Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Аскеза как борьба с симулякрами  (Прочитано 1694 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Остап

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 344
  • Reputation Power: 1
  • Остап has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Аскеза как борьба с симулякрами
« Ответ #9 : 12 јРав 2010, 14:07:51 »
simulacrum есть уже в Вульгате, означает там идолов.

Обращение Бога к Еремии - "Сыне мой, пора уничтожить твои "симулякры" потом использует Данте в "Вита нова" - этой фразой к нему обратилась сама Любовь.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Аскеза как борьба с симулякрами
« Ответ #8 : 12 јРав 2010, 13:56:07 »
(о симулякрах)

“Я дожил до того времени, когда слово стало относиться не к предмету, например к дереву, а лишь к тексту о дереве, возникшему из текста о дереве, и так без конца”

Чеслав Милош. “Собачонка у дороги”.

Источник
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Аскеза как борьба с симулякрами
« Ответ #7 : 11 јРав 2010, 14:09:26 »

Символы подменяют живой опыт. Вместо ощущения голода - стрелка часов, подсказывающая, что пора его испытывать.  

Ну вроде блуждающий нерв не атрофировался еще у большинства людей :-) Про стрелку часов - это, мне кажется, все-таки преувеличение.


Да, конечно это преувеличение. Я воспользовался риторическим приемом, позволяющим выразить свою мысль кратко и заостренно. Я не имел в виду, что никто, кроме аскетов, не испытывает чувство голода.   (Не говоря уже о многих миллионах людей, которые голодают не по своей воле). Когда я писал про стрелку часов мне это казалось очевидным и не требующим уточнений.

* * *

Вы пишете:

А разве симулякры - это не "имитация имитации", "символ, указывающий на символ"? То есть кино, фотомонтаж, виртуальная среда - именно это в первую очередь является симулякрами. И тут возникает вопрос: ведь искусство вызывает переживания, можно ли их также охарактеризовать как "нереальные переживания"? Насколько помню, и в суфизме роль символов, символического языка очень велика - можно ли тогда различить реальные и нереальные переживания в таком случае?

Я думаю, что символ символу рознь. Иногда символ указывает на Реальность и является лучшим или даже единственным способом на нее указать. Иногда символ становится идолом и не указывает ни на что реальное.


Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Аскеза как борьба с симулякрами
« Ответ #6 : 11 јРав 2010, 00:43:38 »
Наш мир - это мир не столько физических объектов, сколько символов, вещей, которые указывают на что-то еще, как дорогой автомобиль указывает на социальный статус владельца. Вместо реальных предметов - изображения чего-то несуществующего. Человек погружен в среду, состоящую из симулякров, которые  порождают нереальные переживания, "фантомные боли души".

А разве симулякры - это не "имитация имитации", "символ, указывающий на символ"? То есть кино, фотомонтаж, виртуальная среда - именно это в первую очередь является симулякрами. И тут возникает вопрос: ведь искусство вызывает переживания, можно ли их также охарактеризовать как "нереальные переживания"? Насколько помню, и в суфизме роль символов, символического языка очень велика - можно ли тогда различить реальные и нереальные переживания в таком случае?
Мне кажется, что переживания, даже если они вызваны чем-то совсем иллюзорным, все равно реальны. Фантомная боль так же реальна, как и нефантомная, "настоящая"; реакции на раздражитель могут быть неадекватными стимулу, но чувства и переживания, возникающие при этом, реальны. Насколько они адекватны или уместны в каждом конкретном случае - это да, вопрос; но стоит ли при этом сомневаться в реальности переживаний и чувств (особенно чужих :-) )?

Символы подменяют живой опыт. Вместо ощущения голода - стрелка часов, подсказывающая, что пора его испытывать.  

Ну вроде блуждающий нерв не атрофировался еще у большинства людей :-) Про стрелку часов - это, мне кажется, все-таки преувеличение.

Аскеза возвращает человека в мир подлинных переживаний. Холод, голод, физический (да и психологический) дискомфорт позволяют в какой-то мере ощутить мир реальных вещей в опыте непосредственного переживания.

С одной стороны - да, дискомфорт возвращает к реальности. С другой стороны, аскеза может иметь символическое значение, и поэтому отделить "возвращение из мира символов в реальность" от "ухода из реальности в мир символов" может быть невозможно. И кроме того, по собственному опыту могу сказать, что длительное воздержание от еды или сна через некоторое время вызывает ощущение эйфории (это физиологическая реакция, известны ее механизмы; воздержание от сна и пищи даже практикуется при лечении депрессий). Некоторые люди склонны постоянно заниматься аскетическими практиками ради достижения эйфорического состояния. Так что все хорошо в меру, видимо :-)
« Последнее редактирование: 11 јРав 2010, 13:27:12 от Ева »
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Аскеза как борьба с симулякрами
« Ответ #5 : 23 ДХТаРЫм 2010, 23:21:31 »
Энциклопедия симулякров - как зеркальное отражение "нашего мира"-начинается с буквы "Я".
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Аскеза как борьба с симулякрами
« Ответ #4 : 23 ДХТаРЫм 2010, 17:55:02 »
Если уж мы погружены в "среду,состоящую из симулякров",то единственный путь-перейти в чистый четверг :).    Но на самом деле эти смешные "симулякры" Э.Кассирера - важнейшее в духовном поиске,пронизывающее всё и решающее всё :o.
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

Мустафа

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1089
  • Reputation Power: 17
  • Мустафа has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Аскеза как борьба с симулякрами
« Ответ #3 : 23 ДХТаРЫм 2010, 12:36:27 »

Если уж приходится ездить в дорогом авто, то можно зимой опускать все стекла на дверцах, а летом включать печку вместо кондиционера, чтобы не отрываться от реальности.  Или на боку "Бентли" крупными буквами писать "Это - СИМУЛЯКР, а водитель - незначительная личность". :)

Может быть пора завести сетевую энциклопедию симулякров в стиле Википедии? :)

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Аскеза как борьба с симулякрами
« Ответ #2 : 22 ДХТаРЫм 2010, 20:14:06 »
Символы создают и животные.И "защитные",скорее всего,тоже.Нам нужен,для спокойствия,уютный мир.Грудные дети "укачивают" себя,а соска - чем не символ?Затем приходят"самый сильный-мой папа",и т.д.,до "мессии","всемогущей науки"и пр.Более того - весь"наш мир"-симулякр,и единственным результатом аскезы может стать лишь более "правдоподобный "наш мир".Как усыпить себя - "вот в чём вопрос"-с помощью "голодных" или "сытых" фантазий?..
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Аскеза как борьба с симулякрами
« Ответ #1 : 20 ДХТаРЫм 2010, 10:05:31 »
Мы живем в символическом окружении. По определению Э.Кассирера, человек это "животное, созидающее символы".

Наш мир - это мир не столько физических объектов, сколько символов, вещей, которые указывают на что-то еще, как дорогой автомобиль указывает на социальный статус владельца. Вместо реальных предметов - изображения чего-то несуществующего. Человек погружен в среду, состоящую из симулякров, которые  порождают нереальные переживания, "фантомные боли души". Символы подменяют живой опыт. Вместо ощущения голода - стрелка часов, подсказывающая, что пора его испытывать.  

Аскеза возвращает человека в мир подлинных переживаний. Холод, голод, физический (да и психологический) дискомфорт позволяют в какой-то мере ощутить мир реальных вещей в опыте непосредственного переживания.  
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100