Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
Вопрос:
Недавно прочел стих из книги "Сокровища вспоминания" (Руми), там есть такие строки:
У тебя на счету немало благочестивых поступков,
посты и ежедневные молитвы,
но ты эти деяния не смаковал.
Должен быть вкус,
зерно наслаждения, а иначе ягода
не произведет молодое деревце,
которое позднее станет плодоносящим древом.
В связи с этим возник вопрос: не очень понятно, как можно смаковать
свои благочестивые деяния и не впасть в самолюбование и гордыню? Ведь если обращать внимание на свои хорошие поступки, то возникнет соблазн гордыни за себя. А если совсем не обращать, то как понять, что же именно смаковать? )
* * *
Ответ:
Почему-то считается, что по пути истины и служения должно двигаться через силу и без удовольствия:
Делать добро моим близким привык я, но только, к несчастью,
С радостью благо творю, сердцем их нежно любя.
Как же тут быть? Ненавидь их, и, полон враждою и злобой,
Благо твори: лишь тогда будешь ты нравственно прав.
Шиллер
Но почему, собственно говоря? Духовная радость это совсем не то же самое, что самолюбование и гордыня. А служение через силу и без радостной заинтересованности либо скоро прекращается, либо может переродиться в раздражение и неприязнь.
-
Трудно отделить, но м.б. радость за других, это и есть радость, а радоваться за себя любимого, за свои поступки, это и есть уже отклонение в сторону гордыни?
Выход?
Просто радоваться и не приписывать к этому себя? Или можно приписать, но не думать что ты "один такой"? :-)
Хотя это бывает иногда так неожиданно и мысль может подкрасться незаметно :-))
-
Но почему, собственно говоря? Духовная радость это совсем не то же самое, что самолюбование и гордыня. А служение через силу и без радостной заинтересованности либо скоро прекращается, либо может переродиться в раздражение и неприязнь.
Из газеты:
"Почему я занимаюсь благотворительностью? Потому что это кайф!"
Но ведь можно спокойно думать, что испытываешь духовную радость, а на самом деле быть горделивым и заниматься самолюбованием. Как же отличить одно от другого?
-
Но ведь можно спокойно думать, что испытываешь духовную радость, а на самом деле быть горделивым и заниматься самолюбованием. Как же отличить одно от другого?
Мне кажется, что некоторый элемент самолюбования остается в любом случае, т.к. нафс всегда остается нафсом, и самолюбование в его природе. Но если в человеке "активированы" более высокие слои психики (того же нафса или выше), то тогда появляется возможность испытывать и более возвышенные виды радости. Т.е. нафс все равно будет отмечать "какой я хороший", но сверху ему скажут, что есть и кое-что получше.
-
Я согласен с kopernick.
* * *
Как отличить здоровый аппетит от чревоугодия? Если отличить трудно, означает ли это, что все надо есть с отвращением - на всякий случай? В наших ли силах избавиться от удовольствия, когда проголодался, а на столе аппетитные закуски?
Вряд ли можно провести точную границу между аппетитом и чревоугодием. Но какие-то признаки становятся все более явственными по мере того, как аппетит переходит в чревоугодие: внимания еде уделяется все больше, а талия становится все толще :)
Что-то сходное происходит и с тщеславием, самолюбованием и другими милыми качествами, которые, подобно аппетиту, так или иначе коренятся в нашей природе.
-
СМАКОВАНИЕ:
"Когда я ем, - я ем. Дурак будет смеяться, но умный поймёт."
[Линь-цзы]
8)
-
"... одной из тех, кто испытывал необыкновенную сердечную радость на Пути,
была Федха, которая также была замужней женщиной. Она учила, что
"радость сердца должна быть счастьем, основанным на что мы осознаем внутренним чувством ; поэтому мы должны всегда стремиться радоваться в пределах нашего сердца, пока каждый вокруг нас также не возрадуется...."
http://www.uksufi.co.uk/Russian/zhenshiny_v_sufizme.htm
-
СМАКОВАНИЕ:
Анаами Баба и Анаами Дасс пили чай.
"Ты дурак,-- сказал наконец Баба.-- Зачем тебе Бог? Пей чай!" ))
-
2. Не отказывайся от удовольствий, ибо их просит душа, а она от Бога.
Дети пишут Богу
Отсюда (http://iliya-popov.chat.ru/let_god4.htm)
-
К одному старцу-пустыннику пришел молодой инок. "Авва, - сказал он, - когда я делаю добро, помысел говорит мне, что я хорошо делаю, и это меня смущает. Я боюсь, как бы не развился во мне дух гордости".
"Сын мой, - отвечал ему старец, - было два земледельца, у которых для посева была только плохая пшеница, смешанная с разным мусором и семенами сорных трав. Один из них совершенно отказался сеять, не желая тратить свой труд на плохой урожай - ведь непонятно, что еще вырастет от такого зерна. Другой посеял и собрал немного пшеницы, хотя и плохого сорта, и засоренной. Выдался голодный год; но второму все-таки было что есть, хотя и с трудом. Первый же оказался в безвыходном положении. Который из них поступил лучше?"
"Тот, который посеял, - сказал инок." "Так и мы, - заключил старец, - давай будем сеять пшеницу добрых дел, хотя бы к ней и был примешан мусор дурных побуждений".
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской