Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
Духовная традиция > Буддизм
Запад дуккхи не боится
(1/1)
no-name:
--- Цитата: wayter от 01 бХЭвпСап 2017, 14:30:35 ---Далай-лама утверждает: "Мы все хотим быть свободными от страданий — это то, что не требует никаких дополнительных доказательств".
--- Конец цитаты ---
... Кто из нас не хочет, чтобы ему было хорошо? Найдется ли на земле тот, кто сознательно выберет страдания? Даже если и найдется, значит, они для него являются чем–то положительным. Благо, следовательно, является основой, объединяющей всех нас, и потому вполне может быть предметом философского исследования.
Итак – что такое Благо? Чем является? Откуда берется и по каким законам устроено? Благо — это то, что открывается нам исключительно через ощущения. Когда человеку хорошо, ему не надо логическим путем обосновывать свое состояние, поскольку одного ощущения чего–то положительного достаточно для обоснования мнения, что Благо в данный момент существует.
Наоборот, если кому–то плохо, надо ли раздумывать ему – плохо сейчас или нет? Одного ощущения чего–то плохого достаточно для осознания того, что хорошего в настоящую минуту нет. Критерием Блага, следовательно, являются наши ощущения, точнее – положительные и отрицательные эмоции, которые мы в них испытываем. Значит, когда мы обладаем набором определенного удовольствия, можно говорить о наличии Блага, и напротив, если мы претерпеваем страдания, следует констатировать отсутствие оного.
Таким образом, вполне обоснованной и достойной целью человеческой жизни должно быть стремление к первым и избежание вторых...
... Природа удовольствия такова, что оно всегда ценно только настоящим моментом. Можно ли вполне насладиться прошлым удовольствием? Доставит ли нам воспоминание о нем, каким бы прекрасным оно ни было, столько же радости, сколько мгновение, которое было заполнено им? К тому же, осознание потерянного во времени чего–то хорошего, приводит нас к печали. Тем более невозможно в настоящий момент испытать удовольствие, которое только еще ждет нас, ибо будущее всегда неопределенно, во многом сомнительно и не вполне нам принадлежит. Надежда на предстоящее тоже всегда чревата разочарованием: если ожидаемое не произойдет, это доставит нам немало страдания.
Поэтому только то удовольствие является несомненным Благом, которое происходит именно сейчас. Каждую минуту нашей жизни следует наполнять всеми возможными положительными эмоциями, и не оглядываться на прошлое и не смотреть в будущее, поскольку подобные занятия – пустые и неблагодарные. Только настоящее имеет смысл. Поэтому нам следует не терять его, не пропускать мимо, а максимально пользоваться им, делая собственную жизнь насыщенной и содержательной. Иначе можно провести ее в бесполезных раскаяниях или сожалениях об уже ушедшем прошлом или в бессмысленных заботах о неизвестном и еще не наступившем будущем, при этом наша жизнь пройдет мимо нас – будто бы ее не существовало совсем.
Не преступно ли поступать подобным образом по отношению к себе? Как видим, известнейший и знаменитый призыв – «живи настоящим» – не просто наивная декларация, а философская позиция, являющаяся довольно древней, вполне обоснованной... (отсюда, выделено мной)
~~~~~~~
Так что на Западе также есть свой собственный прообраз "буддизма". В кавычках потому, что невозможно, на мой взгляд, отнести к какому-то отдельному вероучению то, что является общечеловеческим наследием - в мысли и в поведении. Кроме того, так называемый "буддизм" сильно напоминает мне естественный эволюционный механизм адаптации индивида к окружающей действительности, что в народной мудрости отразилось как "рыба ищет где глубже, а человек - где лучше". Это, повторю, естественный процесс, заложенный в нас изначально, поэтому относить данное явление в какому-то вероучению, на мой непритязательный взгляд, не совсем корректно и не совсем уместно. При желании, конечно, можно подвести под этот механизм адаптации и устройства своей жизни некую теоретическую базу (аскетизм, гедонизм, эпикурейство, стоицизм и пр.), но стоит ли?
Фибоначи:
По моему Запад это и есть рай и нирвана на земле.
wayter:
Далай-лама утверждает: "Мы все хотим быть свободными от страданий — это то, что не требует никаких дополнительных доказательств".
Это, конечно, так, страдать мало кто хочет, но все же акценты в европейской культуре другие. В этой связи можно упомянуть очищающую роль страдания в христианстве или трансформирующие "добровольные страдания" в учении Гюрджиева.
Среди великих страданий в буддизме на первом месте - страдание от перемены. Но Запад дуккхи* не боится; культура наша фаустианская и использует неизбежные трудности и перемены жизни для высокой цели:
Я не ищу покоя столбняка.
Способность потрясаться - высока,
И непривычность чувства драгоценна
Тем, что роднит с безмерностью вселенной.
И.Гете. Фауст
--------------------
* Дуккха: в буддизме - страдание, беспокойство, озабоченность.
Навигация
[0] Главная страница сообщений
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской