех, кому поручено обучать Корану, но отказывается делать это, пока ему не заплатят. Если же человеку не поручено делать это, то ему позволено взять плату, на что указывает сунна. Может случиться, что человеку поручено заниматься этим, но он не имеет средств, чтобы прокормить себя и своих детей, и в таком случае он не обязан обучать, а должен трудиться и заниматься ремесленничеством. Имам обязан назначать людей для поддержания религии. Если этого не происходит, то эта обязанность ложится на мусульман. Когда [Абу Бакр] ас-Сиддик стал халифом, он не имел средств для обеспечения своей семьи, и поэтому он взял одежду и вышел на рынок. Его спросили, почему он поступает так, и он ответил: “Как мне прокормить моих детей?!” Тогда люди вернули его и назначили ему жалованье». Это суждение представляется нам наиболее очевидным, а лучше всего об этом известно Аллаху, и Он — Даритель успеха! [1]

Эльмир Кулиев
27 октября 2007 г.

Помоему главное рациональность. На первое место должно выйти рациональность поступка (амала), а Коран и Сунна должны отойти на второй план. В первую очередь нужно исходить из рациональности поступка. Если чтение и обучение Корана выгодно, то им следует заниматься и иметь выгоду из него, материальную или духовную.
Поступать, в первую очередь, следует исходя из рациональности того или иного действия.

Madzhnun

  • Гость
Re: Духовность и бизнес
« Ответ #18 : 22 ЭЮпСап 2008, 15:48:14 »

Что будет, если применить в бизнесе бесцелевую практику ?


в бесцелевой практике вопрос о результате не имеет смысла.. :)

о каком результате?

Мустафа

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1089
  • Reputation Power: 17
  • Мустафа has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Духовность и бизнес
« Ответ #17 : 21 ЭЮпСап 2008, 07:33:13 »

Что будет, если применить в бизнесе бесцелевую практику ?


в бесцелевой практике вопрос о результате не имеет смысла.. :)

Madzhnun

  • Гость
Re: Духовность и бизнес
« Ответ #16 : 20 ЭЮпСап 2008, 23:00:05 »
Как все примитивно, чтобы заработать деньги вы предлагаете обучать Корану и читать заклинания. Лучше всего заняться малым бизнесом, делать всякие комплектующие как японцы. Нынче не прокормиться обучением Корана и чтением заклинаний, людям это неинтересно.

Что будет, если применить в бизнесе бесцелевую практику ?

nomade

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 14
  • Reputation Power: 0
  • nomade has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://apesadumbrado.livejournal.com/
Re: Духовность и бизнес
« Ответ #15 : 20 ЭЮпСап 2008, 18:27:27 »
Упоминание об этом встречается в хадисе Ибн ‘Аббаса, переданном имамом ал-Бухари: «Группа сподвижников Пророка проходила мимо оазиса, один из жителей которого был ужален [скорпионом]. К ним навстречу вышел житель оазиса и сказал: “Есть ли среди вас умеющий читать заклинания? В оазисе есть человек, которого ужалил [скорпион]”. Один из сподвижников отправился и прочёл ему суру “ал-Фатиха” за несколько овец. Больной выздоровел, и он привел овец к своим спутникам. Им это не понравилось, и они сказали: “Ты же взял плату за Писание Аллаха!” Когда же они прибыли в Медину, они сказали: “Посланник Аллаха, он взял плату за Писание Аллаха“. Посланник Аллаха сказал: “Самым достойным заработком является то, что заработано на Писании Аллаха”».
В таком виде хадис приводится в главе «Об уговоре прочесть заклинание за отару овец». Ссылка на данное предание также приводится в главе «О том, что отдаётся (в качестве платы) за заговор». В комментарии к ней хафиз Ибн Хаджар (4/572-573) пишет: «Опираясь на этот хадис, большинство улемов разрешают брать плату за обучение Корану. Иного мнения придерживаются ханафиты, не разрешающие брать плату за преподавание Корана, но позволяющие поступать так при чтении заговоров в качестве лекарства. Они говорят, что обучение Корану — это поклонение, и награду за это полагается просить у Аллаха. Между обучением Корану и заговорами можно провести аналогию, но они позволяют брать плату в последнем случае, ссылаясь на данное сообщение. Некоторые считали, что слово «аджр» здесь означает «награда», но контекст хадиса не допускает такой интерпретации. Другие считали, что хадис Ибн ‘Аббаса аннулирован хадисами, запрещающими брать плату за обучение Корану (они переданы Абу Давудом и др.), но одного предположения об аннулировании недостаточно. Кроме того, в этих хадисах нет однозначного запрета на такой поступок, и их можно истолковать так, что они не будут противоречить другим достоверным преданиям, например, тому, что упомянут в данной главе. Наконец, эти хадисы не являются убедительным аргументом (худжжа) и не могут быть противопоставлены достоверным преданиям».
Ибн Хаджар упомянул о сообщениях, которые необходимо совместить с хадисом Ибн ‘Аббаса, для правильного понимания данного вопроса, и мы перечислим некоторые из них.
Ахмад и Абу Давуд передали со слов Джабира ибн ‘Абдаллаха, что Посланник Аллаха вышел к людям, когда они читали Коран. Там были арабы и неарабы, и он сказал: «Читайте Коран и стремитесь посредством него к Всевышнему Аллаху, пока не придут люди, которые будут ставить его так, как ставят гадальные стрелы, желая получить благодаря нему ближнюю жизнь и не желая получить жизнь будущую». Ал-Албани назвал иснад хадиса достоверным.
Ат-Тирмизи передал, что ‘Имран ибн Хусайн прошёл мимо человека, который прочёл Коран и попросил за это плату. Он велел ему вернуть её и рассказал, что слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Кто прочел Коран, пусть ради этого обращается с просьбой к Аллаху, потому что придут люди, которые будут читать Коран и просить ради этого у людей». Ал-Албани сообщил, что иснад хадиса имеет недостатки, но подтверждается похожим преданием в «Муснаде» Ахмада.
Передают также, что Абу Са‘ид ал-Худри рассказывал, что Пророк сказал: «Обучайтесь Корану и просите за это у Аллаха Рай, пока ему не обучатся люди, которые будут просить за это мирские блага. Воистину, трое изучают Коран: тот, кто хвастается им; тот, кто посредством него просит поесть; и тот, кто читает его ради Аллаха». Этот хадис передали Ибн Наср в книге «Кийам ал-лайл» и ал-Багави в книге «Шарх ас-сунна». Одним из его передатчиков был Ибн Лухай‘а, известный своей слабой памятью, но он усиливается похожими сообщениями, переданными со слов других рассказчиков. Ал-Албани назвал его хорошим и достоверным.
Ахмад в «Муснаде», ат-Тахави в «Шарх ма‘ани ал-асар», ат-Табарани в «ал-Му‘джам ал-аусат» и Ибн ‘Асакир передали со слов Му‘авийи ибн Абу Суфйана, что Посланник Аллаха сказал: «Читайте Коран и не ешьте посредством него, не приумножайте богатство посредством него, не избегайте его и не излишествуйте по поводу него». Ал-Хайсами назвал его передатчиков заслуживавшими доверия, и ал-Албани оценил его иснад как достоверный.
Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашк» и ал-Байхаки в «Сунане» передали, что ‘Абд ал-Малик ибн Марван сказал Исма‘илу ибн Убайдуллаху: «Исма‘ил, обучи моего сына, и я одарю или вознагражу тебя!» Он сказал: «О повелитель правоверных! Как же так, ведь Умм ад-Дарда рассказывала мне со слов Абу ад-Дарды, что Посланник Аллаха сказал: “Кто возьмет за обучение Корану лук, на того Аллах наденет лук из огня в день воскресения”?» ‘Абд ал-Малик ответил: «Исма‘ил, я одарю или вознагражу тебя не за Коран, а за грамматику». Ат-Туркумани назвал иснад хадиса сильным, и с этим согласился ал-Албани. Он же отметил, что история с луком также упомянута в «Сунанах» Абу Давуда, Ибн Маджи и других сводах со слов ‘Убады ибн ас-Самита . Она также упомянута в «Сунане» Ибн Маджи со слов Убаййа ибн Ка‘ба.
Одним из тех, кто попытался совместить дошедшие до нас сообщения на эту тему, был имам Мухаммад ибн ‘Али аш-Шаукани. Он считал, что хадисы Убаййа и ‘Убады ибн ас-Самита запрещают брать плату за обучение Корану, а хадис Ибн ‘Аббаса разрешает получать вознаграждение за правильное чтение аятов и за чтение Корана при заговорах.
Однако большинство считало, что если даже перечисленные хадисы усиливают друг друга, в них всё равно нет прямого запрета на получение платы за преподавание Корана. В частности, на это указывает ал-Мубаракфури в комментарии к «Сунану» имама ат-Тирмизи. Ибн ‘Абд ал-Барр в «Тамхиде» отмечает, что хадис Му‘авийи нетрудно совместить с хадисом Ибн ‘Аббаса; что же касается истории Убаййа и ‘Убады ибн ас-Самита, то возможно, что чтец сначала взялся обучать Корану ради Аллаха, а потом решил взять плату за это. Из этого следует, что если преподаватель изначально допускает получение платы за обучение Корану, но не требует её от студента и не стремится к земной награде всей душой, то в этом нет ничего плохого.
Имам ан-Навави, как и некоторые другие, обосновывал позволение брать плату за обучение Корану хадисом Сахла ибн Са‘да ас-Са‘иди, переданным ал-Бухари, Муслимом и др. В нём рассказывается о мужчине, который хотел жениться, но не имел даже железного колечка, чтобы подарить его невесте. Тогда Посланник Аллаха сказал: «Что ты знаешь из Корана?» Он начал перечислять суры, и Посланник Аллаха спросил: «Ты знаешь их наизусть?» Мужчина ответил: «Да». Тогда он сказал: «Ступай. Я отдаю ее тебе в жены за те коранические откровения, которые ты знаешь наизусть». В версии Муслима сказано: «Ступай. Я поженил вас, но ты должен обучить ее Корану».
Процитировав этот хадис, имам аш-Шанкити сказал: «Он ясно указывает на то, что брать плату за обучение Корану дозволено. Суждение некоторых улемов, не опирающихся на этот хадис и полагающих, что Пророк выдал женщину замуж без брачного дара из уважения к мужчине за то, что тот знал наизусть некоторую часть Корана, и что обучение Корану не было назначено вместо брачного дара, опровергается версией Муслима, в которой сказано: “Ступай. Я поженил вас, но ты должен обучить ее Корану”. А в версии Абу Давуда сказано: “Обучи её двадцати аятам, и она будет твоей женой”».
Далее шейх коснулся вышеназванного хадиса Ибн ‘Аббаса и сказал: «И хотя этот хадис связан с получением платы за чтение Писания Аллаха при заговоре, выводы следует делать из общего смысла текста, а не из сопутствовавших ему обстоятельств. Тем не менее, разница между платой за заговор и платой за обучение Корану вполне очевидна. Поэтому [преподавателю] лучше не брать платы за обучение Корану, вопросам вероучения, дозволенному и запретному, и мы уже привели аргументы в пользу этого. Если же он нуждается, то он может взять столько, сколько необходимо для удовлетворения нужд первой необходимости, из казны. Очевидно, что взятое из казны является пособием для поддержки преподавателей, а не платой за это. И если Аллах избавил человека от нужды, то для него предпочтительнее не брать платы за обучение Корану, вопросам вероучения, дозволенному и запретному».
Подводя итог данному исследованию, нужно отметить, что если хадисы Пророка достоверны или достаточно сильны, чтобы служить убедительным аргументом, то совместить их и использовать каждое высказывание Пророка применительно к тем обстоятельствам, в которых оно было сделано, лучше, чем отказаться от какого-либо из достоверных сообщений. В данном случае хадис Ибн ‘Аббаса ясно указывает на дозволенность получения платы за чтение Корана при заговорах или тогда, когда люди извлекают из этого земную пользу. Хадис Сахла ибн Са‘да указывает на дозволенность получения платы за обучение Писанию Аллаха в том случае, если знаток Корана испытывает острую материальную нужду. Не случайно Пророк позволил тому сподвижнику обучить его невесту аятам Корана вместо брачного дара лишь после того, как убедился в том, что у него не было другого подарка, даже железного колечка. Что же касается чтения Корана или обучения ему ради приумножения богатства и как способ обретения средств к существованию, то поступать так запрещено. Упаси нас Аллах от этого!
Данное разъяснение близко к суждению имама Абу ‘Абдаллаха ал-Куртуби, который в комментарии к аяту «Не продавайте Мои знамения за ничтожную цену» (ал-Бакара, 41) сказал: «Второе объяснение [этого аята] — он распространяется на тех, кому поручено обучать Корану, но отказывается делать это, пока ему не заплатят. Если же человеку не поручено делать это, то ему позволено взять плату, на что указывает сунна. Может случиться, что человеку поручено заниматься этим, но он не имеет средств, чтобы прокормить себя и своих детей, и в таком случае он не обязан обучать, а должен трудиться и заниматься ремесленничеством. Имам обязан назначать людей для поддержания религии. Если этого не происходит, то эта обязанность ложится на мусульман. Когда [Абу Бакр] ас-Сиддик стал халифом, он не имел средств для обеспечения своей семьи, и поэтому он взял одежду и вышел на рынок. Его спросили, почему он поступает так, и он ответил: “Как мне прокормить моих детей?!” Тогда люди вернули его и назначили ему жалованье». Это суждение представляется нам наиболее очевидным, а лучше всего об этом известно Аллаху, и Он — Даритель успеха! [1]

Эльмир Кулиев
27 октября 2007 г.
Десять лет я не мог найти дорогу назад, а теперь позабыл откуда пришел.

Madzhnun

  • Гость
Re: Духовность и бизнес
« Ответ #14 : 20 ЭЮпСап 2008, 18:09:24 »
Или итальянские скрипичных дел мастера прошлого, делали скрипки, "мистического звучания". Сколько бы современными технологиями не старались сделать такие скрипки, не могут получить их особое звучание. Помоему, дело не только в технологиях. Имеется нечто скрытое от глаз, это молитвы, которые меняют свойства материи. Например, металл может стать прочнее, чем другой аналогичный. Об этом знают японцы, они соблюдают ритуалы, не из-за того, что это мол дань традиции, а из-за того, что где-то при выполнении ритуала некая молитва может быть принята Богом. Японцы просто понимают что такими неординарными свойствами металл становится не при соблюдении технологий (оно тоже имеет пользу), а при некоем мистическом влиянии.

Madzhnun

  • Гость
Re: Духовность и бизнес
« Ответ #13 : 20 ЭЮпСап 2008, 17:45:42 »
Складывается впечатление, что на фоне экономического кризиса тенденция обращения к теме «Духовность в бизнесе» растёт.

А вот интересно, эта тенденция касается только темы бизнеса и духовности, как некоего исключительного явления или же интерес к духовности растет в целом, и эта тема - лишь частное проявление общего процесса? Другими словами, почему именно "духовность и бизнес", а не "духовность и металлургия", например?




Почему бы и нет, например, Н.А. Назарбаев президент Казахстана, когда работал металургом, по его словам он мог по одному виду расплавленного металла и искры определить содержание марганца или хрома (мало или много их) ,  и причем почти точно, и после лабораторных исследований его предположения оправдывались, и ему, откровенно, говоря я верю. Или некий сварщик может так сварить металл, что его шов будет превосходить по прочности этот цельный металл, но у другого человека этот шов будет обычным или даже непрочным. В процессе корпоративной жизни у человека могут открываться неординарные способности.
Занимайтесь бизнесом и любовью на здоровье и на счастье.

Мустафа

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1089
  • Reputation Power: 17
  • Мустафа has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Духовность и бизнес
« Ответ #12 : 20 ЭЮпСап 2008, 17:29:56 »
Бизнес - это средство осуществления планов. Вопрос духовности в бизнесе - это вопрос духовности планов, для достижения которых затеян бизнес. Личное обогащение или улучшение мира - какова главная цель бизнеса?

kamil

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 71
  • Reputation Power: 0
  • kamil has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Духовность и бизнес
« Ответ #11 : 20 ЭЮпСап 2008, 14:53:54 »
Если исходить из определения, что духовность в бизнесе – это совокупность проявлений духа в деятельности организации, то как можно влиять на его формирование?

7 принципов формирования духа организации
(опыт японских топ-менеджеров)
Материализация: дух организации – её философия, религия, культура и история должны быть воплощены в символике, эмблемах, этикетках, оформлении продукции, брошюрах, буклетах, книгах, плакатах, лозунгах и т.д.
Ценность: все формы материализации духа организации должны представлять эстетическую ценность для работников и потребителей организации.
Повсеместность: дух организации должен присутствовать в каждом помещении, на территории, в каждой вещи – её качестве, надёжности, дизайне.
Развитие: дух организации в разных формах её материализации должен проникать в детские сады, школы, институты, сбытовые организации и т.д.
Участие всех: каждому хочется, чтобы другие узнали не только о его делах, но и о его мыслях и чувствах. Каждый должен быть замечен и услышан.
Соборность: каждый хочет принадлежать к общности людей, в которой он будет признан, в которой он воплотит свои идеи, которая защитит его.
Приверженность: каждый хочет получить силу и гордость за свою компанию. Когда он скажет от имени своих: «МЫ», - он станет в 1000 раз сильнее.


Способом культивирования духа организации может стать Кодекс поведения для её сотрудников.

Кодекс поведения для «IBM»
(сформулирован Томасом Дж. Уотсоном-старшим
в год основания компании – 1914 г. и подтверждённые его сыном
Томасом Уотсоном-младшим в 1956 г.)
1. Уважение. Каждый человек заслуживает уважения.
2. Обслуживание. Каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслуживание, какое возможно.
3. Совершенство. Добиваться совершенства во всём.

Эти принципы составляют стержень всей деятельности компании в её подразделениях по всему миру и по сей день. Они окружены почитанием, оказывают влияние на каждый шаг (даже в виртуальном мире http://www.livebusiness.ru/tags/WEB_otchet/) и на всю политику «IBM».
А нарушители кодекса наказываются http://www.sostav.ru/news/2005/02/28/38/

"Философия основ, дух и энергия организации играют гораздо большую роль в её достижениях, чем технологические или экономические ресурсы, организационная структура, нововведения и координация во времени. Эти факторы очень важны для успеха, но уступают по значению той силе, с какой люди в организации верят в её фундаментальные правила и твёрдости, с какой они их выполняют."
Томас Уотсон-младший, «IBM»

Т.о. кодексом (конечно и личным примером его выполнения первыми лицами компании) можно культивировать дух организации, даже, если это – «Корпорация Коза Ностра» http://www.hr-land.com/pages/art20080107_7005.html

nothing

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 255
  • Reputation Power: 0
  • nothing has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Духовность и бизнес
« Ответ #10 : 19 ЭЮпСап 2008, 13:20:20 »
Иисусу приписывают высказывание - будьте хорошими менялами.
Фразу же Мухаммада - предводитель должен быть слугой людей уже слышал на тренинге по лидерству (правда без ссылки на авторство).
Также вспоминается притча Иисуса, где он рассказывает, как управляющий в последний момент ловко распорядился имуществом хозяина, что также сопровождалось комментарием о том, что не умеющий разрулить материальные вопросы в духовных потеряется тем более.
Таким образом духовность = бизнес = духовность'  :P

P.S. напоследок, очень повлиявший на меня хадис, где Мухаммад говорит, что нет бизнеса круче, чем духовность!
(“Самым достойным заработком является то, что заработано на Писании Аллаха”)


kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Re: Духовность и бизнес
« Ответ #9 : 19 ЭЮпСап 2008, 12:14:59 »
Видимо, потому что духовность имеет отношение к проблемам человека, и бизнес занимается отчасти человеком тоже - психологией, социальной организацией людей, их мотивацией и т.п.

Ну, а металлургия концентрируется на неорганических соединениях )

-)

Еще подумал, что можно провести некоторые параллели между успешным бизнесменом и духовным лидером. И тот, и другой должны обладать харизмой для привлечения людей и ведения дел. И в бизнесе, и в духовности велика роль интуиции, предвидения, и в той, и в другой области присутствует творческое начало.
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100