Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
Молитва Иисусова известна множеству православных как молитвенное правило или как добавление к нему, как одна из форм поклонения, возможность мгновенной молитвенной сосредоточенности, доступная в любую минуту, при любых обстоятельствах.
Многие писали о физических аспектах молитвы, дыхательных упражнениях, внимании к биению сердца и целом ряде других, менее значительных черт. Добротолюбие полно подробных указаний о сердечной молитве, даже со ссылками на технические приемы, разработанные суфизмом. Древние и современные Отцы занимались этой темой и всегда приходили к одному выводу: никогда нельзя браться за физические упражнения без неукоснительного руководства со стороны духовного отца.
Школа молитвы. Антоний Сурожский
Митрополит Антоний Сурожский (в миру Андрей Блум, 1914–2003) – один из наиболее авторитетных православных богословов мира, глава епархии Русской Церкви в Великобритании (Отсюда (http://prav-sky.ru/index.php/shkola-molitvy-surozhskiy.html))
(via участник форума Кяфир)
-
Исихазм и суфизм
Не только учение Джалаладдина Руми (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%BD_%D0%A0%D1%83%D0%BC%D0%B8), но и зикр (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B8%D0%BA%D1%80), сама (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%B0) и другие обряды тарикатов (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82) можно рассматривать как связанные с арианским и православным прошлым территорий Турции и Кавказа, с развитием восточными отцами, видимо, унаследованной от кумранитов, ессеев, терапевтов исихастской традиции, своеобразно интерпретированной затем тарикатами Малой Азии и Кавказа. (Не случайно первый паламитский император Иоанн Кантакузин (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD_%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%B7%D0%B8%D0%BD) так любил пляски дервишей). Непосредственной аналогией молитвенной практики исихазма является зикр хафи. При этом основная метафора суфизма (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC) - опьянение и вино, "зикр апеллирует к бессознательному", основная установка исихазма, наоборот, - трезвение, .[31 (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B7%D0%BC#cite_note-autogenerated2-31)"зоркая собранность сознания"] (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B7%D0%BC#cite_note-autogenerated2-31) Практика тарикатов затем, в свою очередь оказала влияние на русское имяславие (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D1%8F%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B5)[36] (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B7%D0%BC#cite_note-36).
Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B7%D0%BC#.D0.98.D1.81.D0.B8.D1.85.D0.B0.D0.B7.D0.BC_.D0.B8_.D1.81.D1.83.D1.84.D0.B8.D0.B7.D0.BC)
* * *
Не совсем точно относительно зикра хафи - установка на трезвение, присутствие, первична в суфизме. Присутствие может вести к отсутствию, но необходимы оба состояния. То есть "зоркая собранность сознания" имеет место в зикре.
-
Не совсем точно относительно зикра хафи - установка на трезвение, присутствие, первична в суфизме.
А когда в некоторых тарикатах во время экстатических ритуалов например протыкают себя всякими острыми предметами, они тоже находятся в состоянии трезвости и присутствии?
-
А когда в некоторых тарикатах во время экстатических ритуалов например протыкают себя всякими острыми предметами, они тоже находятся в состоянии трезвости и присутствии?
Вряд ли. Часто сочетается с сама и громким зикром. Ближе к экстатическому отсутствию, чем к присутствию.
-
Просто мне кажется что вы желаемое выдаете за действительное когда говорите что в суфизме первична установка на трезвость...
-
Просто мне кажется что вы желаемое выдаете за действительное когда говорите что в суфизме первична установка на трезвость...
Дело в том, что cуфизм бывает самый разный. Возможно, что в тех тарикатах, где практикуют протыкание тела острыми предметами, на трезвость не обращают большого внимания.
Но я ориентируюсь на другие проявления традиции. Для основной линии традиции будет более характерно сочетание трезвости и опьяненности, присутствия и отсутствия.
Дж.Нурбахш
ОТСУТСТВИЕ И ПРИСУТСТВИЕ
В суфийской терминологии "отсутствие" означает отсутствие для человека и самого себя, и мира. "Присутствие" означает присутствие человека в Боге. Некоторые наставники Пути считали отсутствие и присутствие двумя различными стадиями духовного пути. Мы же полагаем, что отсутствие есть результат присутствия. Пока не достигнуто одно, не будет возможным и другое.
Отсутствие без присутствия бессмысленно. Ведь и многие психически больные люди могут отсутствовать по отношению к себе и миру, но не пребывать в Боге.
Существуют два вида присутствия: "присутствие дыхания" и "присутствие сердца".
Обладающий "присутствием дыхания" поминает Бога с каждым дыханием, никогда не забывая Его. "Присутствие" такого рода ведет к "отсутствию" человека в мире.
"Присутствие дыхания" возникает благодаря собственному волению суфия. Оно воспламеняется любовью суфия к Богу. В этом состоянии поминающий и Поминаемый еще отличны друг от друга. "Присутствие дыхания" возникает на духовном уровне нафса ("самость"), когда приказывающее "я" трансформируется в обвиняющее "я", а затем в успокоенное "я". На этом уровне могут возникнуть и проблески "присутствия сердца", но они появляются лишь на короткое время и немедленно исчезают.
"Присутствие сердца" возникает благодаря настойчивости в "присутствии дыхания". "Присутствие дыхания" – необходимое, но не достаточное условие для "присутствия сердца". Для того, чтобы человек достиг "присутствия сердца", необходимы также благоволение и поддержка Бога. Чтобы возникло "присутствие сердца", дух должен быть привлечен любовью или Божественным притяжением. Когда достигнуто "присутствие сердца", поминающий и Поминаемый становятся одним.
"Присутствие сердца" соответствует духовному уровню сердца. На этом уровне "присутствие сердца" длительно и неослабевающе.
Я настолько потерял себя
в поминании Тебя,
Что ищу вестей о самом себе
у всех, к ого встречаю на пути.
-
Хорошо, а в каком тогда смысле вы понимаете слово трезвость? Если взять ваш пример с присутствием-отсутствием то можно сказать что опьянение это результат трезвости что ли? :)
-
Интересная статья. Большая, правда... Если набрать в "Найти" "суф" - будут выделены наиболее интересные места.
http://www.bogoslov.ru/text/3013197.html
... та важная роль, которую отводят телу исихазм, йога и суфизм, заслуживает самого пристального внимания. Углублённое проникновение в соматопсихический символизм этих трёх традиций позволит полнее осознать смысл призыва «славить Бога своими телами».
-
Собственно сам текст.
Моли́тва Иису́сова:[/size]«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».[/color]
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской