Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Мистические интересы Андрея Тарковского: дзен, Гурджиев, Кастанеда  (Прочитано 2135 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Сегодня А.Тарковскому исполнилось бы 80 лет.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Anna

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 240
  • Reputation Power: 0
  • Anna has no influence.
    • Просмотр профиля
    • Арт коучинг
Тарковский о свободе
« Ответ #3 : 25 РТУгбвР 2010, 14:11:36 »
из интервью

Цитировать
В высшем смысле этого понятия — свобода, особенно в художественном смысле, в смысле творчества, не существует. Да, идея свободы существует, это реальность в социальной и политической жизни. В разных регионах, разных странах люди живут, имея больше или меньше свободы; но вам известны свидетельства, которые показывают, что в самых чудовищных условиях были люди, обладающие неслыханной внутренней свободой, внутренним миром, величием. Мне кажется, что свобода не существует в качестве выбора: свобода - это душевное состояние. Например, можно социально, политически быть совершенно «свободным» и тем не менее гибнуть от чувства бренности, чувства замкнутости, чувства отсутствия будущего.
        Что же касается свободы творчества, то о ней вообще нельзя спорить. Ни одно искусство без неё не может существовать. Отсутствие свободы автоматически обесценивает художественное произведение, потому что это отсутствие мешает последнему выразиться в самой прекрасной форме. Отсутствие этой свободы приводит к тому, что произведение искусства, несмотря на своё физическое существование, на самом деле не существует. В творчестве мы должны видеть не только творчество. Но, к сожалению, в ХХ веке господствующей является тенденция, при которой художник-индивидуалист, вместо того, чтобы стремиться к созданию произведения искусства, использует его для выпячивания собственного «я». Произведение искусства становится выразителем «я» его создателя и превращается, как бы сказать, в рупор его мелких претензий. Вам это известно лучше, чем мне. Об этом очень много писал Поль Валери. Наоборот, подлинный художник, а более того — гений, являются рабами дара, которым они наделены. Они обязаны этим даром людям, питать которых духовно и служить им были избраны. Вот в чём для меня заключается свобода.

http://orthodisc.su/texty/Tarkovskiy/interwiu.html

nothing

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 255
  • Reputation Power: 0
  • nothing has no influence.
    • Просмотр профиля
Из книги: Андрей Тарковский. Мартиролог. Дневники 1970 - 1986
Международный Институт имени Андрея Тарковского. 2008


Цитаты:

Вечером. Увлекся дзеном. Сейчас читаю чью-то диссертация или просто исследование о Коане. Очень интересно. (Стр.73)

* * *

Скорее всего речь идет о диссертации Григория Померанца. Музыкальный партнер Тарковского по нескольким фильмам Эдуард Артемьев упоминает об этой диссертации (судя по цитате, Тарковский был знаком с Померанцом):

Цитировать
Пригласив меня на эту картину, он (Тарковский) предложил прочитать диссертацию Григория Померанца «Основы дзен-буддизма». Эту работу не приняли к защите, и ученый дал ее почитать Тарковскому, а Тарковский — мне. Помню, я пришел домой, сел читать… и всю переписал для себя. Мне открылся новый мир!

http://orthodisc.su/texty/vospominania/Artemev.html

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Из книги: Андрей Тарковский. Мартиролог. Дневники 1970 - 1986
Международный Институт имени Андрея Тарковского. 2008


Цитаты:

Вечером. Увлекся дзеном. Сейчас читаю чью-то диссертация или просто исследование о Коане. Очень интересно. (Стр.73)

* * *

  "Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном (иератическом и магическом) языке намека и внушения нечто неизлагаемое, неадекватное внешнему слову. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в последней глубине... Он - органическое образование, как кристалл. Он даже некая монада - и тем отличается от сложного и разложимого состава аллегории, притчи или сравнения... Символы несказанны и неизъяснимы, и мы беспомощны перед их целостным тайным смыслом" (Вяч.Иванов)

Вспоминается дзен-буддизм. А что же тогда, вернее: не такими ли качества обладает образ как таковой? (Стр.147)*

* * *

Перечитал Кастанеду: "Уроки Дона Хуана". Замечательная книга! И очень правдивая, потому что 1)мир совсем не такой, как нам он представляется, и 2) он вполне может стать другим при определенных условиях.  (Стр.195)


* * *

С огромных энтузиазмом читаю интереснейшую книгу (перевод в английского) Успенского "В поисках чудесного" об уроках Гурджиева. "Новая модель Вселенной" - его же книга, Успенского.

<...>  "Грех - это то, что не является необходимым".
            (Слова Гурджиева из книги Успенского "В поисках чудесного") (Стр.320)


* * *

Надо серьезно заняться медитацией... буддизмом. А как было бы замечательно жить где-нибудь в Италии или в Швейцарии, а на отдых уезжать на Цейлон; пока просто приглядеться.

Да, не помню, говорил ли я о концепции Гурджиева? Я не поверил ей, т.к., будучи агностиком, столкнулся с "универсальной" концепцией конструкции вселенной и роли в ней человека. Я не верю всезнайкам Я допускаю веру, но не знание. А Гурджиев предлагает прямо-таки "метод" существования на основе конструкции, ясной автору от самого начала до самого конца, - что является бессмыслицей в рамках нашего причинного бесконечного мира. (Стр.346)

* * *

Дато Эристави дал мне экземпляр ксерокопии книги  Розенберга "Проблемы буддийской философии", начал читать. Говоря о "Сталкере" (единственный фильм, который он видел), Дато сказал: "И это не фильм, это - учение". (Стр.382)

* * *

Вчера, нет сегодня утром во время медитации снова увидел голубой свет. (Несколько дней тому назад Анжела посмотрела на меня и сказала: "Ты больше не видишь голубой свет?" "Не вижу", ответил я.) А сегодня утром снова увидел. Это хороший знак. (Стр. 457)



------------------------
* Тарковский приводит это же место из Вяч.Иванова в тексте "Запечатленное время" и далее пишет:  "Образ как наблюдение... Как тут снова не вспомнить японскую поэзию?!" Источник


Подчеркивания в тексте - авторские.
« Последнее редактирование: 03 ШоЭп 2010, 11:06:41 от wayter »
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100