Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Критика буддизма (со всем почтением)  (Прочитано 13663 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Критика буддизма (со всем почтением)
« Ответ #13 : 10 РЯаХЫп 2012, 20:08:13 »
Кстати один буддист сказал такую фразу: причина страданий в стремлении к нирване, т.е. сама возможность быть вне страданий и есть причина их наличия. Следовательно освобождаясь от нирваны( и от буддизма заодно) мы освобождаемся от страданий. Весело правда?


Я думаю, он имел в виду, что желание нирваны и невозможность в данный момент ее испытать также может порождать страдание или неудовлетворенность. Но это не значит, что освобождаясь от нирваны, мы освобождаемся от страданий.
Тут ещё и в том дело, что от нирваны избавиться невозможно :) . А вот от стремления к некоей "нирване" - вполне.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Критика буддизма (со всем почтением)
« Ответ #12 : 10 РЯаХЫп 2012, 20:06:39 »
Как мне кажется, есть некая заметная разница между тем, когда человек бежит ОТ и тем, когда стремится К.

По сути, именно об этой разнице я тут и говорю: с одной стороны отрицательный подход, с другой - положительный. Это разный подход.

Я бы добавил, что представителей этих двух подходов можно найти и в буддизме, и в суфизме, просто в буддизме первый подход ярче выражен.
Полностью согласен.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Re: Критика буддизма (со всем почтением)
« Ответ #11 : 10 РЯаХЫп 2012, 20:05:18 »
Как мне кажется, есть некая заметная разница между тем, когда человек бежит ОТ и тем, когда стремится К.

По сути, именно об этой разнице я тут и говорю: с одной стороны отрицательный подход, с другой - положительный. Это разный подход.


Я бы добавил, что представителей этих двух подходов можно найти и в буддизме, и в суфизме, просто в буддизме первый подход ярче выражен.
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Re: Критика буддизма (со всем почтением)
« Ответ #10 : 10 РЯаХЫп 2012, 20:01:07 »
Кстати один буддист сказал такую фразу: причина страданий в стремлении к нирване, т.е. сама возможность быть вне страданий и есть причина их наличия. Следовательно освобождаясь от нирваны( и от буддизма заодно) мы освобождаемся от страданий. Весело правда?


Я думаю, он имел в виду, что желание нирваны и невозможность в данный момент ее испытать также может порождать страдание или неудовлетворенность. Но это не значит, что освобождаясь от нирваны, мы освобождаемся от страданий.
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Критика буддизма (со всем почтением)
« Ответ #9 : 10 РЯаХЫп 2012, 19:38:21 »
Моя главная претензия к буддизму в том что он не актуален и не современен. Есть куда более интересные и продвинутые учения. Вот например современная альтернатива буддисткой философии:



Мне кажется, радикальный конструктивизм во многом схож с буддийским видением мира, только в буддизме эта тема лучше разработана, и там - это предмет опытного знания, которое позволяет человеку двигаться дальше, в то время как здесь - это лишь теория для узкого круга людей без какого-либо практического применения.
Да, в сравнении с буддизмом радикальный конструктивизм выглядит весьма бледно.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Критика буддизма (со всем почтением)
« Ответ #8 : 10 РЯаХЫп 2012, 19:36:32 »
Цитировать
Кстати один буддист сказал такую фразу: причина страданий в стремлении к нирване, т.е. сама возможность быть вне страданий и есть причина их наличия. Следовательно освобождаясь от нирваны( и от буддизма заодно) мы освобождаемся от страданий. Весело правда?
Вот, кстати, знаменательный момент. Один из трёх корней неблагого, согласно буддизму - бегство от неприятного (ненависть). Стремление избавиться от страданий - это тоже бегство от неприятного. Но вот если человек стремиться освободиться от страдания через следование Дхарме, это считается уже непомрачённым стремлением. Просто - считается. Вот договорились так. В Махаяне этот вопрос решили ещё радикальнее: человек там, давая обет бодхисаттвы, уже не столько стремится сам избавиться от страданий, сколько - стать тропинкой к спасению для других. Это, нмв, очень важный шаг, который сделала Махаяна.
Вероятно, стоит в контексте вашего поста задать вам вопрос о концепции времени в буддизме?
А что именно Вы хотели бы узнать или обсудить?
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Критика буддизма (со всем почтением)
« Ответ #7 : 10 РЯаХЫп 2012, 19:28:39 »

Будда совсем ничего не говорит о том стремлении, которое подвигает существо (человека) идти по пути Дхармы.
Разве наличие страдания не является тем, что подвигает человека на путь дхармы? Человек стремится к освобождению от страдания, к тому, чтобы выйти за пределы круговорота жизни.
Как мне кажется, есть некая заметная разница между тем, когда человек бежит ОТ и тем, когда стремится К. Я просто встречал такие настроения среди буддистов, именно практически слово в слово - стремление к освобождению от страдания. Которое логически выливалось в эскапизм, при котором оное спасение виделось в "небытии" нирваны (да, они понимали нирвану именно так и с ними не согласен не только я, но и многие учителя буддизма, но тем не менее).

По сути, именно об этой разнице я тут и говорю: с одной стороны отрицательный подход, с другой - положительный. Это разный подход. Ведь человек может совсем не стремиться к избавлению от страдания, более того, он может и не особо страдать в данных условиях (отсутствие явного страдания). Но при этом он может стремиться к непомрачённому (назовём это так) и это стремление зачастую является куда более мощной силой. Потому что это любовь.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

Зейтан

  • Космический
  • Особые ограничения - ЛС
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 4214
  • Reputation Power: 55
  • Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Критика буддизма (со всем почтением)
« Ответ #6 : 10 РЯаХЫп 2012, 19:04:27 »
Цитировать
Разве наличие страдания не является тем, что подвигает человека на путь дхармы? Человек стремится к освобождению от страдания, к тому, чтобы выйти за пределы круговорота жизни.

Дело в том что нет никакого страдания самого по себе. Что такое страдание? Это реакция человека на определенное внешнее воздействие. Страдание это отношение, обусловленное устройством и работой нашей нервной системы. Поэтому нельзя сказать что страдание всегда в НАЛИЧИИ. Оно может быть, а может и не быть, это зависит от человека и от тех условий в которых он живет. Т.е. страдание СУБЪЕКТИВНО.

Кстати один буддист сказал такую фразу: причина страданий в стремлении к нирване, т.е. сама возможность быть вне страданий и есть причина их наличия. Следовательно освобождаясь от нирваны( и от буддизма заодно) мы освобождаемся от страданий. Весело правда?

nisso

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2433
  • Reputation Power: 50
  • nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Критика буддизма (со всем почтением)
« Ответ #5 : 10 РЯаХЫп 2012, 18:40:18 »
Спасибо, plot, вы как всегда доброжелательны... :)
Вероятно, стоит в контексте вашего поста задать вам вопрос о концепции времени в буддизме?
Любовь - это камешек, смеющийся на солнце. (Жак Лакан)

kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Re: Критика буддизма (со всем почтением)
« Ответ #4 : 10 РЯаХЫп 2012, 18:24:18 »
Моя главная претензия к буддизму в том что он не актуален и не современен. Есть куда более интересные и продвинутые учения. Вот например современная альтернатива буддисткой философии:



Мне кажется, радикальный конструктивизм во многом схож с буддийским видением мира, только в буддизме эта тема лучше разработана, и там - это предмет опытного знания, которое позволяет человеку двигаться дальше, в то время как здесь - это лишь теория для узкого круга людей без какого-либо практического применения.
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Re: Критика буддизма (со всем почтением)
« Ответ #3 : 10 РЯаХЫп 2012, 18:19:42 »

Будда совсем ничего не говорит о том стремлении, которое подвигает существо (человека) идти по пути Дхармы.


Разве наличие страдания не является тем, что подвигает человека на путь дхармы? Человек стремится к освобождению от страдания, к тому, чтобы выйти за пределы круговорота жизни.
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

Зейтан

  • Космический
  • Особые ограничения - ЛС
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 4214
  • Reputation Power: 55
  • Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Критика буддизма (со всем почтением)
« Ответ #2 : 10 РЯаХЫп 2012, 16:51:13 »
Моя главная претензия к буддизму в том что он не актуален и не современен. Есть куда более интересные и продвинутые учения. Вот например современная альтернатива буддисткой философии:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%BC

По поводу вашего парадокса, он заключается в том что если духовно развиваться нужно исходя из какой то умозрительной системы, то значит стремление развиваться внешнее по отношению к человеку, т.е. он его приобрел столкнувшись с каким то учением. Тогда возникает логический вопрос: а как появилась первая умозрительная система духовного развития? А если оно заложено внутри человека то любая система вторична, она может как помочь человеку так и помешать ему в развитии, потому что не учитывает его индивидуальности и специфики.

plot

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Критика буддизма (со всем почтением)
« Ответ #1 : 10 РЯаХЫп 2012, 15:55:12 »
Понимаю, что это самое неблагодарное дело - критиковать какое-либо учение. Сразу находится множество обиженных людей. В данном случае меня извиняет то, что сам я являюсь человеком, который дышит к буддизму весьма и весьма неровно и с любовью изучает это учение и эту практику изнутри. Так или иначе, хочу заранее попросить прощения у всех, кого может задеть ниже написанное.

Будда совсем ничего не говорит о том стремлении, которое подвигает существо (человека) идти по пути Дхармы. Стремление к не-помрачённости само по себе у Будды не освещается никак. Он постулирует наличие помрачений, вплоть до самых глубинных, но не касается стремления к не-помрачённости, лишь упоминает о такой непомрачённой мотивации, которую следует развивать – о стремлении к следованию Дхарме. Между тем это очень важный момент. Откуда берётся это стремление?
 
Если бы оно не было свойственно живым существам изначально, то мир никогда бы не увидел Дхармы и Будда никогда не появился бы в мире, поскольку Дхарма на пустом месте образоваться не может. Если же это стремление свойственно живым существам изначально, то открывается возможность скорректировать буддийскую доктрину.
 
Итак, буддизм утверждает, что есть состояние [ума], свободное от помрачений (А). Есть помрачения, отделяющие нас от этого состояния (Б). Соответственно, мы должны определённым образом преодолеть помрачения (постигнув их природу).
 
Однако, к этой схеме мы добавляем то самое упущенное звено: кроме А и Б есть ещё В – стремление от помрачённого состояния к непомрачённому. И тут возникает интересный парадокс. Оказывается, что после введения пункта В необходимость в пунктах А и Б отпадает. Пункт А – гипотетический и, прямо скажем, абстрактный, а пункт Б проистекает из него. А вот пункт В непосредственно дан нам в ощущениях и для того чтобы следовать этому стремлению, совсем не нужно постулировать наличие конечного пункта и чего-то, что нужно преодолевать на пути к этому пункту. Такой подход, кажется, более свойственен суфизму.
 
Чтобы яснее понять о чём речь, рассмотрим аналогию, в которой ищущего уподобим мужчине, влюблённому в женщину. Если спроецировать на эту ситуацию буддийский подход, то это выглядело бы следующим образом: мужчина устанавливает для себя некое идеальное состояние своих отношений с данной женщиной. Например - женитьба, дети, «и умерли они в один день». Всё, что мешает достижению этой цели, он считает препятствиями, которые необходимо так или иначе преодолеть. Соответственно, появляются понятия о желательных и нежелательных явлениях, целеустремлённость и прочее. При этом, что интересно, само чувство, сама любовь, как бы остаётся в стороне.
 
Нежелательное и желательное в буддизме закладывается уже в Четырёх Благородных Истинах. Духкха полагается нежелательной, избавление от духкхи – желательным. Помрачения полагаются препятствиями на пути от нежелательного к желательному. Буддизм всячески пытается отойти от дуализма, но сам же и порождает очередной дуализм.
 
Суфийский подход бы выглядел иначе: не выделяется никаких идеальных целей, взгляд направлен на то, что происходит прямо здесь и сейчас. А здесь и сейчас имеет место чувство, толкающее его делать всё самое лучшее для этой женщины. Без ожидания наград и установления целей. Просто каждый день, каждый час делать всё самое лучшее, так, будто нет ни будущего, ни прошлого. При этом подходе не требуется вводить концепцию о желаемом состоянии их отношений и соответственно, нет необходимости рассматривать какие-либо события как препятствия на пути к чему бы то ни было.
 
Таким образом, мы получаем сразу несколько следствий:
 
1. Путь приобретает векторный характер, а не путешествие в некий гипотетический пункт.
 
2. Исчезает своего рода аскетическое начало, свойственное буддизму (несмотря на то, что крайности аскетизма он отвергает). Это аскетическое начало обусловлено самим целеполаганием, появлением препятствий и необходимостью их преодоления. И порождает оно, например, такие явления как приверженность монашеству (буддизм изначально был сугубо монашеским учением), строгим регламентам поведения (Виная для монахов насчитывает несколько сотен правил и заповедей!) и т.д.
 
3. Сами «помрачённые импульсы» теперь предстают в новом свете – лишь как отражения и искажения изначального стремления.

Однако, безусловно, нельзя сказать, что буддизм лишён элементов и представителей второго пути. Здесь обсуждается только концептуальная основа учения. На практике многие буддисты избегают этой ловушки, но сама она, как мне кажется, заключена в изначальной концепции.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100