Духовная традиция и современность

Духовная культура => Вечные вопросы => Тема начата: wayter от 14 ЮЪвпСап 2013, 14:09:48

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Дух стихии
Отправлено: wayter от 14 ЮЪвпСап 2013, 14:09:48
Люди раньше поклонялись духам стихий - воды, земли, воздуха.
 
Что такое "дух воды", если посмотреть на этот вопрос с современной точки зрения? Дух это скрытые сущностные свойства стихии - то, что проявляется при погружении в воду. Плавники рыб выявляют скрытые свойства воды, позволяя рыбе плавать.
 
Что такое "дух воздуха"? Эта его скрытая  особенность, о которой мы узнаем, глядя на полет птиц. Крыло повествует о  том, что является сутью воздуха для птицы. Если бы не существовало духа  воздуха, если бы птица не была погружена в эту стихию, крыло бы не  возникло. Крыло - доказательство существовани духа воздуха.
 
Cуществование  разума говорит о том, что в космосе должен присутствовать разумный дух,  который проявляет свои скрытые сущностные качества в человеке. Человек  погружен в скрытую стихию, и только благодаря духу этой стихии он  разумен и одухотворен. "Где-то в недрах мироздания должен быть источник  тех ментальных и духовных состояний, которые мы обнаруживаем в себе".  (М.Эпштейн)
 
Трудно или невозможно было бы показать, что этот дух носит личностный характер (только сверхличностный очевиден)  и является знакомым нам Богом религий. Но нет сомнения, что он незримо  присутствует в космосе, делая существование личности, как и любую  субъективность, возможной. Его присутствие раскрывается в бытии человека, погруженного в космическую стихию, и в человеческой истории.
 


На сходную тему из "Золотого Века":
 
 Представляется правомочным задать вопрос: какие особенности нашего мира сделали возможным появление духовного человека? Один из основных вопросов духовной культуры можно сформулировать так: “каким образом возможен духовный человек?” Если жизнь тела поддерживается специфическими свойствами природы, то возможно, что и жизнь духа возникает и поддерживается благодаря определенным космическим силам “неравнодушной природы”. Дух есть природное [или: проявленное в природе] явление. Существование духовного человека возможно, поскольку мир проникнут Духом.
Название: Re: Дух стихии
Отправлено: plot от 14 ЮЪвпСап 2013, 14:52:13
Вопрос - Дух ли то, о чём идёт речь. Птица сигнализирует о существовании более "простого" явления - воздуха.
Соответственно разум должен сигнализировать о некоей более простой среде. Скажем - о сознании-восприятии. Видимо, оно и является основой и средой для разума.
Название: Re: Дух стихии
Отправлено: wayter от 15 ЮЪвпСап 2013, 00:04:16
Вопрос - Дух ли то, о чём идёт речь. Птица сигнализирует о существовании более "простого" явления - воздуха.
Соответственно разум должен сигнализировать о некоей более простой среде. Скажем - о сознании-восприятии. Видимо, оно и является основой и средой для разума.

Можно и так подойти. Человек смотрит в небо, видит там птицу и понимает, что птица летит в воздухе,  а не в безвоздушном пространстве.

Или: человек смотрит в небо, видит птицу и понимает, что птица с  ее крыльями приспособлена к полету; крыло, в соответствии с законами аэродинамики, отражает и использует скрытые свойства воздуха. А без этого не взлететь. И птица "знала" эти свойства воздуха задолго до того, как о них узнали конструкторы самолетов (полет птиц изучается до сих пор) - то есть особенности взаимодействия крыла и воздуха отнюдь не очевидны.
Название: Re: Дух стихии
Отправлено: plot от 15 ЮЪвпСап 2013, 07:31:14
Вопрос - Дух ли то, о чём идёт речь. Птица сигнализирует о существовании более "простого" явления - воздуха.
Соответственно разум должен сигнализировать о некоей более простой среде. Скажем - о сознании-восприятии. Видимо, оно и является основой и средой для разума.

Можно и так подойти. Человек смотрит в небо, видит там птицу и понимает, что птица летит в воздухе,  а не в безвоздушном пространстве.

Или: человек смотрит в небо, видит птицу и понимает, что птица с  ее крыльями приспособлена к полету; крыло, в соответствии с законами аэродинамики, отражает и использует скрытые свойства воздуха. А без этого не взлететь. И птица "знала" эти свойства воздуха задолго до того, как о них узнали конструкторы самолетов (полет птиц изучается до сих пор) - то есть особенности взаимодействия крыла и воздуха отнюдь не очевидны.
Исходя из такого подхода и птица свидетельствует о Духе. И вся Вселенная, которая, как известно, будто специально создана для человека. Это красиво, но, к сожалению, не очевидно. Но в целом, не очевидно и обратное ).
Нечто подобное есть у Уилбера, а он, как я понимаю, взял это из индуистской философии. Дух это и элементарная основа мира, базовый холон, и наивысший холон, к которому в своём развитии стремится Бытие, как бы точка тяготения Вселенной. То есть Вселенная оказывается и творением Духа и средством его самопознания (?). Очень похоже на суфийского Симурга.
Название: Re: Дух стихии
Отправлено: wayter от 15 ЮЪвпСап 2013, 12:59:27
У меня в саду между деревьями натянута прозрачная леска. Ее практически не видно, и когда ранней весной заходишь в сад, кажется, что ее нет. Потом эту леску нащупывает плющ, и к концу лета или через пару лет на месте лески я вижу зеленые заросли, которые как бы повисли в воздухе.

Леска - скрытая особенность, неявленная структура моего садового мира. Эта потаенная особенность становится проявленной благодаря появлению живого. Когда живое начинает взаимодействовать со скрытым устройством моего мира, тайное становится проявленным - не непосредственно, но опосредованно, благодаря приспособившейся к скрытому жизни.

Человечество, вынужденное приспосабливаться к миру - на более поздних этапах прежде всего посредством техники (в широком смысле этого слова) - занимается тем же самым, раскрытием потаенного.

По Хайдеггеру, "Техника — вид раскрытия потаенности. Если мы будем иметь это в виду, то в существе техники нам откроется совсем другая область. Это — область выведения из потаенности, осуществления истины". (М.Хайдеггер."Вопрос о технике". Подробнее здесь (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=7347.msg63305#msg63305). "Когда-то словом “техне” называлось и то раскрытие потаенного, которое выводит истину к сиянию явленности".)

Также по теме: Спрятанное сокровище. (Ключевые темы 1.1) (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=755.msg4288#msg4288)
Название: Re: Дух стихии
Отправлено: plot от 15 ЮЪвпСап 2013, 13:08:37
Утащил.
Название: Re: Дух стихии
Отправлено: wayter от 16 ЮЪвпСап 2013, 11:31:10

С эволюционной точки зрения биологические изменения являются результатом приспособления к окружающей среде.

Вопрос: к чему именно приспосабливалась природа, создавая разумного человека, который, как известно, сотворен по образу и подобию Божию [согласно религиозной версии].


[Небесный Адам Кадмон как парадигма земного человека]


Мир «Адам Кадмон» называется «Адам», потому что его строение (сфирот йошер со светом отдачи) — это корень (зародыш) человека нашего мира. здесь (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%B0%D0%BC_%D0%9A%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%BE%D0%BD)

*

[Адам Кадмон и Пуруша]

 Адам Кадмон («Адам первоначальный», «человек первоначальный»), в мистической традиции иудаизма абсолютное, духовное явление человеческой сущности до начала времён как первообраз для духовного и материального мира, а также для человека (как эмпирической реальности). Представление об А. К,- иудаистический вариант гностической мифологемы антропоса; как и последняя, оно соотносимо с образами  Пуруши и Гайомарта в индо-иранской традиции. Его специфика выявляется в контексте интерпретации библейского рассказа о сотворении человека (см. Адам): некоторые толкователи различали Адама, созданного из земли (Быт. 2, 7), и Адама, сотворённого «по образу и подобию божьему» (1, 27). Эти слова воспринимались как указание на соединение в А. К. мужского и женского начал (очень древний и распространённый мифологический мотив двуполости первочеловека). Но эти же слова подвергались сомнению в связи с усилением веры в трансцендентность бога; поэтому возникло толкование (приписываемое рабби Акибе, 1-2 вв.), согласно которому человек был сотворён «по образу» не бога, но А. К. Филон Александрийский (1 в. до н.э.-1 в. н.э.) соединил эти представления с платоновской концепцией идеи как вневременного образца вещи: «небесный человек» (который, между прочим, изъят из разделения на мужской и женский пол) есть идеальная парадигма «земного человека». Полное развитие мифологема А. К. получила в пантеистически окрашенной каббалистической мистике 13-18 вв., трактующей А. К. как онтологически необходимое соединительное звено между абсолютно бескачественной и неопределимой беспредельностью бога и его самоопределением через полагаемые им же формы. В «Зогаре» («Книга сияния», написанная на арамейском языке в Кастилии в конце 13 в. и принадлежащая, по-видимому, Моисею Леонскому) говорится, что «образ человека заключает в себе все миры горние и дольние» и что образ этот избран «святым старцем» (т. е. богом) для себя самого (талмудический трактат «Ядра рабба» 144 а). Символ А. К. был воспринят эклектической символикой масонства, где он соотносился с эмблемой шестиконечной звезды, т. н. Давидова щита (как символа взаимопроникновения «горнего человека» и «дольнего человека»).

 С.С.Аверинцев

Отсюда (http://myths.kulichki.ru/enc/item/f00/s00/a000060.shtml)



Название: Re: Дух стихии
Отправлено: wayter от 16 пЭТРап 2014, 01:18:58

Человечество, вынужденное приспосабливаться к миру ... занимается ... раскрытием потаенного.



Разные области мозга менялись неодинаково. На первом месте по скорости и масштабу изменений стоит лобная доля. Она, что приятно, отвечает за мышление. Источник (http://postnauka.ru/faq/21800)

*

...в действительности совершенство Божественной Любви проявляет себя как Вселенский Разум; совершенство Любви - то же самое, что и Вселенский Разум.

Дж.Нурбахш. Путь. Духовная практика суфизма.М.2007.C.78.

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100