Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: П.А.Флоренский: ученый и священник с астральным телом  (Прочитано 1612 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Мустафа

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1089
  • Reputation Power: 17
  • Мустафа has no influence.
    • Просмотр профиля
Спасибо, что избавили от тяжких раздумий.. .  :)

Мысль о бесконечной скорости, "везде и нигде", по-моему перекликается с одной гипотезой из физики, по которой Вселенная состоит лишь из одного электрона (или другой частицы), но вездесущего. )

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Цитировать
Известный русский мыслитель и филолог А.Ф.Лосев, находившийся под влиянием Флоренского, тоже высказывал весьма причудливые идеи о физическом устройстве мира - что-то в таком духе, будто тела, достигшие скорости света, превращаются в платоновские идеи*.

Интересно, по какой цепочке умозаключений нужно пройти, чтобы увидеть эту идею? (такой навязчивый вопрос, что пришлось высказать, а то я уже битый час пытаюсь восстановить этот ход мыслей :) )


В гл. 5 "Диалектики мифа" можно найти ответ на этот вопрос. Я привел цитату выше, можно повторить в более развернутом виде:

V. Как же мыслить себе физически  разную степень вечности? К счастью, современная наука возвращает нам эту давно утерянную мифическую идею и делает ее мыслимой как математически, так и физически. a) Время проявляется в физическом теле как движение или покой. Движение может иметь разную скорость. Чем тело движется быстрее, тем расстояние между предельными точками его объема делается все меньше и меньше заметным. Вычислено, что если тело движется со скоростью света, то объем его равен нулю. Стало быть, определенная выявленность времени уже приводит тело к полной деформации; не переставая по смыслу своему быть телом, оно уже перестает иметь объем. b) Допустим, что тело движется со скоростью, большею света. Тогда, очевидно, объем его будет равен какой-нибудь мнимой величине; и мы погрузимся в царство таких тел я времен, из которых наши тела и времена могут появиться только путем выворачивания наизнанку и устремления «головой вниз» и «вверх пятами». c) Допустим, наконец, что тело движется с бесконечно большою скоростью. Это будет значить, что оно находится сразу и везде (ибо в один миг оно охватывает всю бесконечность, скорость его бесконечна) и нигде (ибо оно непрерывно движется и нигде не остается и не застревает). Это и есть вечность идей, – да, да, этих самых платоновских идей, – которая сразу везде и нигде, в которой следствие раньше причины, т.е. которая есть царство абсолютных целей и идеальность которой физически мыслима только лишь как тело, все то же самое, обыкновенное земное тело, но движущееся с бесконечно большой скоростью. И поэтому, если хотите, платонизм есть просто отдел физики или физика есть отдел платонизма (это одно и то же). Только так и может рассуждать мифология, для которой все телесно и все нетелесно в одно и то же время.

отсюда

Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Мустафа

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1089
  • Reputation Power: 17
  • Мустафа has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитировать
Известный русский мыслитель и филолог А.Ф.Лосев, находившийся под влиянием Флоренского, тоже высказывал весьма причудливые идеи о физическом устройстве мира - что-то в таком духе, будто тела, достигшие скорости света, превращаются в платоновские идеи*.

Интересно, по какой цепочке умозаключений нужно пройти, чтобы увидеть эту идею? (такой навязчивый вопрос, что пришлось высказать, а то я уже битый час пытаюсь восстановить этот ход мыслей :) )

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
П.А.Флоренский против Коперника
« Ответ #3 : 19 РЯаХЫп 2010, 17:01:16 »
Ссылаясь на «Божественную комедию» Данте, Флоренский выступает против гелиоцентрической системы Коперника. Интерпретирует опыт Майкельсона — Морли как доказательство неподвижности Земли. Объявляет «пресловутый опыт Фуко» принципиально бездоказательным. Комментируя специальную теорию относительности А.Эйнштейна, Флоренский приходит к выводу, что за пределом скорости света начинается нефизический «тот свет». Этот потусторонний мир мнимых величин даёт описание высшей вечной реальности.

Википедия

(Любопытно: в этой же статье указывается, что в Флоренский в своей работе "Столп и утверждение истины" ссылается, среди прочих, на П.Д.Успенского).

* * *

Известный русский мыслитель и филолог А.Ф.Лосев, находившийся под влиянием Флоренского, тоже высказывал весьма причудливые идеи о физическом устройстве мира - что-то в таком духе, будто тела, достигшие скорости света, превращаются в платоновские идеи*.


---------------------------------
* "Это и есть вечность идей, – да, да, этих самых платоновских идей, – которая сразу везде и нигде, в которой следствие раньше причины, т.е. которая есть царство абсолютных целей и идеальность которой физически мыслима только лишь как тело, все то же самое, обыкновенное земное тело, но движущееся с бесконечно большой скоростью. И поэтому, если хотите, платонизм есть просто отдел физики или физика есть отдел платонизма (это одно и то же)". А.Ф.Лосев. "Диалектика мифа".  отсюда



« Последнее редактирование: 19 РЯаХЫп 2010, 17:04:49 от wayter »
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

caluger

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 119
  • Reputation Power: 0
  • caluger has no influence.
    • Просмотр профиля
Содержание отрывка беседы, которую Вы приводите, уважаемый Weyter, оставляет впечатление чего-то недопонятого участницей беседы с протоиереем Павлом Флоренским. Но надо иметь в виду ещё и следующее. Отец Павел по своим интеллектуальным дарованиям был, безусловно, незаурядным человеком. Но от, как и многие его талантливые современники - Владимир Соловьёв, протоиерей Сергий Булгаков, Николай Бердяев, Василий Розанов, отличался весьма великим дерзновением, а потому и выдвигал ряд смелых и неоднозначно воспринимаемых идей в области как философии, так и богословия. Так, например, софиология (учение о Софии, премудрости Божией) В.Соловьёва, С.Булгакова и П.Флоренского осуждена церковью. Кроме того, по свидетельству знавших его людей, о.Павел и в частной жизни отличался большой оригинальностью. Потому многие богословы и историки церкви отказываются доверять оставшемуся после о.Павла весьма обширному рукописному архиву, содержащему не только его тексты, но и , например, знаменитую запись Н.А.Мотовилова его беседы с преподобным Серафимом Саровским "О цели христианской жизни".
Понятно, что даже сам термин "астральное тело" не принимается церковью и в устах священника звучит предосудительно.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
П.А.Флоренский - видный русский богослов, мыслитель и ученый, православный священник.

Из бесед с П.А.Флоренским, записанных Н.Я.Симонович-Ефимовой.

"Ставящий себе препятствие только внешнее, разрушает свое астральное тело. Все дело в том, как борятся с грехом. Надо бороться активно - это укрепляет астральное тело (аскетизм), а наружная борьба с оставлением разъедания в мыслях - разрушает.

У грешащего постоянно - астральное тело искрашивается, улетучивается к концу, к смерти. Не остается ничего, он является в будущую жизнь голый (ап. Павел назвал: духовное тело без плоти), рассеивается; а с плотной душой воплощается в новую жизнь. <...>

Принадлежность к народу, к церкви тоже помогает держаться астральному телу, так что не столь безнадежно".

Литературная Газета. 9.XI.94 N45 (5525)
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100