Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Молитва с точки зрения нейробиологии: друг, а не Абсолют  (Прочитано 1159 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля

Удивительно, но беседы с Богом не вовлекают регионы мозга, которые обрабатывают абстрактные концепции.
<...>
Мозг [эволюционно] развивался не для того, чтобы вступать в контакт с невидимыми сверхъестественными существами.*
Эти результаты могли бы и насторожить - почему не вовлекаются "регионы мозга, которые обрабатывают абстрактные концепции"?Выводы для атеиста могут быть пугающими,потому то он и не сделает их,не переступив себя - а вдруг эти мозги взаправду общаются с Реальным,потому и не включают ненужные регионы...   Ну,а если мозг(эволюционно) развивался "не для того",что же такое творится то!(непорядок,хотя странно,обычно учёные не спорят с репрезентативностью,или это не тот случай,типа - "исключение лишь подтверждающее..",неверифицируемо,нефальсифицируемо...Верю,ребята выкрутятся,деваться то некуда.) :)
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Суфии относятся к Богу как к Другу (дуст).
Такое отношение основывается на айате
Корана «Бог любит их, и они любят Его»
(5:54), смысл которого суфии понимают следую-
щим образом: именно любовь Бога к нам и вызы-
вает в нас ответную любовь к Нему. Фахр ад-Дин
Ираки, персидский суфий XIII века, определяет
дружбу с Богом как отношения, в которых любовь
Бога предшествует любви духовного путника.
Иными словами, Бог является нам Другом пото-
му, что Он привил нам опыт любви и добротолю-
бия. Можно понимать это так, что, с точки зрения
суфиев, друг — это тот, кто ведет нас к пережива-
нию опыта дружелюбия и любви.

Но существует и более глубокая причина для
того, чтобы обращаться к Богу как к Другу. По-
добное обращение, я полагаю, помогает обрести в
дружеских отношениях опыт единства. Имеется в
виду, что такого рода опыт дает нам возможность
перестать видеть себя отделенным от других. Эта
постепенная утрата фокусировки на себе самом
может начаться с сочувствия другим, затем выра-
сти до чувства идентификации с другими и даже
достигнуть кульминации в переживании опыта
единства, когда человек не сознает более никакого
разделения на «я» и «другие».

Д-р Алиреза Нурбахш. Дружба.
 (Отрывок)

Беседа будет опубликована полностью в журнале "Суфий" N 14.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

rimlyanin

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 856
  • Reputation Power: 21
  • rimlyanin barely matters.rimlyanin barely matters.
    • Просмотр профиля
Слово "наяривают" беру обратно )) :-[

N N

  • Особые ограничения
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 5584
  • Reputation Power: 0
  • N N hides in shadows.
    • Просмотр профиля
Камни молятся,цветы молятся,деревья молятся,птицы-звери не отстают,люди "наяривают".Каждый по разному))Весь мир молится.Бог и есть этот "мир".Кто же МОЛИТСЯ?

+100!

Вот образ идеальной молитвы: лепестки лотоса, словно пальчики, сложены в молитве. Жизнь - и есть молитва.

Наверное, точнее было бы спросить не "кто же молится", а для чего молится. Здесь тоже "наяривают" - мало не покажется: каждый стремится выпросить себе чего-нибудь. А настоящая молитва может быть только благодарственная: "Слава тебе, Господи! Благодарю тебя, Господи!".   :)

1, 2, 3, 4, 5... Вышел зайчик погулять... )))

rimlyanin

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 856
  • Reputation Power: 21
  • rimlyanin barely matters.rimlyanin barely matters.
    • Просмотр профиля
Камни молятся,цветы молятся,деревья молятся,птицы-звери не отстают,люди "наяривают".Каждый по разному))Весь мир молится.Бог и есть этот "мир".Кто же МОЛИТСЯ?

N N

  • Особые ограничения
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 5584
  • Reputation Power: 0
  • N N hides in shadows.
    • Просмотр профиля
Что плохо для тебя, Ему приятно,

Двусмысленно написано. Ведь можно и буквально понять: тебе плохо, а Ему от этого хорошо.

Цитировать
Что плохо для тебя, Ему приятно,
Что яд для одного, другому – мёд.
Кто чист, а кто нечист, кто празден иль усерден,
Меня тревожит мало, я на это не смотрю.

Сначала о Боге говорится в третьем лице ("Ему приятно"), потом - резкий переход на повествование от первого лица ("я" - и почему-то с маленькой буквы; Мне, Меня, Моя ...)

Так сколько же здесь богов - один или два?

Цитировать
Мне страсть нужна, горенье!
Будь же другом Пылающей души своей,
И пусть сгорят и мысли и слова

Любопытный момент: "Пылающей" написано с большой буквы как указание на Единый Источник Жизни и потом следует призыв к тому, чтобы быть другом души своей. Причём, быть другом не Другу, а душе своей. Очень, на мой взгляд, экзистенциально.  :) 


1, 2, 3, 4, 5... Вышел зайчик погулять... )))

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
С точки зрения нейронауки обращение к Богу не отличается от беседы с друзьями и соседями.
<...>
...истово верующие люди воспринимают Бога как конкретную персону - несмотря на теологически сложную и высоко абстрактную природу христианского Бога.

Удивительно, но беседы с Богом не вовлекают регионы мозга, которые обрабатывают абстрактные концепции.
<...>
Мозг [эволюционно] развивался не для того, чтобы вступать в контакт с невидимыми сверхъестественными существами.*

 Источник (англ.)

* * * * *

Как говорит Б. Паскаль,  «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и ученых»

Бог ученых, философов и теологов безупречен, но лишен жизненности - поскольку  у нас не развивался навык "вступать в контакт с невидимыми сверхъестественными существами".

Бог простого человека сам похож на человека**, он живой, он - друг, но тем самым теряет что-то от своей безупречности. Природные силы подталкивают человека к идолопоклонству: высшая сила должна быть видима или хотя бы ощутима .


------------------------------------
* When we look at prayer through the lens of neuroscience, we can make an interesting observation: Talking to God is not really different from talking to one's friends and neighbors.
 
 <...>
 strong believers process God as a concrete person – in spite of the theologically complex and highly abstract nature of the Christian God.

  Surprisingly, considering God’s postulated invisibility, omnipresence, omnipotence, and omniscience, we found that conversing with God was not associated with regions that process abstract concepts.
 
 The brain did not evolve to communicate with invisible supernatural beings.
 



* *
Притча Руми "Моисей и пастух" на эту тему:


 Однажды Моисей случайно подслушал, как некий пастух обращается к Богу с простодушной молитвой, в которой высказывает желание во всем служить Богу – стирать Ему одежду, выискивать вшей, целовать руки и кормить перед сном. Молитва пастуха заканчивалась словами: "Вспоминая о Тебе, не могу вымолвить ничего, кроме а-а-ах и о-о-ох". Моисей пришел в ужас, а затем набросился на пастуха с упреками. Неужто он не соображает, с кем говорит?! Бог – Творец Небес и земли, а он болтает с ним, будто с родным дядькой! Пастух горько каялся и, безутешный, ушел замаливать грех в пустыню. Но тут уже Господь сурово отчитал патриарха: Ему нужны не заученные фразы, а искренняя любовь и смирение. Не существует единственно верного способа высказываться о Боге:

Что плохо для тебя, Ему приятно,
Что яд для одного, другому – мёд.
Кто чист, а кто нечист, кто празден иль усерден,
Меня тревожит мало, я на это не смотрю.
Молитвы лучше или хуже не бывает:
Индус Мне молится, как молятся индусы,
Дравид исламский – как ему привычно.
Но оба Меня хвалят, оба – верно.
Не в правильных молитвах Моя слава,
А в том, что молятся! Не слышу даже слов
Произносимых, нужно лишь смиренье.
И Настоящее – вот в этом простодушье,
А не в словах! Забудь красивый слог,
Мне страсть нужна, горенье!
Будь же другом Пылающей души своей,
И пусть сгорят и мысли и слова

Источник
« Последнее редактирование: 10 јРЩ 2012, 23:21:21 от wayter »
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100