Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
Из книги: Андрей Тарковский. Мартиролог. Дневники 1970 - 1986
Международный Институт имени Андрея Тарковского. 2008
Цитаты:
Вечером. Увлекся дзеном. Сейчас читаю чью-то диссертация или просто исследование о Коане. Очень интересно. (Стр.73)
* * *
"Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном (иератическом и магическом) языке намека и внушения нечто неизлагаемое, неадекватное внешнему слову. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в последней глубине... Он - органическое образование, как кристалл. Он даже некая монада - и тем отличается от сложного и разложимого состава аллегории, притчи или сравнения... Символы несказанны и неизъяснимы, и мы беспомощны перед их целостным тайным смыслом" (Вяч.Иванов)
Вспоминается дзен-буддизм. А что же тогда, вернее: не такими ли качества обладает образ как таковой? (Стр.147)*
* * *
Перечитал Кастанеду: "Уроки Дона Хуана". Замечательная книга! И очень правдивая, потому что 1)мир совсем не такой, как нам он представляется, и 2) он вполне может стать другим при определенных условиях. (Стр.195)
* * *
С огромных энтузиазмом читаю интереснейшую книгу (перевод в английского) Успенского "В поисках чудесного" об уроках Гурджиева. "Новая модель Вселенной" - его же книга, Успенского.
<...> "Грех - это то, что не является необходимым".
(Слова Гурджиева из книги Успенского "В поисках чудесного") (Стр.320)
* * *
Надо серьезно заняться медитацией... буддизмом. А как было бы замечательно жить где-нибудь в Италии или в Швейцарии, а на отдых уезжать на Цейлон; пока просто приглядеться.
Да, не помню, говорил ли я о концепции Гурджиева? Я не поверил ей, т.к., будучи агностиком, столкнулся с "универсальной" концепцией конструкции вселенной и роли в ней человека. Я не верю всезнайкам Я допускаю веру, но не знание. А Гурджиев предлагает прямо-таки "метод" существования на основе конструкции, ясной автору от самого начала до самого конца, - что является бессмыслицей в рамках нашего причинного бесконечного мира. (Стр.346)
* * *
Дато Эристави дал мне экземпляр ксерокопии книги Розенберга "Проблемы буддийской философии", начал читать. Говоря о "Сталкере" (единственный фильм, который он видел), Дато сказал: "И это не фильм, это - учение". (Стр.382)
* * *
Вчера, нет сегодня утром во время медитации снова увидел голубой свет. (Несколько дней тому назад Анжела посмотрела на меня и сказала: "Ты больше не видишь голубой свет?" "Не вижу", ответил я.) А сегодня утром снова увидел. Это хороший знак. (Стр. 457)
------------------------
* Тарковский приводит это же место из Вяч.Иванова в тексте "Запечатленное время" и далее пишет: "Образ как наблюдение... Как тут снова не вспомнить японскую поэзию?!" Источник (http://orthodisc.su/texty/vrema/vrema6.html)
Подчеркивания в тексте - авторские.
-
Из книги: Андрей Тарковский. Мартиролог. Дневники 1970 - 1986
Международный Институт имени Андрея Тарковского. 2008
Цитаты:
Вечером. Увлекся дзеном. Сейчас читаю чью-то диссертация или просто исследование о Коане. Очень интересно. (Стр.73)
* * *
Скорее всего речь идет о диссертации Григория Померанца. Музыкальный партнер Тарковского по нескольким фильмам Эдуард Артемьев упоминает об этой диссертации (судя по цитате, Тарковский был знаком с Померанцом):
Пригласив меня на эту картину, он (Тарковский) предложил прочитать диссертацию Григория Померанца «Основы дзен-буддизма». Эту работу не приняли к защите, и ученый дал ее почитать Тарковскому, а Тарковский — мне. Помню, я пришел домой, сел читать… и всю переписал для себя. Мне открылся новый мир!
http://orthodisc.su/texty/vospominania/Artemev.html
-
из интервью
В высшем смысле этого понятия — свобода, особенно в художественном смысле, в смысле творчества, не существует. Да, идея свободы существует, это реальность в социальной и политической жизни. В разных регионах, разных странах люди живут, имея больше или меньше свободы; но вам известны свидетельства, которые показывают, что в самых чудовищных условиях были люди, обладающие неслыханной внутренней свободой, внутренним миром, величием. Мне кажется, что свобода не существует в качестве выбора: свобода - это душевное состояние. Например, можно социально, политически быть совершенно «свободным» и тем не менее гибнуть от чувства бренности, чувства замкнутости, чувства отсутствия будущего.
Что же касается свободы творчества, то о ней вообще нельзя спорить. Ни одно искусство без неё не может существовать. Отсутствие свободы автоматически обесценивает художественное произведение, потому что это отсутствие мешает последнему выразиться в самой прекрасной форме. Отсутствие этой свободы приводит к тому, что произведение искусства, несмотря на своё физическое существование, на самом деле не существует. В творчестве мы должны видеть не только творчество. Но, к сожалению, в ХХ веке господствующей является тенденция, при которой художник-индивидуалист, вместо того, чтобы стремиться к созданию произведения искусства, использует его для выпячивания собственного «я». Произведение искусства становится выразителем «я» его создателя и превращается, как бы сказать, в рупор его мелких претензий. Вам это известно лучше, чем мне. Об этом очень много писал Поль Валери. Наоборот, подлинный художник, а более того — гений, являются рабами дара, которым они наделены. Они обязаны этим даром людям, питать которых духовно и служить им были избраны. Вот в чём для меня заключается свобода.
http://orthodisc.su/texty/Tarkovskiy/interwiu.html (http://orthodisc.su/texty/Tarkovskiy/interwiu.html)
-
Сегодня А.Тарковскому исполнилось бы 80 лет.
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской