Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
Темы и вопросы - wayter > Темы
Отождествление
(1/1)
wayter:
"Отождествление очень трудно описать, так как невозможно никакое определение. Такие, какими мы являемся, мы никогда не свободны от отождествления. Если мы полагаем, что мы не отождествляемся с чем-либо, мы отождествляемся с идеей о том, что мы не отождествлены. Вы не можете описать отождествление логическим образом. Вы должны найти момент отождествления, поймать его и тогда сравнивать все с этим моментом. Отождествление повсюду, в каждом моменте обычной жизни. Когда вы начинаете самонаблюдение, некоторые формы отождествления уже становятся невозможными. Но в обычной жизни почти все является отождествлением. Это очень важная психологическая особенность, пронизывающая всю нашу жизнь: мы не замечаем ее, так как находимся в ней".
П.Д.Успенский "Четвертый Путь"
* * *
Методологический принцип: прежде чем заносить явление в категорию "зла" (механичности) или "добра" (сознательности) и бороться с ним или же усиливать его, следует понять, какую функцию оно выполняет в жизни человека.
Гипотеза: отождествление это просто еще одно название для внимания.
Отождествление это переключение внимания на объект, который по каким-то причинам важен в данный момент для человека. Важность обычно определяется эмоциями. Поэтому мы отождествляемся с тем, по отношению к чему испытываем эмоции. Отождествление необходимо с эволюционной точки зрения, поскольку заставляет человека (или животное) сосредоточиться на том, что в данный момент представляет наибольшую опасность или может принести наибольшую пользу.
Отождествление, в интересующем нас аспекте, это неадекватное переключение внимания, когда мы уделяем этому объекту больше внимания, чем он заслуживает. Человек отождествляется с объектом своего желания, поскольку желание продуцирует эмоции. Объект как бы заполняет всю сферу сознания, занимает в нем несоответственно большое место, вытесняя все остальное.
Мы не можем жить без отождествления, поскольку в сфере нашего внимания всегда что-либо находится.
Фактически, отождествление - близкий "родственник" концентрации. С той лишь разницей, что при концентрации внимание сосредотачивается в соответствии с некоей осознаваемой целью.
Отсюда
* * *
Отождествить-ся значит отождествить себя с чем-то второстепенным, частичным, неполным. Был человек как человек, вдруг увлекся какой-то идеей настолько, что не видит ничего вокруг, не принимает возражений и аргументов против идеи. Возникает одержимость.
Одержимость это полное отождествление с частичным.
Отождествление - явление из разряда идолопоклонства, когда предмету поклоняется как Богу, это "придавание Богу сотоварищей".
Отождествление не учитывает все то, что важно для ситуации, поэтому оно ущербно:
Бедный малый в больничном бараке
Отдал душу мятежную Богу.
Он смотрел на дорожные знаки,
Но совсем не смотрел на дорогу.
Самуил Маршак
Отождествление (с частичным) есть грех. И наказание за грех, как известно из Библии, - смерть. )
* * *
--- Цитата: odin343 от 07 ШоЭп 2010, 07:49:29 ---
Интересно, а где границы "всей ситуации", насколько нужно широко охватывать вниманием ситуацию, чтобы быть "неотождествленным" и сколько нужно для этого псих. энергии?
--- Конец цитаты ---
Интересный вопрос.
Скажем, для диалога необходимо поддерживать внимание не только на себе, но и на собеседнике, а также включить в контекст хотя бы часть предыдущих взаимодействий с ним. Но часто вместо этого мы сфокусированы только на себе: это выражается, например, в желании любой ценой договорить, довести до конца свою мысль даже если она другому человеку неинтересна. Происходит отождествление с собой, своими чувствами и мыслями.
Нужно учитывать "контекстное целое" - то, что определяет ситуацию и придает ей смысл. Видимо, тут кроме внимания нужно еще подключать житейскую мудрость - без нее трудно решить, что важно для ситуации, а что не важно.
Теоретически чем шире "контекстное целое", чем больше мы учитываем, тем более "правильным" будет поведение. Но на практике, конечно, приходится очерчивать некие границы, поскольку ресурсы психики ограничены. Чем ближе к теме и к наличной ситуации, тем важнее контекст. Убывание важности происходит, так сказать, "обратно пропорционально квадрату расстояния".
Отсюда
* * *
Отождествление как психологическое явление связано с вполне конкретной и умопостигаемой особенностью психики, возникшей в результате эволюционной адаптации. Из-за нехватки ресурсов приходится сосредотачиваться на том, что в данный момент кажется наиболее важным. Что именно оказывается важным подсказывает нам наша природа, и она не всегда угадывает это правильно. Самовспоминание в этом случае оказывается компенсаторным методом, который позволяет поддерживать объемность восприятия, "алертность", включая в круг восприятия и самого наблюдающего субъекта, насколько это нам по силам.
Возникает вопрос: кто же наблюдает за этим субъектом? Ответ может носить не только метафизический характер: дело в том, что одна часть психики наблюдает другую; вместо автопилота подключается пилот.
Отсюда
* * *
Ответ на вопрос, существует ли единственно правильное самовспоминание (как метод борьбы с отождествлением).
"Один верующий для другого - зеркало", - говорится в хадисе. Означает ли это, что есть только один истинный "другой"? Нет, конечно. Аналогичным образом, наблюдение одной части личности другой может быть вполне полезной вещью.
Откуда у человека может взяться "готовое к употреблению" Истинное Я? Любые наши наблюдения и самонаблюдения относительны и несовершенны. Самовспоминание на некоторых уровнях - не экстатическое растворение в Истинном Я, когда все остальное исчезает. Это, скорее, психологическое состояние, требующее наблюдения и даже в чем-то осмысления происходящего.
У этого состояния могут быть разные уровни интенсивности и глубины. В суфизме считается, что есть "присутствие дыхания", связанное с алертностью и ощущением "здесь и теперь". Оно требует усилий, это состояние приходит и уходит. После долгой практики может наступить "присутствие сердца", оно же - исчезновение я. Это более интенсивное состояние, которое уже не требует специальных усилий и в определенном смысле является непреходящим.
Отсюда
Истинное "я" и способность неотождествляться.
Означает ли это, что "Истинное Я" - некий объект, отдельный от всего остального?
Мне близко такое понимание: один из признаков "истинности я" (где я понимается как конкретный психологический субъект) заключается в том, что этот конкретный субъект, человек, способен видеть ситуацию целиком. А неистинность состоит, в частности, в том, что этот субъект отождствляется с частичным - с собой-неистинным или другими объектами, не воспринимая ситуацию в ее цельности.
Таким образом, признак истинности я - способность не замыкаться на личностном, которое всегда частично и неполно, и готовность устремляться к безличностному, целому. Это движение от отождествления самого себя с частичным - к отождествлению себя с целым. Отождествляя себя с целым, мы теряем свои личностные качества и растворяемся в нем.
Разотождествление в таком понимании - это и конкретное психологическое усилие, и метафизический процесс растворения в Реальности.
Отсюда
* * *
Отождествление можно условно разделить на когнитивное (психологическое) и культурное.
Когнитивное о. - то, что происходит в текущий момент, когда внимание привлекается к второстепенному объекту и теряется объемность или целостность восприятия. Это "цепляние" за объекты восприятия в рамках конкретной ситуации без учета их реальной важности.
Культурное о. - чрезмерное полагание на культурные программы без попытки увидеть их как часть целого. Имеются в виду культурные установки (идеи, предрассудки, общественная мораль и т.п.).
Для когнитивного разотождествления необходимо, среди прочего, включить себя, свою персону, в сферу восприятия. Необходимо осознать, что собственная личность - неотъемлемая часть текущей ситуации и выйти за рамки обычного восприятия, которое сосредотачивается на объекте, но забывает о субъекте восприятия.
Для культурного разотождествления необходимо выйти за рамки заученных культурных программ и увидеть свою личность как часть и результат более общих - исторических и иных - процессов.
Разотождествление - движение в сторону подлинного "я". Но подлинное "я" не может стать объектом непосредственного внимания, оно открывается только как направленность* внимания, в данном контексте - как путь от отождествления к разотождествлению. Фактически речь идет о своего рода экстазе - выходе за пределы себя и личностного восприятия, которое сопровождается восторженным состоянием. Это состояние можно сопоставить с той особой эмоцией, которая, по Гурджиеву, необходима для самовспоминания.
---------------------
* См. тему "Реальность как векторная величина".
Отсюда
* * *
Интенциональность у Гуссерля и идея отождествления.
По мнению Гуссерля, истоки познавательной активности следует искать в интенциональном акте, в нацеленности сознания на предмет. Это его качество - одновременно и свидетельство активности сознания, и признак его "конечности": ведь если сознание "нацелено на то, а не на это", то оно ограничивает себя "тем" и не видит "этого". Если бы сознание не было "интересующимся", то любые возможные предметы были бы для него неразличимы; в силу того что все для него безразлично, оно и само существует, как это "всё".
Интересоваться чем-либо - значит выделять его из всего прочего, которое не представляет интереса. Это "все прочее" превращается во что-то вроде серого фона, на котором рельефно выступает предмет интереса. Следовательно, сознание сразу и создает предмет, и ограничивает себя определенной предметной областью; другими словами, оно становится конечным. Но осознать собственную конечность - значит в определенном смысле выйти за границу своего предметного мира. И это - выход в бесконечность, поскольку собственная предметная ограниченность, так сказать, "осталась за спиной". Следует иметь в виду, что осознание собственной конечности, а тем самым контакт с бесконечным (т. е. с "абсолютом"), рефлектирующий субъект получает с помощью того же метода редукции: следуя ее "возвратным" путем, сознание шаг за шагом устраняет предметные границы, одну за другой "заключает в скобки" все особенности любых предметов и тем самым преодолевает свою предметную ограниченность. Но за счет избавления от содержательности. Далее, поскольку предметы появились в результате интенционального акта, который совершает интересующееся сознание, то устранить предметное членение мира опыта возможно только в том случае, если сознание перестает интересоваться, превращает себя в незаинтересованного наблюдателя. Так в общих чертах выглядят предмет и метод феноменологии в "Логических исследованиях".
http://society.polbu.ru/mironov_philosophy/ch43_v.html
На форуме здесь
* * *
Основное обсуждение на форуме здесь
См. также тему "Отождествление и принцип доминанты"
Навигация
[0] Главная страница сообщений
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской