Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Торгашеский дух или высокая духовность  (Прочитано 852 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Caterpillar

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 471
  • Reputation Power: 7
  • Caterpillar has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Торгашеский дух или высокая духовность
« Ответ #3 : 13 јРав 2011, 01:10:57 »
Мне кажутся симпатичными оба варианта.
Да, их формируют разные условия и возможности, но направленность общая - помочь другому. К тому же, так наз."торгаш"  при желании может выступить и в роли бессеребреника.

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Торгашеский дух или высокая духовность
« Ответ #2 : 23 ДХТаРЫм 2011, 02:48:41 »
Статья о связи между духом наживы и желанием милосердно напоить детей водой:

...“Но зачем он брал за это деньги? — предвижу возмущенный вопрос. — В этом же все дело! Если бы он просто угостил других детей, вот это было бы по-нашему, благородно! А в стремлении заработать и проявилась чуждая нам культура чистогана”...

Тема не такая простая, но если не влезать в высокие материи типа вопросов оплаты труда священников и прочих представителей "духовной" сферы, то да, такая точка зрения - это особенности менталитета, сформировавшегося в условиях "двойной морали".
Подход при этом вырабатывается простой: если располагаешь важными ресурсами, то продавать их "своим" - стыдно, надо ведь отдавать даром; а отдавать даром тоже на всех не напасешься. В итоге получается "собака на сене" - сделать бесплатно нет возможности, а за плату - тоже некрасиво :-)

Не случайно в постсоветском обществе до сих культивируется образ "идеальных" представителей некоторых профессий: врач-бессеребренник, который пашет круглосуточно и за смешную зарплату, мечтая вылечить всех поголовно; учитель, который из любви к детям готов учить их почти задаром и пожертвовать жизнью ради десятка остолопов, в то время как ему с трудом удается обеспечить своих детей; социальный работник, который на добровольных началах дни и ночи возится с наркоманами, проститутками и бомжами, и т. д. и т. п. То, каким образом эти идеи отражаются на состоянии образования и здравоохранения, нетрудно заметить.

ЖЖ юзер budurada как-то посвятила этому вопросу целую серию постингов (в основном разговор шел об оплате труда психологов, но и общий культурный контекст обсуждался):
Цитировать
Специалисты по психологии труда много пишут о том, что деньги не заменяют морального удовлетворения. Человеку в норме недостаточно получать зарплату: необходимо так же верить в то, что делаешь, испытывать удовольствие от своей деятельности и осознавать её нужность.

Но мы почему-то нередко забываем обратное: получать только моральное удовлетворение от любимой работы ТОЖЕ недостаточно. Хотя бы потому, что деньги – это зачастую мерило востребованности, нужности и\или оценки качества работы.

[Я оставляю за рамками этого текста бытовую мифологию относительно отдельных групп профессий. Например, «Настоящий Художник (Поэт, Писатель) должен быть бедным и вообще не думать о деньгах, творя искусство ради искусства, иначе это не Художник». Некоторое время назад в одном сообществе для декораторов девушка искала художника, который распишет ей несколько предметов мебели за «создание чудесной творческой атмосферы и чай с печеньем». Убеждение, что художник – это тот, кто работает за пачку печенья, не удается перебить ни опытом классиков (ни Микеланджело, ни Леонардо да Винчи за полкило ирисок заказы не брали), ни здравым смыслом.]

Ситуация дополнительно осложняется, когда речь заходит о помогающих профессиях. «Пользователи» с одной стороны хотят, чтобы представитель помогающей профессии достойным доходом и социальной успешностью доказал свою профессиональную компетентность (а значит, высокую востребованность и оплачиваемость), с другой, чтобы был честным (а значит бедным! непременно бедным!) и всего себя отдавал людям «безвозмездно. То есть, даром». Поэтому неудивительно, что толику презрения зачастую получают и врач из бесплатной поликлиники или больницы («хороших-то специалистов в нормальные места взяли, а за такие деньги только халтурщики или неудачники, никуда не попавшие, работают»), и врач, работающий в платном центре («деньги за лечение брать вообще безнравственно! здоровье – это ведь предмет первой необходимости»). Угодить обеим моделям одновременно – невозможно.

Отсюда
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Торгашеский дух или высокая духовность
« Ответ #1 : 21 ДХТаРЫм 2011, 16:10:50 »
Статья о связи между духом наживы и желанием милосердно напоить детей водой:


Довольно позорная ситуация: высокодуховных и свободных от всякой корысти взрослых дядей из администрации лагеря абсолютно не беспокоило то, что сразу бросилось в глаза юному иностранцу: дети на пляже хотят пить! Решительно никто из штатных работников не позаботился о том, чтобы их напоить, пока об этом в одиночку не позаботился юный американец.

“Но зачем он брал за это деньги? — предвижу возмущенный вопрос. — В этом же все дело! Если бы он просто угостил других детей, вот это было бы по-нашему, благородно! А в стремлении заработать и проявилась чуждая нам культура чистогана”…

Все остальные — и дети, и взрослые — наслаждались теплым морем и ласковым солнцем, веселились и развлекались. Он один пожертвовал своим отдыхом и притащил воду, чтобы все остальные могли утолить жажду. Угощают друзей, пришедших в гости. Поить полный пляж детей — это работа. Она должна оплачиваться. Нужная работа должна оплачиваться хорошо. Заметим: высокодуховные администраторы детского лагеря получали неплохую зарплату, но не исполняли свои обязанности! Не заботились о том, чтобы у детей была вода. На это им было наплевать. И участники высокого совещания этих чиновников не осудили. Но свысока и с презрением говорили о мальчишке, который исполнил чужую работу…

Полностью здесь
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100