Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
Темы и вопросы - wayter > Темы
Проекции ума и реальность
(1/1)
wayter:
[Обсуждение здесь]
Сансара - ум, обращенный вовне и потерянный в своих проекциях; нирвана - ум, обращенный внутрь и распознающий собственную природу. *
Тулку Урген РинпочеПроекция - не всегда иллюзия. Многие проекции достоверно описывают реальность.
Если к идее о том, что всё является проекцией нашего ума, отнестись слишком буквально, то следующий шаг - солипсизм.
Тут важно понять, что существуют степени проективности.
В том, что касается объектов макромира, проективность ума минимальна. Камень - это камень. Стена - это стена. Она не исчезнет, если мы перестанем ее воспринимать умом. Проективность возникает, когда появляется отношение к стене или камню. То есть объект превращается в идею, связывающую его с нашим умом.
Проективность ума увеличивается в сфере понятий и концепций. Представление о человеке как о враге или друге, умном или глупом, красивом или уродливом обладает значительно более высокой степенью проективности, чем представление о человеке как физическом объекте. Мы проецируем на этот объект свои собственные представления о враждебности и т.п., которые только отчасти могут быть "объективными".
Таким образом, проективность увеличивается, когда мы поднимаемся над миром физических объектов. Физические законы управляют Природой и соответствуют минимальной проективности ума, но культурой, как и жизнью общества, в значительной степени управляют именно проекции.
Без проекций ума мы не могли бы ориентироваться в мире. Ум и мир - одно, так что проективность не следует понимать как ругательство и только лишь как указание на нашу ограниченность. При этом некоторые проекции являются грубым заблуждением - и их следует изучить и трансформировать в первую очередь. Далее следует понимание, что в той или иной степени любые наши представления проективны.
Осознать, что ум по своей природе проективен - то есть навязывает миру себя, и обрести в некоторой степени свободу от такого навязчивости - задача духовного Пути. Путь к просветлению лежит через осознание гибкости своих проекций - они могут и должны быть управляемы осознавшим себя и освободившимся умом. Нирвана - ум, обращенный внутрь и ненавязчиво осознающий свою природу.
----------------------------
* Оригинал на англ.: "Samsara is mind turned outwardly, lost in its projections; nirvana is mind turned inwardly, recognizing its nature." Tulku Urgyen Rinpoche
Навигация
[0] Главная страница сообщений
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской