Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Эстетика и сакральное  (Прочитано 3219 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Солнышко

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 645
  • Reputation Power: 0
  • Солнышко has no influence.
  • ( Блондинка )
    • Просмотр профиля
Re: Эстетика и сакральное
« Ответ #10 : 12 °ТУгбв 2009, 20:32:10 »
Недавно было передача, посвященная древней китайской культуре. Там рассказывалось, что древние считали, человек мог достичь Дао двумя путями. Первый путь -через глубокую медитацию, а второй - через созерцание красоты гор и ручьев.
Если я ничего не путаю, то "дао" по-китайски означает "естественный ход вещей". А по-русски, получается, - Божий Промысел. Непонятно по телепередаче, как можно постичь Божий Промысел через глубокую медитацию (ведь Бог перед нами не отчитывается), и уж тем более - через созерцание пейзажей (разве что их Красоту можно узреть). :-\
Извините Солнышко, но Вы забанены и не можете принимать и отсылать личные сообщения на этом форуме.
Уровень сообщений не соответствует требованиям форума (Админ, гл. 2, стих 2)

Остап

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 344
  • Reputation Power: 1
  • Остап has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Эстетика и сакральное
« Ответ #9 : 26 ёоЫм 2009, 00:16:49 »
T.S. Eliot. TRADITION AND THE INDIVIDUAL TALENT:

What happens is a continual surrender of himself [идеального, за Элиотом, артиста]as he is at the moment to something which is more valuable. The progress of an artist is a continual self-sacrifice, a continual extinction of personality.
There remains to define this process of depersonalization and its relation to the sense of tradition. It is in this depersonalization that art may be said to approach the condition of science.

kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Re: Эстетика и сакральное
« Ответ #8 : 27 °ЯаХЫм 2009, 23:06:02 »
притча даже есть про то как суфий в дороге увидел дохлого пса (! мусульманин) и увидев что ученики брезгливо отвернулись усовестил их сказав "посмотрите как чудесно блестят его клыки".

Это история об Иисусе:

Малик Динар передает, что Иисус, сын Марии, шел как-то со своими учениками, и они заметили труп собаки.
– Фу! – воскликнули ученики, – что за смрад!
Тогда Иисус приостановился и указал на сияющие белизной зубы собаки. Как повествуется далее, Иисус уко-рил своих учеников в том, что они отозвались дурно о бедном псе, и промолвил:
– О Божьих созданиях не говорите ничего, кроме хвалы.  – Там же, том 3, с. 383.

Низами в своем Махзан ал-асрар (Сокровищница тайн) излагает иную версию этой истории:

Однажды Иисус, вечный странник, проходил мимо базара. На краю дороги он приметил труп собаки, брошенный, подобно Иосифу в колодце. Разношерстная толпа собралась вокруг, нависнув над мертвечиной, словно стервятники.
– Какое ужасное зловоние! – заметил один, – от этого запаха разум гаснет, как светильник на ветру.
– Мало того, – добавил другой, – от этого зрелища мутнеет в глазах и подступает тошнота.
Собравшиеся продолжали в том же духе, вымещая свою злобу на падали. Иисус же в свой черёд заметил:
– Сколь прекрасны эти зубы, виднеющиеся в пасти!
Однако толпа, движимая отвращением или злобой, восприняла это с насмешкой.

Пренебрегай недостатками других,
Не придавай значения своей благотворительности.
Обрати очи свои внутрь,
К самосозерцанию.

Аттар в Мосибат намэ (с. 302) передает эту историю иначе:

Собака мёртвая, смердя, валялась у дороги,
С открытой пастью, уткнувшейся в землю.
Идущий мимо Иисус воскликнул:
“Достопочтенно сколь создание сие!
И сколь красива белизна зубов!”
Слеп к запаху и к скверне,
Он видел только красоту.

Если ты действительно провидец реальности,
Божий раб,
То исповедуй сердца чистоту,
Единство прозревая
В разнообразии оттенков и цветов.
Великодушен будь и милосерден,
Добросердечен, верен,
Дары Господни благодарно
Отплачивай как преданный.
И если довелось тебе узнать Его,
Закончи ученичество в служенье Богу,
Всегда приемля благодарно
Дары Его.

Из года в год ты расцветаешь
По доброте Его – и всё же забываешь
Признательно Его благодарить
За милости.

Джавад Нурбахш. Иисус глазами суфиев.
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

joker

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 63
  • Reputation Power: 0
  • joker is looked down upon.
    • Просмотр профиля
Re: Эстетика и сакральное
« Ответ #7 : 27 °ЯаХЫм 2009, 19:39:13 »
притча даже есть про то как суфий в дороге увидел дохлого пса (! мусульманин) и увидев что ученики брезгливо отвернулись усовестил их сказав "посмотрите как чудесно блестят его клыки".
красоту искать надо в человеке, в котором она отражается и который обратит на нее ваше внимание (поскольку не во всех есть способность ее узнавать сразу и везде, но многие в этом нуждаются), так по моему. вот уж у кого есть поучиться если этот навык вообще поддается развитию

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Эстетика и сакральное
« Ответ #6 : 27 °ЯаХЫм 2009, 18:05:58 »
Вероятностное описание мира как "колебания занавеса" и платоновская пещера.

Вяч. Вс. Иванов передает слова Б.Пастернака:

Главная метафора была вот какая: он считал, что его искусство, и проза, и поэзия, на протяжении всей его жизни, выполняло ту же задачу, которую ставила перед собой наука в это же время. А именно (я попытаюсь передать его метафорическое описание): мы не видим, не воспринимаем мир так, как он есть, не можем этого сделать. Мир от нас закрыт. Но он закрыт занавесом, который колеблется. И то, что мы делаем, и в науке, и в искусстве, это описание колебания этого занавеса. Чтобы было понятней, откуда идет эта метафора, я напомню вам Платона, которым Пастернак в университетские годы увлекался (сохранились его конспекты мыслей Платона). Вы помните этот образ людей в пещере: сидящие в пещере не видят того, что за ее пределами, но перед ними мелькают некоторые образы, тени, которые могут дать некоторое представление о том, что происходит за пределами пещеры. Колебания занавеса – это современный вариант этого образа. Колебания занавеса – это то, что иначе мы можем назвать вероятностной картиной мира, то есть картиной, которая не предполагает полного описания. Мы понимаем, что и в науке, и в искусстве оно невозможно, но понимаем также, что у нас есть средства, которые позволяют в какой-то степени к нему приблизиться.

http://kogni.narod.ru/lectio1.htm
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Эстетика и сакральное
« Ответ #5 : 23 °ЯаХЫм 2009, 14:46:38 »
Поистине, величайшие шедевры вызывают ощущение, что "вы в присутствии силы, которая превышает все, что вы можете себе представить себе, чего-то большего, чем когда-либо будет возможно для вас". Они создают "воображаемые миры", которые "насыщены затрагивающими нас эмоциями, фокусируют  внимание, бросая интеллектуальные вызовы, которые мы с наслаждением принимаем ". И, как это было изначально для  доисторических женщины и мужчины, которые впервые обнаружили красоту в мире, "они дают возможность сегодняшнему человеку испытывать признтельность других людей и чувство единения с ними".

Indeed, the greatest masterpieces produce a sense that “you are in the presence of a power that exceeds anything you can imagine for yourself, something greater than you ever can or will be.” They create “imaginary worlds” that are “saturated with the most affecting emotions, the focus of rapt attention, offering intellectual challenges that give pleasure in being mastered.” And, as they did originally for “the prehistoric women and men who first found beauty in the world,” they provide for human beings today “a feeling of recognition and communion with other human beings.”

http://www.hoover.org/publications/policyreview/41857737.html (Статья о эволюционных корнях эстетического чувства).
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Остап

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 344
  • Reputation Power: 1
  • Остап has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Эстетика и сакральное
« Ответ #4 : 22 °ЯаХЫм 2009, 12:35:43 »
связь кажеться между эстетикой и сакральным можна усмотреть в той отрешенной позиции наблюдения, описываемой в эзот. лит-ре и которой от деятеля искусств требует его ремесло.

Ведь стоит сравнить те полуобморочные состояние, в которых людей арестовывают в начале "Архипелага Гулаг" - с состоянием професион. писаки Михаила Хэйфеца (это ему когда-то поручили предисловие для готовившегося советского издания Бродского в 60-х): "Ясно помню свое состояние, когда меня взяли для первого личного обыска. Я аж дрожал от интереса и впитывал в себя буквально каждую минуту" (М.Х., Русское поле. Цит. по памяти).

Остап

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 344
  • Reputation Power: 1
  • Остап has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Эстетика и сакральное
« Ответ #3 : 31 јРав 2009, 16:37:54 »
 Теза о красоте как приближении к сакральному неудобна для обсуждения.
Ведь что тогда сказать о той красоте, описания которой встретишь иной раз в творчестве  "проклятых поэтов", или уважаемого немецкой критикой классика, но патологоанатома по професии Бэля?

Зато с другого конца наблюдается бОльшая согласованность. Так, Лариса Петровна Косач, в одном из писем к Кобылянской, размышляет, что "пошлость - это грех против Духа Святого" (тот грех, что, как помним, не прощаеться).
 Набоков в лекциях о "Мертвых душах" также устанавливает связь между Чичиковым как первым лицом в "мировом списке пошляков" и его "инфернальностью", "проклятостью", "отсутствием собственной души".

Продолжая развивать тему в этом направлении, можно вспомнить об одном из включенных в "пошлость" значений "отсутствия вкуса" и о той важности, которую понятиям "наличии вкуса - отсутствии вкуса" придает Руми в своем маснави.

kima

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 7
  • Reputation Power: 0
  • kima has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Эстетика и сакральное
« Ответ #2 : 20 јРав 2009, 11:52:28 »
Недавно было передача, посвященная древней китайской культуре. Там рассказывалось, что древние считали, человек мог достичь Дао двумя путями. Первый путь -через глубокую медитацию, а второй - через созерцание красоты гор и ручьев.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Эстетика и сакральное
« Ответ #1 : 10 јРав 2009, 15:00:51 »
Красота не только источник удовольствия, но и этический зов, требующий  "отказаться от нашей самовлюбленности и с благоговением смотреть на мир", и она предлагает возможность приблизиться к сакральному даже тем, кто лишен религиозных верований.

Beauty is not only a source of pleasure but also an ethical summons, requiring us to “renounce our narcissism and look with reverence on the world,” and offering intimations of the sacred even to those who have no truck with religious belief.

http://www.prospect-magazine.co.uk/article_details.php?id=10641
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100