Абдул-Маджд Мадждуд ибн Адам Санайи
(1080-1140)
По легенде, талант Санайи был замечен в раннем возрасте, в результате чего он получил должность придворного поэта при дворе шаха Масуда III. Он имел богатство и высокое положение, но в один прекрасный момент, после разговора с одним юродивым, он отказался от своей прежней жизни и вступил на суфийский Путь. Его наставником на этом Пути называют известного суфийского шейха Йусуфа Хамадани.
Санайи много странствовал, совершил паломничество в Мекку, и в конце вернулся в родной город Газну, где и умер в 1140 году.
Главным трудом Санайи называют книгу <Сад истин>, содержащую большое количество притч (из них, притча про слепых сследователей слона, является, пожалуй, одной из самых известных).
Кроме того, им написано много поэм и лирических стихотворений, включая четверостишия - как и многие его современники, Санайи не избежал влияния Омара Хайяма, этого воистину великого поэта и ученого.
У некоторых исследователей есть основания полагать, что малая поэма Санайи <Странствие рабов Божиих к месту возврата> могла явиться прообразом <Божественной комедии> Данте.
Вообще, работы Санайи имели большое влияние на творчество многих его последователей, таких как Дж. Руми и Аттар. И новые, только сейчас открываемые работы еще не очень широко известных суфийских поэтов и писателей так же содержат отрывки из Санайи.
По свидетельствам переводчиков с арабского и персидского, тексты, которые писались мастерами слова - суфиями, были поразительно красивы по содержанию, наполнены тонким и мягким юмором и имели музыкальное звучание. А их проза, зачастую, была даже поэтичнее стихов. Кроме того, некоторые тексты писались так, что читающий их вслух одновременно выполнял дыхательные упражнения.
В конце хочется добавить, что большинство из тех людей, кого мы сейчас называем суфиями, были очень хорошо образованы и продолжали учиться всю жизнь. Большую часть из известных им религиозных книг, а так же и других произведений того времени в стихах и прозе, они знали наизусть и легко цитировали. Они, вообще, прекрасно владели словом и были, зачастую, мастерами сразу в нескольких науках.
Они были действительно со всех сторон в высшей степени достойные люди.
А теперь притча.
КОСОЙ
Один человек уверял своего приятеля, что в глазах у косых людей все двоится, а тот не соглашался с этим поверьем. Наконец они решили спросить у самого косого и, разыскав такого, задали ему этот вопрос. Косой всячески отрицал эту особенность своих глаз и в разгаре спора воскликнул:
- Ведь я вижу две луны, а не четыре!
Тот, кто не верил в это качество косых, был вынужден согласиться, сказав при этом:
- Каждый человек вообще все видит по-своему. Так было задумано Создателем, но цели этого для нас непостижимы.
Информаци взята в основном из книги "Суфии: Собрание притч и афоризмов." -
М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. - 640 с (Серия "Антология мысли").
Кто может поправить или дополнить - милости прошу и заранее спасибо.